Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
городского Совета
от 4 февраля 1999 г. N 204
Программа
"Энергосбережение в городе Новосибирске"
Паспорт
------------------------------------------------------------------------
Наименование программы |Программа "Энергосбережение в
|городе Новосибирске" (1999 -
|2005 гг.)
----------------------------------+--------------------------------------
Основание для разработки |- Постановление Правительства РФ
программы (наименование и номер| от 02.11.95 N 1087 "О
соответствующего нормативного | неотложных мерах по
акта) | энергосбережению";
|- Постановление Правительства РФ
| от 15.06.98 N 588 "О
| дополнительных мерах по
| стимулированию
| энергосбережения в России";
|- Федеральный Закон "Об
| энергосбережении" от 03.04.96
| N 28-ФЗ;
|- Закон Новосибирской области "О
| энергосбережении на территории
| Новосибирской области";
|- Федеральная целевая программа
| "Энергосбережение России"
| (1998-2005 гг.);
|- Постановление Правительства РФ
| от 24.01.98 N 80;
|- Постановления Главы
| Администрации области;
|- Постановления мэра Новосибирска
----------------------------------+--------------------------------------
Государственный заказчик, |Муниципалитет Новосибирска
координатор программы |
----------------------------------+--------------------------------------
Основные разработчики программы|Головная организация Межотраслевой
|фонд энергосбережения и развития
|топливно-энергетического комплекса
|Новосибирской области,
|муниципалитет Новосибирска,
|департамент энергетики и
|инженерных коммуникаций,
|департамент строительства и
|архитектуры, департамент жилищно -
|коммунального хозяйства,
|Территориальное управление
|"Новосибирскгосэнергонадзор",
|Региональная энергетическая
|комиссия, ОАО
|"Новосибирсктеплоэлектропроект",
|ОАО "Сибэнергосетьпроект"
----------------------------------+--------------------------------------
Цели и задачи программы, |Реализация основных требований
важнейшие целевые показатели |Федерального Закона "Об
|энергосбережении", Закона
|Новосибирской области "Об
|энергосбережении на
|территории Новосибирской области"
|Создание организационных,
|правовых, методологических,
|экологических, научно-технических
|и финансовых условий,
|обеспечивающих повышение
|энергоэффективности хозяйственного
|комплекса г. Новосибирска,
|вовлечение неиспользуемых
|источников энергии. Определение
|системы индикаторов
|энергоэффективности и
|энергосбережения.
|Реализация потенциала
|энергосбережения г. Новосибирска,
|экономия 20 % расходуемых
|топливно-энергетических ресурсов.
----------------------------------+--------------------------------------
Сроки и этапы реализации |1999-2005 гг.
программы |I этап 1999-2000 гг. - реализация
|первоочередных мероприятий,
|разработка целевых подпрограмм по
|направлениям научно-технической и
|инновационной деятельности.
|II этап 2001-2005 гг. - реализация
|целевых подпрограмм, определение
|направлений развития
|энергосбережения города.
----------------------------------+-------------------------------------
Перечень основных мероприятий и|Создание нормативно-правовой базы
подпрограмм |энергосбережения, стимулирование
|производства и использования
|топливо- и энергосберегающего
|оборудования, реализация
|мероприятий по жилищно -
|коммунальной реформе учет
|потребления, энергетические
|обследования и надзор за
|эффективным использованием
|энергоресурсов;
|формирование общественного
|сознания по проблемам
|энергосбережения и
|энергоэффективности
|Подпрограммы:
|1. Установка систем учета,
|контроля и регулирования и
|использования тепловой энергии
|2. Проведение энергетических
|обследований объектов
|муниципальной собственности
|3. Реконструкция централизованных
|систем теплоснабжения города.
|4. Энергосбережение в системе
|тепло и водоснабжения МУП
|"Энергия"
|5. Энергосбережение в системе
|водоснабжения и канализации МУП
|"Горводоканал"
|6. Энергосберегающие технологии по
|выработке электроэнергии на базе
|действующих котельных путем
|сооружения на них паротурбинных
|электрогенерирующих установок
|малой и средней мощности
|7. Реконcтрукция существующих
|котельных с применением
|энергосберегающих технических
|решений по повышению эффективности
|оборудования и переводу на
|нетрадиционные виды топлива
|8. Энергосбережение в жилищно -
|коммунальном комплексе
|9. Энергосбережение в строительном
|комплексе
|10. Организация производства
|энергосберегающих материалов и
|оборудования
----------------------------------+--------------------------------------
Исполнители программы |Головная организация,
|уполномоченные или хозяйствующие
|субъекты, предприятия и
|организации различных форм
|собственности на основании итогов
|конкурсов.
----------------------------------+--------------------------------------
Экономия, объемы и источники |Экономия топливно-энергетических
финансирования программы |ресурсов потребляемых жилищно -
|коммунальным и хозяйственным
|комплексом города до 20 % от
|уровня потребления 1997 на первом
|этапе - 5 %,
|на втором - 15 %.
|Источники финансирования -
|собственные и заемные средства
|предприятий, экономия бюджетных
|средств по расходам на оплату
|энергетических ресурсов, средства
|Фонда энергосбережения.
|(Объемы и долевое участие
|уточняются в ходе формирования
|целевых подпрограмм)
----------------------------------+--------------------------------------
Ожидаемые конечные результаты |Экономия 635 тыс. тонн условного
реализации программы |топлива (т.у.т.) в год по
|завершению программы, формирование
|долгосрочной программы
|энергосбережения на следующий
|период.
----------------------------------+--------------------------------------
Система организации контроля за|Территориальное управление
разработкой и реализацией |"Новосибирскгосэнергонадзор",
программы |региональная энергетическая
|комиссия, постоянная депутатская
|комиссия по промышленности и
|развитию предпринимательства
|городского Совета, департамент
|энергетики и инженерных
|коммуникаций, департамент
|жилищно-коммунального хозяйства,
|департамент строительства и
|архитектуры, администрации районов
|города.
-------------------------------------------------------------------------
Введение
В условиях реформирования экономики, глубокого спада производства, массовых неплатежей и государственного регулирования тарифов на энергию нарастает зависимость области и города от объемов ввозимых энергоресурсов, увеличиваются непроизводительные потери электрической и тепловой энергии, растет энергоемкость выпускаемой продукции, растут выплаты (дотации) из бюджета города, увеличиваются объемы вредных выбросов в окружающую среду, снижается уровень жизни населения, растет социальная и политическая напряженность в обществе.
Необходимость формирования данной Программы вызвана следующими положениями:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.95 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению";
- Законом Российской Федерации "Об энергосбережении";
- Законом Новосибирской области "Об энергосбережении на территории Новосибирской области";
- Федеральной целевой программой "Энергосбережение России" (1998-2005 гг.), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 N 80;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.98 N 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России".
Городская программа энергосбережения формируется как самостоятельная часть областной программы и базируется на общих с ней принципах, установленных вышеуказанными законодательными актами:
- приоритет повышения эффективности использования топлива и энергии над увеличением объемов поставки и производства;
- оценка энергосберегающих проектов по максимальной эффективности при минимальных инвестиционных вложениях;
- сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей топлива и энергии;
- первоочередность обеспечения выполнения экологических требований к добыче, производству, переработке, транспортировке и использованию топлива и энергии;
- удовлетворение обоснованных потребностей населения в топливе и энергии, защите среды обитания и жизнедеятельности человека;
- обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;
- сертификация топливно-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов;
- заинтересованность производителей и поставщиков энергетических ресурсов в применении эффективных технологий;
- открытость Программы по составу участников, направлениям энергосбережения, отраслевым и территориальным подходам;
- осуществление мероприятий Программы за счет собственных средств, либо заемных средств на возвратной основе;
- представление льгот по проектам энергосбережения на конкурсной основе.
В связи с этим общими целями разработки и реализации программы энергосбережения являются: создание организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических условий, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов и повышение энергетической безопасности города, вовлечение неиспользуемых источников энергии, согласование интересов территории, производителей и потребителей энергии по эффективному использованию энергетических ресурсов. Для достижения поставленных целей в Программе предусмотрен комплексный подход к решению следующих наиболее важных задач во всех основных сферах деятельности городского хозяйства:
В производственной сфере:
- снизить удельное потребление энергии на единицу выпускаемой продукции на предприятиях и в быту;
- повысить энергетическую эффективность производства товарной продукции и услуг;
- расширить производство и наполнить рынок техническими средствами измерений, учета и регулирования потребления энергоресурсов;
- ускорить разработку и организовать производство продукции, имеющей улучшенные энергетические характеристики;
- улучшить метрологический контроль, надзор и статистическое наблюдение за расходом энергоресурсов;
- повысить энергетический КПД действующих энергетических установок;
- снизить потери энергоносителей в инженерных сетях;
- повысить теплозащиту зданий, сооружений, трубопроводов тепловых сетей;
- уменьшить энергетическую зависимость города.
В экономической сфере:
- увеличить поступление финансовых средств в бюджет города и бюджеты органов местного самоуправления за счет увеличения налогооблагаемой базы;
- повысить конкурентоспособность продукции за счет увеличения показателей энергоэффективности;
- повысить реальные доходы населения и прибыль предприятий за счет снижения платежей за энергию;
- снизить объемы финансовых ресурсов, уходящих из города за ввозимые энергоресурсы;
- снизить дотационные выплаты из бюджета.
В социальной сфере:
- повысить уровень жизни населения за счет снижения затрат на все виды потребляемой продукции, и как следствие, расширения потребительской корзины;
- осуществлять адресную поддержку малообеспеченных групп населения;
- улучшить условия труда;
- создать новые рабочие места и повысить уровень занятости населения;
- формировать сознание и энергосберегающее поведение населения;
- углублять подготовку и переподготовку персонала, обучение населения, в т.ч. и временно неработающих лиц.
В экологической сфере:
- сократить вредные выбросы в окружающую среду;
- привести качество воздуха, воды, почвы к экологическим стандартам;
- повысить эффективность использования недр.
В политической сфере:
- повысить энергетическую безопасность города, снизить зависимость от объемов, сроков и качества поступающих в город энергетических ресурсов;
- повысить стабильность политической ситуации в городе.
1. Пояснительная записка
1.1. Состояние и энергоэффективность хозяйственного комплекса Новосибирской области и г. Новосибирска
Топливно-энергетический комплекс Новосибирской области представлен централизованной системой тепло- и электроснабжения, находящейся в ведении ОАО "Новосибирскэнерго", в состав которой входит 5 ТЭЦ суммарной мощностью 2055 мВт, одной ГЭС (455 мВт), обеспечивающие потребности области в электрической энергии на 70 %, в тепловой энергии более 40 %, а по городу - более 74 % потребляемой тепловой энергии. Недостаток электрической энергии восполняется импортом из соседних энергосистем, тепловой энергии - ведомственными котельными, 304 из которых находятся на территории г. Новосибирска и более 1200 - в области.
Потребность области и города в энергоносителях практически целиком удовлетворяется за счет поставок топлива из соседних регионов, более 60 % которого используется для получения электро - и тепловой энергии предприятиями ОАО "Новосибирскэнерго".
Общее электропотребление по отраслям в г. Новосибирске распределяется следующим образом:
- горэлектротранспорт - 1,5 %;
- строительство - 3 %;
- железная дорога - 12 %;
- непромышленные потребители - 14 %;
- бытовые нужды населения - 27 %;
- промышленность - 32 %;
- прочие - 10,5 %.
Причем доля населения с 1991 по 1997 годы увеличилась с 15 до 27 %. Тепловая энергия вырабатывается: ТЭЦ ОАО "Новосибирскэнерго" - 74 %, Кировской котельной - 6 %, остальными котельными - 20 %. Доли в теплопотреблении:
- промышленность - 30 %;
- отопление жилых зданий - 53 %;
- коммунально-бытовые нужды предприятий - 17 %.
Особо следует отметить изношенность тепловых сетей. Сети со сроком эксплуатации более 25 лет составляют 32 %, от 20 до 25 лет 15 %, до 20 лет 17 %, что в общей сложности более 64 % всех сетей.
Анализ энергоэффективности хозяйственного комплекса города и области, выполненный в рамках разработки данной Программы, проводился с использованием системы макро- и микроэкономических показателей (индикаторов энергоэффективности), представленных в таблице 1.1. Значения данных индикаторов легко рассчитываются с помощью стандартного набора макроэкономических показателей (объемов промышленной и сельскохозяйственной продукции, индексов цен, приведенных объемов областного ВРП и федерального ВВП и т.д.) методика расчета положена в основу мониторинга энергоэффективности в ходе выполнения работ по Программе.
Таблица 1.1
Список основных показателей выполнения программы энергосбережения
------------------------------------------------------------------------
N | Наименование | Ед. | Обозначение |
| показателя | изм. | и расчетная | Определение
| | | формула |
| | | |
-------+-------------------+------+--------------+----------------------
1. |Энергетическая |Т.у.т.| Ei |Удельные
|стоимость: |/руб. | Pi = ---- |энергозатраты,
| | <*> | Di |где Ei - количество
1.1.|- валового | | - " - |энергии,
|регионального | | |использованной для
|продукта (ВРП) | | |получения продукции
1.2.|- пром. продукции | | - " - |объемом Di за
1.3.|- сельхоз. | | - " - |анализируемый
|продукции | | |период (год,
1.4.|- отд. вида | | - " - |квартал, месяц);
|продукции/услуг | | |
1.5.|- продукции отрасли| | - " - |
1.6.|- продукции | | - " - |
|предприятия | | |
2. |Индекс | Отн. | Ki = Pi/P0 =|Показывает, во
|энергетической | ед. |= (D0/Di) x |сколько раз
|стоимости: | | x (Ei/E0) |изменились удельные
2.1.|- валового | | |энергозатраты в
|регионального | | |анализируемом
|продукта (ВРП) | | |периоде по
2.2.|- пром. продукции | | |сравнению с базовым
2.3.|- сельхоз. | | |(при i = 0) для
|продукции | | |данного
2.4.|- отд. вида | | |хозяйствующего
|продукции/услуг | | |субъекта или по
2.5.|- продукции отрасли| | |сравнению с другим
2.6.|- продукции | | |хоз. субъектом
|предприятия | | |(Di/D0) индекс
| | | |физических объемов
| | | |товарной продукции
3. |Потенциал | | |Количество
|энергосбережения: | | |дополнительных
3.1.|- по отношению к | Отн. | Ki-1 |энергозатрат,
|текущему | ед. | Vi/Ei = ---- |обусловленных
|энергопотреблению | | Ki |падением
3.2.|- по отношению к |Т.у.т.| Ki-1 |энергоэффективности
|базовому периоду | |Vi = ---- x Ei|в анализируемом
|(внутренний | | Ki |периоде по
|потенциал | | |сравнению с базовым
|энергосбережения) | | |для данного
| | | |хозяйствующего
| | | |субъекта
3.3.|- по отношению к |- " - | - " - |- " - по сравнению
|другим | | |с другими хоз.
|энергопотребителям | | |субъектами
|(внешний потенциал | | |
|энергосбережения) | | |
-------+---------------------------------------------------------
|
-------------------------------<*> - здесь и далее т.у.т. - тонны условного топлива.
Проведенный анализ показал, что в ходе рыночных реформ 1990 - 1998 гг. общеэкономический спад сопровождался систематическим уменьшением эффективности использования электрической и тепловой энергии во всех секторах народного хозяйства как в области, так и в городе, и в целом по Российской Федерации, что обусловлено превышением темпов спада производства по сравнению с энергопотреблением.
Динамика энергопотребления, энергетической стоимости ВВП и внутреннего потенциала энергосбережения НСО за 1990 - 1998 гг. показана в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Динамика потребления тепло- и электроэнергии на территории и рост потенциала энергосбережения
-------------------------------------------------------------------\
Показатель |Ед. |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |
|Изм. | г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. |
-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
Потребление: | | | | | | | | |
Э/энергия |млн. |1,626|1,636|1,533|1,440|1,283|1,231|1,266|
|т.у.т| | | | | | | |
Центр. |млн. |2,250|2,217|2,144|2,116|1,873|1,605|1,742|
т/энергия |т.у.т| | | | | | | |
Децентр |млн. |2,370|2,411|2,430|2,289|2,289|2,289|2,289|
т/энергия |т.у.т| | | | | | | |
Всего |млн. |6,246|6,246|6,107|5,845|5,445|5,125|5,297|
|т.у.т| | | | | | | |
-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
Общий индекс |отн. |1,000|1,031|1,292|1,315|1,506|1,529|1,734|
энерг. стоимости|ед. | | | | | | | |
ВВП | | | | | | | | |
-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
Общий потенциал |отн. |0,000|0,030|0,226|0,240|0,336|0,347|0,423|
энергосбережения|ед. | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------/
(окончание таблицы)
--------------------------------------\
Показатель |Ед. |1997 |1998 |
|Изм. | г. |г.<*> |
-------------------+-----+-----+------|
Потребление: | | | |
Э/энергия |млн. |1,138|0,98 |
|т.у.т| | |
Центр. |млн. |1,337|1,59 |
т/энергия |т.у.т| | |
Децентр |млн. |2,289|2,29 |
т/энергия |т.у.т| | |
Всего |млн. |4,764|4,86 |
|т.у.т| | |
-------------------+-----+-----+------|
Общий индекс |отн. |1,795|1,826 |
энерг. стоимости|ед. | | |
ВВП | | | |
-------------------+-----+-----+------|
Общий потенциал |отн. |0,443|0,453 |
энергосбережения|ед. | | |
--------------------------------------/
-------------------------------<*> - план, утвержденный Региональной энергетической комиссией 04.03.98
Приведенные данные показывают, как вслед за ухудшением эффективности энергопотребления, ростом энергетической стоимости ВВП, растет внутренний потенциал энергосбережения. В 1998 году общий внутренний потенциал энергосбережения области оценивается величиной в диапазоне 2.0 - 2,3 млн. т.у.т. и имеет тенденцию к дальнейшему нарастанию. В целом эффективность использования тепловой и электроэнергии в городе и области за годы реформ ухудшилась приблизительно в 1,8 раза по сравнению с 1990 годом, и темп ухудшения заметно выше, чем в среднем по Российской Федерации (примерно в 1,3 раза). Тем не менее эффективность использования тепловой и электрической энергии в хозяйственном комплексе области и города остается на более высоком уровне, чем в среднем по РФ (как это было в предреформенные годы), что обусловлено исторически сложившейся спецификой размещения производств по территории РФ.
Анализ показывает, что одной из наиболее негативных особенностей наблюдающегося до сих пор систематического снижения энергоэффективности является ярко выраженная тенденция к деиндустриализации энергопотребления, т.е. нарастание доли энергопотребления в непроизводственных секторах экономики, в которые особенно велик вклад городского хозяйства. В частности, внутренний потенциал энергосбережения предприятий и организаций бюджетной сферы Новосибирска на данный момент оценивается величиной 635 тыс. т.у.т., что составляет почти 30 % внутреннего потенциала энергосбережения области. Этот потенциал может быть в основном реализован у трех главных городских потребителей энергоресурсов жилищного комплекса и муниципальных унитарных предприятий "Энергия" и "Горводоканал".
1.2. Цели и задачи Программы
Анализ эффективности использования энергии как в целом по РФ, так и в хозяйственном комплексе города, демонстрирует взаимосвязь и взаимообусловленность процессов общеэкономического спада и снижения энергоэффективности в подавляющем большинстве, если не во всех, отраслях народного хозяйства. Не вызывает сомнения, что спад промышленного производства приводит к снижению эффективности использования всех видов энергии точно так же, как систематическое падение энергоэффективности усиливает развитие кризисных явлений в экономике. Поэтому задачи в области энергосбережения необходимо рассматривать как часть антикризисной программы, объединенные общей целью - вывести экономику из кризиса, в том числе и за счет перехода на энергосберегающий путь развития.
На этапе стабилизации главная цель энергосбережения - затормозить снижение энергоэффективности и обеспечить сохранение в среднем постоянного уровня энергетической стоимости товарной продукции как в промышленности, так и в других секторах экономики города. Очевидно, что достижение этой цели невозможно без торможения наблюдающегося до сих пор в экономике города процесса деиндустриализации энергопотребления, поэтому стабилизация структуры потребления всех видов энергии и, в первую очередь, обеспечение постоянного энергопотребления промышленными предприятиями на производственные цели также относится к числу первоочередных задач городской программы энергосбережения.
Достижение этой цели за счет планомерной реализации внутреннего потенциала энергосбережения города обеспечивается при решении основных задач:
- повышение эффективности использования энергетических ресурсов на единицу валового внутреннего продукта городского хозяйственного комплекса;
- сокращение удельных расходов энергоресурсов и водных ресурсов без ущемления интересов населения и промышленных предприятий, в т.ч. внедрение малых и альтернативных источников получения энергоресурсов, независимых от централизованных энергоисточников;
- снижение финансовой нагрузки на бюджет города за счет сокращения платежей за топливо, тепловую и электрическую энергию;
- улучшение финансового состояния предприятий города за счет снижения платежей за энергоресурсы и дополнительное пополнение бюджета города за счет налоговых поступлений;
- создание экономических, технических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, стимулирования проведения энергосберегающей политики производителями и потребителями энергии на основе экономической заинтересованности;
- реализация демонстрационных проектов и зон высокой энергетической эффективности;
- создание конкурентной среды независимых источников электрической и тепловой энергии;
- создание условий для реализации жилищно-коммунальной реформы.
Результативность решения поставленных задач и приближение к поставленной цели предполагается контролировать с помощью индикаторов энергоэффективности, представленных в таблице 1.1. Плановые значения этих индикаторов на период 1999-2005 гг. даны в таблице 1.3. Данный план составлен с таким расчетом, чтобы по итогам 2000 финансового года устранить спад энергоэффективности, а после 2005 года полностью реализовать внутренний потенциал энергосбережения бюджетной сферы хозяйственного комплекса г. Новосибирска и приступить к реализации внешнего потенциала.
Таблица 1.3
Плановые показатели выполнения программы энергосбережения г. Новосибирска
----------------------------------------------------------------\
Показатель |Ед. изм.|1998 |1999 |2000 |2001 |2002 |2003 |
| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |
-------------------+--------+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
Общий индекс |Отн. ед.|1,8 |1,7 |1,6 |1,5 |1,4 |1,3 |
энерг. | | | | | | | |
стоимости ВРП | | | | | | | |
НСО по отн. к | | | | | | | |
уровню 1990 г. | | | | | | | |
-------------------+--------+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
Потенциал |Отн. ед.|0,45 |0,41 |0,38 |0,33 |0,28 |0,23 |
энергосбережения| | | | | | | |
НСО (внутренний)|Млн. |2,19 |1,99 |1,85 |1,60 |1,36 |1,12 |
|руб. | | | | | | |
-------------------+--------+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
Потенциал |Отн. ед.|1,00 |0,91 |0,82 |0,73 |0,64 |0,50 |
энергосбережения| | | | | | | |
бюджетников |Млн. |0,635|0,577|0,520|0,462|0,405|0,318|
г. Новосибирска |т.у.т | | | | | | |
-------------------+--------+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
Объем |Млн. |542 |493 |444 |395 |346 |272 |
нерациональных |руб. | | | | | | |
расходов |% к |45 |41 |37 |33 |29 |23 |
бюджета на |расходам| | | | | | |
энергоснабжение |1998 г. | | | | | | |
----------------------------------------------------------------/
(окончание таблицы)
---------------------------------------------\
Показатель |Ед. изм.|2004 |2005 |2006|
| |г. |г. |г. |
-------------------+--------+-----+-----+----|
Общий индекс |Отн. ед.|1,2 |1,1 |1,0 |
энерг. | | | | |
стоимости ВРП | | | | |
НСО по отн. к | | | | |
уровню 1990 г. | | | | |
-------------------+--------+-----+-----+----|
Потенциал |Отн. ед.|0,17 |0,09 |0,00|
энергосбережения| | | | |
НСО (внутренний)|Млн. |0,83 |0,44 |0,00|
|руб. | | | |
-------------------+--------+-----+-----+----|
Потенциал |Отн. ед.|0,36 |0,18 |0,00|
энергосбережения| | | | |
бюджетников |Млн. |0,231|0,116|0,00|
г. Новосибирска |т.у.т | | | |
-------------------+--------+-----+-----+----|
Объем |Млн. |197 |99 |00 |
нерациональных |руб. | | | |
расходов |% к |16 |08 |00 |
бюджета на |расходам| | | |
энергоснабжение |1998 г. | | | |
---------------------------------------------/
1.3. Приоритетные направления, этапы работ и ожидаемые результаты
Цели Программы будут достигаться путем внедрения эффективных технологий и разработки эффективных финансово-экономических механизмов производства, транспортировки и потребления энергетических ресурсов, проведения мероприятий по энергосбережению, внедрения систем учета. Анализ сложившейся ситуации приводит к выводу о том, что приоритетными следует считать следующие направления:
1. Энергоаудит. Проведение энергетических обследований организаций.
2. Энергоучет. Внедрение централизованных систем учета энергоресурсов на промышленных предприятиях. Оснащение приборами учета жилого фонда и организаций бюджетной сферы.
3. Регулирование энергопотребления. Внедрение систем регулирования потребления энергоресурсов от источника их производства до конечного потребителя.
4. Тепловая изоляция зданий.
5. Модернизация систем централизованного теплоснабжения.
6. Модернизация энергоосветительных установок.
7. Реконструкция промышленных вентиляционных установок.
8. Модернизация компрессорно-воздушного хозяйства.
9. Модернизация топливных и электрических печей.
10. Применение газорасширительных, газо-, паро-, турбинных энергоустановок.
11. Использование вторичных энергоресурсов, местных топливных ресурсов.
12. Развитие малой нетрадиционной энергетики.
13. Модернизация энергетического оборудования.
14. Подготовка кадров по энергоменеджменту на базе демонстрационной зоны высокой энергетической эффективности.
Список первоочередных мероприятий по данным направлениям приведен в приложении 1. Главный критерий включения энергосберегающих проектов в этот перечень малый срок самоокупаемости (в пределах одного года) и высокий уровень рентабельности при небольшом объеме инвестиций. В качестве первоочередных в список включены целевые и отраслевые программы энергосбережения в бюджетных организациях, а также и организациях других форм собственности, поставляющих тепловую и электрическую энергию для организаций бюджетной сферы.
Ожидаемый эффект от реализации этих, а также других энергосберегающих мероприятий, разработка которых предусматривается в ходе реализации Программы, представлен в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Ожидаемый экономический эффект от реализации программы
------------------------------------------------------------------------\
Показатель |Ед. изм.|1998|1999|2000|2001|2002|2003|2004|2005|2006|
| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |
------------------+--------+----+----+----+----+----+----+----+----+----|
Годовой объем |Млн. |542 |493 |444 |395 |346 |272 |197 |99 |00 |
нерациональных |руб. | | | | | | | | | |
расходов |% к |45 |41 |37 |33 |29 |23 |16 |08 |00 |
бюджета на |расходам| | | | | | | | | |
энергоснабжение|1998 г. | | | | | | | | | |
------------------+--------+----+----+----+----+----+----+----+----+----|
Ожидаемый |Млн. |00 |49 |98 |147 |196 |270 |345 |443 |542 |
экономический |руб. | | | | | | | | | |
эффект |в год | | | | | | | | | |
------------------+--------+----+----+----+----+----+----+----+----+----|
Расходы на |Млн. |4,9 |9,8 |14,7|19,6|27,0|34,5|44,3|54,2|00,0|
выполнение |руб. | | | | | | | | | |
работ по |в год | | | | | | | | | |
Программе | | | | | | | | | | |
------------------+--------+----+----+----+----+----+----+----+----+----|
Распределение | | | | | | | | | | |
экономии | | | | | | | | | | |
расходов | | | | | | | | | | |
бюджета: | | | | | | | | | | |
Компенсация |Млн. |00 |14,7|14,7|19,6|27,0|34,5|44,3|54,2|00,0|
расходов по |руб. | | | | | | | | | |
Программе |в год | | | | | | | | | |
10 % |Млн. |00 |4,9 |9,8 |14,7|19,6|27,0|34,5|44,3|54,2|
отчисления в |руб. | | | | | | | | | |
Фонд |в год | | | | | | | | | |
э/сбереж. по | | | | | | | | | | |
закону НСО | | | | | | | | | | |
Компенсация |Млн. |00,0|29,4|73,5|113 |149 |208 |266 |344 |489 |
дефицита |руб. | | | | | | | | | |
городского |в год | | | | | | | | | |
бюджета | | | | | | | | | | |
------------------+--------+----+----+----+----+----+----+----+----+----|
Экономия |% к |00 |2,4 |6,1 |9,4 |12 |17 |22 |29 |41 |
бюджетных |расходам| | | | | | | | | |
расходов на |1998 г. | | | | | | | | | |
энергоснабжение|% к |00 |1,2 |3,1 |4,8 |6,4 |8,9 |11 |15 |21 |
|бюджету | | | | | | | | | |
|гор. | | | | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------/
Достижение этого эффекта предусмотрено в два этапа:
Первый этап: 1999-2000 годы:
- проведение энергетических обследований организаций бюджетной сферы: приведение в соответствие фактических и расчетных объемов потребления энергетических ресурсов и воды;
- внедрение в организациях бюджетной сферы и в жилом фонде приборов учета и систем регулирования потребления топливно-энергетических ресурсов и воды. Очередность внедрения приборов учета определяется объемами потребления тепловой энергии (свыше 1000 Гкал в год - в первую очередь 1999 год, менее 1000 Гкал в год - 2000 год.);
- проведение малозатратных мероприятий по утеплению строений;
- пилотные объекты по частотно-регулируемому приводу.
Общий объем затрат на выполнение работ первого этапа предусмотрен в пределах 29,4 млн. руб. (в ценах 1998 года). Эти затраты предполагается осуществить за счет внебюджетных источников финансирования в форме краткосрочных кредитов (так называемый пусковой транш Программы энергосбережения). В итоге выполнения работ первого этапа предполагается реализовать потенциал энергосбережения в объеме около 115 тыс. т.у.т в год (т.е. снизить энергопотребление на эту величину), что позволит за счет экономии полностью скомпенсировать расходы на выполнение работ, сформировать резервный фонд в объеме 14,7 млн. руб. и снизить нагрузку на бюджет на 73,5 млн. руб. в год, что составит около 3 % всех расходов городского бюджета 1998 года.
Второй этап: 2001-2005 годы:
- реализация требований строительных норм и правил по теплоизоляции в системах тепло- и водоснабжения и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
- внедрение средств регулирования электрического привода в технологических системах муниципальных предприятий "Горводоканал" и "Энергия";
- внедрение систем утилизации сбросового тепла в канализационных стоках на тепловых насосах.
Все работы второго этапа предполагается осуществить без привлечения внебюджетных источников в режиме самофинансирования. Ежегодные затраты на выполнение работ предусмотрено в нарастающих объемах от 19,4 до 54,2 млн. руб. в год полностью за счет экономии бюджетных средств в результате реализации энергосберегающих проектов. В итоге предполагается полностью реализовать внутренний потенциал энергосбережения бюджетной сферы г. Новосибирска в объеме около 635 тыс. т.у.т (т.е. снизить на эту величину физические объемы ежегодного энергопотребления) и уменьшить расходы бюджета на 489 млн. руб. в год, что составляет около 21 % всех бюджетных расходов 1998 года.
1.4. Управление и координация работ по Программе
Программа энергосбережения по своему характеру является стратегическим пакетом проблемно-ориентированных проектов развития, направленных на перевод сложной системы производства и потребления энергии города из одного состояния, не удовлетворяющего современным требованиям, в другое, более эффективное.
Для успешного выполнения и дальнейшего развития Программы наиболее подходящим инструментом является система управления проектами, широко применяемая в мировой практике.
Программа подразумевает создание условий, позволяющих сочетать интересы ее участников, в направлении намеченных приоритетов. Учитывая, что Программа является многопроектной средой с различным статусом проблем и проектов (важнейшие проблемы, требующие срочных действий; проблемы, нуждающиеся в дополнительной проработке; проблемы, решаемые в ходе регулярного планирования; региональные, районные, городские, отраслевые проекты, проекты отдельных предприятий и т.д.), для достижения поставленных целей необходима система управления, структура которой будет разрабатываться и оптимизироваться при формировании нормативно-правовой базы энергосбережения области и города.
Планирование, контроль и координацию работ по Программе осуществляет муниципалитет Новосибирска, Региональная энергетическая комиссия, Территориальное управление "Новосибирскгосэнергонадзор", Межотраслевой фонд энергосбережения и развития топливно-энергетического комплекса Новосибирской области с привлечением научно-исследовательских, проектных, консалтинговых организаций и технических вузов. Систематический контроль результатов выполнения энергосберегающих мероприятий предполагается осуществлять по трем следующим уровням:
а) Индексация энергетической стоимости и потенциала энергосбережения ВРП, продукции и услуг по отраслям и группам хозяйствующих субъектов на основе данных Госстатистики (макроэкономический уровень).
б) Индексация энергетической стоимости и потенциала энергосбережения хозяйствующих субъектов бюджетной сферы на основе данных энергоаудита (микроэкономический уровень).
в) Пообъектное бюджетирование расходов на энергоснабжение хозяйствующих субъектов в рамках бюджета города (финансовый уровень).
1.5. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения
Энергосберегающие проекты Новосибирска, как правило, выполняются в рамках межрегиональных, отраслевых и областных целевых программ, в которых предусматривается необходимые объемы и источники финансирования.
Энергосбережение, как комплекс мероприятий, реализующих проекты со сроком окупаемости от 1,5 до 18 месяцев, позволяет использовать привлекаемые средства на начальной стадии проекта, а в последующем финансировать его реализацию за счет экономии расходов на энергоснабжение. Этот принцип позволяет, как правило, даже в бюджетной сфере ориентироваться на внебюджетные источники финансирования. Отраслевые программы энергосбережения финансируются преимущественно из внебюджетных источников.
Реализация энергосберегающих проектов в бюджетной сфере осуществляется на конкурсной основе.
Финансирование и реализация межрегиональных и отраслевых программ энергосбережения на территории города осуществляется за счет:
- целевых средств федерального бюджета;
- целевых средств областного бюджета;
- собственных средств организаций;
- инвестиционных и заимствованных средств.
Конверсионная программа "Конверсия - топливно-энергетическому комплексу", "Конверсия - жилищно-коммунальному хозяйству" утверждаются постановлениями администрации Новосибирской области и мэрии Новосибирска в части производства энергосберегающего оборудования и включаются в данную Программу со своими объемами финансирования и сроками реализации.
Финансирование и реализация городских программ энергосбережения осуществляется за счет:
- целевых средств городского бюджета, в том числе средств департаментов и управлений мэрии Новосибирска на коммунальные услуги;
- целевых средств Фонда энергосбережения;
- части средств, получаемых потребителями от экономии энергетических ресурсов в результате внедрения энергосберегающих проектов.
Перечень учреждений бюджетной сферы, на которых необходима установка приборов учета энергоресурсов с предварительными объемами финансирования на 1999 год, приведены в Мероприятиях по энергосбережению на 1999-2000 гг. в рамках целевой программы по установке средств учета и регулирования теплопотребления.
Формирование фондов финансирования муниципальных программ энергосбережения осуществляется в соответствии с Законом Новосибирской области "Об энергосбережении на территории Новосибирской области" за счет:
- целевых средств муниципального бюджета;
- устанавливаемого решением органов самоуправления при утверждении бюджета на предстоящий период части средств от налога на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы;
- части средств амортизационных отчислений МУП "Энергия";
- средств, получаемых в виде инвестиций и иных дотаций.
Средства на установку систем учета и регулирования энергоресурсов в муниципальном жилом фонде рекомендуется предусмотреть в объеме 0,1 % от балансовой восстановительной стоимости муниципального жилого фонда.
Организациям и предприятиям бюджетной сферы при определении объема потребления топливно-энергетических ресурсов (лимитов в натуральном и стоимостном выражении):
- устанавливаются задания по экономии топливно-энергетических ресурсов за счет реализации имеющегося потенциала энергосбережения, выявленного в результате энергетических обследований;
- сохраняется при проведении мероприятий и программ по энергосбережению базовый уровень объема финансирования потребления топливно-энергетических ресурсов на период, превышающий на один год срок окупаемости затрат на энергосбережение.
Экономия средств, получаемая в течение этого года, распределяется следующим образом:
- организации, реализовавшей энергосберегающие мероприятия, для стимулирования дальнейшей деятельности по энергосбережению 50 %;
- в бюджет города на статью прочие доходы 40 %;
- Фонду энергосбережения для финансирования мероприятий по городской программе энергосбережения 10 % (в соответствии с законом Новосибирской области "Об энергосбережении на территории Новосибирской области").
Фонд энергосбережения, в целях консолидации средств по городской программе энергосбережения, образует субсчет "Программы энергосбережения в городе Новосибирске", на котором находятся:
- целевые средства Фонда на финансирование городской программы энергосбережения;
- средства, полученные в результате экономии от выполнения энергосберегающих мероприятий в организациях бюджетной сферы мэрии Новосибирска;
- средства, выделяемые бюджетом мэрии Новосибирска на реализацию целевых программ энергосбережения.
Потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению предоставляются льготы в порядке, определенным Правительством Российской Федерации и Законом Новосибирской области об энергосбережении.
В рамках организационных мероприятий по Программе энергосбережения и нормативно-правового обеспечения разрабатываются механизмы экономического стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности хозяйственного комплекса города, предоставления льгот при выполнении энергосберегающих мероприятий.
Программа энергосбережения формируется и во время реализации постоянно совершенствуется по направлениям деятельности:
- нормативно-правового обеспечения;
- инновационной деятельности;
- научно-технической деятельности;
- организационного обеспечения;
- информационного и статистического обеспечения.
2. Нормативно-правовое обеспечение
В рамках нормативно-правового раздела обеспечивается создание организационных, правовых, экологических, научно-технических, технологических условий, обеспечивающих повышение энергетической безопасности города и согласование интересов города и области, производителей энергии и потребителей по эффективному использованию энергетических ресурсов.
Государственное регулирование отношений производителей и потребителей энергии регулируется правовыми актами, которые в соответствии с уровнем компетенции принимают законодательные и исполнительные органы государственной власти на территории города. Список этих актов, подлежащих разработке и утверждению в первоочередном порядке, представлен в мероприятиях 1999-2000 гг. в приложении 1. В дальнейшем, до 2005 года этот раздел пополняется плановыми ежегодными мероприятиями по формированию нормативно-правовой базы реализации Программы энергосбережения.
3. Инновационная деятельность
Данный раздел формируется на основе принятых к исполнению администрацией Новосибирской области и мэрией Новосибирска целевых подпрограмм по различным отраслям хозяйственного комплекса города и области.
К числу первоочередных целевых подпрограмм, подлежащих разработке, отнесены следующие:
1. Совершенствование систем централизованного теплоснабжения г. Новосибирска на базе систем коммерческого учета и контроля теплопотребления, блочных и индивидуальных тепловых пунктов, автоматизированных диспетчерских систем управления теплопотреблением и современных технологий теплоизоляции распределительных тепловых систем МУП "Энергия" и магистральных трубопроводов.
2. Проведение энергетических обследований объектов муниципальной собственности.
3. Энергосбережение в системе водоснабжения МУП "Горводоканал".
4. Энергосбережение в строительном комплексе. Теплоизоляция зданий и сооружений новыми средствами теплозащиты ограждающих конструкций.
5. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве города.
6. Создание электрических генерирующих мощностей на базе существующих муниципальных и ведомственных котельных.
7. Оптимизация электропотребления в промышленности на базе технических решений по:
- применению современных схем "интеллектуального" частотно - регулируемого электропривода;
- системам локальной вентиляции и аспирации.
8. Теплоснабжение мелких потребителей с использованием технических решений по автономным источникам теплоснабжения на базе:
- тепловых насосов;
- каталитических теплофикационных установок;
- паровых и водогрейных котлов с "кипящим слоем";
- газо-, паротурбинных энергоустановок.
9. Организация промышленного производства энергосберегающих материалов и оборудования, в том числе теплоизоляционных материалов для систем теплоснабжения и строительства, индивидуальных тепловых пунктов, узлов тепловых вводов, систем коммерческого учета и диспетчерского управления теплопотреблением.
10. Ресурсосбережение, экология энергетики - вовлечение в хозяйственную деятельность вторичных ресурсов и отходов промышленного и бытового назначения, в том числе золы Новосибирских ТЭЦ и твердых бытовых отходов.
11. Создание объектов демонстрационной зоны высокой энергоэффективности.
Целевые подпрограммы формируются на базе объявляемых конкурсов на участие в Программе энергосбережения.
Предложения, подаваемые для участия в конкурсе, включают краткую пояснительную записку и приложение.
Пояснительная записка должна содержать следующее:
1. Оценка состояния дел в городе и подтверждение неудовлетворительного состояния фактами экономического, юридического и технического характера.
2. Оценка изменения состояние дел в ближайшие 3 - 5 лет, если не принимать кардинальные решения по энергосберегающим мероприятиям.
3. Краткое описание отечественного и зарубежного опыта создания территориальных программ и основные тенденции.
4. Описание технической сущности предлагаемых решений, их технико-экономические характеристики.
5. Основные мероприятия по:
- внедрению экономического механизма согласования интересов территории, поставщиков и потребителей;
- реорганизации организационной структуры.
6. Сроки реализации разработанных предложений.
7. Средства, необходимые на проектные работы, и их источники.
8. Средства, необходимые на внедрение разработанных предложений, и их источники.
9. Наименование проектных организаций, способных выполнить проекты по предлагаемым мероприятиям.
10. Организации, внедряющие разработки.
11. Организационные формы исполнения и экономический механизм исполнения.
12. Оценка эффекта от внедрения разработанных предложений (экономический, технический, социальный).
13. Оценка окупаемости предложений.
В приложении 2 приводится паспорт-заявка инновационного проекта по прилагаемой форме.
Представленные материалы подлежат комплексной экспертизе, которая проводится с целью отбора и включения в Программу энергосбережения и оформляется заключением экспертной комиссии. Экспертная комиссия формируется уполномоченным на то органом мэрии Новосибирска.
4. Научно-техническая деятельность
Основная задача работ по этому разделу заключается в создании постоянно возобновляемого банка данных по новым перспективным разработкам энергосберегающих материалов, устройств, технологий, техническим решениям, обеспечивающим вовлечение в топливный баланс не использовавшихся ранее энергетических ресурсов. Отдельной проблемой является экспертная оценка разрабатываемых энергосберегающих проектов, выбор наиболее эффективных условий их реализации.
При содействии заинтересованных организаций города и под патронажем мэрии Новосибирска, Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС), администрации Новосибирской области и представительства Минтопэнерго в Сибири для решения задач научно-технического обеспечения Программ энергосбережения города, области и субъектов МАСС организован постоянно-действующий международный семинар "Проблемы энергосбережения и рационального использования энергетических ресурсов в Сибирском регионе".
5. Организационное обеспечение
В рамках данного раздела программы обеспечивается реализация системы государственного управления энергосбережением на территории г. Новосибирска, когда целевые управляющие воздействия органов государственной власти в сфере энергосбережения координируются органом, обеспечивающим наиболее эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и организационных ресурсов города - Координационным советом мэрии Новосибирска, создаваемым по распоряжению мэра.
Выполнение задач внедрения новых энергосберегающих технологий, материалов, устройств в производственную деятельность организаций обеспечивается созданием в городе распределенной демонстрационной зоны, обеспечивающей подготовку и повышение квалификации специалистов по энергосбережению во всех отраслях хозяйственного комплекса города, в том числе жилищно-коммунального хозяйства. Зона создается и развивается на базе вводимых демонстрационных объектов на территории города, использующих научные и технические решения и реализующих экономический и экологический потенциал энергосбережения. Демонстрационная зона действует на основе самоокупаемости как Центр энергоменеджмента.
6. Информационное и статистическое обеспечение
Основными задачами работ по данному разделу являются ориентация общественного мнения на проблемы ресурсо- и энергосбережения на производстве и в быту. Организуется с участием средств массовой информации социально-ориентированная программа образования населения под общим девизом "Энергосбережение - стиль моей жизни", "Энергосбережение и экология - жизнь наших детей". Кроме того, на базе современных информационных технологий обеспечивается максимально свободный доступ любого жителя города к базе данных, создание которой предусмотрено данной Программой. Выполняются решения Координационных Советов МАСС по энергетике и энергосбережению по созданию единого информационного центра при Исполнительной дирекции МАСС по энергосбережению и общего информационного пространства Сибирского Соглашения. Обеспечивается участие разработчиков и производителей энергосберегающих материалов в тендерах на участие в Программе энергосбережения.
В рамках данного раздела на основе предложенных методических положений по оценке потенциала энергосбережения Новосибирской области и г. Новосибирска обеспечивается регулярный мониторинг энергоэффективности хозяйственного комплекса Новосибирской области и его отраслей, создание системы возобновляющейся информационной базы данных по потенциалу энергосбережения и технологиям, обеспечивающим его реализацию за счет эффективного использования энергетических ресурсов. Разрабатывается совместно с территориальным управлением "Новосибирскгосэнергонадзор" методика оценки потенциала энергосбережения и энергетических обследований организаций на территории г. Новосибирска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.