Представление Счетной палаты РФ от 31 августа 2015 г. N ПР 11-194/11-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2014 год" в Фонде социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В Положении о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 (далее - Положение о Фонде), отсутствуют нормы, предусматривающие исполнение Фондом функций по администрированию страховых взносов и расходованию средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществляемых Фондом в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
2. Фондом произведена уплата членских взносов за 2014 год в Международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов (далее - МАПСФ) в сумме 600,0 тыс. рублей. При этом нормативный правовой акт, регламентирующий обязательства по уплате членских взносов в МАПСФ, отсутствует, что является несоблюдением пункта 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. В целях развития международной деятельности приказом Фонда от 5 февраля 2014 г. N 35 утвержден План мероприятий по международной работе Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год. Ряд международных мероприятий, предусмотренных в Плане, не соответствует основной деятельности Фонда, определенной Положением о Фонде.
Так, в июне 2014 года трое сотрудников центрального аппарата Фонда были командированы в г. Нью-Йорк, США для участия в ознакомительном семинаре по закупочной деятельности Организации объединенных наций. Расходы на командирование сотрудников составили 457,0 тыс. рублей.
Расходы, произведенные Фондом на командирование сотрудников центрального аппарата Фонда в г. Нью-Йорк, США для участия в ознакомительном семинаре по закупочной деятельности Организации объединенных наций не соответствуют основным задачам деятельности Фонда, осуществляемым в рамках международного сотрудничества. Согласно пункту 6 Положения о Фонде одной из основных задач Фонда является сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. Кроме того, при осуществлении закупок Фонд обязан руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации и не может самостоятельно применять международный опыт, выходящий за рамки действующего российского законодательства.
4. В региональных отделениях Фонда по состоянию на 1 января 2015 года имеется 344 автотранспортных средства, которые не используются и не сняты с регистрационного учета, на которые начислен и уплачен транспортный налог, что привело к нерезультативному расходованию средств Фонда.
Организация транспортного обеспечения центрального аппарата Фонда в 2014 году осуществлялась не в полном соответствии с Положением об организации автотранспортного обеспечения центрального аппарата Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденным приказом Фонда от 28 октября 2010 г. N 228 (далее - Положение об организации автотранспортного обеспечения). В соответствии с пунктом 2.2 Положения об организации автотранспортного обеспечения автотранспорт по видам обслуживания подразделяется на обеспечивающий руководство Фонда, обеспечивающий структурные подразделения Фонда и дежурный автотранспорт. В то же время в 2014 году 11 автомашин использовались Фондом в качестве "подменного" автотранспорта, что не предусматривается Положением об организации автотранспортного обеспечения.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что дежурные автомашины выезжали регулярно без оформления соответствующих заявок, что не соответствует пункту 2.7 Положения об организации автотранспортного обеспечения.
5. Отсутствие должной организации работы по предоставлению работникам Фонда и его территориальных органов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения привело к тому, что средства, выделенные на указанные цели в объеме 100,0 млн. рублей, в 2014 году не использованы.
6. При проведении проверки установлено отсутствие надлежащего контроля Фонда за исполнением государственных контрактов.
6.1. Фондом заключен государственный контракт от 1 сентября 2014 г. N 201 с ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" (далее - государственный контракт) на оказание консалтинговых услуг по вопросам построения функционально-технологической модели информационных систем Фонда. Цена контракта составила 41 229,8 тыс. рублей, оказание услуг предусмотрено в три этапа.
В соответствии с пунктами 4.2.1 и 5.6 государственного контракта заказчик (Фонд) обязан провести экспертизу представленных исполнителем (ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит") результатов на предмет их соответствия условиям государственного контракта.
Комиссией Фонда по приемке товаров, работ (услуг) по данному государственному контракту с учетом экспертного заключения ФГУП Всероссийский научно-исследовательский Институт проблем вычислительной техники и информатизации от 24 октября 2014 г. N 66 установлено, что услуги, оказанные ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" по второму этапу государственного контракта, выполнены не в полном соответствии с требованиями государственного контракта и технического задания к нему, в связи с чем имеет место нарушение сроков выполнения услуг, установленных государственным контрактом.
В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 6.3. государственного контракта требование об уплате неустойки (штраф - 2 061,5 тыс. рублей, пени - 6,4 тыс. рублей (получено расчетно) в проверяемом периоде Фондом не предъявлено.
6.2. Фондом заключен государственный контракт от 19 декабря 2013 г. N 303 на выполнение работ по разработке концепции и созданию автоматизированной системы оказания ИТ (информационных технологий) услуг для Фонда с ООО "Наумен консалтинг" (далее - контракт). Стоимость контракта составила 25 000,0 тыс. рублей. Контрактом предусмотрено выполнение работ в пять этапов.
По результатам проведенного ООО "Наумен консалтинг" обследования установлено, что без решения Фондом проблем, связанных с организацией единой точки координации деятельности управления большим количеством типовых запросов на обслуживание и инцидентов, низкой квалификацией сотрудников подразделения в области управления услугами, общей неготовностью функциональных подразделений Фонда к оказанию информационных услуг на основе процессно-ориентированной модели управления, внедрение автоматизированной системы оказания услуг является нецелесообразным.
Соглашение о расторжении контракта подписано сторонами 15 мая 2014 года после завершения второго этапа работ. Система автоматизации оказания услуг в области информационных технологий Фонда с требуемым набором модулей, определенных техническим заданием к контракту, не создана.
Кроме того, работы по второму этапу были выполнены с превышением установленного срока на пять дней. Неустойка за нарушение срока выполнения работ Фондом рассчитана в сумме 1 250,0 тыс. рублей. Соответствующая претензия была направлена ООО "Наумен консалтинг" письмом от 23 апреля 2014 г. N 17-03-14/04-5277. Средства ООО "Наумен консалтинг" не перечислены. Исковые требования в суд о взыскании неустойки за неисполнение условий контракта Фондом не направлялись.
7. В ходе проверки расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - TCP), включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, установлено, что в 2014 году в Фонд поступило 2 717,4 тыс. заявок от инвалидов на предоставление (замену) TCP, из которых исполнено 2 080,2 тыс. заявок (с учетом компенсаций за самостоятельно приобретенные TCP), или 76,6% от общего количества поступивших заявок. По сравнению с 2013 годом количество заявок в 2014 году увеличилось на 295,4 тыс. единиц, или 12,2%, количество выданных изделий уменьшилось на 53,1 млн. единиц, или 26,4 процента. Степень удовлетворенности заявок в 2014 году составила 76,6%, что на 15,6 процентных пункта ниже уровня 2013 года. Заявки граждан в 2014 году не обеспечены в полном объеме ни одним из 63 субъектов Российской Федерации.
В целом перечисленные Фондом бюджетные ассигнования на обеспечение инвалидов TCP исполнены на 98,6%. В то же время перечисленные ассигнования не исполнены на 10,8% в Республике Коми (при исполнении заявок на 71,8%), на 6,5% в Свердловской области (при исполнении заявок на 69,6%), на 4,5% в Нижегородской области (при исполнении заявок на 75,4 процента).
Остатки средств федерального бюджета, образовавшиеся в связи с неполным использованием Фондом в 2014 году бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов TCP, на 1 января 2015 года составили 232 566,6 тыс. рублей. Учитывая, что перечисление средств Фондом в 63 субъекта Российской Федерации производилось в одни и те же сроки, сложившийся уровень исполнения свидетельствует о несвоевременном принятии мер по расходованию средств,
В среднем на одного инвалида, нуждающегося в TCP, в 2014 году Фондом затрачено 11,3 тыс. рублей, стоимость одной заявки - 5,8 тыс. рублей. При этом по субъектам Российской Федерации средние затраты на одного инвалида колеблются от 4,1 тыс. рублей в Волгоградской области до 13,1 тыс. рублей в Республике Дагестан, до 24,8 тыс. рублей в Красноярском крае и до 25,1 тыс. рублей в Чукотском автономном округе. Средняя стоимость одной заявки также различается от 3,5 тыс. рублей в Республике Алтай до 23,1 тыс. рублей в Чукотском автономном округе и до 11,9 тыс. рублей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Даже в одном федеральном округе расходы на одного инвалида существенно различаются по субъектам Российской Федерации. Так, в Центральном федеральном округе различия составляют от 8,6 тыс. рублей в Тульской области, до 12,6 тыс. рублей в Смоленской и Липецкой областях. Средняя стоимость заявки колеблется от 4,1 тыс. рублей в Костромской области, 4,2 тыс. рублей во Владимирской области, до 7,8 тыс. рублей в Белгородской области.
Планирование потребности в средствах на предоставление TCP на 2014 год осуществляется согласно Методике планирования потребности региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации в средствах на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий) на очередной финансовый год и плановый период, и распределения их между региональными отделениями, утвержденной Председателем Фонда С.В. Калашниковым 12 октября 2009 года. Средневзвешенная стоимость TCP определяется каждым региональным отделением Фонда самостоятельно. Определить достоверность расчета стоимости средств реабилитации и потребности в средствах, необходимых для обеспечения инвалидов, не представляется возможным, поскольку Фонд не контролирует качество планирования регионами потребности средств на TCP.
При размещении государственного заказа на TCP цены на однородные относительно технически несложные товары, закупаемые региональными отделениями Фонда, существенно различаются.
При этом различия между минимальными и максимальными ценами по ряду позиций, особенно в отношении технически несложных TCP, носят кратный характер. Так, цена единицы подгузника для взрослых в соответствии с государственным контрактом от 8 сентября 2014 г. N 84/ГК-214, заключенным региональным отделением Фонда по Владимирской области, составляет 24,19 рубля. Тогда как цена такого вида TCP в соответствии с государственным контрактом от 8 июля 2014 г. N 2014.174408/285, заключенным региональным отделением Фонда по Ленинградской области, составляет 13,9 рубля, то есть почти в два раза ниже.
Подобный разброс затрат на одного инвалида при практически одинаковом исполнении бюджетных ассигнований (99,9 - 100%) свидетельствует об отсутствии со стороны Фонда контроля за формированием структуры заявок и определения стоимости закупаемых TCP.
Следствием является снижение эффективности использования бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов TCP, а также возможностей удовлетворения инвалидов в данных средствах реабилитации.
8. В 2014 году на основании выставленного ОАО "ФПК" счета от 5 июня 2014 г. N 2014-8 ФПКБА-10-1051 по государственному контракту от 30 декабря 2010 г. N ФПКБА-10-1051/327 за счет средств бюджета Фонда оплачено изготовление специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов на проезд в поезде дальнего следования к месту лечения и обратно, предоставляемого в рамках обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Расходы на изготовление талонов составили 826,0 тыс. рублей. При этом нормативными правовыми актами не определены источники финансирования указанных расходов.
Данное обстоятельство отмечалось Счетной палатой Российской Федерации при оценке исполнения бюджета Фонда за 2013 год. Предложения Фонда по внесению дополнения в Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, в части оплаты организациям услуг по изготовлению специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов на проезд в поезде дальнего следования к месту лечения и обратно Минтрудом России не согласованы.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Фонду социального страхования Российской Федерации необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также предупреждению их в дальнейшем, в том числе предлагается:
принять меры по приведению Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, в соответствие с нормами действующего законодательства Российской Федерации в части исполнения Фондом функций по администрированию и расходованию средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
проработать вопрос о закреплении права Фонда на осуществление расходов на уплату членских взносов в Международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов в рамках исполнения установленной Положением о Фонде задачи по сотрудничеству с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования;
проанализировать План мероприятий по международной работе Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год, проект плана на 2016 год и привести их в соответствие с основными задачами деятельности Фонда, определенными законодательством Российской Федерации;
принять меры по снятию с регистрационного учета неиспользуемых Фондом автотранспортных средств;
принять меры в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" по распределению бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление работникам Фонда и его территориальных органов единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
принять меры по усилению контроля за исполнением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и соблюдением условий государственных контрактов, в том числе в части предъявления требований о выплате и/или взыскании неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственным контрактам;
принять меры по определению источника финансирования изготовления специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов на проезд в поезде дальнего следования к месту лечения и обратно для граждан, имеющих право на предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
принять меры по обеспечению контроля за качеством планирования регионами потребности средств на TCP и определения стоимости закупаемых TCP.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 27 августа 2015 г. N 37К (1048).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 августа 2015 г. N ПР 11-194/11-03
Текст представления официально опубликован не был