Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
городского Совета
от 4 февраля 1999 г. N 204
Программа
"Энергосбережение в городе Новосибирске"
Паспорт
------------------------------------------------------------------------
Наименование программы |Программа "Энергосбережение в
|городе Новосибирске" (1999 -
|2005 гг.)
----------------------------------+--------------------------------------
Основание для разработки |- Постановление Правительства РФ
программы (наименование и номер| от 02.11.95 N 1087 "О
соответствующего нормативного | неотложных мерах по
акта) | энергосбережению";
|- Постановление Правительства РФ
| от 15.06.98 N 588 "О
| дополнительных мерах по
| стимулированию
| энергосбережения в России";
|- Федеральный Закон "Об
| энергосбережении" от 03.04.96
| N 28-ФЗ;
|- Закон Новосибирской области "О
| энергосбережении на территории
| Новосибирской области";
|- Федеральная целевая программа
| "Энергосбережение России"
| (1998-2005 гг.);
|- Постановление Правительства РФ
| от 24.01.98 N 80;
|- Постановления Главы
| Администрации области;
|- Постановления мэра Новосибирска
----------------------------------+--------------------------------------
Государственный заказчик, |Муниципалитет Новосибирска
координатор программы |
----------------------------------+--------------------------------------
Основные разработчики программы|Головная организация Межотраслевой
|фонд энергосбережения и развития
|топливно-энергетического комплекса
|Новосибирской области,
|муниципалитет Новосибирска,
|департамент энергетики и
|инженерных коммуникаций,
|департамент строительства и
|архитектуры, департамент жилищно -
|коммунального хозяйства,
|Территориальное управление
|"Новосибирскгосэнергонадзор",
|Региональная энергетическая
|комиссия, ОАО
|"Новосибирсктеплоэлектропроект",
|ОАО "Сибэнергосетьпроект"
----------------------------------+--------------------------------------
Цели и задачи программы, |Реализация основных требований
важнейшие целевые показатели |Федерального Закона "Об
|энергосбережении", Закона
|Новосибирской области "Об
|энергосбережении на
|территории Новосибирской области"
|Создание организационных,
|правовых, методологических,
|экологических, научно-технических
|и финансовых условий,
|обеспечивающих повышение
|энергоэффективности хозяйственного
|комплекса г. Новосибирска,
|вовлечение неиспользуемых
|источников энергии. Определение
|системы индикаторов
|энергоэффективности и
|энергосбережения.
|Реализация потенциала
|энергосбережения г. Новосибирска,
|экономия 20 % расходуемых
|топливно-энергетических ресурсов.
----------------------------------+--------------------------------------
Сроки и этапы реализации |1999-2005 гг.
программы |I этап 1999-2000 гг. - реализация
|первоочередных мероприятий,
|разработка целевых подпрограмм по
|направлениям научно-технической и
|инновационной деятельности.
|II этап 2001-2005 гг. - реализация
|целевых подпрограмм, определение
|направлений развития
|энергосбережения города.
----------------------------------+-------------------------------------
Перечень основных мероприятий и|Создание нормативно-правовой базы
подпрограмм |энергосбережения, стимулирование
|производства и использования
|топливо- и энергосберегающего
|оборудования, реализация
|мероприятий по жилищно -
|коммунальной реформе учет
|потребления, энергетические
|обследования и надзор за
|эффективным использованием
|энергоресурсов;
|формирование общественного
|сознания по проблемам
|энергосбережения и
|энергоэффективности
|Подпрограммы:
|1. Установка систем учета,
|контроля и регулирования и
|использования тепловой энергии
|2. Проведение энергетических
|обследований объектов
|муниципальной собственности
|3. Реконструкция централизованных
|систем теплоснабжения города.
|4. Энергосбережение в системе
|тепло и водоснабжения МУП
|"Энергия"
|5. Энергосбережение в системе
|водоснабжения и канализации МУП
|"Горводоканал"
|6. Энергосберегающие технологии по
|выработке электроэнергии на базе
|действующих котельных путем
|сооружения на них паротурбинных
|электрогенерирующих установок
|малой и средней мощности
|7. Реконcтрукция существующих
|котельных с применением
|энергосберегающих технических
|решений по повышению эффективности
|оборудования и переводу на
|нетрадиционные виды топлива
|8. Энергосбережение в жилищно -
|коммунальном комплексе
|9. Энергосбережение в строительном
|комплексе
|10. Организация производства
|энергосберегающих материалов и
|оборудования
----------------------------------+--------------------------------------
Исполнители программы |Головная организация,
|уполномоченные или хозяйствующие
|субъекты, предприятия и
|организации различных форм
|собственности на основании итогов
|конкурсов.
----------------------------------+--------------------------------------
Экономия, объемы и источники |Экономия топливно-энергетических
финансирования программы |ресурсов потребляемых жилищно -
|коммунальным и хозяйственным
|комплексом города до 20 % от
|уровня потребления 1997 на первом
|этапе - 5 %,
|на втором - 15 %.
|Источники финансирования -
|собственные и заемные средства
|предприятий, экономия бюджетных
|средств по расходам на оплату
|энергетических ресурсов, средства
|Фонда энергосбережения.
|(Объемы и долевое участие
|уточняются в ходе формирования
|целевых подпрограмм)
----------------------------------+--------------------------------------
Ожидаемые конечные результаты |Экономия 635 тыс. тонн условного
реализации программы |топлива (т.у.т.) в год по
|завершению программы, формирование
|долгосрочной программы
|энергосбережения на следующий
|период.
----------------------------------+--------------------------------------
Система организации контроля за|Территориальное управление
разработкой и реализацией |"Новосибирскгосэнергонадзор",
программы |региональная энергетическая
|комиссия, постоянная депутатская
|комиссия по промышленности и
|развитию предпринимательства
|городского Совета, департамент
|энергетики и инженерных
|коммуникаций, департамент
|жилищно-коммунального хозяйства,
|департамент строительства и
|архитектуры, администрации районов
|города.
-------------------------------------------------------------------------
Введение
В условиях реформирования экономики, глубокого спада производства, массовых неплатежей и государственного регулирования тарифов на энергию нарастает зависимость области и города от объемов ввозимых энергоресурсов, увеличиваются непроизводительные потери электрической и тепловой энергии, растет энергоемкость выпускаемой продукции, растут выплаты (дотации) из бюджета города, увеличиваются объемы вредных выбросов в окружающую среду, снижается уровень жизни населения, растет социальная и политическая напряженность в обществе.
Необходимость формирования данной Программы вызвана следующими положениями:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.95 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению";
- Законом Российской Федерации "Об энергосбережении";
- Законом Новосибирской области "Об энергосбережении на территории Новосибирской области";
- Федеральной целевой программой "Энергосбережение России" (1998-2005 гг.), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 N 80;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.98 N 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России".
Городская программа энергосбережения формируется как самостоятельная часть областной программы и базируется на общих с ней принципах, установленных вышеуказанными законодательными актами:
- приоритет повышения эффективности использования топлива и энергии над увеличением объемов поставки и производства;
- оценка энергосберегающих проектов по максимальной эффективности при минимальных инвестиционных вложениях;
- сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей топлива и энергии;
- первоочередность обеспечения выполнения экологических требований к добыче, производству, переработке, транспортировке и использованию топлива и энергии;
- удовлетворение обоснованных потребностей населения в топливе и энергии, защите среды обитания и жизнедеятельности человека;
- обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;
- сертификация топливно-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов;
- заинтересованность производителей и поставщиков энергетических ресурсов в применении эффективных технологий;
- открытость Программы по составу участников, направлениям энергосбережения, отраслевым и территориальным подходам;
- осуществление мероприятий Программы за счет собственных средств, либо заемных средств на возвратной основе;
- представление льгот по проектам энергосбережения на конкурсной основе.
В связи с этим общими целями разработки и реализации программы энергосбережения являются: создание организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических условий, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов и повышение энергетической безопасности города, вовлечение неиспользуемых источников энергии, согласование интересов территории, производителей и потребителей энергии по эффективному использованию энергетических ресурсов. Для достижения поставленных целей в Программе предусмотрен комплексный подход к решению следующих наиболее важных задач во всех основных сферах деятельности городского хозяйства:
В производственной сфере:
- снизить удельное потребление энергии на единицу выпускаемой продукции на предприятиях и в быту;
- повысить энергетическую эффективность производства товарной продукции и услуг;
- расширить производство и наполнить рынок техническими средствами измерений, учета и регулирования потребления энергоресурсов;
- ускорить разработку и организовать производство продукции, имеющей улучшенные энергетические характеристики;
- улучшить метрологический контроль, надзор и статистическое наблюдение за расходом энергоресурсов;
- повысить энергетический КПД действующих энергетических установок;
- снизить потери энергоносителей в инженерных сетях;
- повысить теплозащиту зданий, сооружений, трубопроводов тепловых сетей;
- уменьшить энергетическую зависимость города.
В экономической сфере:
- увеличить поступление финансовых средств в бюджет города и бюджеты органов местного самоуправления за счет увеличения налогооблагаемой базы;
- повысить конкурентоспособность продукции за счет увеличения показателей энергоэффективности;
- повысить реальные доходы населения и прибыль предприятий за счет снижения платежей за энергию;
- снизить объемы финансовых ресурсов, уходящих из города за ввозимые энергоресурсы;
- снизить дотационные выплаты из бюджета.
В социальной сфере:
- повысить уровень жизни населения за счет снижения затрат на все виды потребляемой продукции, и как следствие, расширения потребительской корзины;
- осуществлять адресную поддержку малообеспеченных групп населения;
- улучшить условия труда;
- создать новые рабочие места и повысить уровень занятости населения;
- формировать сознание и энергосберегающее поведение населения;
- углублять подготовку и переподготовку персонала, обучение населения, в т.ч. и временно неработающих лиц.
В экологической сфере:
- сократить вредные выбросы в окружающую среду;
- привести качество воздуха, воды, почвы к экологическим стандартам;
- повысить эффективность использования недр.
В политической сфере:
- повысить энергетическую безопасность города, снизить зависимость от объемов, сроков и качества поступающих в город энергетических ресурсов;
- повысить стабильность политической ситуации в городе.
1. Пояснительная записка
1.1. Состояние и энергоэффективность хозяйственного комплекса Новосибирской области и г. Новосибирска
Топливно-энергетический комплекс Новосибирской области представлен централизованной системой тепло- и электроснабжения, находящейся в ведении ОАО "Новосибирскэнерго", в состав которой входит 5 ТЭЦ суммарной мощностью 2055 мВт, одной ГЭС (455 мВт), обеспечивающие потребности области в электрической энергии на 70 %, в тепловой энергии более 40 %, а по городу - более 74 % потребляемой тепловой энергии. Недостаток электрической энергии восполняется импортом из соседних энергосистем, тепловой энергии - ведомственными котельными, 304 из которых находятся на территории г. Новосибирска и более 1200 - в области.
Потребность области и города в энергоносителях практически целиком удовлетворяется за счет поставок топлива из соседних регионов, более 60 % которого используется для получения электро - и тепловой энергии предприятиями ОАО "Новосибирскэнерго".
Общее электропотребление по отраслям в г. Новосибирске распределяется следующим образом:
- горэлектротранспорт - 1,5 %;
- строительство - 3 %;
- железная дорога - 12 %;
- непромышленные потребители - 14 %;
- бытовые нужды населения - 27 %;
- промышленность - 32 %;
- прочие - 10,5 %.
Причем доля населения с 1991 по 1997 годы увеличилась с 15 до 27 %. Тепловая энергия вырабатывается: ТЭЦ ОАО "Новосибирскэнерго" - 74 %, Кировской котельной - 6 %, остальными котельными - 20 %. Доли в теплопотреблении:
- промышленность - 30 %;
- отопление жилых зданий - 53 %;
- коммунально-бытовые нужды предприятий - 17 %.
Особо следует отметить изношенность тепловых сетей. Сети со сроком эксплуатации более 25 лет составляют 32 %, от 20 до 25 лет 15 %, до 20 лет 17 %, что в общей сложности более 64 % всех сетей.
Анализ энергоэффективности хозяйственного комплекса города и области, выполненный в рамках разработки данной Программы, проводился с использованием системы макро- и микроэкономических показателей (индикаторов энергоэффективности), представленных в таблице 1.1. Значения данных индикаторов легко рассчитываются с помощью стандартного набора макроэкономических показателей (объемов промышленной и сельскохозяйственной продукции, индексов цен, приведенных объемов областного ВРП и федерального ВВП и т.д.) методика расчета положена в основу мониторинга энергоэффективности в ходе выполнения работ по Программе.
Таблица 1.1
Список основных показателей выполнения программы энергосбережения
------------------------------------------------------------------------
N | Наименование | Ед. | Обозначение |
| показателя | изм. | и расчетная | Определение
| | | формула |
| | | |
-------+-------------------+------+--------------+----------------------
1. |Энергетическая |Т.у.т.| Ei |Удельные
|стоимость: |/руб. | Pi = ---- |энергозатраты,
| | <*> | Di |где Ei - количество
1.1.|- валового | | - " - |энергии,
|регионального | | |использованной для
|продукта (ВРП) | | |получения продукции
1.2.|- пром. продукции | | - " - |объемом Di за
1.3.|- сельхоз. | | - " - |анализируемый
|продукции | | |период (год,
1.4.|- отд. вида | | - " - |квартал, месяц);
|продукции/услуг | | |
1.5.|- продукции отрасли| | - " - |
1.6.|- продукции | | - " - |
|предприятия | | |
2. |Индекс | Отн. | Ki = Pi/P0 =|Показывает, во
|энергетической | ед. |= (D0/Di) x |сколько раз
|стоимости: | | x (Ei/E0) |изменились удельные
2.1.|- валового | | |энергозатраты в
|регионального | | |анализируемом
|продукта (ВРП) | | |периоде по
2.2.|- пром. продукции | | |сравнению с базовым
2.3.|- сельхоз. | | |(при i = 0) для
|продукции | | |данного
2.4.|- отд. вида | | |хозяйствующего
|продукции/услуг | | |субъекта или по
2.5.|- продукции отрасли| | |сравнению с другим
2.6.|- продукции | | |хоз. субъектом
|предприятия | | |(Di/D0) индекс
| | | |физических объемов
| | | |товарной продукции
3. |Потенциал | | |Количество
|энергосбережения: | | |дополнительных
3.1.|- по отношению к | Отн. | Ki-1 |энергозатрат,
|текущему | ед. | Vi/Ei = ---- |обусловленных
|энергопотреблению | | Ki |падением
3.2.|- по отношению к |Т.у.т.| Ki-1 |энергоэффективности
|базовому периоду | |Vi = ---- x Ei|в анализируемом
|(внутренний | | Ki |периоде по
|потенциал | | |сравнению с базовым
|энергосбережения) | | |для данного
| | | |хозяйствующего
| | | |субъекта
3.3.|- по отношению к |- " - | - " - |- " - по сравнению
|другим | | |с другими хоз.
|энергопотребителям | | |субъектами
|(внешний потенциал | | |
|энергосбережения) | | |
-------+---------------------------------------------------------
|
-------------------------------<*> - здесь и далее т.у.т. - тонны условного топлива.
Проведенный анализ показал, что в ходе рыночных реформ 1990 - 1998 гг. общеэкономический спад сопровождался систематическим уменьшением эффективности использования электрической и тепловой энергии во всех секторах народного хозяйства как в области, так и в городе, и в целом по Российской Федерации, что обусловлено превышением темпов спада производства по сравнению с энергопотреблением.
Динамика энергопотребления, энергетической стоимости ВВП и внутреннего потенциала энергосбережения НСО за 1990 - 1998 гг. показана в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Динамика потребления тепло- и электроэнергии на территории и рост потенциала энергосбережения
-------------------------------------------------------------------\
Показатель |Ед. |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |
|Изм. | г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. |
-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
Потребление: | | | | | | | | |
Э/энергия |млн. |1,626|1,636|1,533|1,440|1,283|1,231|1,266|
|т.у.т| | | | | | | |
Центр. |млн. |2,250|2,217|2,144|2,116|1,873|1,605|1,742|
т/энергия |т.у.т| | | | | | | |
Децентр |млн. |2,370|2,411|2,430|2,289|2,289|2,289|2,289|
т/энергия |т.у.т| | | | | | | |
Всего |млн. |6,246|6,246|6,107|5,845|5,445|5,125|5,297|
|т.у.т| | | | | | | |
-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
Общий индекс |отн. |1,000|1,031|1,292|1,315|1,506|1,529|1,734|
энерг. стоимости|ед. | | | | | | | |
ВВП | | | | | | | | |
-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
Общий потенциал |отн. |0,000|0,030|0,226|0,240|0,336|0,347|0,423|
энергосбережения|ед. | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------/
(окончание таблицы)
--------------------------------------\
Показатель |Ед. |1997 |1998 |
|Изм. | г. |г.<*> |
-------------------+-----+-----+------|
Потребление: | | | |
Э/энергия |млн. |1,138|0,98 |
|т.у.т| | |
Центр. |млн. |1,337|1,59 |
т/энергия |т.у.т| | |
Децентр |млн. |2,289|2,29 |
т/энергия |т.у.т| | |
Всего |млн. |4,764|4,86 |
|т.у.т| | |
-------------------+-----+-----+------|
Общий индекс |отн. |1,795|1,826 |
энерг. стоимости|ед. | | |
ВВП | | | |
-------------------+-----+-----+------|
Общий потенциал |отн. |0,443|0,453 |
энергосбережения|ед. | | |
--------------------------------------/
-------------------------------<*> - план, утвержденный Региональной энергетической комиссией 04.03.98
Приведенные данные показывают, как вслед за ухудшением эффективности энергопотребления, ростом энергетической стоимости ВВП, растет внутренний потенциал энергосбережения. В 1998 году общий внутренний потенциал энергосбережения области оценивается величиной в диапазоне 2.0 - 2,3 млн. т.у.т. и имеет тенденцию к дальнейшему нарастанию. В целом эффективность использования тепловой и электроэнергии в городе и области за годы реформ ухудшилась приблизительно в 1,8 раза по сравнению с 1990 годом, и темп ухудшения заметно выше, чем в среднем по Российской Федерации (примерно в 1,3 раза). Тем не менее эффективность использования тепловой и электрической энергии в хозяйственном комплексе области и города остается на более высоком уровне, чем в среднем по РФ (как это было в предреформенные годы), что обусловлено исторически сложившейся спецификой размещения производств по территории РФ.
Анализ показывает, что одной из наиболее негативных особенностей наблюдающегося до сих пор систематического снижения энергоэффективности является ярко выраженная тенденция к деиндустриализации энергопотребления, т.е. нарастание доли энергопотребления в непроизводственных секторах экономики, в которые особенно велик вклад городского хозяйства. В частности, внутренний потенциал энергосбережения предприятий и организаций бюджетной сферы Новосибирска на данный момент оценивается величиной 635 тыс. т.у.т., что составляет почти 30 % внутреннего потенциала энергосбережения области. Этот потенциал может быть в основном реализован у трех главных городских потребителей энергоресурсов жилищного комплекса и муниципальных унитарных предприятий "Энергия" и "Горводоканал".
1.2. Цели и задачи Программы
Анализ эффективности использования энергии как в целом по РФ, так и в хозяйственном комплексе города, демонстрирует взаимосвязь и взаимообусловленность процессов общеэкономического спада и снижения энергоэффективности в подавляющем большинстве, если не во всех, отраслях народного хозяйства. Не вызывает сомнения, что спад промышленного производства приводит к снижению эффективности использования всех видов энергии точно так же, как систематическое падение энергоэффективности усиливает развитие кризисных явлений в экономике. Поэтому задачи в области энергосбережения необходимо рассматривать как часть антикризисной программы, объединенные общей целью - вывести экономику из кризиса, в том числе и за счет перехода на энергосберегающий путь развития.
На этапе стабилизации главная цель энергосбережения - затормозить снижение энергоэффективности и обеспечить сохранение в среднем постоянного уровня энергетической стоимости товарной продукции как в промышленности, так и в других секторах экономики города. Очевидно, что достижение этой цели невозможно без торможения наблюдающегося до сих пор в экономике города процесса деиндустриализации энергопотребления, поэтому стабилизация структуры потребления всех видов энергии и, в первую очередь, обеспечение постоянного энергопотребления промышленными предприятиями на производственные цели также относится к числу первоочередных задач городской программы энергосбережения.
Достижение этой цели за счет планомерной реализации внутреннего потенциала энергосбережения города обеспечивается при решении основных задач:
- повышение эффективности использования энергетических ресурсов на единицу валового внутреннего продукта городского хозяйственного комплекса;
- сокращение удельных расходов энергоресурсов и водных ресурсов без ущемления интересов населения и промышленных предприятий, в т.ч. внедрение малых и альтернативных источников получения энергоресурсов, независимых от централизованных энергоисточников;
- снижение финансовой нагрузки на бюджет города за счет сокращения платежей за топливо, тепловую и электрическую энергию;
- улучшение финансового состояния предприятий города за счет снижения платежей за энергоресурсы и дополнительное пополнение бюджета города за счет налоговых поступлений;
- создание экономических, технических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, стимулирования проведения энергосберегающей политики производителями и потребителями энергии на основе экономической заинтересованности;
- реализация демонстрационных проектов и зон высокой энергетической эффективности;
- создание конкурентной среды независимых источников электрической и тепловой энергии;
- создание условий для реализации жилищно-коммунальной реформы.
Результативность решения поставленных задач и приближение к поставленной цели предполагается контролировать с помощью индикаторов энергоэффективности, представленных в таблице 1.1. Плановые значения этих индикаторов на период 1999-2005 гг. даны в таблице 1.3. Данный план составлен с таким расчетом, чтобы по итогам 2000 финансового года устранить спад энергоэффективности, а после 2005 года полностью реализовать внутренний потенциал энергосбережения бюджетной сферы хозяйственного комплекса г. Новосибирска и приступить к реализации внешнего потенциала.
Таблица 1.3
Плановые показатели выполнения программы энергосбережения г. Новосибирска
----------------------------------------------------------------\
Показатель |Ед. изм.|1998 |1999 |2000 |2001 |2002 |2003 |
| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |
-------------------+--------+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
Общий индекс |Отн. ед.|1,8 |1,7 |1,6 |1,5 |1,4 |1,3 |
энерг. | | | | | | | |
стоимости ВРП | | | | | | | |
НСО по отн. к | | | | | | | |
уровню 1990 г. | | | | | | | |
-------------------+--------+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
Потенциал |Отн. ед.|0,45 |0,41 |0,38 |0,33 |0,28 |0,23 |
энергосбережения| | | | | | | |
НСО (внутренний)|Млн. |2,19 |1,99 |1,85 |1,60 |1,36 |1,12 |
|руб. | | | | | | |
-------------------+--------+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
Потенциал |Отн. ед.|1,00 |0,91 |0,82 |0,73 |0,64 |0,50 |
энергосбережения| | | | | | | |
бюджетников |Млн. |0,635|0,577|0,520|0,462|0,405|0,318|
г. Новосибирска |т.у.т | | | | | | |
-------------------+--------+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
Объем |Млн. |542 |493 |444 |395 |346 |272 |
нерациональных |руб. | | | | | | |
расходов |% к |45 |41 |37 |33 |29 |23 |
бюджета на |расходам| | | | | | |
энергоснабжение |1998 г. | | | | | | |
----------------------------------------------------------------/
(окончание таблицы)
---------------------------------------------\
Показатель |Ед. изм.|2004 |2005 |2006|
| |г. |г. |г. |
-------------------+--------+-----+-----+----|
Общий индекс |Отн. ед.|1,2 |1,1 |1,0 |
энерг. | | | | |
стоимости ВРП | | | | |
НСО по отн. к | | | | |
уровню 1990 г. | | | | |
-------------------+--------+-----+-----+----|
Потенциал |Отн. ед.|0,17 |0,09 |0,00|
энергосбережения| | | | |
НСО (внутренний)|Млн. |0,83 |0,44 |0,00|
|руб. | | | |
-------------------+--------+-----+-----+----|
Потенциал |Отн. ед.|0,36 |0,18 |0,00|
энергосбережения| | | | |
бюджетников |Млн. |0,231|0,116|0,00|
г. Новосибирска |т.у.т | | | |
-------------------+--------+-----+-----+----|
Объем |Млн. |197 |99 |00 |
нерациональных |руб. | | | |
расходов |% к |16 |08 |00 |
бюджета на |расходам| | | |
энергоснабжение |1998 г. | | | |
---------------------------------------------/
1.3. Приоритетные направления, этапы работ и ожидаемые результаты
Цели Программы будут достигаться путем внедрения эффективных технологий и разработки эффективных финансово-экономических механизмов производства, транспортировки и потребления энергетических ресурсов, проведения мероприятий по энергосбережению, внедрения систем учета. Анализ сложившейся ситуации приводит к выводу о том, что приоритетными следует считать следующие направления:
1. Энергоаудит. Проведение энергетических обследований организаций.
2. Энергоучет. Внедрение централизованных систем учета энергоресурсов на промышленных предприятиях. Оснащение приборами учета жилого фонда и организаций бюджетной сферы.
3. Регулирование энергопотребления. Внедрение систем регулирования потребления энергоресурсов от источника их производства до конечного потребителя.
4. Тепловая изоляция зданий.
5. Модернизация систем централизованного теплоснабжения.
6. Модернизация энергоосветительных установок.
7. Реконструкция промышленных вентиляционных установок.
8. Модернизация компрессорно-воздушного хозяйства.
9. Модернизация топливных и электрических печей.
10. Применение газорасширительных, газо-, паро-, турбинных энергоустановок.
11. Использование вторичных энергоресурсов, местных топливных ресурсов.
12. Развитие малой нетрадиционной энергетики.
13. Модернизация энергетического оборудования.
14. Подготовка кадров по энергоменеджменту на базе демонстрационной зоны высокой энергетической эффективности.
Список первоочередных мероприятий по данным направлениям приведен в приложении 1. Главный критерий включения энергосберегающих проектов в этот перечень малый срок самоокупаемости (в пределах одного года) и высокий уровень рентабельности при небольшом объеме инвестиций. В качестве первоочередных в список включены целевые и отраслевые программы энергосбережения в бюджетных организациях, а также и организациях других форм собственности, поставляющих тепловую и электрическую энергию для организаций бюджетной сферы.
Ожидаемый эффект от реализации этих, а также других энергосберегающих мероприятий, разработка которых предусматривается в ходе реализации Программы, представлен в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Ожидаемый экономический эффект от реализации программы
------------------------------------------------------------------------\
Показатель |Ед. изм.|1998|1999|2000|2001|2002|2003|2004|2005|2006|
| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |
------------------+--------+----+----+----+----+----+----+----+----+----|
Годовой объем |Млн. |542 |493 |444 |395 |346 |272 |197 |99 |00 |
нерациональных |руб. | | | | | | | | | |
расходов |% к |45 |41 |37 |33 |29 |23 |16 |08 |00 |
бюджета на |расходам| | | | | | | | | |
энергоснабжение|1998 г. | | | | | | | | | |
------------------+--------+----+----+----+----+----+----+----+----+----|
Ожидаемый |Млн. |00 |49 |98 |147 |196 |270 |345 |443 |542 |
экономический |руб. | | | | | | | | | |
эффект |в год | | | | | | | | | |
------------------+--------+----+----+----+----+----+----+----+----+----|
Расходы на |Млн. |4,9 |9,8 |14,7|19,6|27,0|34,5|44,3|54,2|00,0|
выполнение |руб. | | | | | | | | | |
работ по |в год | | | | | | | | | |
Программе | | | | | | | | | | |
------------------+--------+----+----+----+----+----+----+----+----+----|
Распределение | | | | | | | | | | |
экономии | | | | | | | | | | |
расходов | | | | | | | | | | |
бюджета: | | | | | | | | | | |
Компенсация |Млн. |00 |14,7|14,7|19,6|27,0|34,5|44,3|54,2|00,0|
расходов по |руб. | | | | | | | | | |
Программе |в год | | | | | | | | | |
10 % |Млн. |00 |4,9 |9,8 |14,7|19,6|27,0|34,5|44,3|54,2|
отчисления в |руб. | | | | | | | | | |
Фонд |в год | | | | | | | | | |
э/сбереж. по | | | | | | | | | | |
закону НСО | | | | | | | | | | |
Компенсация |Млн. |00,0|29,4|73,5|113 |149 |208 |266 |344 |489 |
дефицита |руб. | | | | | | | | | |
городского |в год | | | | | | | | | |
бюджета | | | | | | | | | | |
------------------+--------+----+----+----+----+----+----+----+----+----|
Экономия |% к |00 |2,4 |6,1 |9,4 |12 |17 |22 |29 |41 |
бюджетных |расходам| | | | | | | | | |
расходов на |1998 г. | | | | | | | | | |
энергоснабжение|% к |00 |1,2 |3,1 |4,8 |6,4 |8,9 |11 |15 |21 |
|бюджету | | | | | | | | | |
|гор. | | | | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------/
Достижение этого эффекта предусмотрено в два этапа:
Первый этап: 1999-2000 годы:
- проведение энергетических обследований организаций бюджетной сферы: приведение в соответствие фактических и расчетных объемов потребления энергетических ресурсов и воды;
- внедрение в организациях бюджетной сферы и в жилом фонде приборов учета и систем регулирования потребления топливно-энергетических ресурсов и воды. Очередность внедрения приборов учета определяется объемами потребления тепловой энергии (свыше 1000 Гкал в год - в первую очередь 1999 год, менее 1000 Гкал в год - 2000 год.);
- проведение малозатратных мероприятий по утеплению строений;
- пилотные объекты по частотно-регулируемому приводу.
Общий объем затрат на выполнение работ первого этапа предусмотрен в пределах 29,4 млн. руб. (в ценах 1998 года). Эти затраты предполагается осуществить за счет внебюджетных источников финансирования в форме краткосрочных кредитов (так называемый пусковой транш Программы энергосбережения). В итоге выполнения работ первого этапа предполагается реализовать потенциал энергосбережения в объеме около 115 тыс. т.у.т в год (т.е. снизить энергопотребление на эту величину), что позволит за счет экономии полностью скомпенсировать расходы на выполнение работ, сформировать резервный фонд в объеме 14,7 млн. руб. и снизить нагрузку на
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.