Представление Счетной палаты РФ от 5 июня 2015 г. N ПР 10-116/10-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год" в Федеральной службе по тарифам (далее - ФСТ России) и в федеральном бюджетном учреждении "Информационно-технический центр ФСТ России", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Организация исполнения федерального бюджета на 2014 год осуществлена ФСТ России на недостаточно качественном уровне.
Так, ФСТ России представила в Минфин России:
распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов с нарушением на 11 дней срока, установленного графиком подготовки и рассмотрения в 2013 году документов и материалов при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2014 год, утвержденным поручением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N ДМ-П13-2792 и письмом Минфина России от 11 июля 2013 г. N 16-01-08/2693;
предложения о внесении изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств по увеличению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году на оплату принятых и неисполненных в 2013 году бюджетных обязательств с нарушением от 8 до 13 дней срока, установленного пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов".
Кроме того, руководителем ФСТ России бюджетная роспись и лимиты бюджетных обязательств ФСТ России на 2014 год утверждены с нарушением на три рабочих дня сроков, установленных Порядком составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств Федеральной службы по тарифам, утвержденным приказом ФСТ России от 1 декабря 2011 г. N 258.
2. ФСТ России как главным распорядителем бюджетных средств не выполнены должным образом полномочия по планированию расходов федерального бюджета и обоснованию бюджетных ассигнований, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части планирования расходов федерального бюджета на предоставление субсидии федеральному бюджетному учреждению "Информационно-технический центр ФСТ России" (далее - ФБУ "ИТЦ ФСТ России") на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
2.1. При формировании обоснований бюджетных ассигнований ФСТ России не учитывается реальная потребность в финансовых средствах.
Обоснование бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на финансовое обеспечение государственного задания, подготовленное при формировании проекта федерального бюджета на 2014 год, составлено ФСТ России на сумму 205 642,4 тыс. рублей. Вместе с тем утвержденный 31 декабря 2013 года ФСТ России расчет нормативных затрат на 2014 год для ФБУ "ИТЦ ФСТ России" составил 158 963,1 тыс. рублей, что меньше на 22,7%.
2.2. В результате недостаточного качества планирования объема субсидии на выполнение государственного задания ФБУ "ИТЦ ФСТ России" в 2012 году по состоянию на 1 января 2013 года образовался неиспользованный остаток в сумме 181 325,3 тыс. рублей, который в ходе исполнения федерального бюджета увеличился на 111 928,7 тыс. рублей и составил по состоянию на 1 января 2014 года 293 254,0 тыс. рублей.
Наличие указанного остатка обусловило возможность ФБУ "ИТЦ ФСТ России" увеличить в 2014 году объемы расходов по отдельным направлениям по сравнению с утвержденным расчетом нормативных затрат и показателями, предусмотренными обоснованиями бюджетных ассигнований.
Так, расходы на заработную плату сотрудников Учреждения в 2014 году были увеличены на 39 851,2 тыс. рублей, или на 51,3%, за счет перераспределения неиспользованных в 2013 году средств в результате снижения затрат на содержание Учреждения и экономии от размещения заказа. При этом в расчет нормативных затрат указанные изменения внесены не были.
2.3. В течение 2014 года в расчет нормативных затрат для ФБУ "ИТЦ ФСТ России" были внесены изменения по увеличению расходов на 46 679,3 тыс. рублей на закупку лицензий на программное обеспечение Единой информационно-аналитической системы ФСТ России. При этом указанные расходы Учреждение в 2014 году не осуществляло.
2.4. Полнота выполнения государственного задания ФБУ "ИТЦ ФСТ России" не связана с уровнем использования предоставленных средств. При выполнении государственного задания в полном объеме отмечается не исполнение отдельных видов расходов (в том числе приобретение нематериальных активов (включая закупку программного обеспечения) - на 75,8%, прочие работы и услуги (включая приобретение лицензионных прав на программное обеспечение) - на 81,2%).
В целом уровень исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности ФБУ "ИТЦ ФСТ России" на 2014 год составил 43,6%, что способствует росту остатка бюджетных средств, размер которого по состоянию на 1 января 2015 года составил 281 570,1 тыс. рублей, или 137% объема предоставленной в 2014 году субсидии.
2.5. В утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности ФБУ "ИТЦ ФСТ России" на 2014 год в ходе исполнения федерального бюджета изменения вносились 4 раза, в том числе 31 декабря 2014 года.
3. Положения Устава ФБУ "ИТЦ ФСТ России" в части указанных в нем видов деятельности, приносящей доход, не соответствуют цели создания ФБУ "ИТЦ ФСТ России" - обеспечение функционирования ФСТ России, предусмотренной пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 1145-р и пунктом 13 Устава ФБУ "ИТЦ ФСТ России".
Так, пунктом 15 Устава ФБУ "ИТЦ ФСТ России" определены следующие виды деятельности, которые учреждение может осуществлять с целью получения дохода: оказание автотранспортных услуг физическим и юридическим лицам; обеспечение эксплуатации и организация проведения работ по техническому оснащению зданий, сооружений и помещений, кроме зданий и помещений, закрепленных на праве оперативного управления за ФСТ России; предоставление услуг общественного питания для юридических и физических лиц; оказание услуг оздоровительного характера; организация спортивных мероприятий и массовых праздников и другие виды деятельности не направленные на обеспечение функционирования деятельности ФСТ России и не связанные со сферой деятельности ФСТ России.
При этом согласно пункту 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Таким образом, содержание пункта 15 Устава ФБУ "ИТЦ ФСТ России" не соответствует положениям пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 1145-р.
4. ФСТ России не обеспечена качественная разработка состава целей, задач, индикаторов подпрограммы "Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования" Государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 (далее - Подпрограмма).
4.1. Паспортом Подпрограммы определена одна цель "Развитие системы комплексного стимулирующего регулирования". Указанная цель не отвечает свойству измеримости, определенному пунктом 22.1 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690. В Подпрограмме не содержатся показатели, позволяющие оценить ее достижение.
Паспортом определены пять задач Подпрограммы, в том числе "повышение надежности и качества услуг, предоставляемых инфраструктурными организациями". При этом в Подпрограмме отсутствуют показатели, характеризующие ее решение.
4.2. Подпрограммой предусмотрено 7 целевых показателей (индикаторов), из них 4 показателя характеризуют в большей степени качество исполнения собственных полномочий ФСТ России, чем достижения цели Подпрограммы.
При этом оценку выполнения одной из значимых задач "Повышение эффективности функционирования естественных монополий" позволяет осуществить только показатель "Снижение издержек регулируемых ФСТ России организаций инфраструктурного сектора к уровню 2013 года (100%) (в сопоставимых ценах)".
5. В нарушение пункта 11(1) Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, и статьи 25.5. Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690, в 2014 году расчет значений шести показателей (индикаторов) Подпрограммы осуществлялся по методике ФСТ России, не утвержденной правовым актом.
6. Установлено недостаточное качество планирования ФСТ России показателей прогноза администрируемых доходов.
Так, при формировании проекта федерального бюджета в части администрируемых ФСТ России доходов не учитываются фактические поступления предыдущего периода. В результате в процессе исполнения федерального бюджета первоначальный прогноз доходов корректируется в значительном объеме (в 2014 году - более чем в 75 раз).
При этом поступление доходов федерального бюджета, администрируемых ФСТ России, в 2014 году превысило на 36,7% уточненный прогноз доходов на 2014 год, что больше целевого ориентира, установленного приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета", в размере 15%.
Анализ динамики поступления доходов в 2012 - 2014 годах показал, что в целом доходы, администрируемые ФСТ России, ежегодно увеличиваются более чем на 20%, прогноз поступления указанных доходов ежегодно перевыполняется.
7. При формировании обоснований бюджетных ассигнований на 2014 год не учитывалась реальная потребность в финансовых средствах в части формирования расходов:
на выполнение научно-исследовательских работ ФСТ России. В результате планирования указанных расходов с учетом резерва на выполнение непредвиденных НИОКР, который ежегодно не используется, неисполненные бюджетные ассигнования в 2014 году составили 5 105,4 тыс. рублей, или 63,8% годовых бюджетных назначений;
на уплату налога на имущество организаций и транспортного налога. При планировании указанных расходов не было учтено уменьшение остаточной стоимости основных средств в связи с предусмотренной в 2014 году передачей имущества, включая транспортные средства, ФБУ "ИТЦ ФСТ России", в результате чего уровень исполнения расходов по налогу на имущество составил 34,4%, транспортному налогу - 18,2% годового объема бюджетных назначений.
8. По отдельным направлениям расходов ФСТ России при формировании проекта федерального бюджета предусматривались средства, которые по итогам 2014 года не были использованы.
В частности, не осуществлялись расходы в объеме 20 915,0 тыс. рублей, запланированные для создания Единого государственного портала по раскрытию информации регулируемыми субъектами и органами регулирования, в связи с отсутствием принятого нормативного правового акта, регламентирующего его создание.
Таким образом, значительный уровень неисполненных расходов в 2014 году свидетельствует о наличии резервов в повышении качества планирования ФСТ России бюджетных ассигнований.
9. При низком уровне исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на научно-исследовательские работы, установлены отдельные недостатки в использовании результатов, полученных при проведении научно-исследовательских работ в 2014 году.
Так, при установленном поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 г. N 395п-П9 сроке утверждения методики расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании регулируемых ставок аэронавигационных сборов, и методики расчета ставок аэронавигационных сборов (декабрь 2013 года), подготовленный по результатам проведенной научно-исследовательской работы проект методических указаний по указанному вопросу по состоянию на 30 апреля 2015 года не утвержден.
10. В 2014 году неисполненные бюджетные ассигнования, предусмотренные ФСТ России сводной бюджетной росписью, составили 64 121,2 тыс. рублей, что более чем в два раза превышает аналогичный показатель 2013 года.
При этом кассовые расходы производились ФСТ России неравномерно. Во втором полугодии 2014 года расходы Службы составили 546 262,1 млн. рублей, или 65,7% утвержденных бюджетных ассигнований.
11. В 2014 году расходы на заработную плату государственных гражданских служащих ФСТ России (с учетом начислений на выплаты по оплате труда) составили 525 949,8 тыс. рублей, или 98,3% бюджетных назначений (63,2% годового объема расходов Службы). При этом фактическая штатная численность (430 ед.) составляла 74% утвержденной штатной численности.
Положение об условиях оплаты труда государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной службы по тарифам, утвержденное приказом ФСТ России от 9 января 2008 г. N 278, в части указания размера показателя "ежемесячное денежное поощрение" для федеральных государственных служащих ФСТ России в размере 30 должностных окладов не соответствует части 3 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" и Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "9 декабря 2008 г."
При этом формирование обоснований по фонду оплаты труда государственных служащих ФСТ России и исполнение расходов федерального бюджета на указанные цели осуществлялось в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763.
12. Установлен ряд нарушений и недостатков, связанных с оформлением документов при командировании государственных гражданских служащих, а также отсутствием должного контроля при компенсации командировочных расходов.
Так, в нарушение требований пункта 18 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813, и пункта 1 раздела III, пункта 2,2. раздела V Порядка оформления служебных командировок государственных гражданских служащих ФСТ России в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 11 июля 2007 г. N 413-к, согласно которым расходы по бронированию и найму жилого помещения возмещаются командированным гражданским служащим по фактическим затратам, подтвержденным соответствующим документом, по нормам для всех гражданских служащих, кроме руководителя и его заместителей, не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера, возмещение расходов государственным гражданским служащим ФСТ России за проживание в ряде случаев производилось бухгалтерией свыше установленных норм без осуществления должной проверки подтверждающих расходы документов.
На основании служебных записок и предоставленных подтверждающих расходы документов (счета гостиницы без указания категории номера) командированным сотрудникам компенсированы расходы при размещении гостинице ЕвроОтель (г. Ставрополь) стоимостью 4800,0 рублей в сутки. При этом согласно информации с сайта данной гостиницы однокомнатные (одноместные) номера в указанной гостинице стоят от 2800 рублей до 3400 рублей в сутки.
Кроме того, в нарушение требований приказа ФСТ России от 11 июля 2007 г. N 413-к не соблюдались требования к оформлению ряда командировочных удостоверений; не соблюдались сроки сдачи остатков неиспользованных средств для расчета по командировкам в кассу ФСТ России; не применялось дисциплинарное взыскание в отношении должностных лиц, несвоевременно возместивших неиспользованные средства в кассу.
13. ФСТ России на недостаточном уровне осуществляет контроль за использованием субсидии, предоставленной ФБУ "ИТЦ ФСТ России" на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, объем которой составляет 24,7% общих расходов службы в 2014 году.
Так, ФБУ "ИТЦ ФСТ России" нарушаются требования к оформлению первичных документов по учету эксплуатации и содержания транспортных средств.
Используемые бюджетным учреждением для учета формы журналов выхода и возвращения машин, а также журналов движения путевых листов не соответствуют формам, утвержденным регламентом взаимодействия в 2014 году транспортного отдела ФБУ "ИТЦ ФСТ России" с должностными лицами ФСТ России от 16 июня 2014 года, и не содержат информации об адресе подачи транспортного средства и лице, в чье распоряжение оно предоставляется, а также информации об остатке топлива по убытию и прибытию транспортного средства.
Кроме этого данные графиков контроля выполнения оказания услуг по мойке автомобилей не соответствовали данным журнала выдачи талонов на мойку автомобилей, а также данным реестра оказанных услуг по мойке автомобилей, на основании которого производится оплата поставщику услуг.
Отсутствие указанной информации создает риски использования транспортных средств не по назначению и недостоверности бухгалтерской отчётности.
При этом проверкой деятельности ФБУ "ИТЦ ФСТ России", проведённой ФСТ России в 2014 году, нарушений и недостатков не установлено.
14. Отмечается неравномерность принятия обязательств по государственным контрактам (договорам) в течение 2014 года. Так, более 42% стоимости закупок приходится на 4 квартал финансового года.
15. Положение о внутреннем финансовом аудите в ФСТ России, утвержденное приказом ФСТ России от 9 декабря 2014 г. N 189 "О мерах по реализации функции внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Федеральной службе по тарифам" (далее - Положение), не в полном мере соответствует требованиям пунктов 44 и 51 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила).
Так, в соответствии с п. 2.7 Положения программа аудиторской проверки утверждается субъектом внутреннего финансового аудита или руководителем субъекта внутреннего финансового аудита, а согласно п. 2.9 Положения акты аудиторской проверки подписываются субъектом внутреннего финансового аудита (руководителем субъекта внутреннего финансового аудита).
При этом пунктом 44 Правил определено, что программа аудиторской проверки утверждается руководителем субъекта внутреннего аудита, а пунктом 51 - что акт аудиторской проверки подписывается руководителем аудиторской группы.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной службе по тарифам предлагается следующее:
1. При формировании проекта федерального бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов в части администрируемых ФСТ России доходов учитывать фактические поступления предыдущего периода.
2. Принять меры по внесению изменений в Подпрограмму "Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в части формирования состава показателей, позволяющих оценить достижение цели и решение задач Подпрограммы.
3. Привести Положение о внутреннем финансовом аудите в ФСТ России, утвержденное приказом ФСТ России от 9 декабря 2014 г. N 189 "О мерах по реализации функции внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Федеральной службе по тарифам", в соответствие с требованиями пунктов 44 и 51 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193.
4. Привести пункт 7 Положения об условиях оплаты труда государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной службы по тарифам, утвержденного приказом ФСТ России от 9 января 2008 г. N 278, в соответствие с требованиями части 3 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" и Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763.
5. Внести изменение в приказ ФСТ России от 11 июля 2007 г. N 413-к в части установления процедуры контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оформления документов и нормы компенсации командировочных расходов государственных служащих ФСТ России.
6. Утвердить методические указания, устанавливающие порядок расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании регулируемых ставок аэронавигационных сборов, и методики расчета ставок аэронавигационных сборов.
7. Принять меры к повышению качества планирования бюджетных ассигнований на предоставление ФБУ "ИТЦ ФСТ России" субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и усилению контроля за расходованием указанных средств, провести анализ причин наличия ежегодных остатков неиспользованных субсидий при полном выполнении государственного задания, при необходимости внести изменения в порядок расчета нормативов затрат на выполнение государственного задания ФБУ "ИТЦ ФСТ России".
8. Обеспечить контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных учреждений в части приведения Устава ФБУ "ИТЦ ФСТ России" в соответствие с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 1145-р.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 мая 2015 г. N 24К(1035).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 дней с момента получения.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 5 июня 2015 г. N ПР 10-116/10-01
Текст представления официально опубликован не был