Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 51-АПГ15-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н., судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" о признании недействующими пункта 1 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19 ноября 2014 г. N 115 "Об установлении тарифов на тепловую энергию на коллекторах ОАО "Алтай-Кокс", производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2015 год" и приложения к решению по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" на решение Алтайского краевого суда от 25 мая 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" Зюзина Д.Н., представителя Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Колеговой О.А., пояснения специалистов Федеральной антимонопольной службы Вовкивской Л.В., Громова А.О., мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Алтай-Кокс" (далее - ОАО "Алтай-Кокс") обратилось в Алтайский краевой суд с заявлением о признании недействующими пункта 1 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19 ноября 2014 г. N 115 "Об установлении тарифов на тепловую энергию на коллекторах ОАО "Алтай-Кокс", производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2015 год" и приложения к решению.
Решением Алтайского краевого суда от 25 мая 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Алтай-Кокс" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ОАО "Алтай-Кокс" осуществляет производственную деятельность, в том числе производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии тепловой электростанцией.
Общество письмом от 25 апреля 2014 г. N 103/04631 представило в Управление заявление об установлении тарифов на производство тепловой энергии с обосновывающими материалами. Заявитель предложил установить тариф в размере 587,31 руб./Гкал.
По представленным материалам Управлением открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию на 2015 год N 0257/01/2014.
При расчете тарифов применен метод экономически обоснованных расходов.
Доля распределения затрат на тепловую и электрическую энергию произведена органом регулирования пропорционально расходам условного топлива, определяемым согласно пункту 26 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э, на тепловую энергию - 34%, на электрическую энергию - 66%.
При определении размера необходимой валовой выручки эксперты Управления исключили часть заявленных обществом расходов ввиду их экономической необоснованности.
Пунктом 1 оспариваемого решения Управления для потребителей ОАО "Алтай-Кокс" установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию на коллекторах, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2015 год согласно приложению: с 1 января по 30 июня 2015 г. в размере 179,74 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 199,62 руб./Гкал, без учета НДС.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемое решение не противоречит положениям нормативных правовых актов, регламентирующих возникшие правоотношения, и не нарушает права и интересы заявителя.
Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определяет Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу подпункта 3 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежат регулированию тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям (пункт 3 названной нормы).
Основные принципы и методы определения тарифов на услуги по передаче тепловой энергии определены Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования). Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о теплоснабжении, Основами ценообразования, Правилами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденными указанным постановлением Правительства Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В силу пунктов 10, 12 Основ ценообразования регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением в том числе передачи тепловой энергии.
Необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 Основ ценообразования.
Согласно пункту 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.
Порядок применения метода экономических обоснованных расходов (затрат) определен в разделе II Основ ценообразования.
Согласно пункту 32 Основ ценообразования при названном методе необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в упомянутом пункте 13 данного документа.
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 данного документа.
По итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам (пункт 50 Основ ценообразования).
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и названными методическими указаниями (пункт 33 упомянутых Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).
Как следует из экспертного заключения органа регулирования, по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта обществом на 2015 год заявлены затраты в размере 688,50 тыс. руб., в том числе на производство тепловой энергии - 236,02 тыс. руб., на производство электрической энергии - 452,48 тыс. руб.
В качестве обоснования ОАО "Алтай-Кокс" представило расчет расходов на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте по Котлотурбинному цеху на 2015 год.
В материалах тарифного дела имеется копия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте от 26 декабря 2012 г. N 26/12/12, заключенного с ООО "Росгосстрах", сроком действия до 26 декабря 2013 г.
Кроме того, представлено свидетельство о регистрации от 22 мая 2014 г. N А63-00586, выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласно которому опасные производственные объекты, эксплуатируемые ОАО "Алтай-Кокс", зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов с соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", с указанием в приложении перечня опасных производственных объектов ОАО "Алтай-Кокс".
В расчет тарифа расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта по указанному договору страхования Управлением не приняты в связи с отсутствием документов, подтверждающих фактическую оплату за 2013 год по страхованию гражданской ответственности, документов, подтверждающих снижение ставки страхового тарифа.
В дополнительных материалах письмом от 14 ноября 2014 г. N 102/04-12474 общество представило аналогичный договор, а также платежное поручение от 12 февраля 2013 г. N 001579 на сумму 2 381 000 руб., содержащее ссылку на реквизиты договора.
Однако представленное ОАО "Алтай-Кокс" в материалы тарифного дела платежное поручение в нарушение Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19 июня 2012 г. N 383-П, не содержит отметки банка об исполнении - оплате указанной суммы.
Таким образом, данными первичного бухгалтерского учета указанные затраты не подтверждены.
В обоснование управленческих расходов заявитель представил органу регулирования калькуляции себестоимости услуг "Управленческие расходы".
Орган регулирования не принял затраты по данной статье в связи с отсутствием первичной учетной документации, на основании которой сформировалась калькуляция. Порядок распределения затрат, относимых к управленческим расходам, в представленных заявителем документах отсутствовал.
Из материалов дела следует, что заявителем не ведется раздельный учет по регулируемому виду деятельности.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 г. N 91 утверждена Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее - Единая система классификации и раздельного учета), которая устанавливает единые принципы классификации раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно пунктам 2, 3, 4 Единой системы классификации и раздельного учета раздельный учет осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета.
Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирование информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций.
Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.
Согласно пункту 7 Единой системы классификации и раздельного учета в случае установления регулируемой организации тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат) раздельный учет расходов по каждому из регулируемых видов деятельности, в том числе по производству теплоносителя, ведется регулируемой организацией по расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, и по прочим расходам в соответствии с упомянутыми пунктами 33 и 44 Основ ценообразования.
Представленные ОАО "Алтай-Кокс" калькуляции себестоимости услуг не позволяют определить затраты регулируемой организации для отнесения их на регулируемый вид деятельности. Кроме того, калькуляция себестоимости услуг не относится к первичным учетным документам, которые по определению статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" оформляют каждый факт хозяйственный жизни, в том числе с указанием лица (лиц), ответственных за совершение сделок, операций.
План счетов бухгалтерского учета не выделяет субсчетов либо номенклатурных групп, отражающих доходы и расходы по регулируемому виду деятельности.
Отсутствие отдельных субсчетов по регулируемому виду деятельности является нарушением пункта 4 Единой системы классификации и раздельного учета.
Таким образом, первичные учетные документы, по которым общество производило расчет необходимых затрат и которые подтверждают расходы, связанные с осуществлением деятельности по производству тепловой энергии, в материалах тарифного дела отсутствуют.
Ссылка общества на то, что Управлением применены разные подходы к определению экономической обоснованности расходов для одной и той же организации, но при установлении разных тарифов, не может быть признана состоятельной, поскольку в подтверждение заявленных затрат в орган регулирования по каждому делу об установлении тарифов представлялись конкретные документы, и специалисты Управления анализировали информацию в представленном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, предусмотренного законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 25 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу отнятого акционерного общества "Алтай-Кокс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 51-АПГ15-21
Текст определения официально опубликован не был