Решение Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N АКПИ15-1074
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре Сомхиевой С.Ю.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Байдак Э.Н. о признании частично недействующими абзаца первого и подпункта "а" пункта 8, подпункта "а" пункта 8.1 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 19 декабря 2005 г., N 51, "Российской газете" 22 декабря 2005 г.
В соответствии с абзацем первым пункта 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 этих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением ряда документов.
В частности, согласно подпункту "а" пункта 8 Правил для получения субсидии заявители или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения.
Подпунктом "а" пункта 8.1 Правил предусмотрено, что уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, документы (сведения), необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, в частности, копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, а также собственником жилого помещения.
Гражданка Байдак Э.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 8, подпункта "а" пункта 8, подпункта "а" пункта 8.1 Правил в части требования постоянного места жительства, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" абзацу третьему пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" и нарушают ее права. Указывает, что Правительство Российской Федерации не обеспечило равенство граждан на получение субсидии, поскольку граждане, проживающие по договору найма в частном жилом фонде, но имеющие длительную регистрацию по месту пребывания, лишены права на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Байдак Э.Н. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 11 сентября 2015 г. N СП-П9-6234).
Представитель Правительства Российской Федерации Калинова К.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права заявителя.
Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации Калиновой К.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты. Жилищный кодекс Российской Федерации, регулируя отношения в сфере предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в части 7 статьи 159 предусматривает, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного предписания постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20), и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина (пункт 1 статьи 150), а Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством (часть 4 статьи 1).
В Разделе II Правил установлен перечень документов, которые заявители предоставляют с заявлением о предоставлении субсидии.
Регулируя административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (статья 3). Согласно данному Закону местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (статья 2).
Исходя из этого, при установлении перечня прилагаемых к заявлению о предоставлении субсидии документов Правительство Российской Федерации вправе было закрепить в Правилах общее положение о том, что к названному заявлению должны прилагаться копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.
Доводы административного истца о том, что Правила в оспариваемой части противоречат Закону Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", поскольку лишают лиц, имеющих статус вынужденного переселенца, права на получение субсидий, нельзя признать состоятельными, поскольку данный Закон не определяет порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решение о признании лица вынужденным переселенцем в соответствии с названным Законом является основанием для предоставления ему гарантий, установленных Законом "О вынужденных переселенцах", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (абзац третий пункта 2 статьи 5).
Подпункт "а" пункта 8.1 Правил предусматривает возможность уполномоченного органа получить на основании межведомственных запросов документы (сведения), необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии. Данные положения Правил не возлагают на граждан, обращающихся за субсидиями на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязанности предоставлять необходимые документы, поскольку их получение уполномоченным органом возможно в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, и не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы заявителя.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Байдак Э.Н. о признании частично недействующими абзаца первого и подпункта "а" пункта 8, подпункта "а" пункта 8.1 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N АКПИ15-1074
Текст решения официально опубликован не был