Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 74-АПГ15-29
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П., судей Горчаковой Е.В. и Абакумовой И.Д.,
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Тарасовой И.А. о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений пункта 13 статьи 41 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. 964-3 N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" по апелляционному представлению участвующего в деле прокурора на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 сентября 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С. о законности судебного постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
пунктом 13 статьи 41 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. 964-3 N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) N 815-IV), опубликованного 15 октября 2011 г. в официальном печатном издании "Якутские ведомости", N 70, и регулирующего порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований, определено, что при сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов подписной лист должен быть заверен подписями лица, осуществлявшего сбор подписей, и кандидата или уполномоченного представителя избирательного объединения. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату её внесения. При заверении подписного листа кандидат или уполномоченный представитель избирательного объединения против своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату её внесения. Если кандидат или уполномоченный представитель избирательного объединения сам собирал подписи и удостоверил подписной лист в качестве лица, собравшего подписи, вторая удостоверительная подпись может не вноситься.
Тарасова И.А. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению последнего предложения приведённого законоположения.
В обоснование требований заявитель ссылалась на то, что оспариваемое предписание противоречит пунктам 12 и 13 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), которыми не предусматривается возможность не вносить вторую удостоверительную подпись в подписных листах, если кандидат или уполномоченный представитель избирательного объединения сам собирал подписи и удостоверил подписной лист в качестве лица, собравшего подписи.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 сентября 2015 г. заявление удовлетворено.
В апелляционном представлении участвующего в деле прокурора ставится вопрос об отмене судебного постановления, как постановленного с нарушением норм материального права.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения апелляционного представления извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 3 статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемой нормой предусмотрен порядок заполнения и заверения подписного листа в поддержку выдвижения (самовыдвижении) кандидатов, как в депутаты представительного муниципального органа, так и на должность главы муниципального образования, что является прерогативой федерального законодателя, и данная норма противоречит федеральному законодательству.
При этом суд обоснованно исходил из того, что частью 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 12 и 13 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату её внесения, а также уполномоченным представителем избирательного объединения (подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов), а подписные листы (каждый) с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата - кандидатом. При этом уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату её внесения.
Суд первой инстанции верно заметил, что в силу прямого указания федерального законодателя подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования, а также в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению 6, 7.1 и 8 к данному федеральному закону. Субъект Российской Федерации может устанавливать своим законом форму подписного листа с подписями избирателей только в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, а также порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными (пункт 8 статьи 37 этого же закона).
Между тем, как следует из содержания статьи 41 Закона Республики Саха (Якутия) N 815-IV, она регламентирует порядок заполнения и заверения подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, а не членов выборного органа местного самоуправления, которыми в соответствии со статьёй 2 Федерального закона N 131-ФЗ являются лица, входящие в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования).
Согласно формам, приведённым в приложениях 6, 7.1 и 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ, подписной лист удостоверяет лицо, осуществлявшее сбор подписей, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа, подписи лица, осуществлявшего сбор подписей, и даты её внесения. Кандидат (уполномоченный представитель избирательного объединения в случае выдвижения списка кандидатов) ставит свою подпись на последней строке с указанием фамилии, имени, отчества и даты её внесения.
Суд первой инстанции, проанализировав приведённые выше предписания федерального законодателя, не предусматривающие никакого исключения из общего правила обязательной подписи кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы муниципального образования каждого подписного листа, и сопоставив их с положениями регионального законодателя, пришёл к правильному выводу о том, что последнее предложение пункта 13 статьи 41 Закона Республики Саха (Якутия) N 815-IV противоречит законодательству, имеющему большую силу, в связи с чем Государственное Собрание (Pin Тумэн) Республики Саха (Якутия) вышло за пределы предоставленных полномочий.
Таким образом, решение суда является законным и поводов для его отмены не имеется.
Доводы апелляционного представления несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 74-АПГ15-29
Текст определения официально опубликован не был