Приложение
Федеральные государственные требования
к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства "Искусство балета" и сроку обучения по этой программе
(утв. приказом Министерства культуры РФ от 29 октября 2015 г. N 2709)
I. Общие положения
1.1. Настоящие федеральные государственные требования (далее - ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства "Искусство балета" (далее - программа "Искусство балета") и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств по видам искусств, профессиональными образовательными организациями, реализующими интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и образовательными организациями высшего образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
- выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем возрасте;
- создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания;
- приобретение ими знаний, умений и навыков в области хореографического искусства опыта творческой деятельности;
- осуществление подготовки одаренных детей к получению профессионального образования в области хореографического искусства.
1.3. ФГТ разработаны с учетом:
- обеспечения преемственности программы "Искусство балета" и образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования по специальности 52.02.01 Искусство балета;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
1.4. ФГТ ориентированы на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать образовательную программу среднего профессионального образования в области искусств, интегрированную с образовательными программами основного общего и среднего общего образования по специальности 52.02.01 Искусство балета;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.5. Срок освоения программы "Искусство балета" для детей, поступивших в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (далее - образовательная организация), в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев, составляет 4 года.
1.6. Образовательная организация имеет право реализовывать программу "Искусство балета" в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.
1.7. При приеме на обучение по программе "Искусство балета" образовательная организация проводит индивидуальный отбор детей с целью выявления лиц, имеющих необходимые творческие способности и физические данные. Индивидуальный отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить музыкально-ритмические и координационные способности ребенка (музыкальность, артистичность, танцевальность), а также его физические, пластические данные.
1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы "Искусство балета", разработанной образовательной организацией на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательной организацией.
II. Используемые сокращения
В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:
программа "Искусство балета" - дополнительная предпрофессиональная программа в области хореографического искусства "Искусство балета";
ОП - образовательная программа.
III. Требования к минимуму содержания программы "Искусство балета"
3.1. Минимум содержания программы "Искусство балета" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП танцевально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
3.2. Результатом освоения программы "Искусство балета" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области хореографического исполнительства:
- знания элементарных основ профессиональной балетной терминологии;
- умения исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический, историко-бытовой;
- умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;
- умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию необходимых профессиональных физических качеств;
- умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
- умения осваивать и преодолевать технические трудности при развитии физических данных и выполнении танцевальных упражнений;
- навыков музыкально-пластической выразительности;
- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории искусств:
- знания элементарных основ музыкальной грамоты;
- навыков восприятия музыкальных и хореографических произведений различных стилей и жанров;
- знание образцов классического наследия в области хореографического искусства;
- навыков восприятия элементов музыкального языка.
3.3. Результаты освоения программы "Искусство балета" по учебным предметам обязательной части должны отражать:
3.3.1. Классический танец:
- знание элементарных основ профессиональной балетной терминологии;
- знание основных элементов классического танца;
- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы;
- умение исполнять основные элементы классического танца;
- умение исполнять простейшие композиции классического танца;
- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;
- умение осваивать и преодолевать технические трудности при изучении движений классического танца и разучивании хореографического произведения;
- навыки музыкально-пластической выразительности;
- умение запоминать и воспроизводить текст классического танца.
3.3.2. Гимнастика:
- знание анатомического строения тела;
- знание приемов правильного дыхания;
- знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
- знание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;
- умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
- умение сознательно управлять своим телом;
- умение распределять движения во времени и пространстве;
- владение комплексом упражнений на развитие гибкости, растяжки, выворотности;
- владение навыком прыжка;
- владение навыком вытянутости ног;
- владение навыком постановки корпуса;
- навыки координации движений.
3.3.3. Танцевальные этюды:
- знание основных элементов историко-бытового и народно-сценического танцев;
- знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, синхронности и культуре исполнения танца;
- умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
- умение ориентироваться на сценической площадке;
- умение самостоятельно создавать музыкально-пластический образ;
- владение различными танцевальными движениями;
- навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
- владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
- навыки комбинирования движений.
3.3.4. Ритмика:
- знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
- знание понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать ладовую окраску в танцевальных движениях;
- первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
- представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами;
- умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
- навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
- навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.
3.3.5. Импровизация:
- навыки восприятия музыкальных и хореографических произведений различных стилей и жанров;
- навыки музыкально-пластической выразительности;
- навыки восприятия элементов музыкального языка;
- умение через пластику тела передать особенности музыкального произведения;
- умение фантазировать на предложенную музыкальную тему;
- умение использовать приобретенные навыки исполнения элементов классического, народно-сценического и историко-бытового танца в этюдах на предложенную музыкальную тему.
3.3.6. Введение в профессию:
- знание основных сведений о балете;
- знание особенностей профессии артиста балета;
- знание известных балетов классического наследия;
- знание основных балетных школ Российской Федерации;
- знание выдающихся балетмейстеров и исполнителей балетного искусства;
- умение узнавать известные балеты классического наследия;
- навыки по восприятию хореографического произведения, умению выражать к нему свое отношение.
IV. Требования к структуре программы "Искусство балета"
4.1. Программа "Искусство балета" определяет содержание и организацию образовательного процесса в образовательной организации. Программа "Искусство балета" направлена на художественное образование и эстетическое воспитание обучающихся, приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области хореографического искусства, опыта творческой деятельности, танцевально-исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению хореографического искусства, создание основы для получения профессионального образования по специальности среднего профессионального образования "Искусство балета".
Программа "Искусство балета", разработанная образовательной организацией на основании настоящих ФГТ, должна содержать следующие разделы:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися ОП;
- учебный план;
- график образовательного процесса;
- программы учебных предметов;
- систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися;
- программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности образовательной организации.
Разработанная образовательной организацией программа "Искусство балета" должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы "Искусство балета" в соответствии с настоящими ФГТ.
4.2. Программа "Искусство балета" включает учебный план в соответствии со сроком обучения, обозначенным в пункте 1.5.
Учебный план программы "Искусство балета" должен предусматривать следующие предметные области:
- хореографическое исполнительство;
- теория и история искусств;
и разделы:
- консультации;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.
При реализации программы "Искусство балета" со сроком обучения 4 года общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 917 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01. Хореографическое исполнительство: УП.01. Классический танец - 131 час, УП.02. Гимнастика - 262 часа, УП.03. Танцевальные этюды - 131 час, УП.04. Ритмика - 131 час, УП.05. Импровизация - 131 час.
П0.02. Теория и история искусств: УП.01 - Введение в профессию - 131 час.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются образовательной организацией самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый образовательной организацией на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
При формировании образовательной организацией вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области искусства балета, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
4.3. Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях, проводимых образовательной организацией).
V. Требования к условиям реализации программы "Искусство балета"
5.1. Требования к условиям реализации программы "Искусство балета" представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы "Искусство балета" с целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП.
5.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности образовательная организация должна создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области хореографического искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер- классов, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и других);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (театров, выставочных залов, музеев и других);
- организации творческой и просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств по видам искусств, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития хореографического искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
- построения содержания программы "Искусство балета" с учетом индивидуального развития детей, а также национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации;
- эффективного управления образовательной организацией.
5.3. Продолжительность учебного года с первого по четвертый классы составляет 39 недели.
Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по четвертый классы - 33 недели.
5.4. В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего образования.
5.5. Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 2 до 10 человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
5.6. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, имеют право на освоение программы "Искусство балета" по индивидуальному учебному плану.
5.7. Программа "Искусство балета" обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
5.8. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и других), участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности образовательной организации.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
5.9. Реализация программы "Искусство балета" обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательной организации. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 40 часов при реализации ОП со сроком обучения 4 года. Резерв учебного времени устанавливается образовательной организацией из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
5.10. Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости образовательной организацией могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, концерты, просмотры, открытые уроки. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в сроки, установленные образовательной организацией, в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде открытых уроков, устных опросов, просмотров концертных номеров.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в выдаваемое образовательной организацией свидетельство об освоении программы "Искусство балета".
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основании настоящих ФГТ. Образовательная организация разрабатывает критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы "Искусство балета" и ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.
По окончании полугодий учебного года по каждому предмету выставляются оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
5.11. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательной организацией на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме межпредметного экзамена и направлена на определение уровня полученных в результате освоения ОП знаний, умений и навыков по предметам: классический танец, гимнастика, танцевальные этюды, ритмика.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
Требования к выпускным экзаменам определяются образовательной организацией самостоятельно. Образовательной организацией разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
- знание основных видов и жанров хореографического искусства и их связи с другими видами искусств, наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры;
- знание профессиональной терминологии;
- умение исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический, историко-бытовой;
- навыки музыкально-пластической выразительности;
- навыки публичных выступлений.
5.12. Реализация программы "Искусство балета" обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд образовательной организации укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями балетной литературы, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы "Искусство балета". Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области "Теория и история искусств" обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
5.13. Реализация программы "Искусство балета" обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 20 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по ОП.
До 15 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.
Педагогические работники образовательной организации имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Педагогические работники образовательной организации должны осуществлять творческую и методическую работу.
Образовательная организация должна создать условия для взаимодействия с другими образовательными организациями, реализующими ОП в области хореографического искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы "Искусство балета", использования передовых педагогических технологий.
5.14. Финансовые условия реализации программы "Искусство балета" и исполнение настоящих ФГТ обеспечиваются образовательной организацией.
При реализации программы "Искусство балета" необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности.
Аудиторные часы для концертмейстеров предусматриваются по всем учебным предметам предметной области "Хореографическое исполнительство" и консультациям по этим учебным предметам в объеме 100 процентов аудиторного учебного времени.
5.15. Материально-технические условия реализации программы "Искусство балета" обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательная организация должна соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Минимально необходимый для реализации программы "Искусство балета" перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- театрально-концертный зал с пианино или роялем, пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием;
- библиотеку;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
- балетные залы площадью не менее 40 кв.м, (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7 м х 2 м на одной стене;
- раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м.
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебного предмета "Введение в профессию", оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В образовательной организации создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства культуры РФ от 29 октября 2015 г. N 2709 "Об утверждении федеральных государственных требований к... |