Представление Счетной палаты РФ от 24 июля 2015 г. N ПР 09-177/09-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Аудит реализации в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года мероприятий федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", направленных на выполнение задач Водной стратегии Российской Федерации" в Федеральном агентстве водных ресурсов, федеральном государственном бюджетном учреждении по водному хозяйству "Средволгаводхоз" (далее - ФГУ "Средволгаводхоз"), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В Российском регистре гидротехнических сооружений, формирование и ведение которого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" возложено на Росводресурсы, Ростехнадзор и Ространснадзор, зарегистрировано 12 270 объектов гидротехнических сооружений (далее - ГТС), что составляет 33% от наиболее значимых гидротехнических сооружений в целом по Российской Федерации.
2. В результате ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных соглашениями о предоставлении субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, субъектами Российской Федерации не обеспечено достижение значения целевого прогнозного показателя.
Так, не достигнут влияющий на эффективность функционирования водного комплекса целевой прогнозный показатель "Доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности":
- в 2012 году Правительством Омской области;
- в 2013 году правительствами Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Ставропольского края, Амурской области, Архангельской области, Брянской области, Иркутской области, Калининградской области, Магаданской области, Московской области и Оренбургской области;
- в 2014 году Правительством Хабаровского края.
3. Росводресурсами в 2013 - 2014 годах израсходованы средства федерального бюджета в объеме 1 065,2 млн. рублей на разработку правил использования водохранилищ, на основании которых определяется режим их использования, в том числе режим наполнения и сработки водохранилищ, а также использования их дна и берегов в соответствии с требованиями статьи 45 Водного кодекса Российской Федерации.
По состоянию на 15 июля 2015 года Росводресурсами утверждены правила использования в отношении 2 из 344 водохранилищ, включенных в перечень водохранилищ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 197-р.
Следует отметить, что в связи с принятием Федерального закона от 22 декабря 2014 г. 445-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и внесении изменения в статью 6.3 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" был отменен ранее установленный срок утверждения правил использования водохранилищ (до 1 января 2015 года). Указанным Федеральным законом иного предельного срока утверждения правил использования водохранилищ не установлено, что создает риски недостижения приоритетных целей и задач в сфере водных отношений, определенных Водной стратегией Российской Федерации.
4. Согласно ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации" (далее - ФЦП) единицей измерения показателя "Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов" являются "км". При этом Росводресурсами при предоставлении отчетности о реализации ФЦП используются несопоставимые величины (куб.м/га) измерения целевого показателя, не позволяющие оценить достижение установленного ФЦП показателя "Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов", определенного в "км", а, следовательно, целей и задач ФЦП, поскольку согласно пункту 10.1 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594, целевые индикаторы и показатели являются инструментом объективной оценки достижения целей, выполнения основных задач и ключевых мероприятий целевой программы.
5. Позднее внесение изменений в ФЦП и соответственно предоставление межбюджетных субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование мероприятий ФЦП привело к низкому освоению средств федерального бюджета в 2013 году (68,3%) и в 2014 году (71,5%), а также к невыполнению в 2013-2014 годах Росводресурсами установленных ФЦП показателей "Протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления" и "Количество вновь созданных водохранилищ и реконструированных гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения, а также магистральных каналов и трактов водоподачи для повышения их водоотдачи".
В результате позднего доведения субсидий на софинансирование мероприятий дебиторская задолженность Росводресурсов (остатки неиспользованных субсидий на реализацию водохозяйственных мероприятий) по состоянию на 1 января 2014 года составила 4 000,0 млн. рублей (48% от общей суммы задолженности) и по состоянию на 1 января 2015 года 4 800,0 млн. рублей (56% от общей суммы задолженности), то есть средства федерального бюджета фактически "заморожены".
Федеральным агентством водных ресурсов не осуществлялся контроль за исполнением субъектами Российской Федерации обязательств по финансированию мероприятий в рамках ФЦП, установленных в соглашениях о предоставлении субсидий на софинансирование мероприятий региональных (муниципальных) целевых программ в области использования и охраны водных объектов в рамках реализации ФЦП (объектов капитального строительства) (далее - соглашения о предоставлении субсидий).
В 2013-2014 годах отмечается систематическое недофинансирование мероприятий, предусмотренных ФЦП за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на общую сумму 2 391,8 млн. рублей, в том числе 2013 год - 902,2 млн. рублей (31,0% от предусмотренного объема) и в 2014 году - 1 489,6 млн. рублей (41,9% от предусмотренного объема), что приводит к переносу сроков завершения работ и как следствие невыполнению целей и задач, определенных Водной стратегией Российской Федерации до 2020 года.
6. Росводресурсами в 2012-2014 годах были заключены государственные контракты на разработку Схем комплексного использования и охраны водных объектов (далее - СКИОВО) и нормативов допустимого воздействия на водные объекты (далее - НДВ) общей стоимостью 261,8 млн. рублей, по которым были разработаны указанные схемы и нормативы.
По состоянию на 1 января 2015 года из 69 разработанных СКИОВО не утверждены 11 СКИОВО (15,9% от разработанных) и из 93 НДВ не утверждены 29 НДВ (31,2% от разработанных).
Отсутствие указанных схем и нормативов затрудняет с 1 января 2015 года устанавливать лимиты и квоты забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод для субъектов России и поддерживать качество воды в состоянии, соответствующем требованиям законодательства (статьи 33 и 35 Водного кодекса Российской Федерации).
7. В нарушение пункта 5.1.11 государственного контракта от 10 сентября 2012 года N 202/5 ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" произвело оплату невыполненных подрядчиком (ООО "ПСО "Казань") работ в объеме 715 метров.
Протяженность объекта "Берегоукрепительные работы на озере Средний Кабан участка от ул. Поперечно-Сормовской до проезда между Танковым училищем и ВИКО г. Казань" согласно технической и аукционной документации, а также ФЦП составляет 4776 метров, фактически построено 4061 метр, в результате объект построен меньшей протяженностью на 715 метров и береговая линия не защищена от наводнений и иного негативного воздействия вод (в том числе территории мест проживания людей, дачных участков, вплотную подходящие к береговой линии).
Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Росводресурсов (руководитель А.А. Быков) в результате ненадлежащего контроля за использованием предоставленных субъекту Российской Федерации средств субсидий согласована отчетность за 2013 год, содержащая данные о протяженности построенного объекта - 4 776 метров или 100% технической готовности при фактически построенной - 4 061 метр.
8. В ходе проверки заключения и исполнения государственных контрактов и договоров на строительство, капитальный ремонт ГТС и водоохранных мероприятий в ФГУ "Средволгаводхоз" установлены факты нарушений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации и условий государственных контрактов на общую сумму 1,45 млн. рублей.
8.1. В нарушение пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации и условий государственного контракта от 2 июля 2012 г. N 14 ФГУ "Средволгаводхоз" оплачены фактически не выполненные подрядной организацией работы (по благоустройству и озеленению, а также по устройству мостовых брусчатых с заполнением швов битумной мастикой при высоте брусчатки 10 см) на объекте "Реконструкция производственной базы ФГУ "Средволгаводхоз" в г. Казани, Республика Татарстан" за счет средств федерального бюджета на общую сумму 0,8 млн. рублей.
8.2. В декабре 2014 года ФГУ "Средволгаводхоз" единоразово приняты и оплачены не оказанные услуги по авторскому надзору по объекту "Берегоукрепление р. Вятка в г. Мамадыш Мамадышевского района Республики Татарстан" (окончание строительства которого предусмотрено в декабре 2015 года) в размере 0,1 млн. рублей, что не соответствует пунктам 2.3 и 9.1 государственного контракта от 3 сентября 2014 г. N 21, определяющим, что авторский надзор осуществляется в течение всего периода строительства и оплачивается поэтапно по факту оказанных услуг.
8.3. ФГУ "Средволгаводхоз" приняты и оплачены платежным поручением от 30 декабря 2013 г. N 5267191 невыполненные на момент оплаты работы по направлению и получению положительных заключений экспертизы проектной документации и проверке достоверности определения сметной стоимости на сумму 0,5 млн. рублей, а также по согласованию со Средневолжским территориальным управлением Росрыболовства, что не соответствует пунктам 2.2 и 3.5 государственного контракта от 17 декабря 2013 г. N 27 по объекту "Берегоукрепление р. Вятка в г. Мамадыш Мамадышского района Республики Татарстан", определяющим, что приемка выполненных работ осуществляется заказчиком на соответствие объема и качества, а платежи производятся поэтапно по факту выполненных работ.
8.4. В нарушение пунктов 4.2. и 5.3 государственного контракта от 11 февраля 2013 г. N 4 при реализации мероприятия "Текущий ремонт берегоукрепления Куйбышевского водохранилища в н.п. Верхний Услон Республики Татарстан от ПК 0+20 до ПК 0+70" ФГУ "Средволгаводхоз" приняты и оплачены невыполненные работы в сумме 0,05 млн. рублей (фактически выполнено работ на 22,3 куб.м меньше, чем предусмотрено контрактом).
9. В нарушение условий государственных контрактов ФГУ "Средволгаводхоз" осуществлял оплату мероприятий по компенсации ущерба причиненного водным биологическим ресурсам в период строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также проведения водохозяйственных мероприятий, оплата которых по условиям государственных контрактов была возложена на подрядные организации, на общую сумму 5,4 млн. рублей.
10. ФГУ "Средволгаводхоз" в 2012-2013 годах допущено неэффективное использование имущества, на реконструкцию которого (производственная база ФГУ "Средволгаводхоз") израсходованы бюджетные инвестиции в размере 94,3 млн. рублей. Построенные административно-бытовой корпус, контрольно-пропускной пункт, гараж и другие объекты на территории производственной базы ФГУ "Средволгаводхоз" не эксплуатируются в течение 1,5 лет (срок ввода в эксплуатацию предусмотрен ФЦП в декабре 2013 года, а разрешение на ввод объекта в эксплуатацию получено только 15 мая 2015 года).
11. В нарушение требований статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" ФГУ "Средволгаводхоз" эксплуатируются в условиях отсутствия утвержденных деклараций безопасности гидротехнических сооружений 11 ГТС (8 ГТС расположены в Республике Татарстан, 2 - в Самарской области, 1 - в Республике Марий Эл), числящихся на его балансе.
12. ФГУ "Средволгаводхоз" в 2013-2015 годах допущено неэффективное использование движимого имущества, находящейся в государственной собственности, а именно: экскаватор ЕК-12 балансовой стоимостью 1,3 млн рублей (не используется более 2 лет); автокран МКТ-20.2 на ш. МАЗ-533702 балансовой стоимостью 2,3 млн. рублей (не используется в течении 1 года).
13. В нарушение пункта 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации ФГУ "Средволгаводхоз" не оформлена государственная регистрация права оперативного управления на 6 объектов недвижимости (ГТС) общей балансовой стоимостью 482,3 млн. рублей, в том числе: Берегоукрепление Куйбышевского водохранилища в с/х им. Луначарского; Берегоукрепление на Куйбышевском водохранилище в с. Ново-Девичье, Самарская область, Шигонский район; Берегоукрепление на Куйбышевском водохранилище у н.п. Лебяжье Алексеевского района Республики Татарстан; Берегоукрепление прибрежной зоны Куйбышевского водохранилища у п.г.т. Лаишево Республики Татарстан; Берегоукрепительные работы на Куйбышевском водохранилище у н.п. Березовка Чистопольского района Республики Татарстан; Берегоукрепительные работы на Куйбышевском водохранилище у н.п. Полянки Спасского района Республики Татарстан.
14. В нарушение требований пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", документы для внесения сведений в реестр федерального имущества в отношении 2 объектов ГТС (Берегоукрепительные работы на Куйбышевском водохранилище у н.п. Березовка Чистопольского района Республики Татарстан и Берегоукрепительные работы на Куйбышевском водохранилище у н.п. Полянки Спасского района Республики Татарстан), а также 12 производственных объектов (административно-бытовой комплекс, контрольно-пропускной пункт и другие) в соответствующий территориальный орган Росимущества ФГУ "Средволгаводхоз" не направлялись.
Кроме того, документы для государственной регистрации права оперативного управления на вновь введенные в эксплуатацию 12 производственных объектов (административно-бытовой комплекс, контрольно-пропускной пункт и другие) в органы Росреестра в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ФГУ "Средволгаводхоз" не представлялись.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству водных ресурсов предлагается следующее:
1. Принять меры по:
организации надлежащего взаимодействия с Ростехнадзором и Ространснадзором в целях формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 23 мая 1998 г. N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений";
направлению в Росприроднадзор информации о фактах недостижения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2012 - 2014 годах целевых прогнозных показателей по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
по обеспечению ФГУ "Средволгаводхоз" контроля за оказанием подрядчиком услуг по осуществлению авторского надзора в соответствии с условиями государственного контракта от 3 сентября 2014 г. N 21;
по обеспечению ФГУ "Средволгаводхоз" контроля за выполнением подрядчиком работ на общую сумму 0,1 млн. рублей в рамках государственного контракта от 2 июля 2012 г. N 14;
обеспечению ФГУ "Средволгаводхоз" разработки и утверждения деклараций безопасности по объектам ГТС, находящихся на балансе ФГУ "Средволгаводхоз" и подлежащих декларированию;
обеспечению государственной регистрации ФГУ "Средволгаводхоз" права оперативного управления на 6 объектов недвижимости (ГТС) и внесению сведений в реестр федерального имущества в отношении имущества, находящегося на балансе ФГУ "Средволгаводхоз".
2. Обратиться в Минприроды России с предложениями о внесении соответствующих изменений в ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" в части корректировки единицы измерения показателя "Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов".
3. Провести служебные расследования и привлечь к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 июля 2015 г. N 33К(1044).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 180 дней со дня его получения.
В рамках контроля исполнения представления прошу ежемесячно (в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным) информировать Счетную палату Российской Федерации о степени устранения выявленных нарушений и недостатков.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 24 июля 2015 г. N ПР 09-177/09-03
Текст представления официально опубликован не был