Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку транспортных средств для обеспечения государственных нужд (номер извещения 0195100000515000056) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к машинам комбинированным, которые ограничивают количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 31.08.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 303 052 200 рублей;
4) на участие в Аукционе поданы 2 заявки от участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 24.09.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.1 Раздела 8 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования к конструкции кузова машины комбинированной: "Кузов цельнометаллической конструкции, трапецеидальный, жесткость обеспечивается посредством ребер жесткости или распорных балок (стяжек), передняя стенка смонтирована под углом 900/1300, боковые - 1310/1350. Данная конструкция позволяет исключить зависание ПСС/ПГМ на боковых стенках. Кузов и сварные швы проходят дробеструйную обработку с целью упрочнения поверхности и сварных швов или резиновые боковые козырьки. Степень чистоты поверхности не ниже Sa2,5/не нормируется".
В соответствии с пунктом 1.1 Раздела 9 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования к конструкции кузова машины комбинированной: "Кузов цельнометаллической конструкции, трапецеидальный, жесткость обеспечивается посредством продольного ребра жесткости и распорных балок (стяжек)/посредством распорных балок (стяжек), передняя стенка смонтирована под углом 1320/1300, боковые - 1320/1350. Данная конструкция позволяет исключить зависание ПСС/ПГМ на боковых стенках. Кузов и сварные швы прошли дробеструйную обработку с целью упрочнения поверхности и сварных швов или резиновые боковые козырьки. Степень чистоты поверхности не ниже Sa2,5/не нормируется".
В соответствии с пунктом 1.1 Раздела 10 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования к конструкции кузова машины комбинированной: "Кузов цельнометаллической конструкции, трапецеидальный, жесткость обеспечивается посредством ребер жесткости или распорных балок (стяжек), передняя стенка смонтирована под углом 900/1300, боковые - 1310/1350. Данная конструкция позволяет исключить зависание ПСС/ПГМ на боковых стенках. Кузов и сварные швы проходят дробеструйную обработку с целью упрочнения поверхности и сварных швов или резиновые боковые козырьки. Степень чистоты поверхности не ниже Sa2,5/не нормируется".
В соответствии с пунктом 1.1 Раздела 11 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования к конструкции кузова машины комбинированной: "Кузов цельнометаллической конструкции, трапецеидальный, жесткость обеспечивается посредством продольного ребра жесткости и распорных балок (стяжек)/посредством распорных балок (стяжек), передняя стенка смонтирована под углом 1320/1300, боковые - 1320/1350. Данная конструкция позволяет исключить зависание ПСС/ПГМ на боковых стенках. Кузов и сварные швы прошли дробеструйную обработку с целью упрочнения поверхности и сварных швов или резиновые боковые козырьки. Степень чистоты поверхности не ниже Sa2,5/не нормируется".
На заседании Комиссии представители Заказчика представили коммерческие предложения ЗАО "Коминвест-АКМТ" вх. Минстрой России от 30.07.2015 N 67005/МС, ООО "КАМАЗ центр БЕСЕДЫ" вх. Минстрой России от 30.07.2015 N 67031/МС, согласно которым в совокупности требованиям к машинам комбинированным, установленным Заказчиком в документации об Аукционе, соответствуют товары нескольких производителей, в том числе, ОАО "Арзамасский завод коммунального машиностроения", ОАО "Тосненский механический завод".
Вместе с тем, представителями Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что требования, установленные Заказчиком в документации об Аукционе, ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе, информация по ограничению участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленному в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является поставка транспортных средств для обеспечения государственных нужд.
Согласно Техническому заданию Документации об Аукционе установлено, что к поставке требуются следующие транспортные средства: мусоровоз с боковой загрузкой, каналопромывочная машина, каналопромывочная/комбинированная машина, илососная машина, вакуумная машина, машина комбинированная, машина вакуумная подметальная.
Вместе с тем, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог входят в перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с чем, Заказчику в документации об Аукционе надлежало установить запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не установившего в извещении документации об Аукционе запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, нарушают пункт 4 статьи 42, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с тем, что в заявках участников Аукциона отсутствуют товары машиностроения, происходящие из иностранных государств.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Согласно пунктам 6.3, 6.6 Проекта государственного контракта документации об Аукционе, установлено следующее: "6.3. За ненадлежащее исполнение Государственным заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Государственный заказчик уплачивает Поставщику по его требованию штраф. Размер штрафа составляет 0,5 процента цены настоящего Контракта в сумме _______________ рублей.
6.6. За ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Поставщик уплачивает Государственному заказчику штраф. Размер штрафа составляет 0,5 процента цены настоящего Контракта в сумме _______________ рублей".
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, Заказчику необходимо установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Вместе с тем, в проекте контракта документации об Аукционе отсутствуют все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Правилами.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанные в пунктах 2, 3 настоящего решения нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34, пункта 4 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 21.09.2015 по делу N 1167/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 сентября 2015 г. N К-1167/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был