Представление Счетной палаты РФ от 24 июля 2015 г. N ПР 09-178/09-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности реализации первоочередных мероприятий по стимулированию спроса на отечественную сельскохозяйственную технику в 2015 году" в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России), открытом акционерном обществе "Росагролизинг" (далее - ОАО "Росагролизинг), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Анализ обоснования дополнительного выделения средств федерального бюджета в рамках Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 98-р (далее - План 98-р), показал имеющуюся существенную разницу при обосновании средней цены по одним и тем же видам сельхозтехники.
Запланированная в обоснованиях Минсельхоза России средняя цена сельхозтехники, приобретаемой с использованием средств субсидии, превышает планируемую среднюю цену сельхозтехники, приобретаемой для ее последующей передачи в лизинг, в 2 раза, в том числе: тракторов - в 3,5 раза, комбайнов - в 1,4 раза, прочей сельхозтехники - в 1,1 раза.
При этом Минсельхозом России не осуществлена корректировка подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее - Госпрограмма), с учетом дополнительных ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных Планом 98-р, в части увеличения ресурсного обеспечения, а также изменения количественных значений целевых показателей.
Также не осуществлена корректировка подпрограммы "Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса" Госпрограммы в части включения показателей и объемов произведенной докапитализации ОАО "Росагролизинг" на 2015 год.
2. Пунктом 3.2.6 и приложением N 1 к трехстороннему договору передачи акций в собственность Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 768/13-д/01-05/118/02.2/01-15, заключенному между Росимуществом, Минсельхозом России и ОАО "Росагролизинг", показатели эффективности использования ОАО "Росагролизинг" предоставляемых бюджетных инвестиций определены на пятилетний период (2015 - 2019 годы). При этом показатели по количеству и объему техники, переданной в лизинг за отчетный период за счет дополнительного взноса в уставный капитал ОАО "Росагролизинг", не структурированы по видам техники (тракторы, зерно- и кормоуборочные комбайны, прочая сельхозтехника), а их значения, установленные на пятилетний период, противоречат требованиям пункта 3.1.1 вышеназванного договора, предусматривающего использование бюджетных инвестиций для закупки и последующей передачи сельхозтехники в лизинг для своевременного проведения сезонных полевых работ только в 2015 году.
Указанное обстоятельство не способствует достижению цели предоставления средств, определенной названием соответствующего мероприятия Плана 98-р, - реализации программы льготного лизинга современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники российского производства и поддержки экспорта.
3. В соответствии с пунктом 45 Плана 98-р, пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2015 г. N 286-р, а также пунктом 3.1.1 трехстороннего договора передачи акций в собственность Российской Федерации целью предоставления бюджетных инвестиций ОАО "Росагролизинг" в размере 2,0 млрд. рублей являлась реализация программы льготного лизинга современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники российского производства и поддержки экспорта.
По результатам контрольного мероприятия установлено, что программа льготного лизинга современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники российского производства и поддержки экспорта не была разработана, предоставление сельхозтехники и оборудования осуществлялось ОАО "Росагролизинг" на стандартных условиях лизинга, одинаковых как для текущей деятельности, так и для деятельности в рамках Плана 98-р.
4. ОАО "Росагролизинг" не выполнены директивы Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N 1346п-П13, так как в подготовленных изменениях в долгосрочную программу развития (далее - ДПР) общества отсутствуют целевые показатели, характеризующие поэтапное замещение импортной сельхозтехники за счет приобретения техники отечественного производства, предназначенной для последующей передачи в лизинг. До настоящего времени ДПР ОАО "Росагролизинг" не утверждена.
5. Минсельхозом России в 2015 году в нарушение пункта 28 Правил предоставления субсидии производителям сельскохозяйственной техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1432 (в редакции, действовавшей до 17 июня 2015 года) (далее - Правила в предыдущей редакции), без осуществления контроля за соблюдением условий предоставления субсидий принята к субсидированию сельхозтехника и предоставлена субсидия из федерального бюджета по заявкам ООО "Пегас-Агро". Указанная в заявках цена сельхозтехники на условиях франко-завод на 2015 год была рассчитана ООО "Пегас-Агро" с нарушением требований подпункта "в" пункта 13 вышеназванных правил в части необоснованного применения коэффициента увеличения стоимости в размере 15 процентов для техники, полная спецификация и цена на которую представлялись в Минсельхоз России в 2014 году. В результате сумма полученной производителем субсидии была необоснованно завышена расчетно на 2,55 млн. рублей.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш" представило заявку на получение субсидий с нарушением сроков, предусмотренных подпунктом "в" пункта 20 Правил в предыдущей редакции и установленных соглашением о предоставлении производителям сельскохозяйственной техники субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники, заключенным с Минсельхозом России.
Кроме того, отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии был представлен ОАО "Сарэкс" и ООО "Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ" в Минсельхоз России с нарушением сроков, установленных заключенными с министерством соглашениями о предоставлении субсидий в соответствии с требованиями подпункта "ж" пункта 20 Правил в предыдущей редакции.
7. Минсельхоз России в 2015 году в нарушение пункта 27 Правил (в редакции, действовавшей до 17 июня 2015 года) не осуществлял оценку эффективности осуществления затрат производителей, источником финансового обеспечения которых является субсидия.
8. Согласно отчетам о показателях результативности предоставления субсидий за 2014 год, представленным производителями сельхозтехники в Минсельхоз России, в нарушение требования пункта 2.2.4 заключенных с министерством соглашений о предоставлении производителям сельскохозяйственной техники субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники 12 из 26 производителей, заключивших соглашения, или 46 процентов, не выполнили принятые обязательства по объему инвестиций в основное производство, а также по объему инвестиций в разработку и освоение новых видов сельскохозяйственной техники в 2014 году.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Минсельхозу России предлагается следующее:
1. Рассмотреть вопрос о корректировке Госпрограммы в части дополнительных объемов средств бюджета, предусмотренных Планом 98-р, а также целевых показателей их использования.
2. Совместно с ОАО "Росагролизинг" рассмотреть вопрос о разработке программы льготного лизинга современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники российского производства и поддержки экспорта.
3. Рассмотреть вопрос о корректировке трехстороннего договора в части определения целевых показателей эффективности использования предоставляемых бюджетных инвестиций, предусматривающих структуру приобретаемой техники с разбивкой по годам приобретения.
4. Обеспечить контроль за соблюдением Правил предоставления субсидии производителям сельскохозяйственной техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1432 (в редакции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2015 г. N 550), в части компетенции Минсельхоза России.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 22 июля 2015 г. N 34К (1045).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 60 календарных дней со дня его получения.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 24 июля 2015 г. N ПР 09-178/09-02
Текст представления официально опубликован не был