Представление Счетной палаты РФ от 7 июля 2015 г. N ПР 09-165/09-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности, результативности и эффективности оказания государственных услуг, выполнения работ и мероприятий федеральных целевых программ в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в 2013 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года" в Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет), федеральном государственном бюджетном учреждении "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Центральное УГМС"), федеральном государственном бюджетном учреждении "Государственный океанографический институт им. Н.Н. Зубова" (далее - ФГБУ ГОИН), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Росгидрометом государственные задания (далее - госзадания) сформированы недостаточно обоснованно.
1.1. Макет государственных заданий, утвержденный приказом Росгидромета от 15 декабря 2011 г. N 659, в части наименования работ не приведен в соответствие с Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды федеральными государственными учреждениями, утвержденным приказом Росгидромета от 13 декабря 2010 г. N 422 (далее - Ведомственный перечень).
1.2. Анализ Ведомственного перечня показал, что отнесение отдельных видов деятельности к работам, а не к услугам недостаточно обоснованно.
Так, потребителями работ по проведению регулярных наблюдений на стационарных и подвижных пунктах наблюдений, входящих в государственную наблюдательную сеть, являются участники гидрометеорологической службы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" участниками деятельности являются Росгидромет и его территориальные органы, организации других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, научно-исследовательские организации, организации наблюдательной сети, специализированные организации активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы, физические лица, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основании лицензий.
Таким образом, указанная деятельность осуществляется в интересах конкретных потребителей, а не общества в целом, поэтому, учитывая комплексные рекомендации Минфина России от 22 октября 2013 года, данную работу целесообразно было бы отнести к услугам, предусмотрев стандарт качества ее оказания и рассчитав объем нормативных затрат на единицу услуги.
Госзадание федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Росгидромета "Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов" также содержит работы по подготовке, переподготовке, повышению квалификации и стажировке. Указанный вид деятельности учреждения осуществляется в отношении конкретных потребителей, является услугой и подлежит нормированию и определению стандартов качества ее оказания.
1.3. Единицы измерения работ, выполняемых в рамках госзаданий, не увязаны с их конечными результатами, что не позволяет определить эффективность деятельности бюджетных учреждений.
Так, количество пунктов наблюдений, принятое в качестве единицы измерения объема (содержания) госзадания по осуществлению наблюдений, не связано с конечным результатом работы, в том числе с выполнением программ наблюдений.
Данная единица измерения при отсутствии показателей качества работы не позволяет определить как конечный результат, так и эффективность деятельности бюджетных учреждений.
Кроме того, проверкой обоснованности формирования государственного задания ФГБУ "Центральное УГМС" установлено, что количественный показатель, установленный при осуществлении наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, указанный в госзадании, не соответствует количественному показателю, определенному в программах наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха на стационарных постах государственной сети наблюдений Росгидромета, утвержденных начальником ФГБУ "Центральное УГМС" В.М. Трухиным.
1.4. В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при формировании государственных заданий установление показателей, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) необязательно, что не позволяет оценить результат выполнения государственного задания в целом.
2. Объемы субсидий, выделяемых на выполнение госзаданий, недостаточно обоснованны.
2.1. Объемы субсидий определялись исходя из показателей финансирования предшествующих периодов (метод обратного счета). В соответствии с Комплексными рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", разработанными Минфином России (письмо от 16 мая 2011 г. N 12-08-22/1959), данный метод допускался только в переходный период - до июля 2012 года.
2.2. В нарушение пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 Росгидрометом не утвержден порядок определения нормативных затрат на оказание федеральными государственными бюджетными учреждениями услуг и нормативных затрат на содержание имущества.
3. Утвержденные Росгидрометом отчетные формы о выполнении госзаданий являются формами ведомственной статистической отчетности, по своей структуре и содержанию не соответствуют госзаданиям и не содержат сопоставимых с ним показателей, что не позволяет оценить выполнение госзадания в целом.
В нарушение пунктов 10 и 11 приказа Росгидромета от 15 декабря 2011 г. N 659 Управлением планирования, учета и контроля, федерального имущества не проводились камеральные проверки отчетности, а также ежеквартальный мониторинг использования средств, предоставленных подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждениям на выполнение госзадания.
В отсутствие утвержденных нормативов затрат на оказание государственных услуг, механизма определения стоимости работ, показателей качества и объема отдельных видов выполняемых работ, недостаточности контроля и отчетности, позволяющей оценить полноту выполнения госзаданий, несмотря на использование выделенных средств практически в полном объеме, оценить эффективность бюджетных расходов, выделенных Росгидромету на выполнение госзаданий, не представляется возможным.
4. В нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" Росгидромет утвердил Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений позже установленного срока.
5. В нарушение положения пункта 4 Порядка предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в 2012 - 2014 годах из федерального бюджета субсидий подведомственным учреждениям на иные цели, утвержденного приказом Росгидромета от 28 мая 2012 г. N 294, соглашения на предоставление указанных субсидий не содержат целей и условий их предоставления, а также сроков выполнения мероприятий, на которые они выделяются.
6. Росгидрометом не соблюдаются нормы, установленные Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
6.1. В нарушение части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе ФГБУ "Центральное УГМС" неправомерно выбран способ определения исполнителя. По результатам проведения открытого конкурса вместо аукциона за счет субсидии на выполнение госзадания заключен контракт на оказание услуг по технической инвентаризации сооружений, находящихся на балансе учреждения, на сумму 2 490,3 тыс. рублей.
6.2. Должностными лицами ФГБУ "Центральное УГМС" в нарушение требований части 18 статьи 68, части 8 статьи 69 и части 8 статьи 70 Закона о контрактной системе в единой информационной системе в сфере закупок не размещены протоколы проведения электронного аукциона и подведения итогов, а договор размещен с нарушением сроков, установленных Законом о контрактной системе.
7. В деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений при заключении договоров на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ выявлены следующие коррупционные риски.
7.1. Оплата гидрографического оборудования, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности на сумму 385,0 тыс. рублей, произведена директором ФГБУ ГОИН Ю.Ф. Сычевым без заключения договора поставки, на основании счета-фактуры и товарной накладной. Получателем средств являлась некоммерческая организация "Фонд полярных исследований "Полярный фонд", исполнительным директором которой на момент заключения сделки также являлся Ю.Ф. Сычев.
8. При заключении объектами проверки договоров и государственных контрактов выявлены недостатки и нарушения законодательства Российской Федерации, выразившиеся в недостаточно эффективной претензионной работе.
Так, ФГБУ "Центральное УГМС" не воспользовалось законным правом требования уплаты неустойки ввиду невыполнения исполнителями обязательств в установленные договорами (от 29 июля 2013 г. N 0373100131313000014_301645; от 24 июня 2014 г. N 0373100131314000005 и от 17 июня 2013 г. N 117) сроки.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды предлагается следующее:
1. Разработать и утвердить единую отчетную форму о выполнении госзадания, позволяющую сопоставить плановые значения показателей госзадания с фактически достигнутыми результатами.
2. Внести изменения в Ведомственный перечень установив единицы измерения государственных услуг (работ), соответствующие целям их выполнения.
3. Разработать план контрольных мероприятий на 2015 год, предусматривающий проверки выполнения госзаданий подведомственными Росгидромету бюджетными учреждениями, в том числе камеральные.
4. Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения в ходе проведения контрольного мероприятия "Проверка обоснованности, результативности и эффективности оказания государственных услуг, выполнения работ и мероприятий федеральных целевых программ в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в 2013 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года".
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 22 июня 2015 г. N 29К (1040).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 90 дней со дня его получения.
Аудитор |
Б.Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 7 июля 2015 г. N ПР 09-165/09-04
Текст представления официально опубликован не был