Представление Счетной палаты РФ от 15 июня 2015 г. N ПР 11-155/11-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования средств Пенсионного фонда Российской Федерации, направленных на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в 2013 - 2014 годах и за истекший период 2015 года" в Пенсионном фонде Российской Федерации (далее - ПФР, Фонд), государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области (далее - ОПФР по Самарской области), государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее - ОПФР по Пермскому краю), государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОПФР по Свердловской области).
По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки и нарушения.
1. Расходы на аренду в ПФР в проверяемом периоде ежегодно увеличивались на 20 - 23% и в целом сопоставимы с объемом средств, направленных на строительство и реконструкцию объектов Фонда.
В условиях дефицита финансовых ресурсов имеются риски, связанные с принятием неэффективных управленческих решений по долгосрочному целевому планированию объемов и сроков аренды, приобретения и капитального строительства зданий в системе ПФР. Анализ наличия возможностей эффективного и рационального использования финансовых ресурсов в части инвестирования средств в объекты капитального строительства Исполнительной дирекцией ПФР не осуществлялся.
2. Нормативное регулирование вопросов ценообразования и формирования сметной стоимости строительства (реконструкции) для объектов, финансирование которых осуществляется за счет средств государственных внебюджетных фондов, отсутствует, что создает риски нерационального использования бюджетных средств.
Сравнительный анализ цены строительства 1 кв. метра недвижимости по 50 наиболее затратным объектам Фонда с укрупненными сметными нормативами цены строительства административных зданий, утвержденными приказами Минрегиона России от 30 декабря 2011 г. N 643 и Минстроя России от 28 августа 2014 г. N 506/пр, показал, что по 24 объектам цена строительства 1 кв. метра превышает утвержденные нормативы. С учетом применения нормативов Минрегиона России и Минстроя России экономия средств могла составить 3 283 250,6 тыс. рублей в текущих ценах. Данная сумма сопоставима с годовыми расходами бюджета ПФР на строительство в 2013 и 2014 годах.
3. Минрегионом России и Минстроем России ежеквартально устанавливались индексы изменения сметной стоимости для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.
Строительство объектов, финансирование которых осуществляется с привлечением средств государственных внебюджетных фондов, осуществлялось в отсутствие индексов изменения сметной стоимости для объектов капитального строительства.
При строительстве (реконструкции) 7 объектов сметной стоимостью 4 004 198,8 тыс. рублей применялись иные индексы изменения сметной стоимости. В случае применения индексов изменения сметной стоимости, рекомендуемых к применению Минрегионом России и Минстроем России, общая сумма экономии средств могла составить 394 807,1 тыс. рублей.
4. В проверяемом периоде строительство зданий по проектам повторного применения Фондом не осуществлялось.
5. В нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) Отделением ПФР по Самарской области при строительстве административного здания УПФР по Автозаводскому району г. Тольятти были заключены 2 дополнительных соглашения с ООО "Планета", включающие выполнение новых видов работ, не предусмотренных аукционной документацией и государственным контрактом, а также увеличение цены контракта на сумму 7 396,8 тыс. рублей.
6. В нарушение статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" управлениями ПФР в Калининском, Кировском и Красногвардейском районах г. Санкт-Петербурга не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на здания, в которых они размещены.
7. В нарушение статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в УПФР в Калининском, Кировском и Красногвардейском районах г. Санкт-Петербурга разрешения на ввод объектов в эксплуатацию отсутствуют.
При этом расходы ПФР на выполнение работ по реконструкции здания УПФР в Кировском районе г. Санкт-Петербурга в 2013 - 2014 годах составили 1 665,7 тыс. рублей.
8. Здание ОПФР по Пермскому краю, предусмотренное к вводу в эксплуатацию в 2010 году, до настоящего времени в эксплуатацию не введено. Нарушение сроков строительства привело к увеличению сметной стоимости строительства на 168 887,5 тыс. рублей. В результате неэффективные расходы (не связанные со строительством объекта) составили 4 937,7 тыс. рублей.
9. Отделением ПФР по Республике Саха (Якутия) в нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ не предъявлено требование об уплате пеней в сумме 45,2 тыс. рублей за просрочку исполнения контракта ЗАО "Якутскагропромтехпроект", не приняты меры по взысканию неустойки с ООО "Бэксэк" (организация-подрядчик) за нарушение срока выполнения работ по строительству здания управления в сумме 458,1 тыс. рублей, не предъявлены штрафные санкции к ООО "Стройкомплектсервис", которым не осуществлялся строительный контроль в периоде с 26 по 31 декабря 2014 года и не взыскано установленное контрактом (пункт 5.7) обеспечение исполнения контракта в сумме 129,3 тыс. рублей. Общая сумма нарушений составила 632,6 тыс. рублей.
10. Расходы на приобретение Фондом 16 зданий сложились на 403 555,1 тыс. рублей выше, чем расходы на строительство с применением укрупненных сметных нормативов цены строительства административных зданий, утвержденных приказом Минрегиона России N 643 и приказом Минстроя России N 506/пр.
11. В УПФР в Ярцевском районе Смоленской области и УПФР в Малокарачаевском районе Карачаево-Черкесской Республики цена приобретения 1 кв. метра сложилась ниже стоимости строительства с применением укрупненных сметных нормативов цены строительства административных зданий, утвержденных приказом Минрегиона России от 30 декабря 2011 г. N 643. При этом с учетом затрат на капитальный ремонт стоимость 1 кв. метра превысила расходы на строительство зданий в УПФР в Ярцевском районе на 7,1%, в УПФР в Малокарачаевском районе - на 45,4%.
В УПФР в г. Ухте Республики Коми, ОПФР в г. Томске и ОПФР в г. Омске цена приобретения 1 кв. метра зданий сложилась выше цены строительства 1 кв. метра зданий с применением укрупненных сметных нормативов цены строительства административных зданий, утвержденных приказом Минрегиона России от 30 декабря 2011 г. N 643, на 42,1%, 37,7%) и 44,7 процента соответственно. С учетом затрат на капитальный ремонт указанных объектов увеличение расходов по ним составило 43,2%, 41,2% и 56,9 процента.
12. В 2013 - 2014 годах отделениями ПФР направление заявок и материалов для приобретения зданий (помещений) и их рассмотрение Фондом осуществлялось в порядке, определенном постановлением ПФР N 80п и постановлением ПФР N 255п. По всем проверенным объектам отделениями ПФР не соблюдались сроки направления заявок, планирования и осуществления Фондом расходов, предусмотренных указанными постановлениями. Заявки и материалы на приобретение зданий (помещений) направлялись отделениями ПФР в Фонд в течение года приобретения здания.
13. Фондом в ряде случаев не проверялась должным образом обоснованность направления бюджетных инвестиций в объекты недвижимости, исходя из нормативного обеспечения площадью сотрудников территориальных органов ПФР и реальной потребности в площадях региональных отделений ПФР.
14. В 2012 году ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре были приобретены 1-3 этажи здания по цене 327 000,0 тыс. рублей. В 2014 году приобретен дополнительно 4 этаж этого здания за 165 078,5 тыс. рублей. При этом нормативная потребность УПФР в г. Нижневартовске в площадях завышена на 1 014,4 кв. метра (29,5%) от нормативной потребности в соответствии со СНиП 31-05-2003.
Экономия средств бюджета Фонда на строительство здания при условии применения укрупненных нормативов Минрегиона России и Минстроя России, включая расходы на аренду на время строительства, могла составить 127 333,1 тыс. рублей.
15. Отделением ПФР по Томской области в 2013 году приобретено здание для ОПФР по Томской области в г. Томске по цене 302 000,0 тыс. рублей без предоставления в Исполнительную дирекцию ПФР достаточного финансово-экономического обоснования затрат, а также без учета фактического состояния приобретаемого помещения. Кроме того, нормативная потребность в площадях завышена на 625,1 кв. метра (14,6%) от нормативной потребности, рассчитанной в соответствии со СНиП 31-05-2003. На момент проведения проверки приобретенное здание не используется, так как нуждается в ремонте.
16. В 2013 - 2014 годах освоение денежных средств на строительство (реконструкцию) и приобретение объектов недвижимого имущества осуществлялось Фондом неравномерно. Значительная часть расходов осуществлялась Фондом в 4 квартале соответствующего года, что создает риски нерационального использования средств на капитальные вложения.
17. Планами противодействия коррупции ПФР на 2013 - 2014 годы не были предусмотрены мероприятия по организации противодействия коррупции по вопросу использования средств Фонда, направленных на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", Пенсионному фонду Российской Федерации предлагается следующее:
разработать комплекс мероприятий, направленных на экономически обоснованное замещение арендуемых площадей за счет строительства (приобретения) зданий и поэтапное снижение расходов на аренду площадей;
разработать систему мониторинга предпочтительных вариантов строительства или приобретения зданий (помещений) в разрезе субъектов Российской Федерации;
принять меры по оценке уровня затрат на приобретение зданий для размещения территориальных органов Фонда исходя из стоимости 1 кв. метра с учетом последующего капитального ремонта, не превышающих стоимость строительства 1 кв. метра в конкретном населенном пункте;
использовать в практике строительства повторно применяемые проекты построенных административных зданий ПФР;
обеспечить равномерное в течение финансового года расходование средств ПФР, направляемых на капитальные вложения в объекты капитального строительства;
принять меры по обеспечению государственной регистрации права оперативного управления на здания, в которых размещены территориальные органы Фонда;
принять меры по списанию затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации непригодной к дальнейшему использованию.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 5 июня 2015 г. N 27К (1038).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации до 1 ноября 2015 года.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 15 июня 2015 г. N ПР 11-155/11-03
Текст представления официально опубликован не был