Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
социальной защиты
населения г. Москвы
от 19 марта 2014 г. N 190
Положение
о Центре содействия семейному воспитанию
Настоящее Положение определяет предмет, цели и виды деятельности Центра содействия семейному воспитанию, создаваемого Департаментом социальной защиты населения города Москвы (далее - Центр), направления деятельности структурных подразделений Центра, а также критерии оценки эффективности деятельности Центра.
1. Центр создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства Москвы полномочий города Москвы в сфере социальной защиты населения.
2. Целями деятельности, для которых создается Центр, являются:
2.1. Возвращение детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью.
2.2. Содействие устройству воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.
2.3. Интеллектуальное, эмоциональное, нравственное и физическое развитие воспитанников.
2.4. Социальная адаптация и реабилитация воспитанников.
2.5. Обеспечение сохранения привязанностей воспитанников к родителям и другим родственникам (если это целесообразно), формирование привязанности детей, переданных на воспитание в семью, к замещающей семье.
2.6. Формирование у воспитанников идентичности и позитивной самооценки на основе своевременной и комплексной социально-психологической реабилитации и семейного воспитания.
2.7. Компенсация, коррекция нарушений в развитии и реабилитация воспитанников, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья.
2.8. Обеспечение прав и законных интересов воспитанников.
2.9. Комплексное сопровождение замещающих семей.
2.10. Постинтернатная адаптация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.
3. Для достижения целей деятельности, указанных в п. 2 настоящего положения, Центр осуществляет следующие основные виды деятельности:
3.1. Проведение обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей на основании поступивших в Центр обращений органов опеки и попечительства, содержащих сведения о детях, оставшихся без попечения родителей (в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения).*(1)
3.2. Оказание психолого-педагогической и социально-правовой помощи семьям, воспитывающим детей, в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах или лишения родительских прав.*(2)
3.3. Временное содержание и воспитание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и помещенных в Центр.
3.4. Социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в Центре.
3.5. Осуществление социально-психологической и реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, в целях обеспечения восстановления их в родительских правах и возвращения ребенка в кровную семью.
3.6. Проведение информационных кампаний по привлечению семей, готовых принять ребенка (детей) на воспитание.
3.7. Консультирование граждан по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
3.8. Психолого-педагогическая подготовка воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче на воспитание в семьи.
3.9. Осуществление подбора для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся воспитанниками Центра, совместимой с ними семьи граждан из числа кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители или патронатные воспитатели.*(3)
3.10. Реализация программ подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, в том числе адаптированных для лиц, желающих принять детей старшего возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья.*(3)
3.11. Содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в Центр под надзор.
3.12. Создание в Центре условий проживания, максимально способствующих умственному, эмоциональному, физическому и социальному развитию каждого воспитанника.
3.13. Обеспечение охраны здоровья и оздоровления воспитанников, своевременного получения ими квалифицированной бесплатной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения (при наличии показаний).
3.14. Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, а также консультативная, реабилитационная и профилактическая работа с воспитанниками.
3.15. Организация мероприятий для воспитанников (праздников, концертов, выставок, выставок-продаж, конкурсов, олимпиад и т.д.).
3.16. Реализация основных общеобразовательных программ - основных образовательных программ дошкольного образования, дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ.*(4)
3.17. Оказание или содействие в оказании индивидуально ориентированной образовательной, психолого-педагогической, медицинской, социальной и правовой помощи воспитанникам.
3.18. Формирование у воспитанников адекватной современному уровню знаний и уровню ступени обучения целостной картины мира.
3.19. Проведение профориентационной диагностики, консультирования, содействие профессиональному самоопределению воспитанников.
3.20. Создание основы для осознанного выбора и освоения воспитанниками профессии.
3.21. Формирование у воспитанников трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию, навыков здорового образа жизни, культуры поведения, законопослушания.
3.22. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.
3.23. Осуществление компенсации и (или) коррекции недостатков физического и (или) психического развития, а также отклонений в поведении воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.
3.24. Создание условий для получения воспитанниками общего образования.
3.25. Представительство и защита прав и законных интересов воспитанников, а также осуществление иных прав и обязанностей законного представителя воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.26. Ведение в установленном порядке личных дел воспитанников.
3.27. Подготовка и реализация индивидуального плана мер по защите прав ребенка.
3.28. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание.*(5) Оказание профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи семье, принявшей ребенка (детей) на воспитание.
3.29. Профилактика повторных отказов от детей и предоставление своевременной помощи ребенку и семье с целью обеспечения устойчивого дальнейшего развития ребенка в семье.
3.30. Предоставление временного проживания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся выпускниками Центра.
3.31. Осуществление постинтернатного патроната.*(6)
4. В целях создания для воспитанников условий пребывания, приближенных к семейным, в Центре создаются семейные группы квартирного типа, рассчитанные на проживание 6-8 воспитанников и социального педагога ("социальной мамы") (далее соответственно - группа, "социальная мама"). Группы оборудуются жилыми комнатами для воспитанников (рассчитанные на 1-3 человек), жилую комнату социальной мамы, помещение для приготовления и приема пищи, помещение для организации совместного отдыха воспитанников, бытовые помещения, санитарные узлы.
Группы организуются преимущественно по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста, разного пола, с различными особенностями состояния здоровья, родных братьев и сестер, детей, являющихся родственниками, которые ранее вместе воспитывались.
В одной комнате могут проживать только воспитанники одного пола, за исключением комнат, в которых проживают только воспитанники дошкольного возраста.
Непосредственная работа с воспитанниками осуществляется постоянно закрепленными за группой "социальной мамой" и младшим воспитателем (помощником "социальной мамы") (далее - помощник "социальной мамы").
"Социальная мама" и помощник "социальной мамы" находятся с детьми круглосуточно 5 дней в неделю с правом сна в ночное время.
Координация всех подразделений и сотрудников Центра, осуществляющих обучение, воспитание и реабилитацию воспитанников, осуществляется "социальной мамой", закрепленной за группой в которой проживают соответствующие воспитанники.
В выходные дни "социальной мамы" и помощника "социальной мамы" их обязанности выполняют социальный педагог ("социальная тетя") (далее - ("социальная тетя") и младший воспитатель (помощник "социальной тети") (далее - помощник "социальной тети").
В ночное время присмотр за детьми осуществляется младшими воспитателями.
В целях социализации воспитанников приветствуется совмещение должностей "социальных мам" и "социальных теть" с должностью повара.
С учетом возрастных и иных индивидуальных особенностей воспитанников в целях подготовки их к самостоятельной жизни совместно с "социальной мамой" или "социальной тетей" и (или) помощником "социальной мамы" или помощником "социальной тетей" они, на условиях добровольности, могут привлекаться к приготовлению пищи, уборке помещений группы, уходу за одеждой, оказанию помощи в работе с воспитанниками младшего возраста.
При невозможности организации работы в группах по семейному типу (с учетом круглосуточного нахождения "социальной мамы" с воспитанниками 5 дней в неделю) допускается поочередная работа 2-х социальных педагогов и 2-х младших воспитателей (помощников социальных педагогов) в соответствии с чередующимся графиком работы, при этом смены социальных педагогов и младших воспитателей должны совпадать, а продолжительность одной смены не может быть меньше 3-х дней в неделю.
Получение воспитанниками дошкольного образования осуществляется в дошкольных образовательных организациях.
Получение воспитанниками начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также обучение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным общеобразовательным программам осуществляется в образовательных организация всех типов в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников. Центр несет ответственность за реализацию прав воспитанников школьного возраста на получение ими общего образования.
Организация обучения, воспитания и реабилитационной работы строится в Центре индивидуально для каждого воспитанника с учетом их индивидуальных особенностей в соответствии с разрабатываемым для каждого воспитанника планом мер.
В целях организации деятельности по воспитанию, обучению, развитию и социальной адаптации воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни на основании соответствующего договора (о сотрудничестве, о безвозмездном оказании услуг (выполнении работ), о пожертвовании и т.д.), заключенного в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Центры могут осуществлять взаимодействие с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами).
5. В соответствии с осуществляемыми Центром видами деятельности в Центре могут создаваться следующие структурные подразделения:
- по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- комплексной реабилитации;
- социальной работы и сопровождения замещающих семей;
- содействия семейному устройству;
- постинтернатного патроната;
- дополнительного образования.
Деятельность подразделений регулируется положениями, разрабатываемыми и утверждаемыми Центром на основании настоящего Положения.
5.1. Подразделение по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет следующие виды деятельности:
5.1.1. Проведение обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей на основании поступивших в Центр обращений органов опеки и попечительства, содержащих сведения о детях, оставшихся без попечения родителей.
5.1.2. Оказание психолого-педагогической и социально-правовой помощи семьям, воспитывающим детей, в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах или лишения родительских прав.
5.1.3. Социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в Центре.
5.1.4. Осуществление социально-психологической и реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, в целях обеспечения восстановления их в родительских правах и возвращения ребенка в кровную семью.
5.2. Подразделение комплексной реабилитации осуществляет следующие виды деятельности:
5.2.1. Временное содержание и воспитание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и помещенных в Центр.
5.2.2. Социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в Центре.
5.2.3. Содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в Центр под надзор.
5.2.4. Создание в группах условий проживания, максимально способствующих умственному, эмоциональному, физическому и социальному развитию каждого воспитанника.
5.2.5. Обеспечение охраны здоровья и оздоровления воспитанников, своевременного получения ими квалифицированной бесплатной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения (при наличии показаний).
5.2.6. Осуществление компенсации и (или) коррекции недостатков физического и (или) психического развития, а также отклонений в поведении воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.
5.2.7. Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, а также консультативная, реабилитационная и профилактическая работа с воспитанниками.
5.2.8. Организация мероприятий для воспитанников (праздников, концертов, выставок, выставок-продаж, конкурсов, олимпиад и т.д.).
5.2.9. Формирование у воспитанников адекватной современному уровню знаний и уровню ступени обучения целостной картины мира.
5.2.10. Создание основы для осознанного выбора и освоения воспитанниками профессии.
5.2.11. Формирование у воспитанников трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию, навыков здорового образа жизни, культуры поведения, законопослушания.
5.2.12. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.
5.2.13. Предоставление временного проживания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся выпускниками Центра.
5.2.14. Психолого-педагогическая подготовка воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче на воспитание в семьи.
5.2.15. Проведение профориентационной диагностики, консультирования, содействие профессиональному самоопределению воспитанников.
5.2.16. Создание условий для получения воспитанниками общего образования.
5.3. Подразделение по содействию семейному устройству осуществляет следующие виды деятельности:
5.3.1. Осуществление социально-психологической и реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, в целях обеспечения восстановления их в родительских правах и возвращения ребенка в кровную семью.
5.3.2. Проведение информационных кампаний по привлечению новых семей, готовых принять ребенка (детей) на воспитание.
5.3.3. Консультирование граждан по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
5.3.4. Осуществление подбора для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся воспитанниками Центра, совместимой с ними семьи граждан из числа кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители или патронатные воспитатели.
5.3.5. Реализация программ подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, в том числе адаптированных для лиц, желающих принять детей старшего возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья.*(7)
5.3.6. Психолого-педагогическая подготовка воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче на воспитание в семьи.
5.3.7. Профилактика повторных отказов от детей и предоставление своевременной помощи ребенку и семье с целью обеспечения устойчивого дальнейшего развития ребенка в семье.
5.4. Подразделение по социальной работе и сопровождению замещающих семей осуществляет следующие виды деятельности:
5.4.1. Представительство и защита прав и законных интересов воспитанников.
5.4.2. Подготовка и реализация индивидуального плана по защите прав ребенка.
5.4.3. Оказание или содействие в оказании индивидуально ориентированной образовательной, психолого-педагогической, медицинской, социальной и правовой помощи воспитанникам.
5.4.4. Ведение в установленном порядке личных дел воспитанников.
5.4.5. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание. Оказание профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи семье, принявшей ребенка (детей) на воспитание.
5.5. Подразделение по постинтернатному патронату осуществляет постинтернатный патронат.
Постинтернатный патронат осуществляется путем индивидуального сопровождения выпускников и включает:
- содействие выпускникам в получении образования, трудоустройстве, адаптации в обществе, организации досуга, помощь в реализации и защите их личных, жилищных, имущественных, иных прав и законных интересов;
- оказание консультативной, социально-правовой и социально-педагогической помощи выпускникам;
- поддержку выпускников в решении проблем самообеспечения, реализации возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
- содействие выпускникам в реализации социальных гарантий.
- проведение диагностики и коррекции процесса постинтернатной адаптации.
5.6. Подразделение дополнительного образования является специализированным структурным образовательным подразделением и осуществляет реализацию дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ.
Организация получения воспитанниками дополнительного образования может осуществляться как непосредственно в Центре, так и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих дополнительные общеразвивающие программы.
6. Основными критериями оценки эффективность деятельность Центра являются:
- доля воспитанников, возвращенных за отчетный период родителям (за исключением воспитанников, временно находящихся в Центре по заявлению родителей), от количества детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в Центре (за исключением детей, оставшихся без попечения родителей, временно находящихся в Центре по заявлению их опекунов (попечителей) или приемных родителей);
- доля воспитанников, переданных за отчетный период на воспитание в семьи, за вычетом детей, возвращенных обратно в Центр в результате отмены усыновления или прекращения опеки (попечительства), от количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в Центре (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно находящихся в Центре по заявлению их опекунов (попечителей) или приемных родителей);
- средняя продолжительность пребывания в Центре воспитанников, помещаемых в него под надзор.
Результаты оценки эффективности деятельности Центра являются основанием для выплат стимулирующего характера сотрудникам Центра, что закрепляется в утверждаемом директором Центра положении о премировании работников Центра.
Направление воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Центр осуществляется, в том числе, с учетом оценки эффективности его деятельности.
------------------------------
*(1) Если Центру в установленном порядке передано осуществление полномочия органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.
*(2) При наличии решения уполномоченного органа о возможности Центра осуществлять социальный патронат.
*(3) Если Центру в установленном порядке передано осуществление полномочия органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
*(4) При наличии действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующим общеобразовательным программам.
*(5) При наличии решения уполномоченного органа исполнительной власти о возможности Центра осуществлять сопровождение семей.
*(6) При наличии решения уполномоченного органа о возможности Центра осуществлять постинтернатный патронат.
*(7) При организации подготовки кандидатов в приемные родители следует привлекать социальных педагогов (социальных работников), юристов, психологов, медицинских работников (врачей-педиатров, детских психиатров, психотерапевтов и других). Необходимо отдавать приоритет специалистам, имеющим базовое профильное высшее образование, а также практический опыт работы с принимающими семьями и детьми, владеющим навыками обучения взрослых.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 19 марта 2014 г. N 190 "Об утверждении Положения о Центре... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.