Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 5-АПГ15-116
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П., судей Абакумовой И.Д. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Булочно-кондитерский комбинат "Коломенский" о признании противоречащим закону постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части пункта 3597 приложения N 1 к Постановлению,
по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 24 июля 2015 года, которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Правительства Москвы Петрыкина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя закрытого акционерного общества "Булочнокондитерский комбинат "Коломенский" Батулина А.Р., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации закрытое акционерное общество "Булочно-кондитерский комбинат "Коломенский" (далее - ЗАО "Булочно-кондитерский комбинат "Коломенский", общество) обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части пункта 3597 Приложения N 1 Перечня со дня его принятия, распространив действие нормативного правового акта в оспариваемой части на 2015 год.
Решением Московского городского суда от 24 июля 2015 года заявление ЗАО "Булочно-кондитерский комбинат "Коломенский" удовлетворено частично с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит отменить судебный акт, полагая, что он принят с нарушением норм материального права, по неполно исследованным обстоятельствам дела.
На апелляционную жалобу ЗАО "Булочно-кондитерский комбинат "Коломенский" и прокуратурой г. Москвы представлены возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, в соответствии со статьей 378.2 НК РФ. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Указанными объектами недвижимого имущества являются, в том числе, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).
В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на территории г. Москвы с 1 января 2014 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 кв.м и помещений в них (кроме помещений находящийся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью 2000 кв.м, и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что до введения в действие правил землепользования и застройки, установление видов разрешенного использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", согласно пункту 3.2 которого разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания).
Как следует из материалов дела, Правительством Москвы принято постановление от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды (далее - Перечень) в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Согласно пункту 3597 приложения N 1 к Постановлению в Перечень в качестве объекта недвижимого имущества включено здание с кадастровым номером 77:05:0004003:1009, общей площадью 11 009,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, пр. Хлебозаводский, д. 7, стр. 7, принадлежащее на праве собственности ЗАО "Булочно-кондитерский комбинат "Коломенский". Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:05:004003:77, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования "для использования территории под эксплуатацию производственных зданий булочно-кондитерского комбината и строительство новых производственных объектов, складских и производственных помещений".
В соответствии с представленным в дело поэтажным планом и экспликации к нему, здание включает в себя производственные помещения и гаражи. В здании осуществляется деятельность по производству хлебобулочных и кондитерских изделий, размещено технологическое оборудование, конвейерные линии, лаборатории и т.д., что подтверждается материалами дела.
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, а именно: код 1.2.5 - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; код 1.2.7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Такой вид разрешенного использования земельных участков как "для использования территории под эксплуатацию производственных зданий булочно-кондитерского комбината и строительство новых производственных объектов, складских и производственных помещений" (1.2.9) не соответствуют кодам 1.2.5 и 1.2.7 по классификации групп видов кадастровой оценки земель, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39.
Таким образом, здание, расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Кроме того, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что спорное здание фактически не используется для размещения офисов либо как помещения делового и коммерческого назначения. Помещения в спорном здании, используемые для размещения административных служб, хранения и обработки документов и оборудованных оргтехникой (кабинет директора производства, диспетчерская, мониторная, кабинеты главного технолога и технологов и т.д.), а также гаражей (парковок) не превышает 20% общей площади здания.
Суд первой инстанции признал акт обследования фактического использования здания N 9055360, составленный Государственной инспекции по контролю за использованием недвижимости города Москвы 19 августа 2014 года ненадлежащим доказательством, поскольку вывод о фактическом использовании нежилого помещения для размещения офисов был сделан по формальным основаниям без осмотра помещений.
Позднее, 3 сентября 2015 года проведено повторное обследование фактического использования здания, о чем составлен акт N 9008308. Согласно данному акту нежилое помещение фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что суд вышел за рамки процессуальных требований при осуществлении формального нормоконтроля, необоснованны, поскольку, суд оценивая правомерность действий Правительства Москвы по включению вышеуказанного здания в оспариваемое постановление, всесторонне и полно проанализировал имеющиеся в деле доказательства.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые не были предметом судебного разбирательства и не нашли своего отражения в решении суда первой инстанции.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 24 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 5-АПГ15-116
Текст определения официально опубликован не был