Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к постановлению главы
администрации области
от 20 мая 1999 г. N 322
Анализ труда на рынке Новосибирской области в 1998 году
и основные направления Программы содействия занятости населения
Новосибирской области на 1998 - 2000 годы в части, предусмотренной
на 1999 год
В последние годы в Новосибирской области постепенно сокращается численность граждан, занятых в экономике области. По данным областного комитета государственной статистики среднесписочная численность работников только по крупным и средним предприятиям области в 1996 году составила 869,2 тысяч человек, в 1997 году - 825,2 тысяч, в 1998 году - 775,9 тысяч. Ежегодно численность выбывающих превышает численность принятых на предприятиях и в организации области. Так за январь - декабрь 1998 года по крупным и средним предприятиям области выбыло по различным причинам 198,9 тысяч работников, а принято на работу за это же время 161,5 тысяч человек. Из числа выбывших в 1998 году 8,8 % (17,4 тысяч человек) - это работники, уволенные в связи с сокращением штатов. В промышленности эта величина составила 12,8 %. Наибольшее сокращение численности занятых произошло в 1998 году в промышленности (на 10,8 %), строительстве (на 10,6 %), сельском хозяйстве (на 7,5 %), науке и научном обслуживании (на 6,3%).
На конец 1998 года число вакантных рабочих мест уменьшилось по сравнению с данными на конец 1997 года и составило 9,7 тысяч единиц, из них в промышленности заявлено всего 956 вакансий. На 01.01.99 г. в органы службы занятости области были представлены данные о наличии 2290 вакансий, из них 636 - в промышленности. Таким образом, в службу занятости в среднем предоставляется каждая четвертая вакансия из имеющихся, а в промышленности - две трети имеющихся вакансий. В 1998 году структура вакансий оставалась достаточно стабильной - из общего числа вакансий 68 -70 % по рабочим профессиям.
По данным областного комитета государственной статистики из имеющихся на начало 1999 года вакантных рабочих мест в первом квартале намечены к ликвидации 918 единиц, в том числе в промышленности - 424 рабочих места. Из числа граждан, работающих на крупных и средних предприятиях области, только в 1 квартале 1999 года намечены к ликвидации 918 единиц, в том числе в промышленности - 424 рабочих места. Из числа граждан, работающих на крупных и средних предприятиях области, только в 1 квартале 1999 года намечены к высвобождению 2936 человек, в том числе 2936 человек, в том числе 1662 работника - в промышленности.
Сокращение численности занятых в экономике и увеличение численности трудовых ресурсов повлекли за собой рост числа лиц в трудоспособном возрасте, незанятых трудовой деятельностью и учебой с 330,9 тыс. чел. в 1997 году, что составило соответственно 20,6 % и 26,1 % к численности трудовых ресурсов. На конец 1998 года около 450 тысяч человек не были заняты трудовой деятельностью и учебой. В городах областного подчинения наибольший удельный вес данной категории населения наблюдается в г.Искитиме (32,1 %),г.Бердске (31,8 %) и г.Куйбышеве (25,4 % ); в г.Новосибирске он составил 27,7 %; в Болотинском, Венгеровском, Искитимском, Коченевском, Мошковском, Новосибирском, Чановском и Чулымском районах превышен уровень 30 %.
Осложняет ситуацию в сфере занятости населения скрытая безработица. Численность граждан, работавших неполное рабочее время или находящихся в отпусках по инициативе администрации ( скрытая безработица), составила на начало 1998 и 1999 годов соответственно 129,2 тысяч и 153,0 тысяч человек. Наибольшие потери рабочего времени по этой причине допущены в промышленности, строительстве, на транспорте, в науке и научном обслуживании. Если в 1998 году в целом по области скрытая безработица составила 19,8 % к среднесписочной численности работников по крупным и средним предприятиям, то в промышленности - 41,8 %.
Динамика емкости зарегистрированного рынка труда области не соответствует динамике емкости фактического рынка труда. Если емкость фактического рынка труда за 1998 год к соответствующему периоду прошлого года увеличилось на 14,4 %, то емкость зарегистрированного ранка труда уменьшилась на 2,1 %. Соответственно, уменьшилась численность зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности - на 30,1 %, беженцев и вынужденных переселенцев - на 26,1 %, женщин - на 5,2 %. Однако увеличилась численность молодежи и инвалидов, состоящих на учете в службе занятости, соответственно на 10,6 % и 146,2 %.
По величине уровня зарегистрированной безработицы территориальные рынки труда Новосибирской области распределяются в порядке убывания в следующей последовательности города областного подчинения, г.Новосибирск, районы области.
Причины того, что емкости общего и зарегистрированного рынка труда развиваются в противоположных направлениях, известны. Прежде всего, это дефицит средств ГФЗН.
Из- за тяжелого финансового состояния предприятий резко сократились поступления средств в ГФЗН от работодателей. Задолженность предприятий и организаций области по страховым взносам в фонд занятости на конец 1998 года составила 315,9 млн.руб.(с учетом пени и штрафов). Общий прирост задолженности по сравнению с 01.01.98 составил 109,5 млн.руб. или 53 %. Из - за недостатка средств служба занятости области испытывает большие сложности не только по финансированию отдельных направлений активной политики занятости, но и по своевременной выплате пособий по безработице.
Задолженность по выплате пособий по безработице на 01.01.98 г. составляла 29,8 млн.руб., на 01.01.99 г. она составила 21,5 млн.руб. На 01.01.99 г. в г.Новосибирске произведены выплаты пособий за ноябрь 1998 года, в 11 городах и районах области - за июль 1998 года, в остальных 22 районах выплаты производились за 1 квартал 1998 года.
В этих условиях органы службы занятости области стараются сдерживать рост безработицы всеми доступными им способами. В условиях сложной финансовой обстановки и отсутствия денежных средств Департаментом ФГСЗН по НСО совместно с территориальными администрациями городов и районов области решаются серьезные проблемы по наполнению фонда занятости, реструктуризации задолженностей предприятий по страховым взносам и ранее оказываемой финансовой помощи на создание рабочих мест. Выставляются на инкассо платежные поручения о бесспорном взыскании страховых взносов с предприятий - должников, производится контроль за ежедневным поступлением денежных средств, введен жесткий режим экономии. Благодаря предпринятым мерам продолжается выполнение мероприятий программы содействия занятости населения Новосибирской области на 1998 - 2000 годы, проводятся те направления активной политики занятости, которые не требуют значительных финансовых средств: поддержка предпринимательской деятельности незанятого населения; общественные работы, а также профобучение, которое хотя и требует значительных затрат, но оправдывает себя, так как высока степень трудоустройства безработных после обучения (в 1998 г. - 93,6 %).
За 1998 год в службу занятости области обратилось 188,7 тыс.чел., из них поставлено на учет 51,6 тыс. граждан, ищущих работу; получили консультации 137,1 тыс.чел.
На 1 января 1999 года уровень зарегистрированной безработицы от экономически активного населения области составил 1,43 %. Однако с учетом лиц, не имеющих занятий, но активно их ищущих и в соответствии с методологией МОТ классифицируемых как безработные, фактический уровень безработицы в области значительно выше зарегистрированной.
В феврале 1999 года было принято распоряжение главы администрации области N 33 - р "О корректировке областной, городских и районных программ содействия занятости населения на 1998 - 2000 годы в части, предусмотренной на 1999 год".
Корректировка Программы проведена с учетом:
1. Результатов выполнения Программы в 1998 году;
2. Контрольных показателей деятельности Департамента ФГСЗН по НСО на 1999 год, предлагаемых Министерством труда и социального развития Российской Федерации, и предложений органов исполнительной власти области
3. Дефицита бюджета фонда занятости, вызванного крайне тяжелым положением многих предприятий области и, соответственно, невыплатой ими обязательных платежей в фонд занятости;
4. Усиления напряженности на рынке труда области, вызванного проведенными и планируемыми значительными высвобождениями работников на предприятиях и организациях;
По основным направлениям Программы содействия занятости населения Новосибирской области на 1998 - 2000 годы в 1999 году предполагается выйти на следующие показатели:
1. Оказать содействие в трудоустройстве 29,1 тыс.ищущих работу граждан, в том числе 13 тыс.граждан, признанных безработными.
2. Привлечь к участию в общественных работах 3 тыс.незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах службы занятости.
3. Оказать содействие в трудоустройстве на временные рабочие места 8 тыс. несовершеннолетних граждан.
5. Направить на профобучение 5,3 тыс. безработных граждан, в том числе 3,6 тыс.чел. из числа социально слабо защищенных:
- 1200 граждан, впервые ищущих работу или не имеющих профессии или специальности;
- 650 выпускников образовательных учреждений;
- 45 инвалидов, имеющих показания к труду;
- 1700 женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей - инвалидов;
- 180 граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- 20 беженцев и вынужденных переселенцев.
6. Содействовать развитию самозанятости и предпринимательской инициативы (консультации, обучение, трудоустройство, финансовая помощь) 2,5 тыс.граждан, в том числе:
- направить на профессиональное обучение 900 человек в целях последующей организации предпринимательской деятельности;
- оказать содействие в организации собственного дела 1080 чел.
7. Поддержать доходы (выплата пособия по безработице) 59,5 тыс.безработных граждан. В среднем за месяц и в течение года осуществлять выплаты пособий по безработице 20,2 тыс. безработным гражданам.
8. Оказать материальную помощь 40 безработным.
9. Направить на лечение и отдых 10 детей безработных граждан.
10. Поддержать доходы 3600 безработных граждан в период временной нетрудоспособности.
11. Оказать содействие в выходе на досрочную пенсию 1300 чел. Выплачивать досрочные пенсии 2000 чел. (с учетом получавших досрочную пенсию на 1 января 1999 года).
Территориальная мобильность рабочей силы
1. В 1998 году органами службы занятости населения совместно с муниципальным предприятием "Трудсервис" направлены за пределы области и в порядке организованного набора и вахтового метода организации труда в нефтегазодобывающих, строительных и других организациях 203 человека, в том числе: в Тюменскую область - 77 человек, в Красноярский край - 24 человека, в Иркутскую область - 29 человек, в Кемеровскую область - 5 человек и в г.Москву - 14 человек. Организованный набор внутри области (п.г.т. Маслянино ) составил 35 человек. В 1999 году такая работа будет продолжена.
Доля граждан, направленных органами службы занятости населения для работы в другие регионы Российской Федерации, составляет 0,02 % от всего занятого в экономике населения области.
Администрацией Новосибирской области были приняты в 1994 - 1996 годах следующие нормативные документы, ограничивающие влияние территориальной трудовой мобильности на региональный рынок труда;
- распоряжение главы администрации от 05.03.94 г. N 115 - Р"О привлечении и использовании иностранной рабочей силы на территории Новосибирской области";
- постановление главы администрации от 02.08.94 г. N 299 "О временном порядке пребывания иностранных граждан на территории Новосибирской области";
- распоряжение главы администрации от 04.06.96 г. N 319 - Р "О внесении изменений в распоряжение главы администрации Новосибирской области от 05.03.94 г. N 115 -Р "О привлечении и использовании иностранной рабочей силы на территории Новосибирской области". Они продолжают действовать в настоящее время.
Клиенты органов службы занятости населения всегда имеют доступ к базе данных о свободных рабочих местах иногородних организаций, характере, режиме, условиях труда и квалифицированных требованиях, льготах, возможности обеспечения жильем, адресах и телефонах организаций, ведущих прием специалистов. Та же информация регулярно публикуется в информационно - аналитической газете Департамента "Человек и работа", являющейся приложением к Новосибирской областной газете "Советская Сибирь".
Эти мероприятия ежегодно позволяют увеличивать качество трудоустроенных граждан за пределами области на 20 - 30 %.
Программой содействия занятости населения Новосибирской области на 1998 - 2000 годы предусматривалось оформление в 1998 году по сельскохозяйственному переселению 50 - ти семей. Фактически в 1998 году выданы переселенческие билеты 33-м семьям переселенцев, насчитывающим в своем составе 139 человек, в том числе 74 чел. в трудоспособном возрасте. Организации агропромышленного комплекса 13 - ти районов области (Баганского,Болотинского, Венгеровского, Доволенского, Искитимского, Каргатского, Кочковского, Краснозерского, Мошковского, Ордынского, Татарского, Тогучинского и Убинского) разместили эти семьи.
3. В 1998 году в Новосибирскую область прибыли для работы 1052 иностранных гражданина. Общая численность работающих в области иностранных граждан в 1998 году составила 1386 человек.
На территорию Новосибирской области привлекаются для работы граждане из стран бывшего СССР, Китая, Болгарии, Корейской Народной Демократической Республики, стран бывшей Югославии, Вьетнама, Турции, Великобритании, Индии, Ирландии, Румынии, Южной Кореи, Соединенных Штатов Америки, Германии, Чехии, Серии, Греции, Италии, Канады, Нидерландов, Непала и Тайваня.
Доля иностранных граждан, привлеченных для работы на территории Новосибирской области в 1998 году, составила 0,13 % от всего занятого в экономике населения области.
В настоящее время ужесточаются подходы по привлечению иностранных граждан на временную работу в области.
4. Администрация Новосибирской области готовит и выдает заключения о привлечении и использовании иностранной рабочей силы на территории области с 1994 года.
Заключение о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы из дальнего зарубежья выдает первый заместитель главы администрации области, а разрешение - Федеральная миграционная служба.
Заключение о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы из ближнего зарубежья (стран СНГ) выдает начальник управления труда и занятости населения администрации области, а разрешение - миграционная служба области.
В 1998 году организациям выдано 58 заключений на право получения лицензии для осуществления деятельности, связанной с привлечением 764 иностранных граждан на территории Новосибирской области, в том числе по дальнему зарубежью - 27 заключений (633 человека) и по ближнему зарубежью - 31 заключение (131 человек).
Основные профессии трудоустройства: переводчик, каменщик, штукатур, маляр, плотник, повар.
25 организаций, привлекавших иностранную рабочую силу на территорию Новосибирской области в 1998 году, имели разрешение Федеральной миграционной службы России.
5. Средняя продолжительность существования вакансий в базе данных Департамента ФГСЗН по НСО на 01.01.99 г. не превышает четырех месяцев. В течение года около 10 тыс. вакансий оставались незаполненными менее 1 месяца. Практически отсутствуют вакансии с предоставлением жилья. Это позволяет использовать данные вакансии на всей территории России. Наиболее эффективно используется банк вакансий Новосибирского городского отдела занятости населения. Информация по вакансиям города Новосибирска представляется безработным близлежащих городов и районов области (г.Бердск, г.Обь, Новосибирский, Искитимский, Коченевский, Мошковский и другие районы).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.