Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(информативное)
Руководство
по возрастным категориям
А.1 Общие положения
Важно правильно определить возрастную группу, чтобы обеспечить пригодность и безопасность игрушки на различных стадиях физического и умственного развития ребенка, пользующегося этой игрушкой.
Маркировка возраста предназначается для того, чтобы ориентировать потребителей в месте покупки на выбор подходящих игрушек для детей, исходя из средних способностей, интересов разных возрастных групп и аспектов безопасности самих игрушек.
Предполагается., что данные руководящие указания помогут в принятии решений, касающихся установления значимых возрастных категорий для игрушечной продукции.
Дополнительную информацию можно найти в ссылках [7] и [8].
А.2 Критерии установления возрастных категорий
Следующие критерии должны быть приняты во внимание при установлении возрастной градации для игрушки. В то время как все критерии должны учитываться вместе, каждый из них может быть оценен индивидуально при установлении соответствующей возрастной градации.
a) Игрушка должна соответствовать физической способности ребенка обращаться с ней и играть, используя все ее особенности.
Это неизбежно влечет за собой понимание физической координации, точных и объемных двигательных способностей, роста и силы, обычно имеющихся в данном возрасте.
b) Игрушка должна соответствовать умственной способности ребенка понимать, как пользоваться игрушкой (т.е. понимать инструкции, последовательность операций, цель игры).
Учет интеллекта в данном возрасте является важным для того, чтобы представлять концепцию, которая будет бросать вызов способностям и стимулировать дальнейшее развитие, а не разочарование. Исполнение должно быть не слишком легким и не слишком трудным, чтобы удовлетворять желания ребенка.
c) Игрушка должна отвечать потребностям игры на разных этапах развития.
Понимание уровней развития, определение игровых материалов и игровой среды для усиления каждого этапа развития является важным для установления подходящих возрастных градаций. Игровые интересы и предпочтения игрушек изменяются быстро, следует внимательно относиться к предпочтениям ребенка или его антипатии к конкретным игрушкам на определенных стадиях. Для того чтобы игрушка усиливала интерес к игре, она несомненно должна быть привлекательной для ее пользователя. Короче говоря, она должна быть забавной.
А.3 Возможности для установления возрастных градаций
Применение следующих рекомендаций может помочь при установлении надежной возрастной градации для игрушки. Эти возможности, не расположенные в порядке их важности, должны быть приняты во внимание в ходе процесса установления возрастных категорий:
- имеющийся опыт с конкретной или подобной игрушкой на рынке сбыта, указывающий на ее соответствие определенной возрастной группе;
- справочные материалы по сравнительным измерениям тела и элементы человеческого фактора;
- справочные данные по нормам развития ребенка для установления границ развития;
- идентификация свойств, связанных с развитием, которые должны быть усилены/стимулированы в рамках определенных возрастных периодов;
- экспертиза сторонних консультантов, специалистов по развитию детей, врачей и психологов;
- испытание моделей или прототипов с детьми;
- наблюдение за интеллектом детей во время игры;
- учет мнения родителей;
- взаимодействие с детьми и постановка вопросов.
А.4 Вопросы безопасности при установлении возрастной градации
А.4.1 Общие положения
Игрушка должна быть безопасной для потенциального пользователя. Как только определен уровень умения пользоваться игрушкой, ее конструкция должна быть подправлена для обеспечения требований технических условий настоящего стандарта, связанных с возрастным уровнем. Игрушка в пределах уровня умения и интереса двухлетнего ребенка и содержащая мелкие детали не может быть классифицирована для возраста три года, чтобы не увеличивать эти детали.
Возрастные градации являются индикаторами среднего развития, которые не обязательно отражают пригодность определенной игрушки для конкретного ребенка. Родители ребенка остаются лучшими судьями, чтобы решать, находится ли их ребенок на соответствующем этапе развития для безопасной игры с определенной игрушкой.
А.4.2 Игрушки, пригодные для детей в возрасте до 3-х лет
Основной анализ должен быть направлен на возможный риск, связанный с попаданием мелких деталей в гортань или глотку. Дети в возрасте до 3-х лет более склонны тянуть в рот предметы. Однако пристрастие брать в рот несъедобные предметы не исчезает и к трехлетнему возрасту. Следующие игрушки подходят для детей до 3-х лет:
- игрушки-пищалки; зубные кольца, облегчающие прорезывание зубов; игрушки для физического развития, движущиеся и предназначенные для прикрепления к детской кроватке, прогулочной коляске, манежу или переносной люльке; игрушки, которые можно возить на веревочке; игрушки, которыми можно колотить; кубики и пирамиды; ванночка; игрушки для песка; качающаяся на пружине или на палке лошадка и другие фигурки; колокольчики, музыкальные шары и карусели; попрыгунчики; набивные, плюшевые и из флока фигурки, а также игрушки для дошкольного возраста; игры и головоломки; игрушки для катания; куклы и фигурки животных; игрушечные автомобили, грузовые машины и другой транспорт, который предназначен для игры детей в возрасте до трех лет.
Некоторые особенности игрушек, предназначенных для детей в возрасте до 3-х лет, перечислены ниже в соответствии с классом игрушки.
- Куклы: пупсы с мягконабивным телом и ролевые куклы, предназначенные для ношения или объятия, мягконабивные или наполненные гранулированным материалом куклы-погремушки, тряпичные или тканые, с простыми функциями (включая принадлежности), легкие пластмассовые куклы с обозначенными чертами лица и малоподвижными конечностями.
- Игрушки для младенцев: игрушки, предназначенные для использования в детской кроватке или манеже, которые легко хватать, удерживать в руках, трясти, греметь или прижимать к себе.
- Игрушечные транспортные средства: легковые автомобили, грузовики, лодки и поезда простой объемной формы, расписанные основными цветами радуги, без широкого наглядного представительства конкретной марки или модели транспортного средства и требующие простых действий, например, катания, опрокидывания, толкания и запуска.
- Игрушки, побуждающие к действию: простые игрушки для распознавания звуков или картинок и игрушки-сюрпризы.
- Ранние познавательные игрушки: игрушки, книжки и головоломки по основам обучения, например, буквы, цифры и формы, а также обучающие простым физическим движениям, например, игрушки с поворотом колес или включением кнопок, которые можно тянуть и отпускать или сортировать по размеру и т.д.
- Мягкие мячи и подобные предметы: мягкие легкие шары и другие формы, которые можно сжимать, трясти, катать или подбрасывать.
А.4.3 Игрушки, не подходящие для детей в возрасте до 3-х лет
Игрушки, которые не считаются подходящими для ребенка в возрасте до 3-х лет и поэтому не маркируются как таковые, следующие:
- игрушки, для которых требуются сложные движения пальцев, управление специальной регулировкой или сборка замысловатых деталей;
- игрушки, например, игры, которые требуют или включают элементы чтения или счета еще до знакомства с букварем или арифметикой;
- игрушки, моделирующие фигуры или черты взрослых, и сопутствующие им принадлежности;
- наборы (например, фигуры и транспортные средства);
- игрушки со снарядами, запускаемые транспортные средства, самолеты и др.;
- наборы косметики;
- игрушки с длинными шнурами и ремешками.
А.4.4 Игрушки для детей в возрасте 8 лет и старше
Другой главной точкой отсчета развития называется возраст примерно 8 лет, когда к этому времени достигается существенный прогресс в чтении, поэтому ребенок может сам читать, понимать и обращать внимание на инструкции, предупреждения и т.д. Так как в некоторых случаях инструкции и предупреждения необходимы для безопасного пользования игрушками, то они должны быть маркированы для пользования детьми старше 8 лет.
Изделия, которые попадают в эту категорию, включают следующие:
- комплекты для элементарных научных исследований и изучения окружающей среды или наборы, содержащие компоненты из бьющегося стекла и сложные инструкции;
- сложные модели и наборы "сделай сам", требующие точной сборки и ловкости пальцев или содержащие острые инструменты или компоненты;
- игрушки с электрическим питанием, включающие элементы нагрева;
- определенные химические наборы, модели транспортных средств, заправляемые топливом, ракеты и т.д., содержащие химические вещества, которые могут быть вредными, не должны обычно попадать в руки детей, не умеющих читать и понимать инструкции и предупреждения. Минимальный возраст детей, кому должны быть рекомендованы такие изделия, составляет 8 лет и только под наблюдением взрослых.
А.5 Наглядная возрастная маркировка
Изготовители могут помочь родителям и другим покупателям в подходящем выборе игрушек путем нанесения наглядной маркировки, проявляя при этом потенциальную заботу о технике безопасности, если игрушка попадает в руки детей за пределами рекомендованной возрастной группы.
При этом следует учитывать такие факторы как привлекательность игрушки для детей дошкольного возраста, опыт продаж, дизайн или конструкция игрушки, а также наличие на упаковке визуальной индикации мелких деталей. Кроме того, изготовитель должен учитывать вероятность того, что покупатель может переоценивать физические и умственные способности ребенка и понимание ребенком возможной опасности, связанной с игрушкой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.