Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Мэра г. Новосибирска от 22 августа 2001 г. N 2221 в положение внесены изменения - слова "комитет архитектуры и градостроительства мэрии" заменены словами "Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии" в соответствующем падеже
Постановлением Мэра г. Новосибирска от 22 августа 2001 г. N 2221 в настоящее положение внесены изменения
Приложение 1
Положение
"О порядке застройки города Новосибирска"
(утв. постановлением мэра от 23 марта 1999 г. N 250)
12 сентября 2000 г., 22 августа 2001 г.
2. Общие положения
2.1. Основные понятия и определения
В Положении приняты следующие основные понятия и определения (применительно к градостроительной деятельности):
градостроительная документация - документация о застройке территории города и градостроительном планировании развития его территории;
проектная документация - документация на объекты строительства, реконструкции и благоустройства на стадиях: эскизный проект, технико-экономическое обоснование, проект, рабочий проект, рабочая документация;
разрешительная документация - документация, являющаяся основанием для оформления документов на право землепользования, проектирования объекта, осуществления строительства (реконструкции) объекта;
зонирование - деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территории города с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование;
инженерная, транспортная, и социальная инфраструктуры - комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного обеспечения, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование города;
красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городе;
линии регулирования застройки - границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий, строений, сооружений, с отступом от красных линий или от границ земельного участка;
объекты недвижимости - объекты, в отношении которых осуществляется градостроительная деятельность и которые определены в первом абзаце пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации;
временные сооружения - объекты городской среды, которые не могут быть классифицированы как объекты недвижимости и в отношении которых градостроительная деятельность на территории г.Новосибирска регулируется специальным Положением;
новое строительство - возведение объектов промышленного, социального и иного назначения;
реконструкция - переустройство существующих объектов промышленного или жилищно-гражданского назначения, инженерно-технических коммуникаций с изменением их технико-экономических показателей, функциональных характеристик, объемно-планировочных решений и архитектурного облика;
капитальный ремонт - техническое переоснащение объектов с целью восстановления или улучшения эксплуатационных качеств, наружной и внутренней отделки без изменения технико-экономических показателей, функционального назначения и архитектурного облика;
период строительства - период деятельности, включающий в себя планирование, оформление разрешительной и правовой документации, проектирование, строительство в нормативные сроки и сдачу в эксплуатацию объекта;
архитектурно-планировочное задание (АПЗ) - комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Новосибирской области и настоящим Положением;
санитарно-защитная зона - территория между границами промплощадок, складов, предприятий сельского хозяйства для организации дополнительных озелененных площадей с целью изоляции жилой и другой застройки от вредного воздействия располагающихся на смежной территории объектов;
охранные зоны - зафиксированные в градостроительной документации подзоны в составе территориальных зон, в отношении которых действует порядок, установленный специально уполномоченными органами;
зоны охраны памятников истории и культуры - территории, определенные в градостроительной документации в целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства посредством установления границ и ограничений для осуществления градостроительной деятельности. Зоны охраны памятников истории и культуры включают в себя: охранные зоны памятников, зоны регулирования застройки, зоны археологического культурного слоя, зоны охраняемого природного ландшафта и охраняемые зеленые насаждения;
"паспорт объекта" - комплект исходной документации об объекте недвижимости (в том числе земельном участке), включающий принципиальное объемно-планировочное, архитектурное решение, функциональное назначение и основные параметры проектируемых зданий и сооружений, местоположение в городской застройке, условия освоения земельного участка и технические условия на инженерное обеспечение;
субъекты градостроительной деятельности - граждане, их объединения, общественные и другие организации, иные юридические лица, являющиеся застройщиками, заказчиками, инвесторами, разработчиками градостроительной документации, исполнителями работ и пользователями объектов инвестиционной и градостроительной деятельности, независимо от форм собственности, а также государства, международные организации, иностранные физические и юридические лица;
застройщик - юридическое или физическое лицо, осуществляющее проектирование и строительство (реконструкцию) объектов на территории города;
заказчик - юридическое или физическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии проектирование и строительство (реконструкцию) объектов на территории города от своего имени либо по поручению застройщика. Осуществляя градостроительную деятельность заказчик и застройщик могут выступать в одном лице;
инвестиционный процесс - совокупность практических действий по размещению денежных и иных материальных ресурсов в сфере градостроительства с целью возникновения прав на объекты недвижимости;
инвестор - юридическое или физическое лицо, участник инвестиционного процесса;
лицензия на строительную деятельность - документ, подтверждающий возможность физического или юридического лица качественно выполнять виды работ, указанные в лицензии, в том числе на:
разработку градостроительной документации;
выполнение функций заказчика;
топографо-геодезические и картографические работы;
архитектурную деятельность;
выполнение инженерных изысканий для строительства;
выполнение инженерно-экологических изысканий;
выполнение проектных работ;
выполнение строительно-монтажных работ;
эксплуатацию инженерных систем городов и населенных пунктов.
2.2. Виды территориальных зон и общие требования к их застройке
2.2.1. Генеральным планом на территории города определяются территориальные зоны различного функционального назначения, их границы, а также градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны.
2.2.2. По функциональному назначению территориальные зоны подразделяются на следующие виды:
жилые зоны;
общественно-деловые зоны;
производственные зоны;
зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
рекреационные зоны;
зоны сельскохозяйственного использования;
зоны специального назначения;
зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.
2.2.3. Жилые зоны предназначены для застройки многоквартирными жилыми домами разной этажности и индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками.
В жилых зонах размещаются объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения, допускается строительство иных объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредного воздействия на окружающую среду. К жилым зонам также относятся территории существующих дачных и садоводческих кооперативов, расположенных в пределах границ города.
2.2.4. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также образовательных учреждений среднего специального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий и иных зданий, строений и сооружений, а также стоянок автомобильного транспорта.
2.2.5. Производственные зоны предназначены для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.
В санитарно-защитных зонах промышленных, транспортных, коммунальных и складских объектов не допускается новое строительство жилых домов, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, садоводческих, дачных и огороднических кооперативов, а также производственных объектов сельскохозяйственной продукции.
2.2.6. Зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, электрического, речного, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования.
Предотвращение вредного воздействия сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования на среду жизнедеятельности обеспечивается соблюдением необходимых расстояний от этих объектов до жилых, общественных, деловых зданий и иных требований, устанавливаемых государственными нормативами и правилами, а также специальными планировочными, конструктивными и технологическими мероприятиями.
2.2.7. Рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты.
На территориях рекреационных зон не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.
2.2.8. В пределах городских границ имеются зоны сельскохозяйственного использования, занятые пашнями, огородами, а также сельскохозяйственными зданиями, строениями, сооружениями.
Территории указанных зон могут быть использованы в целях ведения сельского хозяйства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральным планом развития города.
2.2.9. Зоны специального назначения выделены для размещения кладбищ, крематориев, скотомогильников, свалок бытовых отходов и иных объектов, использование которых несовместимо с использованием других видов территориальных зон города.
2.2.10. Зоны военных объектов и иные зоны режимных территорий используются для размещения объектов, в отношении территорий которых устанавливается особый режим использования.
2.2.11. Застройка территориальных зон должна осуществляться в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, по согласованной и утвержденной в установленном порядке разрешительной и проектной документации на строительство.
2.2.12. Основными регулирующими факторами при проектировании и строительстве объектов в территориальных зонах являются линии градостроительного регулирования, в том числе:
границы предоставленных под строительство земельных участков, определенные документами на землепользование;
красные линии застройки;
линии регулирования застройки;
границы охранных зон, зафиксированные в утвержденной градостроительной документации;
поперечные профили улиц.
2.2.13. Красные линии застройки устанавливаются проектами планировки соответствующих зон города или специальными проектами и наносятся на материалы дежурного плана и топографическую основу.
Изменение положения красных линий застройки возможно в исключительных случаях и только Главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии на основании специальной технической документации.
2.2.14. Поперечные профили улиц разрабатываются в проектах планировки или в специальных проектах. Они отражают наземное и подземное содержание улиц и являются составной частью документации красных линий застройки.
Изменение поперечных профилей улиц осуществляется только Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии на основании специального проекта.
2.2.15. Все виды строительства и реконструкции объектов недвижимости в городе, в том числе транспортных коммуникаций, благоустройство и озеленение, монументально-художественное оформление должны осуществляться только на основании соответствующих постановлений мэра на основании архитектурно-планировочного задания Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии.
2.2.16. В случае возведения объектов на территории, занятой зданиями, принадлежащими юридическим или физическим лицам, застройщик на основе проектных решений обязан в установленном законодательством порядке осуществить их снос.
2.2.17. При прокладке инженерных сетей должны соблюдаться "Правила проектирования и согласования инженерных коммуникаций на территории города Новосибирска" (приложение 1) и "Правила организации работ по строительству, ремонту и реконструкции подземных инженерных коммуникаций на территории города Новосибирска", утвержденные решением городского Совета от 05.09.96 N 213.
2.2.18. Производственные предприятия, предусмотренные к выносу в соответствии с генеральным планом города, должны быть перепрофилированы, реконструированы и технологически переоснащены и усовершенствованы или перенесены на другие площадки.
2.2.19. Производственные предприятия разрабатывают и утверждают в установленном порядке проекты санитарно-защитных зон и обеспечивают их реализацию, в том числе расселение жителей жилых домов, попадающих в санитарно-защитные зоны, за счет средств этих предприятий.
2.3. Градостроительная документация о планировке и застройке
территории города
Строительство в городе осуществляется в соответствии с генеральным планом - основным градостроительным документом о градостроительном планировании развития территории города и его застройки, разработанным по заказу мэрии Новосибирска и утвержденным в установленном порядке.
Градостроительная документация включает в себя также:
2.3.1. Проекты планировки - градостроительная документация, разработанная для частей территории города в соответствии с установленными в генеральном плане города элементами планировочной структуры и определяющая:
красные линии и линии регулирования застройки;
границы охранных зон;
границы земельных участков (при разработке проектов межевания территорий в составе проектов планировки);
размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения; плотность и параметры застройки;
параметры улиц, проездов, пешеходных зон, а также сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования и благоустройства территории.
Проекты планировки включают в себя эскизы застройки и благоустройства территорий.
Проекты планировки подлежат опубликованию, обсуждению с населением и с учетом результатов такого обсуждения утверждаются Мэром в установленном порядке. Порядок информирования населения регулируется специальным Положением.
Проекты планировки являются основой для разработки проектов межевания территорий, проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры города, проектов реконструкции застройки.
2.3.2. Проекты межевания территорий разрабатываются для застроенных и подлежащих застройке территорий в границах установленных красных линий.
Проекты межевания территорий могут разрабатываться в составе проектов планировки частей территорий города и проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры города.
Межевание территорий общего пользования в границах застроенных территорий города не проводится.
Проекты межевания территорий утверждаются мэром и являются основанием для установления границ земельных участков на местности.
2.3.3. Проекты застройки разрабатываются для территорий кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры города в границах установленных красных линий или в границах земельных участков.
В проектах застройки земельных участков, кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры города определяются:
линии регулирования застройки;
проектное положение границ земельных участков объектов;
расположение зданий, строений и сооружений, этажность, тип и другие их характеристики;
системы инженерного оборудования, связи и благоустройства, а также условия их присоединения к сооружениям и коммуникациям систем инженерного оборудования, связи и благоустройства, находящихся за пределами земельных участков, кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры города;
организация движения транспортных средств и пешеходов;
территории общего пользования.
2.3.4. В разрешительной документации на проектирование и строительство объектов могут быть введены дополнительные требования к проектам застройки при размещении объектов в зонах охраны памятников истории и культуры, в части озеленения территорий, размещения малых форм архитектуры, рекламы, вывесок и другой визуальной информации.
2.3.5. В состав градостроительной документации о планировке и застройке территорий города могут входить проекты реконструкции застройки, которые разрабатываются лицензированной проектной организацией по заказу мэрии или застройщиков в соответствии с генеральным планом и проектами планировки и утверждаются в установленном порядке.
Проекты реконструкции застройки разрабатываются для застроенных территорий в границах установленных красных линий.
В проектах реконструкции застройки определяются параметры, установленные в подпункте 2.3.3, для проектов застройки, а также объекты, подлежащие реконструкции.
Проект реконструкции застройки является основанием для разработки нового проекта межевания территорий, который утверждается Мэром и является основанием для установления границ земельных участков на местности.
3. Общие требования
3.1. Объекты жилищно-гражданского, производственного и иного назначения
3.1.1. Основанием для начала строительства объектов жилищно-гражданского, производственного и иного назначения является наличие:
постановления мэра о предоставлении земельного участка, документа о праве на землепользование;
проектной документации на строительство, разработанной лицензированной проектной организацией в соответствии с архитектурно-планировочным заданием и согласованной с Главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии и другими организациями в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением;
разрешения на выполнение строительно-монтажных работ инспекции Госархстройнадзора.
3.1.2. Проектирование и строительство объектов должно осуществляться комплексно, с учетом градостроительных особенностей прилегающих территорий и существующей застройки. Строительство на территориях школ и детских дошкольных учреждений объектов, не связанных с учебно-воспитательным процессом, запрещается.
3.1.3. Изменение назначения объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, которое влечет за собой снижение установленного государственными градостроительными нормативами и правилами уровня обслуживания населения, не допускается. При реконструкции объектов изменение их назначения осуществляется на основании постановления Мэра.
3.1.4. Предусмотренный проектом снос объектов недвижимости на предоставленном для строительства земельном участке осуществляется за счет средств заказчика.
3.1.5. Заказчик может вносить изменения в утвержденный проект объекта, находящегося в стадии строительства или реконструкции с согласия проектной организации и автора проекта, а в случае изменений требований архитектурно-планировочного задания или других исходных документов - после согласования с органами и службами, выдавшими эти документы.
Откорректированный проект должен быть представлен в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии на согласование. В необходимых случаях Комитет архитектуры и градостроительства мэрии выносит проект на рассмотрение Градостроительного совета.
3.2. Объекты благоустройства и озеленения рекреационных зон
3.2.1. Благоустройство и озеленение территорий рекреационных зон (парков, скверов, бульваров, площадей, улиц и транспортных магистралей, набережных и других общегородских мест отдыха), а также их реконструкция осуществляются в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.
Основанием для ведения вышеуказанных работ являются соответствующее постановление мэра, архитектурно-планировочное задание и согласованная в установленном порядке проектная документация.
3.2.2. Благоустройство и озеленение территорий жилых микрорайонов и кварталов, объектов социального, культурно-бытового назначения и других городских объектов определяются проектами застройки и проектной документацией на отдельные объекты, согласованной в установленном порядке. Приемка в эксплуатацию городских объектов без выполнения этих видов работ не допускается.
3.3. Объекты инженерного обеспечения и транспорта
3.3.1. Инженерные коммуникации проектируется в соответствии с утвержденными Генеральными схемами развития водоснабжения, канализования, теплоснабжения, ливневой канализации, телефонизации, радиофикации и газоснабжения.
3.3.2. Прокладка магистральных городских коммуникаций, как правило, должна производиться подземным способом по территориям городских транспортных магистралей и улиц, а также другим территориям, специально предоставленным для этих целей.
Места прокладки коммуникаций по улицам и транспортным магистралям определяются их поперечными профилями.
В охранных зонах (подпункты 4.2, 4.4) требуется согласование специально уполномоченных органов.
3.3.3. При проектировании и строительстве магистральных коммуникаций, как правило, не допускается их прокладка под проезжей частью улиц, магистралей и трамвайными линиями.
3.3.4. При необходимости прокладки магистральной сети, не предусмотренной генеральной схемой развития, ее трассировка, условия проектирования и строительства должны рассматриваться Главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии по представлению проектных материалов заказчиком.
3.3.5. Прокладка магистральных инженерных коммуникаций на территории участков школьных, дошкольных и медицинских учреждений не допускается.
3.3.6. При прокладке коммуникаций по благоустроенным территориям в проектах должны закладываться объемы и мероприятия по качественному восстановлению благоустройства в первоначальном объеме, в том числе и озеленению, которые должны быть согласованы с владельцами этих территорий и осуществлены за счет заказчика до ввода в эксплуатацию данного объекта.
3.3.7. Владельцы подземных, наземных и надземных городских коммуникаций обязаны иметь достоверную и полную документацию по принадлежащим им сетям и сооружениям и в установленные сроки передавать в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии все изменения, связанные с их проектированием, строительством и эксплуатацией.
При прокладке сетей производитель работ обязан:
произвести разбивку в натуре осей прокладываемых трасс инженерных коммуникаций в соответствии с рабочими чертежами;
до приемки в эксплуатацию проложенных трасс инженерных коммуникаций выполнить исполнительную съемку.
Разбивка и исполнительная съемка выполняется, как правило, геогруппой Комитета архитектуры и градостроительства мэрии.
3.3.8. В целях обеспечения нормативной долговечности металлических трубопроводов, кроме пассивной защиты их от коррозии, предусматривается электрохимическая защита от блуждающих токов, проектирование и строительство которой должно осуществляться организациями, имеющими соответствующую лицензию, а эксплуатация - специализированной службой.
3.3.9. Возведение, расширение и реконструкция транспортной сети города осуществляются в соответствии с генеральной схемой развития городского транспорта, на основании документации, разработанной проектной организацией, имеющей соответствующую лицензию, на основании АПЗ и согласованной в установленном порядке с Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии, департаментом транспорта, связи и дорог, Главным управлением благоустройства и озеленения, представителями администраций районов города, службами государственного контроля и надзора.
3.3.10. Устройство новых и реконструкция действующих транспортных коммуникаций (автомобильных дорог, трамвайных путей, троллейбусных линий) должны осуществляться комплексно, одновременно с прокладкой новых и реконструкцией существующих инженерных коммуникаций.
В проектах магистралей необходимо закладывать комплекс мероприятий по снижению уровня шума и загазованности в жилых зонах от автомобильного транспорта.
3.4. Объекты индивидуальной жилой застройки
3.4.1 Индивидуальное (частное) строительство жилых домов должно осуществляться на территориях, определенных генеральным планом развития города, по проектной документации, согласованной и утвержденной в установленном порядке.
3.4.2. Условия предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство определены Положением "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории города Новосибирска" (приложение 2).
3.5. Гаражи и стоянки личного автотранспорта,
коллективные овощехранилища
3.5.1. Основными видами хранения автотранспорта принимаются крытые и открытые площадки-стоянки, подземные, надземные многоэтажные гаражи, как правило, манежного типа. Для организации площадок-стоянок могут быть использованы цокольные и подвальные этажи зданий.
3.5.2. Размещение гаражей-стоянок личного и служебного легкового автотранспорта должно осуществляться на территориях, предусмотренных градостроительной и проектной документацией, утвержденной в установленном порядке.
3.5.3. Объемно-планировочные решения гаражей и стоянок определяются архитектурно-планировочным заданием и проектной документацией, в зависимости от особенностей участка строительства (условия подъезда, выезда, характера застройки и др.).
3.5.4. В жилых районах и микрорайонах предусматривается размещение коллективных подземных овощехранилищ для хранения населением сельскохозяйственных продуктов. Овощехранилища в виде подземных сооружений размещаются на дворовых территориях, в соответствии с действующими нормативами и на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.
4. Особые требования
4.1. Внешнее оформление города
4.1.1. Внешнее благоустройство, освещение улиц и площадей, набережных, подсветка зданий и сооружений, произведений скульптуры, реклама, газосветные установки, оформление витрин, вывески, указатели, ограждения, размещение городского оборудования и малых архитектурных форм, объектов мелкорозничной торговли, праздничное оформление города, ремонт и покраска фасадов зданий осуществляются только по проектам, разработанным на основании архитектурно-художественных заданий и технических заданий на конструктивное решение, согласованным в Комитете архитектуры и градостроительства мэрии.
4.1.2. Персональную ответственность за исполнение в натуре архитектурно-художественной части проекта и конструктивное решение несет заказчик объекта. Объект не подлежит приемке в эксплуатацию, если он не соответствует проекту, согласованному Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии.
4.1.3. При проведении указанных в подпункте 4.1.1 видов работ необходимо учитывать: исторически сложившийся облик характерных ансамблей городской застройки, восстановление архитектурных деталей при проведении ремонтных работ, масштабное и соподчиненное включение в эти ансамбли новых современных элементов;
комплексный подход к проектированию цветового решения фасадов, установки газосветной и рисованной рекламы, ночного декоративного освещения, праздничного оформления отдельных районов, улиц и архитектурных ансамблей.
4.1.4. Все виды работ, указанные в подпункте 4.1.1, на зданиях-памятниках, а также в зонах регулирования застройки осуществляются по проектам, дополнительно согласованным со специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры - Научно-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области.
4.1.5. Для отделки фасадов существующей застройки должны применяться долговечные высококачественные материалы и красители.
4.1.6. Размещение и архитектурно-художественное решение временных отдельно стоящих сооружений (киосков, павильонов и др.) согласовывается с Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии по представлению Администрации соответствующего района города и осуществляется в соответствии с специальным Положением.
4.1.7. К работе по оформлению эстетического облика города привлекаются творческие Союзы архитекторов, дизайнеров, художников.
4.2. Охрана памятников истории и культуры и застройка в зонах охраны
4.2.1. Особый порядок осуществления градостроительной деятельности на территории города устанавливается в случаях, когда:
объект является памятником истории и культуры;
вновь возводимый (реконструируемый) объект находится в зонах охраны памятников истории и культуры.
4.2.2 Все городские объекты, отнесенные согласно действующему законодательству к памятникам истории и культуры, включаются в Государственный реестр недвижимых памятников истории и культуры. На топографической основе для проектирования и строительства в соответствии с проектом зон охраны памятников истории и культуры должна быть нанесена необходимая адресная информация, включая границы закрепленной за памятником истории и культуры территории, границы его охранной зоны и границы зон регулирования застройки, осуществляемая Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии совместно со специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры.
Для объектов культурного наследия, по которым границы охранных зон еще не утверждены в установленном порядке, определяются временные границы и режим содержания специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры совместно с Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии.
4.2.3. Степень и характер влияния существующих памятников истории и культуры на формирование объекта городской застройки определяются в архитектурно-планировочном задании Комитета архитектуры и градостроительства мэрии, составленном совместно со специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры.
4.2.4. Условия и требования к ремонту, консервации, реставрации и приспособлению городских объектов, отнесенных к памятникам истории и культуры, выдаются специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры в виде ремонтно-реставрационного задания, для объектов, возводимых в зонах охраны памятников - в виде приложения к архитектурно-планировочному заданию Комитета архитектуры и градостроительства мэрии.
Проектирование и выполнение всех видов работ на памятниках истории и культуры и в зонах их охраны осуществляются на основании соответствующей лицензии.
4.2.5. Проекты строительства и реконструкции объектов, перечисленных в подпункте 4.2.1, должны быть согласованы со специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры.
4.2.6. Представитель специально уполномоченного государственного органа охраны памятников истории и культуры включается в состав комиссии по приемке объекта в эксплуатацию при завершении строительства или реконструкции. Завершение работ по памятникам истории и культуры оформляется актом приемки работ по форме, установленной действующим законодательством в деле охраны памятников. Акт подлежит хранению в государственном органе охраны памятников истории и культуры.
4.3. Использование недр и подземных пространств
4.3.1. Предоставление недр в пользование согласно действующему законодательству оформляется в виде государственной лицензии.
Подлежат лицензированию пользования участками недр местного значения, предоставленными для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей подземных ископаемых.
Не требуется оформление лицензии при добыче подземных вод для удовлетворения нужд частных землевладельцев в воде хозяйственно-питьевого назначения в тех случаях, когда используются грунтовые слабонапорные воды первого от поверхности водоносного горизонта.
Не требуется получение лицензии на недропользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, для сооружения и эксплуатации следующих объектов, расположенных на глубине не более 5 м от поверхности земли или дна водоема:
линии коммуникаций водоснабжения, канализации, энергоснабжения, нефтегазопроводов, связи (кабели телефонной связи, электросвязи, силовые кабели и др.), предназначенные для жизнеобеспечения населения и нормального функционирования предприятий, а также транспортные сооружения (путепроводы, подземные переходы и др.) в городе, автозаправочные станции с заложением емкостей до глубины 5 м;
траншеи и котлованы, используемые под фундаменты при строительстве жилых и производственных зданий и сооружений;
подземные сооружения - погреба, подвалы, небольшие хранилища, используемые в коллективных и индивидуальных хозяйствах для хранения продуктов питания, личного имущества и продукции сельского хозяйства;
на забивку свай длиной до 12 м.
Предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами Новосибирской области либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей землепользования.
Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.
4.3.2. Проектирование и строительство объектов в городе в местах залегания полезных ископаемых, а также размещение в указанных местах подземных сооружений допускается с разрешения территориального органа управления государственным фондом недр и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
4.3.3. В градостроительную документацию всех видов в соответствии с заданием на ее разработку включаются разделы об охране недр, окружающей природной среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройства.
4.3.4. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается инспекцией Госархстройнадзора без возмещения производственных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.
4.4. Строительство в зонах линий метрополитена и в полосе отвода
железной дороги
4.4.1. Проектирование и строительство линий метрополитена производится организациями, имеющими соответствующую лицензию на выполнение данных работ, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами и утвержденной схемой.
4.4.2. При разработке схем развития и размещения линий метрополитена для строительства участков мелкого заложения следует предусматривать техническую зону шириной не менее 40 м.
В технической зоне до окончания строительства сооружений метрополитена не допускается возведение зданий. Прокладка в ней подземных коммуникаций, посадка деревьев, а также застройка территорий шириной 30 м с обеих сторон от границ технической зоны допускается по согласованию с организациями, проектирующими и строящими линии метрополитена, а также с эксплуатирующей организацией.
4.4.3. В полосе отвода железной дороги, куда входят земли, занимаемые земляными полотнами, искусственными сооружениями, линейно-путевыми зданиями, устройствами связи, станциями (со всеми сооружениями), защитными лесонасаждениями и другими сооружениями, путевыми устройствами строительство зданий и сооружений, непосредственно не связанных с эксплуатацией железной дороги, запрещается.
4.4.4. Проектная документация объектов, намечаемых к размещению в полосе отвода, должна быть согласована Комитетом архитектуры и градостроительства в установленном порядке.
4.5. Охрана окружающей природной среды
4.5.1. Разработка градостроительной и проектной документации, строительство и реконструкция территорий, зданий, строений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил с учетом состояния городских территорий и ограничений в области экологической безопасности, установленных территориальными комплексными схемами охраны природы и природопользования, а также с учетом последствий вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека.
В составе градостроительной и проектной документации следует предусматривать мероприятия по охране окружающей природной среды, обусловленные заданием на проектирование в соответствии с разрешительной документацией.
4.5.2. В разрешительную документацию на проектирование и строительство новых зданий, реконструкцию и капитальный ремонт зданий на магистралях города, включаются требования о разработке в составе проектов мероприятий по защите от транспортного шума и других вредных физических воздействий (вибрация, излучения и т.п.), влияющих на здоровье человека.
4.5.3. При разработке градостроительной документации должны предусматриваться: конкретные мероприятия по охране и оздоровлению городских территорий, водного и воздушного бассейнов города от загрязнения атмосферными выбросами вредных веществ, производственными стоками и промышленными отходами строящихся и реконструируемых объектов;
организация и благоустройство санитарно-защитных зон производственных предприятий и других объектов, водоохранных зон реки Обь и ее притоков, Обского водохранилища и прочих водоемов на территории города;
опережающее строительство водо- и воздухоохранных сооружений по отношению к производственным объектам;
внедрение малоотходных и безотходных, с замкнутым циклом производства, технологий для вновь строящихся и реконструируемых объектов, включающих оборотное водоснабжение, обеспечивающих значительное сокращение выбросов в агрегатосферы.
4.5.4. Собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, предусмотренные градостроительной документацией, а также санитарные правила.
4.6. Требования к ведению инженерно-геодезических работ
4.6.1. Настоящие требования и правила ведения инженерно-геодезических работ для городского строительства распространяются на:
производство инженерно-геодезических изысканий - топографические работы; инженерно-геологические изыскания.
4.6.2. Все виды инженерных изысканий могут производиться только при наличии лицензии, оформленной в установленном порядке.
4.6.3. Координацию и управление изыскательскими работами на территории города осуществляет Комитет архитектуры и градостроительства мэрии, который создает фонды хранения топографических и картографических материалов городской территории и осуществляет деятельность по внесению текущих изменений в них по всем объектам строительства в городе.
4.6.4. Комитет архитектуры и градостроительства мэрии осуществляет контроль за состоянием пунктов городской геодезической сети.
4.6.5. Заказчик объекта для решения вопросов по топографическим работам обязан обратиться в топографо-геодезическую службу Комитета архитектуры и градостроительства мэрии с целью получения необходимых топографических материалов. В случае необходимости их корректуры, заказчик получает соответствующее разрешение на производство работ в топографо-геодезической службе комитета.
4.6.6. На откорректированные или вновь выполненные топографические материалы должны быть нанесены данные дежурного плана города и зарегистрированы в топографо-геодезической службе Комитета архитектуры и градостроительства мэрии в установленном порядке.
4.6.7. Инженерно-геологические изыскания должны проводиться на основании разрешения топографо-геодезической службы Комитета архитектуры и градостроительства мэрии, предоставляемого заказчику объекта, который, привлекая специализированную изыскательскую организацию, имеющую соответствующую лицензию, несет ответственность за организацию работ на месте их выполнения.
Указанное разрешение является одновременно и разрешением на проведение геодезических коррозионных изысканий для проектирования электрохимической защиты подземных коммуникаций, ответственность за организацию работ которых несет непосредственный исполнитель.
5. Порядок предоставления и застройки земельных
участков для физических и юридических лиц
5.1. Порядок оформления разрешительной документации на
предоставление земельных участков, проектирование и строительство
объектов
5.1.1. Предоставление земельных участков для строительства и реконструкции объектов недвижимости любого назначения на территории города Новосибирска осуществляется на основании постановлений Мэра, принимаемых в соответствии с генеральным планом города, проектами планировки и застройки территорий, другой утвержденной градостроительной документации по ходатайству физических и юридических лиц.
В случае участия нескольких физических и юридических лиц (дольщиков) в строительстве и реконструкции объекта (объектов) на участке, право застройщика (заказчика) на время строительства предоставляется одному из них. По окончании строительства дольщикам оформляются документы на право землепользования пропорционально их доли собственности на законченный строительством объект.
Порядок оформления документов на право землепользования на период строительства определяется специальным Положением.
5.1.2. Физические и юридические лица обращаются в департамент строительства и архитектуры мэрии с заявкой о рассмотрении возможности строительства (реконструкции) объекта или подборе земельного участка для строительства.
К заявке прилагаются:
устав и свидетельство о регистрации организации-заявителя;
сведения об источниках финансирования и гарантиях их обеспечения;
сведения о технологическом назначении и краткие характеристики объекта;
схема местоположения объекта строительства или выписка из Единого государственного реестра земель;
правоустанавливающие документы заявителя на объекты недвижимости (в случае их реконструкции), выписки из Единого государственного регистра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
5.1.3. По поручению заместителя мэра - директора департамента строительства и архитектуры мэрии Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии в течение десяти дней рассматривает заявку и готовит положительное заключение или мотивированный отказ; в случае положительного заключения выносит заявку на рассмотрение комиссии по вопросам градостроительства и земельных отношений (далее по тексту - комиссия).
5.1.4. Комиссия на основе представленных Главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии документов, исходя из градостроительной значимости земельного участка и условий его застройки, принимает соответствующее решение, в том числе:
о предварительном согласовании места расположения объекта без проведения конкурса на предоставление земельного участка;
о предварительном согласовании места расположения объекта с проведением конкурса на предоставление испрашиваемого земельного участка;
о предварительном согласовании строительства (реконструкции) в случае наличия у заявителя оформленных в установленном порядке земельных отношений;
о мотивированном отказе.
Решение комиссии оформляется протоколом в соответствии с положением о комиссии.
В соответствии с решением комиссии Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии в течение двух недель через пресс-центр мэрии информирует население города о предполагаемом строительстве.
Положительное решение комиссии дает основание заявителю для заключения договора с Главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии о подготовке "паспорта объекта" в срок не более трех месяцев.
В случае отказа заявителя от заключения договора на подготовку "паспорта объекта", Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии в течение семи дней готовит разрешительное письмо, являющееся основанием заявителю для самостоятельного согласования возможности строительства (реконструкции) объекта и получения технических условий на его инженерное обеспечение.
В разрешительном письме указывается перечень необходимых документов (исходных данных) и устанавливается срок их представления заявителем-застройщиком в мэрию с заявкой на подготовку проекта постановления мэра о предоставлении земельного участка для строительства или о разрешении реконструкции объекта.
Разрешительное письмо подписывается главным архитектором города и утверждается заместителем мэра - директором департамента строительства и архитектуры мэрии.
Застройщик в течение двух недель после получения разрешительного письма должен установить на месте предполагаемого строительства информационный щит с графическим изображением плана застройки. Размеры щита и объем информации указываются в разрешительном письме.
5.1.5. При разработке принципиального объемно-планировочного решения Комитет архитектуры и градостроительства мэрии совместно с заказчиком вправе объявлять конкурс.
В случае особой градостроительной значимости участка проектные предложения выносятся на рассмотрение Градостроительного совета и выставляются для общественного обсуждения с участием Новосибирской организации Союза архитекторов России.
5.1.6. Физические и юридические лица обращаются на имя мэра с заявкой о подготовке проекта постановления, с приложением комплекта документов (исходных данных) или "паспорта объекта".
Прием и рассмотрение заявок застройщиков (заказчиков) на подготовку проектов постановления мэра о предоставлении земельных участков на строительство (реконструкцию) объектов производится только при наличии полного комплекта прилагаемых документов (исходных данных), указанных в разрешительном письме, или при наличии "паспорта объекта".
По поручению мэра Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии в течение двух недель готовит соответствующий проект постановления мэра с планом границ земельного участка, который далее визируется руководителями следующих структурных подразделений мэрии и организаций:
организации застройщика;
администрации района города;
комитета по энергетике мэрии;
комитета по жилищным вопросам мэрии;
Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии;
комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Новосибирска;
департамента потребительского рынка и земельных отношений мэрии;
департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии;
департамента по управлению имуществом г. Новосибирска;
департамента строительства и архитектуры мэрии;
департамента экономики и финансов мэрии;
правового управления мэрии;
отдела распорядительных документов управления организационной и кадровой работы мэрии.
Завизированный проект постановления мэра передается в комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Новосибирска для подготовки проекта соответствующего правоудостоверяющего документа на землепользование.
Постановление мэра о предоставлении земельного участка для строительства (реконструкции) и договор аренды земельного участка являются основанием для получения в Главном управлении архитектуры и градостроительства мэрии архитектурно-планировочного задания (АПЗ) и начала проектирования объекта.
5.1.7. После подготовки разрешительной документации застройщик (заказчик) в соответствии с архитектурно-планировочным заданием осуществляет проектирование объекта.
5.1.8. Проект, прошедший необходимые согласования с соответствующими организациями города, представляется в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии для рассмотрения и согласования его в течение недели в установленном порядке.
5.1.9. В целях ускорения строительства объекта при наличии постановления мэра о целевом предоставлении земельного участка (о разрешении строительства), документов о праве на землепользование, архитектурно-планировочного задания, технических условий на инженерное обеспечение (или "паспорта объекта"), возможно начало освоения площадки строительством параллельно с проектированием в гарантийные сроки и согласованием необходимого состава чертежей Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии.
5.1.10. Застройщик (заказчик) обязан в установленном порядке оформить разрешение на строительно-монтажные работы в инспекции Госархстройнадзора и осуществить строительство объекта в нормативные сроки (схема).
5.2. Выдача разрешения на выполнение строительно-монтажных работ
5.2.1. Производство работ при возведении новых или реконструкции действующих объектов жилищно-гражданского и производственного назначения юридическим лицам разрешается только инспекцией Госархстрайнадзора на основании действующих федеральных нормативных документов.
5.2.2. Для получения разрешения на выполнение строительно-монтажных работ застройщик (заказчик) представляет в инспекцию Госархстройнадзора следующие документы: заявление на получение разрешения по установленной форме;
документ, удостоверяющий право на целевое землепользование;
проект с сетями инженерных коммуникаций, согласованный Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии;
генеральный план участка М 1:500, согласованный Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии в точках землеотвода;
стройгенплан, согласованный Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии, администрацией соответствующего района города и другими заинтересованными организациями с приложением проекта организации строительства;
лицензии, выданные заказчику, подрядчику, проектировщику;
заключения экологической и государственной вневедомственной экспертиз; заключение о потенциальной радоноопасности земельного участка;
приказы заказчика, подрядчика и проектировщика о назначении на строительство объекта лиц, ответственных за производство работ, осуществление технического и авторского надзора; журналы работ и авторского надзора;
гарантийное обязательство, оформленное в управлении административно-технических инспекций.
5.2.3. В случае параллельного проектирования и начала строительства объекта (общеплощадочные подготовительные работы, нулевой цикл) застройщик (заказчик) представляет рабочую документацию, согласованную Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии, в следующем составе:
генеральный план участка М 1:500, согласованный Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии, в точках землеотвода;
стройгенплан М 1:500;
паспорт сооружения (планы, фасады, разрезы, основные технико-экономические показатели);
чертежи нулевого цикла, прошедшие вневедомственную государственную экспертизу, с приложением гарантийного письма о сроках представления проекта в полном объеме и действующих технических условий на прокладку инженерных коммуникаций.
5.2.4. В случае застройки в охранных зонах памятников истории и культуры кроме документов, указанных в пунктах 5.2.2 и 5.2.3, инспекция Госархстройнадзора требует от заказчика разрешение Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области.
5.2.5. Выполнение строительно-монтажных работ на объекте без полученного или не прошедшего в установленные сроки перерегистрацию разрешения, равно как и выполнение не указанных в разрешении видов работ, является самовольным строительством и влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
5.3. Надзор объектами в ходе строительства
5.3.1. Надзор за строительством объектов осуществляется:
заказчиками с организацией технического надзора;
проектными организациями с авторским надзором проектировщиков;
инспекцией Госархстройнадзора;
в зонах охраны памятников истории и культуры - Научно-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области.
5.3.2. В случае обнаружения нарушений при осуществлении вышеуказанного надзора инспекция Госархстройнадзора в соответствии с действующим законодательством применяет соответствующие санкции вплоть до приостановки строительства и рассмотрения вопроса о лишении лицензий участников строительного процесса.
5.3.3. Надзор осуществляется в течение всего периода строительства и приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов в целях соблюдения участниками строительства нормируемого уровня качества, технической безопасности при строительстве и эксплуатационной надежности возводимых и законченных строительством объектов.
5.4. Исполнительная документация на строительство
и реконструкцию объектов
5.4.1. На все виды строительства (реконструкцию) объектов после их завершения должна быть оформлена соответствующая исполнительная документация, в том числе исполнительная контрольная геодезическая съемка наземных сооружений и элементов благоустройства.
5.4.2. Исполнительная контрольная геодезическая съемка подземных сооружений и инженерных коммуникаций выполняется в процессе строительства до засыпки траншей.
5.4.3. Исполнительные чертежи входят в состав обязательной исполнительной документации, предъявляемой строительной организацией при сдаче в эксплуатацию законченных строительством наземных и подземных сооружений и инженерных коммуникаций.
5.4.4. Персональную ответственность за полноту и своевременность исполнительной документации несет заказчик объекта.
5.4.5. Топографической основой для нанесения вновь построенных наземных и подземных сооружений и инженерных коммуникаций служат планы масштаба 1:500, составленные по данным исполнительной съемки.
Эти планы при приемке объектов в эксплуатацию одновременно являются и документом, подтверждающим правильность переноса в натуру проектов подземных и наземных инженерных сетей, зданий и сооружений, дорог, благоустройства, озеленения и вертикальной планировки территории, а также подтверждающие соответствие проекту выполненных земляных работ и посадки зеленых насаждений.
5.4.6. В случае вынужденного отступления от проекта исполнительная документация должна иметь своевременные согласования проектной организации, разработавшей проект, Комитета архитектуры и градостроительства мэрии, а также специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры, если работы ведутся в зонах их охраны.
5.5. Приемка объектов в эксплуатацию
5.5.1. Законченные строительством (реконструкцией) объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, а также инженерные коммуникации и сооружения подлежат приемке в эксплуатацию приемочными комиссиями.
5.5.2 Комиссии по приемке объектов в эксплуатацию назначаются распоряжениями мэра, за исключением приемки в эксплуатацию коллективных овощехранилищ, кооперативных одноэтажных индивидуальных гаражей, индивидуальных жилых домов, временных сооружений, а также реконструкции помещений при выводе жилого фонда, приемка которых осуществляется комиссиями с участием представителя инспекции Госархстройнадзора, назначенными главами администраций соответствующих районов города.
Порядок приемки объектов в эксплуатацию определяется отдельным документом.
5.5.3. Акт о приемке в эксплуатацию объекта утверждается постановлением мэра, а по объектам, перечисленным в подпункте 5.5.2. - распоряжением главы администрации района.
5.5.4. Запрещается эксплуатация завершенного строительством или реконструкцией здания без приемки его комиссией в установленном порядке.
5.5.5. В случае отступления в процессе строительства объекта от ранее принятых и согласованных проектных решений застройщик (заказчик) обязан своевременно (до приемки государственной комиссией) согласовать их в Комитете архитектуры и градостроительства мэрии. Изменения функционального назначения объекта на территории города определяются отдельным постановлением мэра.
6. Ответственность за нарушение порядка землепользования
и застройки города
6.1. Юридические и физические лица обязаны использовать предоставленные им в пользование земельные участки, а также иную недвижимость в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
6.2. Самовольным занятием земельного участка признается землепользование: при отсутствии постановления мэра о предоставлении земельного участка;
до выноса границ земельного участка в натуре в соответствии с актом отвода, заключения договора аренды, удостоверяющего право пользования землей;
с истечением срока, на который был предоставлен земельный участок.
6.3. Самовольным строительством, независимо от наличия права пользования земельным участком, считаются все виды строительства и реконструкции, осуществляемые с нарушением порядка, установленного строительным законодательством и настоящим Положением, в частности:
при отсутствии постановления мэра, разрешающего данный вид строительства или реконструкции;
при отсутствии проекта, согласованного с Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии в установленном порядке;
при отсутствии разрешения инспекции Госархстройнадзора на производство работ либо истечении срока на его разрешение;
при существенном нарушении строительных норм и правил.
6.4. При установлении фактов самовольного занятия земельных участков или самовольного строительства администрации соответствующих районов города, инспекция Госархстройнадзора, Комитет архитектуры и градостроительства мэрии, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Новосибирска по месту обнаружения нарушений обязаны принять меры пресечения дальнейшего нарушения, восстановления нарушенных прав землепользователей и привлечения виновных к ответственности в соответствии с "Рекомендациями по выявлению самовольных построек и принятию мер к их сносу", утвержденными постановлением мэра от 20.03.98 N 232.
6.5. За нарушение настоящих Положений в случаях, предусмотренных законом, к нарушителям применяется дисциплинарная, административная, уголовная ответственность в соответствии со статьей 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
См. также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
Начальник отдела
распорядительных документов |
М.Б.Барбышева |
<< Назад |
>> 1. Вводная часть |
|
Содержание Постановление Мэра г. Новосибирска от 23 марта 1999 г. N 250 "Об утверждении Положения "О порядке застройки города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.