Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 51-АПГ15-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н., судей Никифорова С.Б., Николаевой О.В.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" о признании недействующим пункта 1 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17 декабря 2014 г. N 539 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые открытым акционерным обществом "Алтай-Кокс", на 2015 год" по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" на решение Алтайского краевого суда от 4 июня 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" Зюзина Д.Н., представителя Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Колеговой О.А., пояснения специалистов Федеральной антимонопольной службы Вовкивской Л.В., Громова А.О., мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Алтай-Кокс" (далее - ОАО "Алтай-Кокс") обратилось в Алтайский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17 декабря 2014 г. N 539 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые открытым акционерным обществом "Алтай-Кокс", на 2015 год".
Решением Алтайского краевого суда от 4 июня 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Алтай-Кокс" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ОАО "Алтай-Кокс" осуществляет производственную деятельность, в том числе производство, распределение тепловой энергии.
Пунктом 1 оспариваемого решения Управления установлены одноставочные тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ОАО "Алтай-Кокс", для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с календарной разбивкой согласно приложению: с 1 января по 30 июня 2015 г. в размере 125,73 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2015 г. в размере 193,31 руб./Гкал, без учета НДС.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемое решение не противоречит положениям нормативных правовых актов, регламентирующих возникшие правоотношения, и не нарушает права и интересы заявителя.
Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определяет Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Согласно статье 3 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения; развитие систем централизованного теплоснабжения; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.
Государственная политика в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, установленных данной статьей.
В силу статьи 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; создание условий для привлечения инвестиций; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя; осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в целях сокращения потерь энергетических ресурсов, в том числе требований к разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов;) осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии подлежат регулированию в силу подпункта 6 части 1 статьи 8 названного Закона.
Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям (пункт 3 названной нормы).
Согласно статье 11 Закона о теплоснабжении тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа и могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования).
Основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии и платы за подключение к системе теплоснабжения определены Основами ценообразования. Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о теплоснабжении, Основами ценообразования, названными Правилами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В силу пунктов 10, 12 Основ ценообразования регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением в том числе передачи тепловой энергии.
Необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 Основ ценообразования.
Согласно пункту 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (пункт 22 Основ ценообразования).
Порядок применения метода экономических обоснованных расходов (затрат) определен в разделе II Основ ценообразования.
Согласно пункту 32 Основ ценообразования при названном методе необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в упомянутом пункте 13 данного документа.
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 данного документа.
Согласно пункту 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются: а) расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э; б) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг); в) плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов; г) арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи; д) расходы на служебные командировки; е) расходы на обучение персонала; ж) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль; з) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с названными методическими указаниями.
По итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам (пункт 50 Основ ценообразования).
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и названными методическими указаниями (пункт 33 упомянутых Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).
Как следует из материалов дела, в том числе экспертного заключения органа регулирования, первичные учетные документы, по которым общество производило расчет необходимых затрат и которые бы подтверждали расходы, связанные с передачей тепловой энергии, Управлению не представлялись. План счетов бухгалтерского учета не выделяет субсчета либо номенклатурные группы, отражающие доходы и расходы по регулируемым видам деятельности. Оборотно-сальдовые ведомости по счетам, отражающим расходы и доходы, не представлены. Вид деятельности - передача тепловой энергии - в статистической отчетности не выделен.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 г. N 91 утверждена Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее - Единая система классификации и раздельного учета), которая устанавливает единые принципы классификации раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно пунктам 2, 3, 4 Единой системы классификации и раздельного учета раздельный учет осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета.
Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирование информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций.
Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.
Согласно пункту 7 Единой системы классификации и раздельного учета в случае установления регулируемой организации тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат) раздельный учет расходов по каждому из регулируемых видов деятельности, в том числе по производству теплоносителя, ведется регулируемой организацией по расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, и по прочим расходам в соответствии с упомянутыми пунктами 33 и 44 Основ ценообразования.
Представленные ОАО "Алтай-Кокс" калькуляции себестоимости услуг не позволяют определить затраты регулируемой организации для отнесения их на регулируемый вид деятельности. Кроме того, калькуляция себестоимости услуг не относится к первичным учетным документам, которые по определению статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" оформляют каждый факт хозяйственный жизни, в том числе с указанием лица (лиц), ответственных за совершение сделок, операций.
Отсутствие отдельных субсчетов по регулируемому виду деятельности является нарушением пункта 4 Единой системы классификации и раздельного учета.
С учетом изложенного Управление установило, что заявителем не ведется раздельный учет по регулируемым видам деятельности.
По статье "Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями" Управлением в полном объеме исключены затраты в части услуг по передаче электроэнергии - 52,9 тыс. руб.
В силу подпункта "а" пункта 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.
Поскольку обществом не ведется раздельный учет по регулируемым видам деятельности, соответственно, орган регулирования не смог выделить из представленных договоров по передаче электроэнергии заявленные затраты.
По статье "Другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции" обществом заявлены в том числе управленческие расходы в размере 45,7 тыс. руб., коммерческие расходы - 8,0 тыс. руб., в обоснование которых представлены калькуляции себестоимости услуг.
Названные расходы исключены органом регулирования, поскольку представленные в соответствующей калькуляции - они не подтверждены документально, такие расходы должны быть составлены в разрезе регулируемого вида деятельности исходя из принципа ведения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, раздельного учета затрат.
Из пояснений Управления также следует, что калькуляция себестоимости услуг, представленная по управленческим расходам, содержит заработную плату управленческого персонала. При этом выплаты этому персоналу учитываются и по статье "Затраты на оплату труда". Однако регулируемая организация не представила документы, позволяющие определить численность персонала, занятого передачей тепловой энергии.
Относительно коммерческих расходов, в том числе таможенных сборов и пошлин, суточных и проживания за границей, железнодорожных перевозок, услуг общепита, орган регулирования указал, что данными первичного бухгалтерского учета не обоснована необходимость отнесения затрат, предусмотренных калькуляциями себестоимости услуг по данной статье расходов, на регулируемый вид деятельности.
Порядок установления регулируемых тарифов, предусмотренный Правилами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, Управлением соблюден.
Оспариваемое решение принято Управлением в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с порядком принятия такого нормативного правового акта.
С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу, что решение Управления от 17 декабря 2014 г. N 539 в оспариваемой части соответствует нормам действующего законодательства в сфере теплоснабжения.
Ссылка общества на то, что Управлением применены разные подходы к определению экономической обоснованности расходов для одной и той же организации, но при установлении разных тарифов, не может быть признана состоятельной, поскольку в подтверждение заявленных затрат в орган регулирования по каждому делу об установлении тарифов представлялись конкретные документы, и специалисты Управления анализировали информацию в представленном объеме.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, предусмотренного законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 4 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Никифоров С.Б. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 51-АПГ15-20
Текст определения официально опубликован не был