Представление Счетной палаты РФ от 28 мая 2015 г. N ПР 09-83/09-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования", по результатам которой выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Росприроднадзором в нарушение пункта 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 20 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н, показатели бюджетной росписи были доведены до территориальных органов Росприроднадзора (подведомственных получателей бюджетных средств) после начала 2014 финансового года (20 января 2014 года).
2. Анализ деятельности Росприроднадзора по исполнению федерального бюджета в 2014 году показал, что Росприроднадзор недостаточно эффективно осуществлял бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств в части планирования расходов бюджета, установленных подпунктом 4 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2.1. Выявлены нарушения Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995, в части несвоевременного доведения до соответствующих администраторов доходов федерального бюджета изменений в правовые акты Росприроднадзора, утверждающие перечень администраторов доходов бюджетов, подведомственных Росприроднадзору.
2.2. В нарушение пункта 6 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, являющиеся неотъемлемой частью бюджетных смет территориальных органов Росприроднадзора, отсутствовали.
2.3. В ходе исполнения федерального бюджета за 2014 год в сводную бюджетную роспись было внесено 55 изменений, предусматривающих в том числе уменьшение бюджетных ассигнований на "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" на 40 269,8 тыс. рублей и увеличение бюджетных ассигнований на "Другие вопросы в области охраны окружающей среды" на 331 568,0 тыс. рублей.
При этом на 31 декабря 2014 года остаток неиспользованных бюджетных средств составил 45 384,8 тыс. рублей, или 1,1% доведенных лимитов бюджетных обязательств. Такие изменения, вносимые Росприроднадзором в бюджетную роспись и кассовое исполнение, указывают на невысокое качество финансового планирования.
3. Росприроднадзор недостаточно эффективно осуществлял бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, предусмотренные пунктом 1 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части осуществления внутреннего финансового контроля за соблюдением территориальными органами процедур составления, утверждения и ведения бюджетных смет, установленных приказом Росприроднадзора от 27 декабря 2013 г. N 818 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора" (далее - Порядок).
3.1. В нарушение пункта 7 Порядка первые бюджетные сметы расходов на 2014 год были сформированы и утверждены руководителями территориальных органов Росприроднадзора по Курской и Орловской областям 11 февраля 2014 года, то есть по истечении 10 рабочих дней со дня получения ими лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них расходным расписанием 20 декабря 2013 года.
3.2. В нарушение пунктов 13 и 16 Порядка Управление Росприроднадзора по Ярославской области ведение бюджетной сметы на 2014 год осуществляло без внесения изменений в объемы сметных назначений при изменении доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.
3.3. Росприроднадзор принимал от территориальных органов бюджетные сметы и отчеты об исполнении федерального бюджета, часть из которых оформлена с нарушением требований пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункта 9 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477, а именно, при отсутствии в них подписей руководителя и бухгалтера территориального органа Росприроднадзора и даты утверждения бюджетных смет.
3.4. В нарушение пункта 5 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, и пункта 6 Порядка в бюджетных сметах центрального аппарата Росприроднадзора отсутствуют подписи начальника Управления экономики и финансов и (или) исполнителя, ответственного за составление бюджетной сметы.
4. В ходе проверки установлено, что пятью территориальными органами Росприроднадзора (управлениями Росприроднадзора по Оренбургской, Курской, Ульяновской областям, по Удмуртской и Чувашской Республикам) за счет бюджетных средств, выделенных на выполнение природоохранных мероприятий, были заключены государственные контракты и договоры со сторонними организациями на проведение лабораторных исследований при осуществлении государственного экологического надзора на общую сумму 3 121,8 тыс. рублей. При этом в данных субъектах Российской Федерации расположены филиалы подведомственных Росприроднадзору федеральных бюджетных учреждений - центров лабораторного анализа и технических измерений, которые за счет предоставляемых им субсидий на выполнение государственного задания осуществляют для территориальных органов Росприроднадзора лабораторные исследования.
5. Выявлены нарушения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
5.1. В нарушение части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе суммарная начальная цена контрактов по процедурам, проведенным для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, составила 9 486,7 тыс. рублей, или 12,1% совокупного годового объема закупок, что менее 15%, предусмотренных данным законом.
5.2. В нарушение части 1 статьи 74 Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок на выполнение работ по текущему ремонту помещений центрального аппарата Росприроднадзора и проведении открытого конкурса на оказание услуг по поддержке и развитию федеральной государственной информационной системы "Программно-технологический комплекс "Госконтроль" в территориальных органах Росприроднадзором (заказчиком) нарушены сроки размещения в единой информационной системе извещений о проведении запроса котировок и открытого конкурса, а также проектов контрактов на один день.
5.3. В нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Росприроднадзором в документации об электронном аукционе на закупку офисных кресел и мебели для нужд центрального аппарата Росприроднадзора были указаны требования, которые повлекли за собой ограничение количества потенциальных участников торгов.
5.4. Условиями государственных контрактов от 30 сентября 2014 г. N 030, 031 и от 19 декабря 2014 г. N 038 Росприроднадзором размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактами, установлен с нарушением требований части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5.5. В нарушение части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе Росприроднадзором контракт на выполнение научно-исследовательской работы заключен на один день раньше установленного срока размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
5.6. В нарушение части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе и пункта 8.3 контракта Росприроднадзором не были направлены поставщику - ФБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" требования об уплате неустоек в связи с просрочками исполнения обязательств по трем государственным контрактам на общую сумму 211,4 тыс. рублей.
6. Росприроднадзором в 2014 году были израсходованы бюджетные средства в объеме 2 290,0 тыс. рублей на проведение научно-исследовательской работы (далее - НИР), проводимой в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы.
Анализ НИР показал, что бюджетные средства были использованы без достижения заданного результата, так как результат работы не оказывает влияния на показатели государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, характеризующие улучшение экологической обстановки, снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики, что указывает на ненадлежащее исполнение Росприроднадзором полномочий по обеспечению результативности использования бюджетных средств, установленных пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
7. В нарушение требований пункта 2 статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации в реестре закупок центрального аппарата Росприроднадзора за 2014 год отсутствуют сведения о местонахождении поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг, работ и товаров.
8. Данные о количестве приобретенных и оплаченных товаров и работ, представленные центральным аппаратом Росприроднадзора в форме статистической отчетности N 1-контракт за 2014 год, не соответствуют данным реестра заключенных в 2014 году договоров, что свидетельствует о предоставлении недостоверной статистической информации.
9. В ходе проверки установлено, что по состоянию на 1 января 2015 года в территориальных органах и подведомственных Росприроднадзору федеральных бюджетных учреждениях числится на балансе федеральное имущество (помещения, автомобили и плавсредства), находящееся в неисправном состоянии и непригодное для дальнейшего использования по целевому назначению. При этом дополнительные затраты на содержание имущества в виде уплаты транспортного налога, налога на имущество организаций и страховых премий по ОСАГО составили 1 469,2 тыс. рублей.
10. В нарушение статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации территориальными органами и подведомственными Росприроднадзору федеральными бюджетными учреждениями не обеспечена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на 20 земельных участков (16% от их общего числа).
11. В нарушение пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", не представлены документы для внесения сведений в реестр федерального имущества на 27 земельных участков и 34 объекта федерального имущества.
12. В 2014 году Росприрод надзором было допущено нецелевое использование бюджетных средств в объеме 93,1 тыс. рублей.
В нарушение раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, и пункта 38 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, Росприроднадзором средства федерального бюджета на закупку внешних жестких дисков (30 штук) были израсходованы по статье КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" вместо утвержденных в бюджетной смете центрального аппарата Росприроднадзора средств по статье КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств".
13. В нарушение пункта 3 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, Росприроднадзором несвоевременно утверждены государственные задания для подведомственных федеральных бюджетных учреждений - с опозданием на 7 дней, а для ФБУ "ГосНИИ промышленной экологии" - более чем на три месяца.
14. Анализ государственных заданий подведомственных Росприроднадзору федеральных бюджетных учреждений на выполнение государственных работ (услуг) показал, что при оформлении государственного задания федеральным бюджетным учреждениям не установлены показатели качества выполняемых ими работ.
15. В нарушение пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2011 г. N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта" ФБУ "ЦЛАТИ по ДФО" и ФБУ "Арктиктехмордирекция" информация о финансово-хозяйственной деятельности учреждений за 2014 год на официальном сайте bus.gov.ru не размещена или не актуализирована.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2011 г. N 86н" следует читать "пункта 6 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н"
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной службе по надзору в сфере природопользования предлагается следующее:
1. Принять меры:
по соблюдению руководителями и главными бухгалтерами территориальных органов Росприроднадзора требований по составлению, утверждению и ведению бюджетных смет, установленных приказом Росприроднадзора от 27 декабря 2013 г. N 818;
по повышению квалификации специалистов, на которых возложены обязанности по подготовке и проведению закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.
2. Взыскать с ФБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" неустойку в объеме 211,4 тыс. рублей за просроченное исполнение обязательств по государственным контрактам.
3. Актуализировать информацию о финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Росприроднадзору федеральных бюджетных учреждений на официальном сайте в сети Интернет.
4. Обеспечить принятие решения о списании находящегося в неисправном состоянии и непригодного для дальнейшего использования по целевому назначению федерального имущества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834 "Об особенностях списания федерального имущества".
5. Обеспечить государственную регистрацию права оперативного управления на здания и сооружения и права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки.
6. Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения в ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 15 мая 2015 г. N 19К (1030).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 90 дней со дня его получения.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 28 мая 2015 г. N ПР 09-83/09-04
Текст представления официально опубликован не был