Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение утверждено постановлением
главы администрации области
от 28 ноября 1997 г. N 654
Областная целевая программа
"Новосибирский лен"
на 1997-2000 гг.
г.Новосибирск
Комплексная областная целевая программа
"Новосибирский лен" на 1997-2000 гг.
-------------------------------------------------------------------------
|Финансовые затраты (млрд.руб) | Конечный
Содержание, |----------------------------------------| результат
цель и за- |Источники|Всего в том числе по годам | реализации
казчик ПРО- |и направ-| ----------------------| программы
ГРАММЫ |ления | 1997 1998 1999 2000|
|расходов | |
-------------------------------------------------------------------------
Вывод из сырь- ВСЕГО Увеличение посев-
евого и произ- ФИНАНСОВЫХ 201,9 27,1 57,9 55,0 61,9 ных площадей под
водственного ЗАТРАТ льном-долгунцом с
кризиса хлоп- 3 т.га до 13,6
чатобумажной, в т.ч. из т.га, коноплей с
трикотажной и федераль- 0,5 т.га до 0,9
льноперераба- ного бюд- т.га
тывающей про- жета 164,0 11,9 50,3 46,6 55,9 Увеличение произ-
мышленности областного водства в тыс.тонн
области на ос- бюджета 16,3 1,3 4,9 5,4 4,7 льноволокна
нове возрожде- внебюджет- с 2,1 до 6,1
ния льноводс- ных источ- пеньки
тва в области, ников 21,6 13,9 2,7 3,0 2,0 с 0,2 до 0,9
создания сырь- семян льна
евой базы для с 0,6 до 5,3
текстильной в т.ч. высоких
промышленности репродукций
с 0,3 до 1,7
Формирование нетканых матери-
единого с ор- алов с 0,6 до 4,1
ганизационно- (тыс.кв.м)
правовой точки
зрения и за- Организация про-
вершенного по изводства в год:
производствен- шпагата 500 т
ному циклу ль- олифы 2200 т
няного комп- котонизированно-
лекса Новоси- го льна 1600 т
бирской облас- сорбентов 5 т
ти, включая шлифовальных ма-
производство териалов 1200 т
из льна гото- масла льняного
вой продукции лекарств. 150 т
текстильной ваты медицин-
промышленности ской 380 т
и ее реализа-
ции
КАПИТАЛЬНЫЕ
Обеспечение ВЛОЖЕНИЯ 84,8 13,9 28,7 20,8 21,4 Будет организова-
финансовой но производство
стабильности в т.ч. из льнохлопковых
льняного комп- федераль- тканей на Новоси-
лекса Новоси- ного бюд- бирском хлопчато-
бирской облас- жета 49,8 21,6 12,8 15,4 бумажном комбина-
ти областного те льняного три-
бюджета 13,4 4,4 5,0 4,0 котажа на трико-
Кардинальное внебюджет- тажном объедине-
улучшение ис- ных источ- нии "Сибирь"
пользования ников 21,6 13,9 2,7 3,0 2,0
полученной ль-
нопродукции на
льнозаводах НИОКР 3,7 1,3 0,9 0,8 0,7 Возрастет средняя
путем их ре- урожайность и
конструкции и в т.ч. из средний номер ль-
технического федераль- няного волокна,
перевооруже- ного бюд- будет проведена
ния, освоения жета 0,8 0,4 0,4 реконструкция и
переработки областного увеличена мощ-
части урожая бюджета 2,9 1,3 0,5 0,7 ность льнозаво-
льна непос- внебюджет- дов, механизиро-
редственно у ных источ- ваны производс-
сельскохозяйс- ников твенные процессы
твенных това- в сельхозпроиз-
ропроизводите- водстве, созданы
лей с приме- предприятия по
нением новой первичной обра-
малозатратной ботке льна непос-
технологии и редственно в фер-
оборудования, мерских хозяйс-
организации твах
вспомогатель-
ных произ-
водств по глу- В результате
бокой перера- внедрения прог-
ботке льнопро- раммы образуется
дукции более 2 тысяч но-
вых рабочих мест
Создание в Но- ПРОЧИЕ 113,4 11,9 28,3 33,4 39,8
восибирской РАСХОДЫ
области произ-
водственных
мощностей по в т.ч. из
переработке федераль-
льноволокна на ного бюд-
имеющихся пло- жета 113,4 11,9 28,3 33,4 39,8
щадях, увели- областного
чение мощнос- бюджета
тей по произ- внебюджет-
водству трико- ных источ-
тажных изделий ников
на основе ль-
на, швейных
производств и
сети по реали-
зации продук-
ции льняного
комплекса.
Обеспечение
рынков облас-
ти, Сибири,
районов ближ-
него и дальне-
го Зарубежья
Азии высокока-
чественными
изделиями из
льна: котони-
зированным ль-
ном, пряжей,
швейными изде-
лиями, льняным
маслом для пи-
щевой и лакок-
расочной про-
мышленности,
наполнителями
для композици-
онных материа-
лов, сорбента-
ми, посевным
материалом.
ЗАКАЗЧИК
Управление сельского хозяйства админист-
рации Новосибирской области
Управление промышленности администрации
Новосибирской области
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК - КООРДИНАТОР
Главное планово-экономическое управление
Новосибирской области
Паспорт
комплексной областной целевой программы
"Новосибирский лен" на 1997-2000 годы
1. Наименование программы: Комплексная областная целевая программа
"Новосибирский лен" на 1997-2000 годы
2. Дата принятия решения о
разработке программы:
- Постановление Правительства Российской
Федерации от 19.12.96 N 1498 "О комплексной
федеральной программе "Развитие льняного
комплекса России на 1996-2000 годы"
- Протокол совещания у первого заместителя
главы администрации области Нестерова Ю.А.
от 20 июня 1996 года;
3. Государственный заказ-
чик: - Управление сельского хозяйства администра-
ции Новосибирской области.
- Управление промышленности администрации
Новосибирской области.
Государственный заказ-
чик-координатор - Главное планово-экономическое управление
Новосибирской области.
4. Цель и задачи программы: - Вывод из сырьевого и производственного
кризиса хлопчатобумажной, трикотажной и ль-
ноперерабатывающей промышленности области
на основе возрождения льноводства в облас-
ти, создания сырьевой базы для текстильной
промышленности;
- Формирование единого с организацион-
но-правовой точки зрения и завершенного по
производственному циклу льняного комплекса
Новосибирской области, включая производство
из льна готовой продукции текстильной про-
мышленности и ее реализации;
- Обеспечение финансовой стабильности льня-
ного комплекса Новосибирской области;
- Кардинальное улучшение использования по-
лученной льнопродукции на льнозаводах путем
их реконструкции и технического перевоору-
жения, освоения переработки части урожая
льна непосредственно у сельскохозяйственных
товаропроизводителей с применением малозат-
ратной технологии и оборудования, организа-
ции вспомогательных производств по глубокой
переработке льнопродукции;
- Создание в Новосибирской области произ-
водственных мощностей по переработке льно-
волокна на имеющихся площадях, увеличение
мощностей по производству трикотажных изде-
лий на основе льна, швейных производств и
сети по реализации продукции льняного комп-
лекса.
- Обеспечение рынков области, Сибири, райо-
нов ближнего и дальнего Зарубежья Азии вы-
сококачественными изделиями из льна: кото-
низированным льном, пряжей, швейными изде-
лиями, льняным маслом для пищевой и лакок-
расочной промышленности, наполнителями для
композиционных материалов, сорбентами, по-
севным материалом.
5. Сроки реализации прог-
раммы: - 1997 - 2000 годы
6. Ожидаемые результаты
реализации программы: Увеличение посевных площадей под
льном-долгунцом с 3 т.га до 13,6 т.га,
коноплей с 0,5 т.га до 0,9 т.га
Увеличение производства
льноволокна с 2,1 т.т. до 6,1 т.т.
пеньки с 0,2 т.т. до 0,9 т.т.
семян льна с 0,6 т.т. до 5,3 т.т.
в т.ч. высоких
репродукций с 0,3 т.т. до 1,7 т.т.
нетканых матери-
алов с 0,6 т.кв.м. до 4,1 т.кв.м.
Организация производства в год:
шпагата 500 тонн
олифы 2200 тонн
котонизированного льна 1600 тонн
сорбентов 5 тонн
шлифовальных материалов 1200 тонн
масла льняного лекарств. 150 тонн
ваты медицинской 380 тонн
Будет организовано производство льнохлопковых
тканей на Новосибирском хлопчатобумажном
комбинате льняного трикотажа на трикотажном
объединении "Сибирь"
Возрастет средняя урожайность и средний номер
льняного волокна, будет проведена
реконструкция и увеличена мощность
льнозаводов, механизированы производственные
процессы в сельхозпроизводстве, созданы
предприятия по первичной обработке льна
непосредственно в фермерских хозяйствах
В результате внедрения программы образуется
более 2 тысяч новых рабочих мест
7. Исполнители программы: - ОАО "Сибирский лен"
- Администрация Маслянинского, Тогучинского,
Болотнинского, Искитимского, Мошковского,
Кыштовского, Кразнозерского, Карасукского,
Баганского районов;
- ОАО "Новосибирский хлопчатобумажный
комбинат";
- Сибирское отделение РАСХН;
- Льнозаводы "Маслянинский", "Буготакский",
"Зудовский", "Легостаевский", "Ояшинский",
"Кыштовский",; пенькозавод "Тогучинский";
льносемстанция "Маслянинская", агрофирма
"Салаир".
8. Разработчики программы:
- Управление сельского хозяйства области;
- ОАО "Сибирский лен";
9. Перечень подпрограмм: - производство льна-долгунца и конопли;
- первичная обработка льна-долгунца и конопли;
- организация переработки отходов переработки
льна и конопли на льнопенькозаводах области;
- организация переработки льна-долгунца в
текстильной промышленности области;
- научно-техническое обеспечение программы;
- организация структуры управления льняным
комплексом области.
10. Объемы и источники
финансирования:
По источникам финансирования
млрд.руб.
-------------------------------------------------------------------------
Всего в т.ч. из федераль- из местного инвестиции
на ного бюджета бюджета прочих
возв- источников
рат- -------------------------------------------
ной всего в т.ч. всего в т.ч. всего в т.ч.
осно- на воз- на воз- на воз-
ве врат- врат- врат-
ной ной ной
льгот- льгот- льгот-
ной ной ной
основе основе основе
-------------------------------------------------------------------------
ИТОГО 201,9 135,4 164,0 104,0 16,3 9,8 21,6 21,6
То же по годам реализации программы
млрд.руб.
-------------------------------------------------------------------------
1997 1998 1999 2000
Всего год год год год
-------------------------------------------------------------------------
Итого инвестиций 201.9 27,1 57,9 55,0 61,9
11. Система контроля реали-
зации программы: - Коллегия управления сельского хозяйства
администрации (один раз в квартал доклад
директора программы);
- Информация ГлавПЭУ области один раз в
квартал;
- Доклад на консультативном совете у главы
администрации области один раз в год.
Введение, общие положения программы
В настоящее время в Западно-Сибирском регионе сложилась следующая ситуация:
- текстильная промышленность, выпускающая хлопчатобумажные ткани, вынуждена работать исключительно на сырье, приобретаемом в странах бывшего СССР, практически, по ценам мирового рынка. Невысокий покупательский спрос на дорогостоящие изделия из хлопка на отечественном рынке и высокая конкуренция со стороны азиатских стран на внешнем рынке, отсутствие достаточного количества оборотных средств для закупки хлопкового сырья обусловили низкую загрузку производственных мощностей текстильных фабрик и значительное высвобождение рабочей силы;
- производство льноволокна в области в результате значительного ухудшения общехозяйственной конъюнктуры неэквивалентного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, отсутствия стабильного платежеспособного спроса со стороны льнокомбинатов и предприятий пенько-джутовой промышленности находится в кризисном состоянии;
- льнозаводы, вырабатывающие льноволокно, имеют депрессивное финансовое положение в результате снижения производственной загрузки;
- швейные предприятия региона испытывают существенный недостаток в тканях как по их объемам, так и по ассортиментным позициям.
Таким образом, имеет место недогрузка мощностей текстильных предприятий из-за недостатка приемлемого по ценовым параметрам сырья, с одной стороны, и наличие потенциально мощной сырьевой базы для текстильной промышленности, с другой.
Настоящей программой на 1997 - 2000 годы предусмотрено значительное увеличение производства льняного волокна и использование его непосредственно в области для производства тканей и изделий. Предусмотрено значительное увеличение спроса со стороны текстильных предприятий на переработанное по специальной технологии льняное короткое волокно для использования его в смеси с хлопком. Появление постоянного высокого спроса на короткое льноволокно позволит стабилизировать экономическое положение льноводческих хозяйств и предприятий льнопереработки области.
Программа предусматривает расширение посевов льна-долгунца в традиционных зонах, а также их размещение в новых районах; организация производства на уровне современных методов с применением отечественных и зарубежных машин и технологий; создание современной высоколиквидной материально-технической базы предприятий участников проекта; формирование новых организационных структур; освоение новых высокодоходных видов льнопродукции, привлечь внимание к этой культуре фермерских хозяйств, получить 5 ц/га и более льноволокна, повысить качество льносырья до 1,5 и выше сортономера.
Очевидно, что для выращивания льна-долгунца в фермерских хозяйствах необходимо увеличить в них площадь пашни, создать сеть лизинговых и прокатных пунктов высокопроизводительной и дорогостоящей техники, а также по оказанию других сервисных услуг.
С целью доведения объема производственных мощностей, достаточных для переработки непосредственно в области всего выращиваемого урожая льна, предусматривается реконструкция и техническое перевооружение льнозаводов области, а также перспективное строительство новых объектов отрасли.
Необходимость и достаточность мер по технической оснащенности льноводства области будет определяться требованием доведения доли длинного волокна в общей выработке продукции в пределах 43-50%, а также обеспечения качества длинного волокна со средним номером не ниже 11,0, короткого льноволокна - не ниже 3,4.
С целью повышения глубины переработки продукции льноводства, организации безотходного производства и обеспечения экологической охраны окружающей среды предусматривается выпуск новых видов продукции. Для ее производства будут построены новые цехи и линии по выработке и производству льняного технического масла, его переработке в лекарственные препараты, наполнителей для композиционных материалов, нетканых материалов, шпагата, из костры абсорбентов, карбоксиметилцеллюлозы и другой продукции, имеющей повышенный спрос на внутреннем и зарубежном рынке. Все виды изделий будут соответствовать мировым стандартам.
Предусматривается использование части выращенного урожая льна-долгунца для его котонизации и применения полученного продукта для замены хлопка на хлопчатобумажных и текстильных предприятиях области, организация производства льна для постановки на экспорт.
Предусмотрено расширение посевов масличного льна с целью производства олифы, белковых кормовых добавок, пакли.
Масштабность решения поставленной задачи требует освоения новых организационных структур и методов реализации экономических интересов партнеров, связывающих и ориентирующих сельскохозяйственных товаропроизводителей, все базовые перерабатывающие и обслуживающие звенья льняного комплекса, текстильной промышленности на конечную товарную, высокодоходную продукцию.
Среди организационных мер предусматривается создание финансово-промышленной группы, агропромышленной корпорации холдингового типа "Сибирский лен", трастовой компании по аккумулированию акций, принадлежащих государству, в составе пакетов акций льнозаводов, других предприятий. Основные требования, критерии осуществления проекта:
- платность и выгодность инвестирования;
- срок их окупаемости не более 3 лет;
- высокая рентабельность производства;
- экономичность предлагаемых решений, основанных на реализации, прежде всего, внутренних резервов отрасли;
- применение современного оборудования, модульных конструкций;
- экологическая проработка предлагаемых решений, отдельных проектов.
Основание для разработки,
цель и задачи программы
Основанием для разработки программы являются:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1996 года N 1498 "О федеральной целевой программе "Развитие льняного комплекса России на 1996-2000 годы".
2. Протокол совещания у первого заместителя главы администрации области Нестерова Ю.А. от 20 июня 1996 года.
3. Приказ Министерства сельского хозяйства хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 19 марта 1997 года N 122.
Целью программы является:
- вывод из сырьевого и производственного кризиса хлопчатобумажной, трикотажной и льноперерабатывающей промышленности области на основе возрождения льноводства в области, создания сырьевой базы для текстильной промышленности;
- формирование единого с организационно-правовой точки зрения и завершенного по производственному циклу льняного комплекса Новосибирской области, включая производство из льна готовой продукции текстильной промышленности и ее реализацию.
Освоение интенсивной технологии производства льна-долгунца в льносеющих хозяйствах, укрепление их материально-технической базы на основе использования новых технологий и средств производства, организации первичного семеноводства, научно-технического обеспечения выполнения программы на основе совместной работы республиканских НПО, НИИ и Томской ГСХОС.
Кардинальное улучшение использования полученной льнопродукции на льнозаводах путем их реконструкции и технического перевооружения, освоения переработки части урожая льна непосредственно у сельскохозяйственных товаропроизводителей с применением малозатратной технологии и оборудования, организации вспомогательных производств по глубокой переработке льнопродукции.
Создание в Новосибирской области производственных мощностей по переработке льноволокна на имеющихся площадях, увеличение мощностей по производству трикотажных изделий на основе льна, швейных производств и сети по реализации продукции льняного комплекса.
Обеспечение рынков области, Сибири, районов ближнего и дальнего зарубежья высококачественными изделиями из льна:
- швейными изделиями из чисто льняных и смесовых тканей, трикотажными изделиями - пальто, куртки, костюмы, платья, сорочки, столовое и постельное белье и т.п.;
- котонизированным волокном;
- пряжей;
- льняным маслом для пищевой и фармацевтической промышленности;
- высококачественным посевным материалом;
- шлихтующими препаратами для текстильной промышленности (карбоксилметилцеллюлозой), наполнителями для композиционных материалов;
- сорбентами типа активированных углей, ионообменных смол и сульфоуглей.
Создание Акционерного общества - "Новосибирской льняной агропромышленной корпорации" с приданием ей статуса финансово-промышленной группы в целях концентрации капиталов предприятий и организаций - учредителей (льносеющих хозяйств, льнозаводов, текстильных, швейных, трикотажных и других предприятий, банков, Томской ГСХОС) для решения задач по реализации областной целевой программы "Новосибирский лен".
Осуществление социальной защиты работников льняного комплекса Новосибирской области, сохранение и подготовка высококвалифицированных кадров.
Обеспечение финансовой стабильности льняного комплекса в рыночных условиях путем реализации мероприятий, намеченных в Программе, получение максимально возможной прибыли от их выполнения, что позволит увеличить отчисления в областной и федеральный бюджеты.
Мероприятия по выполнению поставленной
цели и задач
Подпрограмма "Производство льна-долгунца"
В целях стабилизации производства льна-долгунца в области в 1995-2000 годах намечается обеспечить производства льноволокна в объеме 3,0-6,1 тыс.тонн и пеньки в объеме 0,4-0,9 тыс.тонн (прил. N 1), семян льна-долгунца в объеме 0,85-5,3 тыс.тонн (прил. N 2).
Рост объемов производства льноволокна, пеньки и семян предусматривается за счет восстановления посевных площадей до 14,5 тыс.га (прил. 3 ) в 2000 году и росту урожайности.
Приоритет в интенсификации отрасли отводится селекции и семеноводству, внедрению в производство селекционных сортов с хозяйственно-ценными признаками. В целях повышения эффективности работы по созданию и ускоренному размножению новых сортов, улучшению качества семян намечается осуществление мероприятий по научно-техническому обеспечению программы на базе лаборатории по льну-долгунцу Томской сельско-хозяйственной селекционно-опытной станции СО РАСХН по обеспечению выведения сортов льна и увеличению производства семян маточной Элиты 1 и 2 генерации в объеме 28 тонн в год. Возлагается на государственные льносеменоводческие станции государственный сортовой контроль, организация производства и закупок в госресурсы семян льна-долгунца высших репродукций (прил. N 4). Будет проведена специализация семеноводческих хозяйств, обеспечено создание государственного страхового фонда семян льна-долгунца в объеме 1,0 тыс.тонн. В целях повышения качества семян предусмотрена реконструкция льносемстанций и установка на них нового семяочистительного оборудования (прил. N5 ), намечается строительство пунктов переработки льновороха в количестве 70 шт. (прил. 6). Излишние в сельхозпроизводстве семена льна в количестве 24,2 тыс.тонн направляются на техпереработку для производства льняного масла, олифы и медпрепаратов (прил. N 7). Намечается организовать поставку сельскохозяйственным товаропроизводителям и применение отечественных комплексных минеральных удобрений для льна, содержащих в оптимальном соотношении азот, фосфор, калий и микроэлементы, также производить закупку по импорту средств защиты растений (прил. N 8 ).
Особое место во внедрении интенсивных ресурсосберегающих технологий отводится комплексной механизации отрасли, внедрению набора машин для возделывания и уборки льна (прил. N 9 ), внедрению интенсивных технологий возделывания льна-долгунца и конопли. Предусматривается внедрение раздельной уборки в целях сокращения сроков созревания тресты с применением нового оборудования в агрофирме "Салаир" (прил. N 10 ).
Научно-техническое обеспечение этой части программы осуществляет Сибирский научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, всесоюзный научно-исследовательский институт льна.
Увеличение производства льноволокна предусматривается и за счет расширения посевных площадей в основных льносеющих районах, сокращения потерь выращенного урожая на основе проведения технологических операций по уборке и сдаче на заводы льна в оптимальные сроки.
Для оказания помощи крестьянским, фермерским и другим товаропроизводителям в проведении сева, ухода за посевами, уборки льна и реализации сырья планируется приобретение техники для фермеров на лизинговой основе (прил. N 10), организация пунктов сервисного обслуживания ( прил. 12 ).
В дальнейшем намечается организованные пункты сервисного обслуживания преобразовать в машино-технологические станции, на которых сосредоточить:
- внедрение технологий производства дешевого высококачественного льноволокна непосредственно сельскими товаропроизводителями;
- оказание различного рода услуг в области земледелия и растениеводства собственными ресурсами и в кредит с расчетом не только деньгами, но и сельхозпродукцией;
- всемерное углубление переработки сельхозпродукции как собственной, так и на давальческой основе;
- составление специалистами МТС экономических и технологических проектов развития АО, фермерских хозяйств и т.п.
- дилерская работа по торговле лучшими образцами техники, запчастями и агрегатами к ней.
Программой предусматривается восстановление посевов масличного льна в Краснозерском, Карасукском, Баганском районах с организацией производства льняного масла и пакли ( прил. 13 ).
Подпрограмма "первичная переработка
льна-долгунца и конопли"
Производственные мощности льнозаводов не удовлетворяют потребностям промышленности первичной переработки льна. Усугубляет положение значительный износ основных фондов, недостаток крытых складских помещений. Технический уровень основного технологического оборудования значительно уступает аналогичным зарубежным образцам. На ряде льнозаводов мощности котельных не покрывают фактические тепловые нагрузки. Охват механизированным трудом рабочих, занятых в основных и вспомогательных производствах льнозаводов, составляют не более 40 процентов.
Основным направлением развития промышленности первичной обработки льна Программой предусматривается реконструкция и техническое перевооружение действующих льнозаводов, строительство новых льнозаводов и участков по переработке льна в особо крупных льносеющих хозяйствах.
Предполагается за счет реконструкции, технического перевооружения ввести в 1996-2000 годах дополнительные мощности по выработке льноволокна в объеме 3,7 тыс.тонн в год (прил. 14), заменить устаревшее технологическое оборудование на заводах (прил. N 15).
Предусмотрено строительство навесов для хранения сырья (прил. 16), реконструкция котельных.
Для организации экологически чистых производств предусматривается на ряде льнозаводов построить и ввести в эксплуатацию участки (цехи) по выпуску из отходов переработки льна и низкокачественного льноволокна крученых изделий мощностью 500 тонн и другой побочной продукции.
Развитие промышленности первичной обработки льна позволит сократить потери льняного сырья при хранении, довести ежегодную выработку наиболее ценного продукта - длинного льноволокна до 2,4 тыс.тонн и общую выработку до 6,1 тыс.тонн.
Под льнозаводы приспосабливаются помещения бывших ремонтных мастерских, гаражей и других свободных помещений на селе. В крайнем случае используются металлические утепленные модули.
Одновременно с переработкой льноволокна предусматривается переработка льносемян на олифу и медицинское масло, для чего предусмотрено приобретение 5 комплектов оборудования (прил. 17).
В целях повышения доходности сельскохозяйственного производства льнозаводам необходимо состоять в составе структур сельских товаропроизводителей. В этом случае объем реализации сельхозпродукции увеличивается более чем в 2 раза, прибыль с одного гектара - почти в 2 раза.
Заслуживает внимания, где недостаточно или совсем нет таких мощностей, создание мини-льнозаводов на базе специально созданного и осваиваемого в настоящее время оборудования для первичной переработки льна в фермерских хозяйствах. У нас в Сибири сегодня уже есть два льнозавода непосредственно в акционерных обществах. Это завод агрофирмы "Салаир" Маслянинского района и АОЗТ "Залесовское" Залесовского района Алтайского края. На этих заводях сегодня самые высокие показатели использования сырья и оборудования, да и качество сырья значительно выше чем в округе, так как полеводы работают на конечный результат - на выпуск готового льноволокна.
Подпрограмма "Организация использования отходов
от переработки льна и конопли"
В процессе переработки тресты на льнозаводах, льноволокна в текстильной промышленности образуются отходы переработки - костра. Эти отходы являются ценным целлюлозосодержащим материалом. Количество таких отходов на предприятиях первичной переработки льна составляет до 65%, а в текстильной - до 30-40%.
Программой предусматривается переработка указанных целлюлозосодержащих отходов в продукцию, пользующуюся повышенным спросом на внутреннем и внешнем рынках (Прил. 18 ):
- для выработки сорбентов различного назначения типа активированных углей, ионообменных смол, сульфоуглей;
- для производства карбоксиметилцеллюлозы (КМЦ);
- для производства шпагата.
Программой предусматривается создание участков по производству льняного масла лекарственного назначения.
производство сорбентов в объеме 100 тонн в год даст в объеме реализации 5 млрд.рублей. Для организации производства сорбентов и приобретение оборудования на 500 млн.руб.
Получение карбоксиметилцеллюлозы (КМЦ), используемой в пищевой, нефтяной, газовой, химической, горнорудной, цементной, керамической отраслях промышленности, а также в качестве клеящего вещества, в объеме 1800 тонн в год, позволит реализовать продукцию на сумму 2,4 млрд.рублей.
Стоимость оборудования составляет 260 млн.рублей.
Обеспечение выпуска льняного масла медицинского назначения в объеме 5 тонн в год позволит получить объем реализации продукции в сумме 5,0 млрд.руб. При этом потребуется 200 квадратных метров производственных площадей и затрат на организацию производства в сумме 250 млн.рублей.
Подпрограмма "Организация переработки льна-долгунца
в текстильной промышленности"
Существенным недостатком льняного комплекса области является незавершенность технологического процесса, отсутствия льняной подотрасли текстильной промышленности и возможностьи использования выращиваемого в области льна в готовые швейные и текстильные изделия с высокой степенью переработки.
В создавшихся условиях удорожания транспортных связей и решением возрождения производства льна в Сибири целесообразна организация комплексной переработки и эффективного использования льняного сырья.
Объем предполагаемого производства льна достаточен для организации в оптимальных размерах производства, обеспечивающего, отчасти, собственные потребности области в готовых льняных бельевых, костюмных, мебельных, упаковочных, обувных, декоративных, тарных тканей, брезентах, мешках для упаковки муки, крупы, производства шпагата, нетканых материалов для производства мебели, линолеума, утеплителей.
Создание предприятий по комплексной переработке льна способствует организации дополнительных рабочих мест, что в новых экономических условиях весьма актуально.
Развитие производства изделий из льна в области рассматривается по четырем направлениям:
1. Реконструкция производственных площадей ОАО "Новосибирский хлопчатобумажный комбинат" для производства льняной, хлопкольняной, смесовой пряжи и тканей, как бытовых, так и технического назначения, обеспечит выпуск хлопкольняных, льновискозных тканей в количестве 5 млн.пог.метров, мешочных и упаковочных тканей 1 млн.пог.метров, брезентовых тканей 1 млн.пог.метров, товарной пряжи спецназначения 400 тонн, для трикотажа 400 тонн (прил. 19 ).
2. Создание на производственных площадях заводов производства по котонизации льна и выпуска технического текстиля по технологии фирмы "Малимо" (ФРГ, Саксония)(прил. 20). Объем производства составит 3300 тыс.пог.метров нетканого полотна и 380 тонн льняной ваты в год.
3. Строительство (в перспективе) в г.Тогучине или р.п. Маслянино Новосибирской области льнокомбината по выпуску всего ассортимента льняных тканей.
Настоящей программой предусматривается только разработка технико-экономического обоснования, его экспертизы и разработка технического проекта комбината.
4. Реконструкция трикотажного производственного объединения ОАО "Сибирь" на выпуск трикотажных изделий высокого качества из льняной пряжи.
Внедрение указанных проектов позволит осуществить реализацию новейших гибких технологий в текстильном, швейном и трикотажном производстве.
Реализация этой части программы позволит переработать в пределах области весь выпуск льноволокна согласно балансу (прил. 21 ).
Финансирование 3, 4 пункта в настоящей программе не предусмотрено и требует специальной проработки.
Пилотная программа по развитию производства
и переработке льна-долгунца в Маслянинском районе
Маслянинский район является ведущим по возделыванию и переработке льна и располагает соответствующим производственным потенциалом для того, чтобы при необходимой инвестиционной политике, выполнении определенного комплекса работ сделать его передовым в Сибирском регионе по производству и переработке этой культуры.
Производственно-экономические показатели по выращиванию льна в Маслянинском районе в 1993-1996 годах представлены в приложении N 22.
Повышение урожайности, улучшение качества реализуемой льнопродукции сдерживается в этом районе недостаточной материально-технической базой сельских товаропроизводителей при производстве льна. В частности, недостает минеральных удобрений, пестицидов, отдельных машин для производства и послеуборочной обработки, пунктов сушки льновороха и др. материально-технических ресурсов. Укрепление материально-технической базы в производстве льна в этом районе представлено в прил. N 23.
Это позволит значительно повысить урожайность льноволокна, его производство, качество льнотресты. Будет обеспечено производство семян льна-долгунца высоких репродукций, перспективных селекционных сортов, соответствующих действующей системе семеноводства (прил. N 24).
На базе Маслянинского района планируется распространять оптимальный опыт производства и переработки льна в другие районы области.
В результате осуществления комплекса организационно-технических мероприятий на льнозаводах района будет организовано получение дополнительной продукции от углубления переработки льна, позволяющее увеличить рентабельность работы перерабатывающих предприятий (производство чесаного льна, льняной пряжи, сорбирующих материалов из костры, льняного масла и других). Данные по выпуску основной и дополнительной продукции представлены в прил. N 25.
Общие затраты на осуществление пилотной программы составят 103,1 млрд.руб. (прил.N 26), в том числе инвестиционные затраты за счет федерального бюджета, собственных средств и кредитов 71 млрд.руб (прил. N 27 ).
В результате реализации пилотной программы в Маслянинском районе от производства льна-долгунца сельские товаропроизводители, инвестировав в развитие льноводства 19 млрд.руб., окупив эти затраты, получат дополнительную прибыль в сумме 8,2 млрд.руб. Все эти затраты окупаются в период внедрения (прил. 28 ).
От создания дополнительных производств в Маслянинском районе получат в 2000 г. прибыль в размере 37,5 млрд.руб. (прил. N 29 ).
Все затраты на внедрение пилотной программы окупаются в течение срока ее реализации.
Подпрограмма "Научно-техническое обеспечение Программы"
Реализация Программы "Новосибирский лен" требует соответствующего научно-технического обеспечения (прил. 30). Учитывая особенности производства льна-долгунца в Западной Сибири и перспективу увеличения его производства необходимо освоение новых методов в селекции и первичном семеноводстве, четко налаженное сортообновление районированных сортов, внедрение сортовой агротехники, почвообработки, агротехнических и химических методов борьбы с сорняками, новых технологий уборки и послеуборочной обработки, подготовки кадров и других вопросов.
Реализация программы осуществляется во взаимодействии с Томской ГСХОС, для чего необходимо решить совместно с СО РАСХН следующие задачи:
- организация опытно-производственного хозяйства (ОПХ) Томской ГСХОС, специализирующегося на культуре льна-долгунца, на которое должны быть возложены функции по осуществлению воспроизводства семян высших репродукций для Томской и других областей Западной Сибири, проведению производственных проверок новых технологий, технологических приемов и средств производства;
- оснащение ОПХ современными средствами производства и другими необходимыми материально-техническими ресурсами;
- включение в состав ОПХ льносеменоводческой станции для обеспечения хозяйств высококачественным посевным материалом;
- оснащение льносемстанции новыми семяоочистительными линиями и другим необходимым оборудованием;
- обеспечение Томской ГСХОС высококвалифицированными научными работниками по культуре льна-долгунца.
Для обеспечения первичной переработки льна новыми методиками обработки необходимо установление тесных взаимоотношений СО РАСХН с НПО "Нечерноземлен" (г.Тверь) и ВНИИльна (г.Торжок).
В целях создания нового технологического оборудования по переработке льна возможно привлечение к реализации программы АО "Рада".
Сроки выполнения
Программа рассчитана на период 1997-2000 г.. Конкретные сроки по каждому разделу и виду работ указаны в приложениях.
Сроки уточняются ежегодно в зависимости от финансирования Программы.
Общая стоимость и источники
финансирования программы
Общие затраты на финансирование программы по подпрограммам представлены в прил. 31, 32 и объемы выпуска продукции, произведенной в результате внедрения программы в прил. 33. План денежных поступлений и выплат на период реализации программы представлен в прилож. N 34.
млрд.руб.
-------------------------------------------------------------------------
Всего в т.ч. из федераль- из местного инвестиции
на ного бюджета бюджета прочих
возв- источников
рат- -------------------------------------------
ной всего в т.ч. всего в т.ч. всего в т.ч.
осно- на воз- на воз- на воз-
ве врат- врат- врат-
ной ной ной
льгот- льгот- льгот-
ной ной ной
основе основе основе
-------------------------------------------------------------------------
Ассигнования на 40 40 40 40
закупку сырья
Дотации сельским
оваропроизводителям за сданное
сырье льна и
конопли 33,8 - 33,8
Финансирование
льноконоплестанций
на выполнение
государственных
функций 1 - 1
Дотации элитного
семеноводства 1 - 1
Приобретение
техники и
оборудования для
товаропроизводителей и
льнопенькозаводов по
лизингу 18,3 18,3 18,3 18,3
Создание
страхового федерального
фонда льна-долгунца 2 - 2
Ассигнования на
закупку семян
льна-долгунца 9 9 9 9
Компенсация затрат
на тепловую и
электрическую
энергию на
технологические цели 8,3 - 8,3
Финансирование
НИОКР 3,7 - 0,8 - 2,9
Капитальное
строительство: 84,8 68,1 49,8 36,7 13,4 9,8 21,6 21,6
в т.ч.
а) укрепление
материально-технической базы
льносеющих хозяйств 50,6 40,3 38,1 31,7 8,4 4,8 3,8 3,8
б) укрепление
материально-технической базы
льнопенькозаводов 32,5 27,8 10,0 5,0 5,0 5,0 17,8 17,8
в) укрепление
материально-технической базы
льносемтанций 1,7 - 1,7
ИТОГО 201,9 135,4 164,0 104,0 16,3 9,8 21,6 21,6
То же по годам реализации программы
млрд.руб.
-------------------------------------------------------------------------
Всего 1997 1998 1999 2000
год год год год
-------------------------------------------------------------------------
Инвестиции
Дотация сельским
товаропроизводителям за сданное сырье льна и
конопли из федерального бюджета 33,8 3,8 8 10 12
Финансирование
льноконоплесемстанций на выполнение государственных
функций из федерального бюджета 1 0,2 0,2 0,3 0,3
Дотация элитного семеноводства из
федерального бюджета 1 0,2 0,2 0,3 0,3
Приобретение техники и
оборудования для товаропроизводителей 18,3 0,1 5,6 5,6 7,0
Ассигнования на закупку льносырья
на возвратной основе 40 6 9 11 14
Создание страхового федерального
фонда льна-долгунца 2 1 1
Ассигнования на закупку семян
льна-долгунца на возвратной основе 9 0,8 2,3 2,7 3,2
Компенсация затрат на тепловую и
электрическую энергию, природный
газ и другие виды топлива,
используемые льнопенькозаводами на
технологические нужды из феде-
рального бюджета 8,3 0,8 2 2,5 3
Финансирование НИОКР 3,7 1,3 0,9 0,8 0,7
Капитальное строительство:
Всего 84,8 13,9 28,7 20,8 21,4
в т.ч.
а) укрепление
материально-технической
базы льносеющих хозяйств 50,6 0,4 13,3 18,0 18,9
б) укрепление
материально-технической
базы льнопенькозаводов 32,5 13,0 14,7 2,3 2,5
в) укрепление
материально-технической
базы льносемтанций 1,7 0,5 0,7 0,5
Итого инвестиций 201,9 27,1 57,9 55,0 61,9
Технико-экономическое обоснование программы
млрд.руб.
-------------------------------------------------------------------------
Всего 1997 1998 1999 2000
год год год год
-------------------------------------------------------------------------
Поступление от выручки:
От реализации льнопродукции (трес-
та, солома, семена) без дотации 103,9 6,9 24,1 31,5 41,4
От реализации льноволокна, чеса-
ного и котонизированного волокна
и вспомогательной продукции 492,2 67,6 116,8 142,6 165,2
Итого поступлений 596,1 74,5 149,9 174,1 206,6
Платежи:
Себестоимость (без амортизации):
затраты на производство
льнопродукции 67,7 7,0 14,9 19,7 26,1
затраты на выработку льно-
волокна, чесаного и кото-
низированного льноволокна
и вспомогательной продук-
ции 337,9 52,1 79,7 98,4 117,7
Итого затрат по себестоимости 405,6 59,1 94,6 118,1 143,8
Инвестиции:
Дотация сельским товаропроизводи-
телям за сданное сырье льна и
конопли 33,8 3,8 8,0 10,0 12,0
Финансирование льноконоплесемстан-
ций на выполнение государственных
функций 1,0 0,2 0,2 0,3 0,3
Дотация элитного семеноводства 1,0 0,1 0,2 0,3 0,4
Приобретение техники и оборудова-
ния для товаропроизводителей 18,3 0,1 5,6 5,6 7,0
Создание страхового федерального
фонда льна-долгунца 2,0 1,0 1,0
Компенсация затрат на тепловую и
электрическую энергию, природный
газ и другие виды топлива, ис-
пользуемые льнопенькозаводами на
технологические нужды из феде-
рального бюджета 8,3 0,8 2,0 2,5 3,0
Финансирование НИОКР 3,7 1,3 0,9 0,8 0,7
Итого 68,1 663 17,9 20,5 23,4
Капитальное строительство:
Всего
в т.ч.
а) укрепление материально-техни-
ческой базы льносеющих хозяйств 50,6 0,4 13,3 18,0 18,9
б) укрепление материально-техни-
ческой базы льнопенькозаводов 32, 13,0 14,7 2,3 2,5
в) укрепление материально-техни-
ческой базы льносемстанций 1,7 0,5 0,7 0,5
Итого инвестиций 152,9 20,2 47,6 40,3 44,8
Всего платежей 558,5 79,3 141,2 159,4 188,6
Баланс платежей 37,6 -4,8 -0,3 14,7 18,0
то же накопленным итогом -4,8 -5,1 9,6 27,6
Технико-экономические обоснования в пределах программы на конкурсной основе представляются в виде бизнес-планов каждого объекта в конкурсную комиссию Минсельхозпрода России и дирекцию федеральной программы "Развитие льняного комплекса России в 1996-2000г."
Механизм реализации и контроля за
реализацией программы
Реализацию Программы "Новосибирский лен" предлагается осуществить на конкурсной основе предприятиями Новосибирской области по представлению в конкурсную комиссию бизнес-проектов по каждому объекту. Координацию этой работы осуществляют ОАО "Сибирский лен" по договору с заказчиком программы - Управлением сельского хозяйства администрации области и ЗАО "Новосибирский хлопчатобумажный комбинат" по договору с Управлением промышленности администрации области.
Основной функцией координаторов станет обеспечение функционирования льняного комплекса области и поэтапной эффективной реализации работ, предусмотренных настоящей Программой.
В дальнейшем программа предусматривает создание Новосибирской льняной агропромышленной корпорации.
Эта корпорация обеспечивает комплексное выполнение следующих работ:
- производство льна-долгунца в хозяйствах;
- рациональная переработка выращенного урожая;
- получение высококачественных пряж и тканей;
- сбыт готовой продукции через системы маркетинга;
- финансирование работ по программе с учетом приоритетных направлений и научного обеспечения;
- распределение получаемой прибыли от реализации конечных видов продукции.
Экономические отношения в корпорации между партнерами будут строиться через договорные обязательства, определяющие объемы производимой продукции, ценовой механизм, экономические нормативы, систему снабжения, порядок распределения прибыли.
В корпорацию целесообразно объединить льносеющие хозяйства, предприятия первичной переработки льна, текстильное, трикотажное и швейное производства, организации торговли, научно-исследовательские организации, банки, других юридических и физических лиц.
Особая роль в корпорации отводится банку, поскольку только он сможет обеспечить рациональное использование средств учредителей корпорации, организовать выпуск и распределение акций корпораций, а также привлечение предприятий-смежников других регионов России, деятельность которых войдет в сферу интересов Новосибирской агропромышленной льняной корпорации.
Корпорация может использовать свою гибкую структуру для активного образования коммерчески самостоятельных дочерних компаний, обслуживающих рыночную инфраструктуру (маркетинговых, инновационных и др.). Формируя и развивая хозяйственную систему льняного комплекса, корпорация совершенствуется сама, предопределяя тем самым гибкость в своем развитии.
Система контроля реализации программы
Коллегия управления сельского хозяйства администрации (один раз в квартал доклад директора Программы).
Информация ГлавПЭУ области один раз в квартал.
Доклад на консультативном Совете у главы администрации области один раз в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.