Постановление Мэра г. Новосибирска от 14 апреля 1998 г. N 338
"Об утверждении "Основных направлений реформирования и развития муниципальной системы здравоохранения г.Новосибирска на 1998-2000гг."
Постановлением Мэра г. Новосибирска от 21 ноября 2003 г. N 2441 настоящий документ признан утратившим силу
Совершенствование и развитие системы здравоохранения, обеспечивающей всем жителям города оказание доступной и квалифицированной медицинской помощи, является важнейшей задачей мэрии Новосибирска. Выполнение Федерального закона Российской Федерации "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации" ставит новые задачи перед здравоохранением города, а именно: организация контроля качества оказания медицинской помощи жителям города; защита прав пациента; развитие современных медицинских технологий; повышение эффективности использования финансовых и материальных ресурсов, направленных на здравоохранение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 6 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановляю:
1. Утвердить "Основные направления реформирования и развития муниципальной системы здравоохранения г. Новосибирска на 1998-2000 гг." (приложение).
2. Департаменту по социальной политике мэрии, управлению здравоохранения мэрии:
2.1. Создать рабочую группу с привлечением ученых Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук и Новосибирского государственного медицинского института, специалистов управления здравоохранения администрации Новосибирской области, областного Фонда обязательного медицинского страхования для разработки до 01.05.98 плана реализации "Основных направлений реформирования и развития здравоохранения г. Новосибирска на 1998-2000 гг."
2.2. До 01.05.98 представить предложения по использованию материально-технической базы санаториев и профилакториев, находящихся в черте города, для организации реабилитации больных.
2.3. До 01.06.98 совместно с ученым Советом, ректоратом Новосибирского государственного медицинского института разработать целевую программу подготовки и переподготовки медицинских работников в соответствии с требованиями "Основных направлений реформирования системы здравоохранения г. Новосибирска на 1998-2000 гг."
2.4. До 01.06.98 совместно с департаментом экономики и финансов, департаментом перспективного развития города и инвестиционной политики разработать предложения способствующие развитию негосударственных форм медицинской деятельности на основе предоставления льгот по аренде помещений, налогообложению с целью расширения предоставляемых медицинских услуг населению, развития института семейного врача.
3. Департаменту по социальной политике мэрии, управлению здравоохранения мэрии разработать систему контроля выполнения плана реализации "Основных направлений реформирования системы здравоохранения г. Новосибирска на 1998-2000 гг." с ежемесячным обсуждением данного вопроса в департаменте по социальной политике и ежеквартальным предоставлением информации на президиуме мэрии.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя мэра - директора департамента по социальной политике Животрева Н.Д.
Мэр города |
В.А.ТОЛОКОНСКИЙ |
Основные направления
реформирования и развития муниципальной системы
здравоохранения г. Новосибирска на 1998-2000 гг.
(утв. постановлением мэра от 14 апреля 1998 г. N 338 )
1. Состояние здоровья населения г. Новосибирска
1.1. Основные демографические показатели
Численность населения города на 01.01.97 1397,0 тыс. человек.
Плотность населения 2856 чел./кв. км.
Численность населения по районам города
/---------------------------------------------------------------\
| Районы | Число | Доля |Площадь, |Плотность, |
| |жителей, тыс.|жителей, % | кв. км |чел./кв. км|
| | человек | | | |
|---------------+-------------+-----------+---------+-----------|
|Дзержинский |156,7 |11,2 |36,7 |4267 |
|---------------+-------------+-----------+---------+-----------|
|Железнодорожный|71,0 |5,1 |7,6 |9330 |
|---------------+-------------+-----------+---------+-----------|
|Заельцовский |144,7 |10,4 |83,0 |1744 |
|---------------+-------------+-----------+---------+-----------|
|Калининский |137,7 |9,9 |20,4 |6767 |
|---------------+-------------+-----------+---------+-----------|
|Кировский |161,4 |11,5 |50,7 |3187 |
|---------------+-------------+-----------+---------+-----------|
|Ленинский |274,8 |19,7 |70,4 |3906 |
|---------------+-------------+-----------+---------+-----------|
|Октябрьский |148,6 |10,7 |57,5 |2600 |
|---------------+-------------+-----------+---------+-----------|
|Первомайский |66,2 |4,9 |69,4 |983 |
|---------------+-------------+-----------+---------+-----------|
|Советский |130,1 |9,3 |76,7 |1696 |
|---------------+-------------+-----------+---------+-----------|
|Центральный |72,6 |5,2 |6,4 |11433 |
|---------------+-------------+-----------+---------+-----------|
|пос. Пашино |30,2 |2,2 |12,7 |2382 |
\---------------------------------------------------------------/
Обслуживаются муниципальными учреждениями здравоохранения 1184,8 тыс. человек (84,2 %)
В структуре населения составляют: взрослые 78,8 %; дети 21,2 %.
Общее число жителей в городе сохраняется стабильным, в основном, за счет положительного миграционного сальдо.
В г. Новосибирске с 1990 года отмечается прогрессирующая неблагоприятная социально-демографическая картина, обусловленная резким снижением рождаемости и значительным ростом показателей смертности населения.
Устойчивая тенденция снижения рождаемости является одним из признаков депопуляции населения. Число детей, рожденных женщиной в течение жизни в 1996 году, составило 1,2 против 2,17, необходимых для простого воспроизводства населения.
Рождаемость, смертность, естественный прирост
(на 1000 населения)
/----------------------------------------------------------------\
| Год |Рождаемость| Смертность |Естественный|Детская смертность|
| | | | прирост |на 1000 родившихся|
|-------+-----------+------------+------------+------------------|
| 1991 |10,1 |10,3 |-0,2 |15,4 |
| | | | | |
| 1992 |8,9 |10,9 |-2,0 |18,3 |
| | | | | |
| 1993 |7,5 |14,1 |-6,7 |17,9 |
| | | | | |
| 1994 |7,6 |15,5 |-7,9 |15,3 |
| | | | | |
| 1995 |7,8 |16,5 |-8,7 |9,9 |
| | | | | |
| 1996 |7,5 |13,5 |-6,0 |13,2 |
|-------+-----------+------------+------------+------------------|
| 1997 |7,6 |12,8 |-5,2 |12,2 |
\----------------------------------------------------------------/
Структура смертности населения по г. Новосибирску:
/---------------------------------------------------------------\
| Классы болезней | На 1000 | Удельный |
| | населения | вес, % |
|--------------------------------------+------------+-----------|
|1. Инфекционные и паразитарные болезни|0,4 |3,0 |
|--------------------------------------+------------+-----------|
|2. Новообразования |2,1 |15,6 |
|--------------------------------------+------------+-----------|
|3. Болезни системы кровообращения |7,3 |54,8 |
|--------------------------------------+------------+-----------|
|4. Болезни органов дыхания |0,6 |4,2 |
|--------------------------------------+------------+-----------|
|5. Болезни органов пищеварения |0,4 |3,0 |
|--------------------------------------+------------+-----------|
|6. Врожденные аномалии |0,04 |0,3 |
|--------------------------------------+------------+-----------|
|7. Отдельные состояния, возникшие в |0,05 |0,4 |
|перинатальном периоде | | |
|--------------------------------------+------------+-----------|
|8. Травмы и отравления |1,7 |12,7 |
|--------------------------------------+------------+-----------|
|Всего |13,4 | |
\---------------------------------------------------------------/
В структуре основных причин смертности населения традиционно преобладают:
у взрослых болезни системы кровообращения, новообразования, травмы;
у детей травмы, болезни перинатального периода, врожденные аномалии и новообразования.
1.2. Заболеваемость населения
В течение последних пяти лет сохраняется стабильно высокий уровень общей заболеваемости населения около 1500 случаев на 1000 населения.
Общая заболеваемость (на 1000 населения)
/----------------------------------------------------------------\
| Классы болезней | Дети | Взрослые |
|------------------------------------------+----------+----------|
|1. Болезни системы кровообращения |12,0 |179,3 |
|------------------------------------------+----------+----------|
|2. Болезни органов дыхания |864,9 |224,4 |
|------------------------------------------+----------+----------|
|3. Травмы и отравления |140,3 |114,2 |
|------------------------------------------+----------+----------|
|4. Болезни органов пищеварения |515,7 |183,3 |
|------------------------------------------+----------+----------|
|5. Инфекционные заболевания |180,5 |75,1 |
|------------------------------------------+----------+----------|
|6. Новообразования |3,2 |42,1 |
|------------------------------------------+----------+----------|
|7. Врожденные аномалии |28,0 |1,7 |
|------------------------------------------+----------+----------|
|8. Отдельные состояния, возникшие в |24,8 | |
|перинатальном периоде | | |
|------------------------------------------+----------+----------|
|Всего |2274,0 |1398,5 |
\----------------------------------------------------------------/
В городе сложилась устойчиво прогрессирующая неблагополучная ситуация по онкологии, фтизиатрии, венерологии. За последние пять лет значительно выросла заболеваемость злокачественными новообразованиями (с 299 до 378 на 100000 населения), туберкулезом (с 53,2 до 84,8), сифилисом (с 18,4 до 611,8) и другими социально значимыми заболеваниями.
В городе сохраняется высокая заболеваемость с временной утратой трудоспособности: в случаях 87,1 и в днях 1079 (на 100 работающих). Растет и средняя длительность случая нетрудоспособности с 14,1 до 14,6 дней.
Важнейшие социально значимые заболевания
(на 100000 населения)
/----------------------------------------------------------------\
| Показатель |Год |1991 | 1992 |1993 | 1994 | 1995 |1996 | 1997 |
|-----------------+-----+-------+-----+------+------+-----+------|
|Сифилис | 6,0 | 10,6 |18,4 | 61,9 |187,7 |413,3|611,8 |
|-----------------+-----+-------+-----+------+------+-----+------|
|Злокачественные | 287 | 292 | 299 | 311 | 325 | 349 | 378 |
|новообразования | | | | | | | |
|-----------------+-----+-------+-----+------+------+-----+------|
|Туберкулез | 38,3| 41,6 |53,2 | 66,4 | 77,7 |92,6 | 84,8 |
|-----------------+-----+-------+-----+------+------+-----+------|
|Дифтерия | 1,67| 2,6 | 7,5 | 43,9 | 17,6 | 9,0 | 1,0 |
|-----------------+-----+-------+-----+------+------+-----+------|
|Краснуха | 36,8| 40,8 |30,5 |144,3 |190,4 |101,8|295,3 |
|-----------------+-----+-------+-----+------+------+-----+------|
|Вирусные гепатиты|176,6| 127,7 |86,5 |131,2 |256,8 |194,9|205,7 |
\----------------------------------------------------------------/
С 1992 года отмечается экспоненциальный рост отдельных социально значимых заболеваний, особенно туберкулеза, венерических и ряда инфекционных болезней.
Планомерная реализация мэрией Новосибирска целевых медицинских программ, направленных на сдерживание роста числа социально опасных заболеваний (фтизиатрия, вакцинопрофилактика, венерология, безопасное материнство) позволила не допустить вспышечного роста этих заболеваний, стабилизировать показатели смертности населения от инфекционных болезней.
В 1997 году акушерско-гинекологическая служба обслуживала 645,0 тыс. женского населения, из них 374,0 тыс. фертильного возраста. Прекратился спад рождаемости, сохраняются стабильными показатели младенческой смертности.
/----------------------------------------------------------------\
| Показатель | Год | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 |
|-----------------------+--------+------+--------+------+--------|
|Младенческая смертность| 16,3 | 15,1 | 9,9 | 13,2 | 12,2 |
|-----------------------+--------+------+--------+------+--------|
|Перинатальная | 14,8 | 12,7 | 7,6 | 8,4 | 9,7 |
|смертность | | | | | |
|-----------------------+--------+------+--------+------+--------|
|Детская смертность | 1,0 | 0,9 | 0,5 | 0,7 | 0,7 |
|-----------------------+--------+------+--------+------+--------|
|Материнская смертность | 56,8 | 33,9 | 33,6 | 45,8 | 65,3 |
\----------------------------------------------------------------/
Достигнуты успехи в службе планирования семьи: за три года общее число абортов снизилось на 12,3 %, подростковая беременность на 28,5 %, число криминальных абортов в 3,5 раза, но остается высоким общий показатель абортов 58,6 на 1000 женщин фертильного возраста.
За последний год отмечается снижение мертворождаемости по сравнению с 1996 годом до 4 (4,3), младенческой смертности до 12,2 (13,2). Вместе с тем повысился показатель материнской смертности, что связано с ростом числа беременных с экстрагенитальной патологией до 78 % и снижением числа нормальных родов до 11 %.
На начало 1997 года детей до 14 лет 250782, из них до года 8089.
Демографическая ситуация в городе на протяжении последних пяти лет характеризуется резким падением рождаемости, ростом смертности, отрицательным приростом населения. Отмечается рост заболеваемости детей до года по сравнению с 1994 годом почти в 2 раза.
Особенно неблагоприятным является хронизация патологий детского возраста. Только 15,1 % детей являются здоровыми. До 38 % девочек, обратившихся к гинекологу, имеют заболевания репродуктивной сферы.
Благодаря широкому внедрению программы иммунизации населения удалось стабилизировать заболеваемость управляемыми инфекциями. В 1996 году произошло снижение заболеваемости дифтерией на 23,6 %, коклюша на 43,9 %, эпидемическим паротитом на 47,8 %. Иммунная прослойка у детей до 14 лет составила 94,7 % (93,9 % в 1995 году).
2. Структура учреждений здравоохранения г. Новосибирска, их работа и
ресурсное обеспечение
2.1. Сеть лечебно-профилактических учреждений (далее лпу) в г.
Новосибирске
2.1.1. Муниципальная система здравоохранения:
43 стационара на 12700 коек;
59 поликлиник на 24452 посещения в смену;
17 диспансеров на 2347 посещений в смену;
3 дома ребенка на 300 мест;
4 детских санатория на 478 мест.
Всего 108 ЛПУ.
2.1.2. Государственные ЛПУ:
стационары на 1633 койку.
2.1.3. Клиники НИИ СО РАМН:
стационары на 1091 койку;
поликлиники на 2142 посещения в смену.
2.1.4. Клиники НИИ федерального подчинения:
стационары на 805 коек;
поликлиники на 114 посещений в смену.
2.1.5. Медицинская служба ведомств:
стационары на 4790 койку;
поликлиники на 5033 посещения в смену.
Всего: Коек 19386, из них 65,5 % муниципальных.
Мощность поликлиник на 33700 посещений в смену, из них 78,5 % муниципальных.
Обеспеченность населения койками на 10000 населения
/----------------------------------------------------------------\
| Город | муниципальная | муниципальная и |
| | система | другие системы |
| | здравоохранения | здравоохранения |
|-------------------------+------------------+-------------------|
|г. Новосибирск |107,2 |133,4 |
|-------------------------+------------------+-------------------|
|г. Москва |111,8 |124,2 |
|-------------------------+------------------+-------------------|
|г. Санкт-Петербург |96,6 |102,5 |
|-------------------------+------------------+-------------------|
|г. Омск |125,9 |135,0 |
\----------------------------------------------------------------/
2.2. Стационарная медицинская помощь
Сложившаяся госпитальная база г. Новосибирска достаточно многопрофильна. Она позволяет оказывать все виды медицинской помощи населению города.
Всего коек на 10000 населения 133,4,
из них муниципальной системы здравоохранения 107,2.
Пролечено больных в муниципальных учреждениях здравоохранения за 1997 год 238935.
Показатели работы коечного фонда
/-----------------------------------------------------------------\
| Профиль койки |Фактическое| Структура коек, % |Работа| Средняя|
| |количество |--------------------|койки,| длит. |
| | коек |интенсивных|плановых| дней |лечения,|
| | | | | | дней |
|----------------+-----------+-----------+--------+------+--------|
|Терапия | 2877 | 40 | 60 |331,1 | 18,6 |
|----------------+-----------+-----------+--------+------+--------|
|Хирургия | 2229 | 60 | 40 |318,7 | 13,6 |
|----------------+-----------+-----------+--------+------+--------|
|Педиатрия | 550 | 40 | 60 |294,6 | 20,4 |
|----------------+-----------+-----------+--------+------+--------|
|Акушерские | 1145 | 55 | 45 |255,0 | 13,6 |
|----------------+-----------+-----------+--------+------+--------|
|Гинекологические| 1020 | 35 | 65 |297,5 | 7,1 |
|----------------+-----------+-----------+--------+------+--------|
|Туберкулезные | 860 | 10 | 90 |326,8 | 69,3 |
|----------------+-----------+-----------+--------+------+--------|
|Психиатрические | 1735 | 45 | 55 |333,9 | 52,6 |
\-----------------------------------------------------------------/
Причины нерационального использование коечного фонда:
несоответствие структуры коечного фонда структуре заболеваемости населения;
недостаток современных высокотехнологичных методик лечения больных;
устаревшая материально-техническая база ЛПУ;
длительные сроки лечения больных;
отсутствие коек для реабилитации и для больных, нуждающихся в уходе;
отсутствие единых медико-экономических стандартов лечения по однородным нозологиям.
С учетом интеграции стационарной помощи в ведомственных и муниципальных ЛПУ в г. Новосибирске при работе в условиях обязательного медицинского страхования, следует отметить относительный избыток количества плановых коек по ряду профилей (терапия, хирургия, акушерство, гинекология и др.) и высокий процент коечного фонда по основным профилям, где не проводятся интенсивные методы лечения.
При этом отмечается явный недостаток специализированных коек, на которых оказываются высокотехнологичные виды медицинской помощи (ожоговые, нейрососудистые, гнойно-септические, ортопедические и др.).
2.3. Амбулаторно-поликлиническая служба
В целом по городу отмечается недостаточная загрузка поликлиник, связанная со снижением обращаемости населения за медицинской помощью. Кризисные процессы в промышленности, разрушение цеховой службы на предприятиях привело к значительному снижению профилактической работы, особенно среди работающего населения. В 1997 году количество мест дневных стационаров при поликлиниках составило 366, в которых пролечено 8869 больных, в том числе для детей развернуто 47 мест, на которых пролечено 469 детей. Стационары на дому в 1997 году были организованы на 114 мест, в которых пролечено 2325 больных.
Показатели работы поликлиник
/----------------------------------------------------------------\
| Районы | Обеспеченность | Число | Число |
| | поликлиническими | посещений на |посещений на |
| | мощностями | 1 жителя | 1 врача |
| |(посещения в смену,| в год | в год |
| | % к нормативной) | | |
|---------------+-------------------+--------------+-------------|
|Дзержинский | 101,2 | 8,4 | 2945 |
|---------------+-------------------+--------------+-------------|
|Железнодорожный| 102,1 | 9,8 | 2438 |
|---------------+-------------------+--------------+-------------|
|Заельцовский | 88,3 | 11,4 | 3807 |
|---------------+-------------------+--------------+-------------|
|Калининский | 66,0 | 11,7 | 4342 |
|---------------+-------------------+--------------+-------------|
|Кировский | 97,1 | 8,8 | 2480 |
|---------------+-------------------+--------------+-------------|
|Ленинский | 89,3 | 9,4 | 2422 |
|---------------+-------------------+--------------+-------------|
|Октябрьский | 86,1 | 11,5 | 3170 |
|---------------+-------------------+--------------+-------------|
|Первомайский | 87,8 | 11,1 | 3228 |
|---------------+-------------------+--------------+-------------|
|Советский | 102,3 | 7,3 | 2778 |
|---------------+-------------------+--------------+-------------|
|Центральный | 129,4 | 15,2 | 2486 |
|---------------+-------------------+--------------+-------------|
|По городу | 94,2 | 10,1 | 2839 |
\----------------------------------------------------------------/
Причины нерациональной работы поликлиник:
разобщенность терапевтической, педиатрической и акушерской амбулаторных служб;
слабая материальная база;
недостаточная преемственность амбулаторно-поликлинического и стационарного звена;
недостаточная проработка единых медико-экономических стандартов амбулаторно-поликлинического звена.
Обращает внимание низкая нагрузка на врача, ведущего амбулаторный прием 2812 посещений в год при нормативе 3500-4000 посещений в год. Это связано с недостаточной работой по диспансеризацией больных, низкой активностью населения при проведении профилактических медицинских осмотров.
Анализируя нагрузку на узких специалистов в амбулаторно-поликлинических учреждениях, следует сделать вывод о целесообразности пересмотра структуры и штатного расписания специализированных служб поликлиники.
2.4. Медицинские кадры
На конец 1997 года в муниципальной системе здравоохранения работало всего 24123 чел., из них:
/----------------------------------------------------------------\
| Сотрудники ЛПУ | Муниципальные ЛПУ|Ведомственные ЛПУ|
|---------------------------+------------------+-----------------|
|Врачи |5773 |1821 |
|---------------------------+------------------+-----------------|
|Средние медицинские |10397 |3404 |
|работники | | |
|---------------------------+------------------+-----------------|
|Прочий персонал |7953 | сведений нет |
\----------------------------------------------------------------/
Обеспеченность врачами основных профилей в муниципальных ЛПУ в расчете на 10000 населения г. Новосибирска составляет 48,7, в то время как этот показатель по Российской Федерации составляет 40,9.
По сравнению со средним показателем обеспеченности населения врачами по Российской Федерации, в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения в г. Новосибирске отмечается избыток штатных врачебных должностей, в основном, за счет госпитальной базы. При этом в амбулаторно-поликлинических учреждениях участковая терапевтическая, педиатрическая и акушерско - гинекологическая службы укомплектованы всего на 63 %. Также неблагоприятным является укомплектованность средним медицинским персоналом: при нормативе соотношение врач/медицинская сестра 1:3, соотношение по городу составляет 1:1,4.
Удельный вес аттестованных врачей и среднего
медицинского персонала, %:
/--------------------------------------------------------------\
|Сотрудники ЛПУ | Всего | Высшая |I категория|II категория|
| | | категория | | |
|---------------+--------+------------+-----------+------------|
|Врачи | 43,2 | 15,4 | 21,3 | 6,5 |
|---------------+--------+------------+-----------+------------|
|Средний | 40,2 | 10,3 | 24,3 | 5,6 |
|медперсонал | | | | |
\--------------------------------------------------------------/
Достаточно высокий процент аттестованных врачей, средних медицинских работников и показатели качества работы этих специалистов (низкий процент сложных операций, качество ухода за больными и т.д.) требуют изменения системы аттестации и оценки квалификации специалистов.
Возрастная структура врачей отдельных
специальностей в муниципальных ЛПУ:
/----------------------------------------------------------------\
| Специальность |средний возраст,|до 55 лет,|старше 55 лет,|
| | лет | % | % |
|---------------------+----------------+----------+--------------|
|Все врачи | 40,8 | 77,3 | 22,7 |
|---------------------+----------------+----------+--------------|
|Акушер-гинекологи | 42,3 | 70,0 | 30,0 |
†---------------------+----------------+----------+--------------|
|Онкологи | 49,5 | 65,7 | 34,3 |
|---------------------+----------------+----------+--------------|
|Психиатры | 45,6 | 57,1 | 42,9 |
|---------------------+----------------+----------+--------------|
|Организаторы | 49,3 | 54,8 | 45,2 |
|здравоохранения | | | |
\----------------------------------------------------------------/
Необходимо отметить высокий средний возраст среди организаторов здравоохранения главных врачей. В настоящее время нет подготовленного кадрового резерва.
По отдельным специальностям также отмечается увеличение среднего возраста врачей, что заставляет выделить среди неотложных задач подготовку кадрового резерва.
2.4.1. Проблемы кадрового обеспечения:
несовершенство системы последипломной подготовки врачей и медицинских сестер;
нерациональное использование специалистов узких профилей в госпитальной базе муниципальных ЛПУ;
не разработана система специальной подготовки специалистов амбулаторно-поликлинического звена (участковых терапевтов, педиатров, акушер-гинекологов и врачей общей практики);
отсутствие системы подготовки резерва кадров на замещение руководящих должностей;
отсутствие системы подготовки молодых специалистов для центров с высокими современными технологиями;
недостаток подготовки по вопросам экономики и менеджмента в здравоохранении у руководителей муниципальных ЛПУ различного уровня вследствие отсутствия специализированных курсов в системе высшей школы г. Новосибирска.
2.5. Финансирование здравоохранения
Показатели финансовой деятельности
учреждений здравоохранения
/----------------------------------------------------------------\
| Показатели | Год | 1995 | 1996 | 1997 |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Удельный вес расходов на | 18,6 | 21,3 | 20,1 |
|здравоохранение в расходах | | | |
|бюджета города, % | | | |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Расходы на здравоохранение | 251207,4 | 385792,0 | 486263,0 |
|из бюджета города, | | | |
|млн. рублей | | | |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Финансирование к лимиту, % | 99,1 | 95,0 | 99,1 |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Кредиторская задолженность,| 36574,9 | 80000,0 | 69236,6 |
|млн. рублей | | | |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Кредиторская задолженность,| 14,6 | 20,0 | 14,2 |
|% к бюджету города | | | |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Поступления из фонда | 48305,7 | 75000,0 | 80823,0 |
|обязательного медицинского | | | |
|страхования, млн. рублей | | | |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Объем платных медицинских | 6,3 | 3,0 | 5,4 |
|услуг, % к бюджету города | | | |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Бюджет здравоохранения на| 213285 | 311122 | 410418 |
|одного жителя города, | | | |
|рублей | | | |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Число штатных должностей | 36488 | 39103 | 36780 |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Коэффициент | 1,53 | 1,60 | 1,58 |
|совместительства | | | |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Средняя заработная плата | 357000 | 663000 | 707900 |
|работника здравоохранения, | | | |
|рублей | | | |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Средняя заработная плата | 57,9 | 80,0 | 80,0 |
|работника здравоохранения, | | | |
|% к средней по городу | | | |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Расходы на льготные | 11380,7 | 17000,0 | 22100,0 |
|медикаменты, млн. рублей | | | |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Расходы на льготное | 3575,2 | 2500,0 | 3100,0 |
|зубопротезирование, | | | |
|млн. рублей | | | |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Расходы на бесплатное | 2037,5 | 2700,0 | 2500,0 |
|питание детей до двух лет | | | |
|жизни, млн. рублей | | | |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Капитальный ремонт | 18085,8 | 23000,0 | 17241 |
|помещений, млн. рублей | | | |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Капитальные вложения, | 7404,2 | 10000,0 | 5481,0 |
|млн. рублей | | | |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Средняя стоимость одного | | | 73200 |
|койко-дня | | | |
|---------------------------+-----------+-----------+------------|
|Средняя стоимость одного | | | 10700 |
|посещения | | | |
\----------------------------------------------------------------/
Сравнительная структура расходов на
здравоохранение по видам затрат
/----------------------------------------------------------------\
| Вид медпомощи | Доля затрат | из них |
| | от затрат на | |
| |здравоохранение | |
| |----------------+-----------------------------|
| | % |млн. рублей| прямые | косвенные |
| | | |--------------+--------------|
| | | | % | млн. | % | млн. |
| | | | | рублей | | рублей|
|-----------------+----+-----------+-----+--------+-----+--------|
|Стационарная |53,1|214848,1 |73,0 |156839,1|27,0 |58009,0 |
|-----------------+----+-----------+-----+--------+-----+--------|
|Поликлиническая |22,7|91501,8 |77,0 |70456,3 |23,0 |21045,5 |
|-----------------+----+-----------+-----+--------+-----+--------|
|Стоматологическая|3,6 |14547,8 |77,0 |11201,8 |23,0 |3346,0 |
|-----------------+----+-----------+-----+--------+-----+--------|
|Скорая |8,8 |35731,4 |80,0 |28585,1 |20,0 |7146,3 |
|медицинская | | | | | | |
|помощь | | | | | | |
\----------------------------------------------------------------/
К прямым затратам относятся затраты, зависящие от количества пролеченных больных (статьи расходов 1, 2, 9, 10). Косвенные затраты это затраты, не меняющиеся от числа пролеченных больных (статьи расходов 3, 12, 14, 16, 18).
Задача реформирования экономики здравоохранения оптимальное соотношение прямых и косвенных затрат (70:30 %).
В 1997 году несколько снизилось доля расходов на питание и приобретение медикаментов за счет того, что эти расходы производились из средств Фонда обязательного медицинского страхования, в то время как заработная плата полностью покрывалась из бюджета города. Значительно возросла доля прочих расходов за счет более полного обеспечения населения медицинской помощью в части льгот, предоставленных в соответствии с установленным порядком.
3. Основные проблемы в системе муниципального
здравоохранения
3.1. Неэффективное использование коечного фонда.
3.2. Несоответствие организации работы поликлиник требованиям современных условий.
3.3. Несовершенство системы подготовки и переподготовки кадров.
3.4. Нерациональное использование финансовых ресурсов:
отсутствие конкурсного отбора при определении поставщиков на основные виды потребляемой продукции;
неритмичность поступления финансовых средств и отсутствие жесткого календарного плана финансирования;
высокая доля безденежных расчетов в структуре финансирования здравоохранения (например, по статье "Медикаменты" до 50 %);
несовершенная система оплаты труда медицинских работников.
3.5. Несовершенство системы обязательного медицинского страхования:
принятая система оплаты законченного случая в ЛПУ не стимулирует внедрение и развитие более современных медицинских технологий;
принцип финансирования медицинских учреждений за пролеченного больного противоречит основным принципам здравоохранения снижению заболеваемости и профилактической направленности является "затратным" для системы здравоохранения;
жесткая регламентация структуры расходов не позволяет эффективно перераспределять средства;
отсутствие системы индексации стоимости тарифа на медицинские услуги, а также расчета тарифа, исходя из прямой калькуляции на медицинскую услугу, не позволяет полностью покрывать расходы учреждения на оказание качественной медицинской помощи.
3.6. Дублирование высокоспециализированных дорогостоящих видов медицинской помощи в государственных, муниципальных и ведомственных учреждениях здравоохранения.
3.7. Неэффективное использование дорогостоящего медицинского оборудования.
3.8. Несовершенство системы контроля качества оказания медицинской помощи населению.
4. Основные направления реформирования и развития муниципальной
системы здравоохранения
4.1. Основная цель и задачи реформирования и развития муниципального
здравоохранения в современных условиях
Основная цель формирование системы здравоохранения, которая бы обеспечивала жителям г. Новосибирска доступную и качественную медицинскую помощь вне зависимости от уровня доходов или социального положения человека.
Важнейшей задачей при этом является реализация профилактической направленности муниципальной системы здравоохранения путем приоритетного развития амбулаторно - поликлинической помощи населению.
Основная цель достигается путем:
4.1.1. Изменения системы планирования и организации медицинской помощи:
разработка и внедрение системы мониторинга состояния здоровья жителей города;
анализ эффективности использования и востребованности ресурсов системы здравоохранения;
постановка четких задач на уровне управления здравоохранением города, управления здравоохранением районов города и каждого ЛПУ (муниципальный заказ);
жесткий контроль за выполнением принятых решений и оперативная их корректировка.
4.1.2. Повышения эффективности работы системы муниципального здравоохранения путем перераспределения финансовых средств, высвободившихся в результате:
реструктуризации и сокращения коечного фонда на основе сокращения средних сроков лечения и установления муниципального заказа для больниц;
разработки и внедрения единых технологических стандартов лечения больных (формуляры лекарственных средств, типовые перечни оснащения медицинских служб современным медицинским оборудованием и техникой);
определения типовой структуры ЛПУ и функциональных задач в зависимости от их категории;
максимального использования ресурсов здравоохранения, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
муниципализации аптек с целью снижения цен на льготные лекарственные препараты;
внедрения системы конкурсного отбора поставщиков лекарственных препаратов, медицинской техники, продуктов питания, строительных материалов для ЛПУ.
4.1.3. Предполагаемые финансовые средства, которые могут быть получены от реформирования структуры муниципальной системы здравоохранения путем:
сокращения коечного фонда 13,0 млн. руб.;
реструктуризации коечного фонда 14,0 млн. руб.;
укрупнения медицинских учреждений 0,5 млн. руб.;
муниципализации аптек 4,0 млн. руб.
Общая сумма высвобождающихся финансовых средств 31,5 млн. руб.
Основная задача направить высвобождающиеся финансовые средства на переоснащение муниципальных ЛПУ современной медицинской техникой, внедрение передовых медицинских технологий в диагностику и лечение больных.
4.2. Пути решения задач реформирования и развития муниципального
здравоохранения
4.2.1. Изменение системы управления здравоохранением.
Основные задачи, стоящие перед управлением здравоохранения:
контроль доступности и качества оказания медицинской помощи жителям города;
планирование сети и структуры муниципальной системы здравоохранения;
анализ ресурсного обеспечения в здравоохранении и финансирование социально-значимых служб и программ:
учреждения (отделения, кабинеты) психиатрической службы;
учреждения (отделения, кабинеты) наркологической службы;
учреждения (отделения, кабинеты) противотуберкулезной службы;
центры по борьбе со СПИДом (исключая лечение инфекционных заболеваний);
дома ребенка;
материнские койки детских стационаров (уход за детьми до трехлетнего возраста);
санатории системы здравоохранения;
станции (отделения, кабинеты) переливания крови;
комиссии военкоматов;
централизованные бухгалтерии;
бюро медицинской статистики;
информационно-аналитические центры;
молочные кухни;
центры планирования семьи и репродукции;
кожно-венерологические диспансеры и кабинеты (за лечение больных венерическими заболеваниями);
станции скорой и неотложной медицинской помощи;
больницы и отделения сестринского ухода;
муниципальная надбавка за участковость;
медицинский персонал муниципального здравоохранения, обслуживающий учреждения образования и социальной защиты;
дорогостоящие виды диагностики и лечения по утвержденному министерством здравоохранения Российской Федерации, органами управления здравоохранением перечню;
финансирование медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий и катастроф;
государственные капитальные вложения;
профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
оплата проезда больных, направляемых в установленном порядке в НИИ и учреждения здравоохранения федерального уровня;
бесплатное и льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих льготы в установленном порядке;
зубное, глазное и слуховое протезирование граждан, имеющих льготы в установленном порядке;
научные исследования;
целевые программы, утвержденные в установленном порядке.
Разработка и реализация целевых медицинских программ:
комплексная программа "Город здорового населения" с подпрограммами:
здоровые дети;
скорая помощь;
вакцинопрофилактика;
наркология;
фтизиатрия;
кардиология;
сахарный диабет;
онкология и онкогематология;
санитарно-эпидемиологическое благополучие города;
программа медико-технического развития;
капитальное строительство;
расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;
подготовка и переподготовка кадров;
укрепление материально-технической базы муниципальных ЛПУ;
взаимодействие с Сибирским отделением Российской Академии медицинских наук, медицинским институтом, медицинскими научно-исследовательскими институтами, медицинской службой ведомств;
учет движения и численности неработающего населения;
разработка и утверждение стандартов организационной структуры муниципальных ЛПУ в зависимости от их профиля и функциональных задач.
Структура управления здравоохранением
на уровне города (проект)
Руководители медицинских учреждений городского подчинения назначаются на должность управлением здравоохранения мэрии по согласованию с департаментом по социальной политике и утверждаются мэром (в соответствии с утвержденной номенклатурой).
Структура управления здравоохранением
на уровне районов города (проект)
/---------------------------\
| Начальник отдела |
| здравоохранения |
| администрации района |
/------------------------------------------------\
| | |
/----------------\ /-------------------------\ /-------------\
| Заместитель по | | Планово-бухгалтерский | | Служба |
| организации и | | отдел по вопросам | | гражданской |
| контролю | | финансирования | | обороны |
| качества | |социально-значимых служб | | |
| лечебно - | | и статей расходов, | | |
|профилактической| |финансируемых из бюджета | | |
| помощи | | города и района | | |
| населению | | | | |
| района | | | | |
\----------------/ \-------------------------/ \-------------/
Руководители медицинских учреждений районного подчинения назначаются на должность главой администрации района города по согласованию с департаментом по социальной политике и управлением здравоохранения мэрии.
4.2.2. Анализ и оценка медико-демографических процессов, состояния среды обитания и уровня здоровья населения города Новосибирска:
организация системы мониторинга здоровья населения на основе современных информационных технологий;
создание регистров больных с социально значимыми заболеваниями (онкология, венерология, фтизиатрия, сахарный диабет, наркология, психиатрия, врожденные аномалии);
разработка и реализация программ информатизации здравоохранения.
4.2.3. Стратегическое и текущее планирование сети и структуры муниципальной системы здравоохранения:
4.2.3.1. Оптимизация сети стационарных ЛПУ, реструктуризация коечного фонда.
В г. Новосибирске в муниципальной системе здравоохранения всего имеется 12700 коек:
социально значимых 2700, развернутых исходя из эпидемиологической обстановки в городе по социально значимым заболеваниям;
интенсивного лечения 3600 (из них на 1000 койках планируется разместить высокоспециализированные медицинские центры);
плановых 6400, из них:
700 коек подлежит закрытию из-за значительной изношенности материально-технической базы ЛПУ;
1500 коек планируется перевести в койки длительного пребывания и сестринского ухода, из них 130 коек для лечения геронтологических больных на базе городских больниц, имеющих хорошую материально-техническую базу;
3900 коек планируется перевести в койки для долечивания и реабилитации по типу дневного стационара.
В типовую структуру стационара входят:
консультативно-диагностическое приемное отделение;
койки для интенсивного лечения;
койки для длительного пребывания больных;
отделение дневного пребывания и восстановительного лечения;
диагностическое отделение.
4.2.3.2. Повышение эффективности работы коечного фонда.
4.2.3.3. Укрепление и развитие существующих центров общегородского значения, создание новых центров высоких технологий, необходимых для оказания высококвалифицированной медицинской помощи (нейрососудистый, токсикологический, гематологический, диабетологический, гепатологический, онкологический, сосудистый, планирования семьи и репродукции, ожоговый, хирургической ортопедии, хирургической гепатологии, детской нейрохирургии).
4.2.3.4. Разработка и реализация единой городской медико-технической политики.
4.2.3.5. Внедрение лекарственных формуляров.
4.2.3.6. Совершенствование работы амбулаторно-поликлинических учреждений:
формирование общих (групповых) врачебных практик путем интеграции основных амбулаторных служб (терапевтической, педиатрической и акушерско-гинекологической);
объединение амбулаторно-поликлинических учреждений и стационаров в случае их территориальной близости с целью исключения дублирования служб и более рационального использования ресурсов;
укрупнение амбулаторно-поликлинических учреждений путем слияния более мелких учреждений в случае их территориальной близости;
размещение на базе территориальных поликлиник медицинских подразделений центров социальной помощи населению;
разработка и внедрение типовых штатных расписаний в зависимости от категории и функционального назначения учреждения;
совершенствование системы льготного лекарственного обеспечения и зубопротезирования, обеспечения детей молочными смесями;
использование базы санаториев и профилакториев, расположенных в черте города, для реабилитации и оздоровления больных.
В типовую структуру территориальной поликлиники входят:
отделение врачей общей (групповой) практики (терапевты, педиатры, акушер-гинекологи);
диагностическое отделение (клиническая лаборатория, электрокардиография, флюорография, рентгенография);
отделение восстановительного лечения;
узкие специалисты (невропатолог, хирург, окулист, отоларинголог);
отделение медико-социальной помощи на дому.
Основная задача обеспечение медицинской помощи закрепленному населению врачами общей практики по участковому принципу.
В типовую структуру консультативной районной поликлиники входят:
отделение врачей общей практики (терапевты, педиатры, акушер-гинекологи);
диагностическое отделение (централизованные лаборатории, функциональная диагностика, рентгенотделение с УЗИ);
отделение восстановительного лечения;
консультативное отделение (невропатолог, хирург, окулист, отоларинголог и другие специалисты);
отделение медико-социальной помощи на дому.
Основная задача обеспечение медицинской помощи закрепленному населению врачами общей практики по участковому принципу, обеспечение высокоспециализированной консультативной помощью жителей района, проведение сложных лабораторных и инструментальных методов обследования в амбулаторных условиях.
4.2.4. Единые правила, порядок и стандарты оказания медицинской помощи ЛПУ для населения города:
разработка и утверждение порядка оказания медицинской помощи в муниципальных ЛПУ для населения города;
совершенствование ограничительного формуляра лекарственных средств для стационарных медицинских учреждений;
разработка и утверждение медико-технических стандартов (оснащение отделений, служб и кабинетов современной медицинской техникой и оборудованием);
разработка и утверждение единых медико-экономических стандартов для стационарных и амбулаторно-поликлинических служб с учетом интенсивности лечебно-диагностического процесса;
разработка и принятие стандартов квалификационных требований по основным медицинским специальностям;
разработка и утверждение стандартов организационной структуры муниципальных ЛПУ в зависимости от их профиля и функциональных задач.
4.2.5. Анализ эффективности использования ресурсов и оптимизация ресурсного обеспечения здравоохранения:
оценка затрат на пролеченного больного с учетом профиля и сложности курации, прямых и косвенных затрат, полученного дохода;
внедрение внутрибольничного хозрасчета;
совершенствование системы оплаты труда медицинских работников (ограничение сдельной оплаты труда, внедрение элементов гонорарной оплаты труда).
4.2.6. Развитие и укрепление существующих и создание новых современных медицинских центров, внедрение перспективных технологий в лечебно-диагностический процесс.
С учетом структуры заболеваемости населения обращаемость за медицинской помощью в ЛПУ на период до 2000 года планируется приоритетное развитие следующих направлений:
Терапия:
кардиология;
неврология;
эндокринология;
гематология;
пульмонология;
токсикология.
Педиатрия:
перинатология;
генетика и пренатальная диагностика;
детская пульмонология;
детская неврология;
детская инфектология;
детская кардиология.
Акушерство и гинекология:
центры по оказанию медицинской помощи беременным женщинам с экстрагенитальной патологией;
онкогинекология;
неотложная гинекология;
эндокринологическая гинекология;
хирургическая гинекология;
планирование семьи и репродукции.
Хирургия:
неотложная хирургия;
травматология;
нейрохирургия;
урология;
онкология;
эндоскопическая хирургия;
гнойно-септическая торакальная хирургия;
сердечно-сосудистая хирургия;
цереброваскулярная хирургия;
лечение ожоговых больных.
4.2.7. Интеграция управления здравоохранения мэрии и муниципальных ЛПУ с учреждениями Сибирского отделения РАМН.
Совместная деятельность Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук и управления здравоохранения мэрии с использованием интеллектуального потенциала и материально-технической базы ведущих научно-исследовательских институтов и муниципальных ЛПУ позволит реализовать концепцию программы "Город здорового населения", направленной на сохранение здоровья жителей г. Новосибирска и развитие всех его социальных сфер. Решение проблем, заложенных в концепции, носит комплексный характер с включением всех подсистем города, служб, ведомств в систему охраны здоровья населения.
Основные направления работы по реализации программы "Город здорового населения":
4.2.7.1. Идеология сохранения и развития здоровья жителей г. Новосибирска.
Научные координаторы: НИИ физиологии СО РАМН, Отдел социально-гигиенического планирования и прогнозирования здоровья населения Сибири СО РАМН.
/----------------------------------------------------------------\
| Наименование мероприятия | Исполнители |
|------------------------------------+---------------------------|
|1. Реализация методологического |НИИ общей патологии и |
|подхода "Город как объект системного|экологии человека |
|анализа" | |
|------------------------------------+---------------------------|
|2. Разработка концепции в охране |Отдел социально - |
|здоровья жителей г. Новосибирска |гигиенического планирования|
| |и прогнозирования здоровья |
| |населения Сибири |
|------------------------------------+---------------------------|
|3. Формирование организационно - | |
|функциональной модели управления | |
|охраной здоровья населения | |
|г. Новосибирска, законодательной | |
|базы с оценкой степени ее реализации| |
|------------------------------------+---------------------------|
|4. Разработка концепции и технологий|НИИ общей патологии и |
|экологического образования населения|экологии человека |
\----------------------------------------------------------------/
4.2.7.2. Экология и среда обитания человека в условиях крупного промышленного города.
Научные координаторы: НИИ общей патологии и экологии человека СО РАМН, НИИ биохимии СО РАМН, НИИ молекулярной патологии и экологической биохимии СО РАМН.
/------------------------------------------------------------\
| Наименование мероприятия | Исполнители |
|----------------------------------+-------------------------|
|1. Формирование и поддержка |НИИ общей патологии и |
|многоцелевой базы данных за |экологии человека |
|1995-1997 гг. по основным | |
|показателям экологического, | |
|медико-эпидемиологического, | |
|социально-экономического состояния| |
|г. Новосибирска | |
|----------------------------------+-------------------------|
|2. Оценка системы биотрансформации|НИИ молекулярной |
|ксенобиотиков у человека с |патологии и экологической|
|разработкой комплекса мер по |биохимии |
|лечению и профилактике | |
|бронхиальной астмы у детей | |
|г. Новосибирска | |
|----------------------------------+-------------------------|
|3. Внедрение методов выведения |НИИ биохимии |
|радионуклидов из организма | |
|человека на основе природных | |
|цеолитов | |
\------------------------------------------------------------/
4.2.7.3. Оценка и прогноз медико-демографической ситуации.
Научные координаторы: НИИ общей патологии и экологии человека СО РАМН, Отдел социально-гигиенического планирования и прогнозирования здоровья населения Сибири СО РАМН, НИИ региональной патологии и патоморфологии СО РАМН.
/--------------------------------------------------------------\
| Наименование мероприятия | Исполнители |
|-----------------------------------+--------------------------|
|1. Динамический анализ (1992-1997 |Отдел |
|гг.), оценка и прогноз |социально-гигиенического |
|медико-демографической ситуации в |планирования и |
|г. Новосибирске |прогнозирования здоровья |
| |населения Сибири |
|-----------------------------------+--------------------------|
|2. Социологическое исследование | |
|отношения семей к деторождению | |
|-----------------------------------+--------------------------|
|3. Создание регистра беременных |НИИ общей патологии и |
|женщин и новорожденных |экологии человека |
|-----------------------------------+--------------------------|
|4. Расчет половозрастной структуры | |
|смертности и инвалидизации | |
|населения по отдельным районам г. | |
|Новосибирска | |
|-----------------------------------+--------------------------|
|5. Углубленное исследование потерь |Отдел |
|здоровья населения от отдельных |социально-гигиенического |
|причин (по первичным свидетельствам|планирования и |
|о смерти, историям болезни и т.д.) |прогнозирования здоровья |
| |населения Сибири |
|-----------------------------------+--------------------------|
|6. Комплексное |НИИ региональной патологии|
|клинико-морфологическое |и патоморфологии |
|исследование хронических | |
|гинекологических заболеваний у | |
|женщин репродуктивного периода, | |
|страдающих бесплодием и разработка | |
|методов восстановления овариальной | |
|функции | |
\--------------------------------------------------------------/
4.2.7.4. Разработка предложений по совершенствованию системы управления здравоохранением города.
Научные координаторы: Отдел социально-гигиенического планирования и прогнозирования здоровья населения Сибири СО РАМН, Новосибирский медицинский институт.
/------------------------------------------------------------\
| Наименование мероприятия | Исполнители |
|---------------------------------------+--------------------|
|1. Медико-социальная оценка системы |Отдел социально - |
|лечебно-профилактической помощи жителям|гигиенического |
|г. Новосибирска (анализ сети, |планирования и |
|структуры, кадрового потенциала, |прогнозирования |
|материально-технической базы ЛПУ, |здоровья населения |
|объема и структуры обращений, |Сибири |
|организации технологических звеньев, | |
|системы управления, отношения врачей, | |
|пациентов, экспертов) | |
\------------------------------------------------------------/
4.2.7.5. Использование и развитие новых медицинских технологий.
/------------------------------------------------------------\
| Наименование мероприятия | Исполнители |
|------------------------------------+-----------------------|
|1. Внедрение новых методов лечения |НИИ биохимии |
|поллинозов, иммунодефицитных | |
|состояний, аллергодерматозов, | |
|кишечных инфекций, почечной и | |
|печеночной недостаточности | |
|------------------------------------+-----------------------|
|2. Внедрение новых методов и схем |НИИ биохимии |
|лечения алкоголизма | |
|------------------------------------+-----------------------|
|3. Внедрение новых методов |НИИ региональной |
|прижизненной морфологической |патологии и |
|диагностики хронических заболеваний |патоморфологии |
|печени, почек, желудка, легких в | |
|медицинских учреждениях | |
|г. Новосибирска | |
|------------------------------------+-----------------------|
|4. Внедрение новых методов в лечении| |
|абсинентно-алкогольного синдрома | |
\------------------------------------------------------------/
4.2.7.6. Профилактика и снижение инфекционной заболеваемости.
Научные координаторы: НИИ региональной патологии и патоморфологии СО РАМН, НИИ клинической иммунологии СО РАМН, НИИ молекулярной патологии и экологической биохимии СО РАМН, НИИ клинической и экспериментальной лимфологии СО РАМН.
/--------------------------------------------------------------\
| Наименование мероприятия | Исполнители |
|-----------------------------------+--------------------------|
|1. Внедрение новых методов |НИИ клинической |
|цитокинотерапии при лечении и |иммунологии |
|профилактике инфекционных | |
|заболеваний | |
|-----------------------------------+--------------------------|
|2. Разработка и внедрение методов | |
|диагностики, прогнозирования и | |
|коррекции вирусных гепатитов | |
|-----------------------------------+--------------------------|
|3. Профилактика, диагностика и |НИИ региональной патологии|
|лечение острых и хронических |и патоморфологии |
|вирусных гепатитов у жителей | |
|г. Новосибирска | |
|-----------------------------------+--------------------------|
|4. Разработка и внедрение новых |НИИ клинической |
|методов иммуноанализа для |иммунологии |
|диагностики латентных | |
|субклинических форм урогенитальной | |
|инфекции | |
|-----------------------------------+--------------------------|
|5. Разработка и внедрение новых |НИИ молекулярной патологии|
|методов диагностики туберкулеза |и экологической биохимии |
|(детекция микобактерии) | |
|-----------------------------------+--------------------------|
|6. Внедрение комплексного |НИИ региональной патологии|
|морфологического исследования |и патоморфологии |
|опухолевых процессов у детей с | |
|целью ранней диагностики и | |
|определения прогноза заболевания | |
|-----------------------------------+--------------------------|
|7. Усовершенствование способов |НИИ клинической и |
|оперативного и консервативного |экспериментальной |
|лечения хронических гепатитов и |лимфологии |
|цирроза печени | |
\--------------------------------------------------------------/
4.2.7.7. Подготовка медицинских кадров. Научные координаторы:
Новосибирский медицинский институт, НИИ региональной патологии и патоморфологии СО РАМН.
/------------------------------------------------------------\
| Наименование мероприятия | Исполнители |
|-----------------------------------+------------------------|
|1. Реализация курса лекций по |НИИ общей патологии и |
|вопросам детской иммунологии и |экологии человека |
|вакционологии для врачей г. | |
|Новосибирска | |
|-----------------------------------+------------------------|
|2. Реализация циклов |НИИ терапии |
|усовершенствования врачей г. | |
|Новосибирска по вопросам терапии, | |
|кардиологии, эндокринологии, | |
|неврологии, артрологии, | |
|лабораторной диагностики с | |
|подготовкой их к аттестации и | |
|сертификации | |
|-----------------------------------+------------------------|
|3. Реализация курса лекций для |НИИ физиологии |
|врачей г. Новосибирска по вопросам | |
|психодиагностики и | |
|нервно-психических нарушений | |
|-----------------------------------+------------------------|
|4. Реализация курса лекций для |Отдел |
|врачей и организаторов |социально-гигиенического|
|здравоохранения г. Новосибирска по |планирования и |
|медицинской демографии, критериям |прогнозирования здоровья|
|общественного здоровья, |населения Сибири |
|стратегическому планированию в | |
|охране здоровья населения | |
|-----------------------------------+------------------------|
|5. Организация курса лекций для |НИИ клинической и |
|врачей по вопросам общеклинической |экспериментальной |
|и профилактической лимфологии и |лимфологии |
|эндоэкологической реабилитации | |
|-----------------------------------+------------------------|
|6. Организовать цикл лекций для |НИИ региональной |
|врачей и студентов: Роль |патологии и |
|прижизненного морфологического |патоморфологии |
|исследования в диагностике | |
|хронических заболеваний, | |
|определения прогноза, тактики | |
|терапии и морфологических критериев| |
|экологического риска | |
\------------------------------------------------------------/
4.2.7.8. Создание и развитие научно-практических центров.
/------------------------------------------------------------\
| Наименование мероприятия | Исполнители |
|-----------------------------------+------------------------|
|1. Открыть Межведомственный |НИИ общей патологии и |
|перинатологический центр на базе |экологии человека |
|городского родильного дома N 4 | |
|-----------------------------------+------------------------|
|2. Организовать Центр | |
|патогенетической диагностики | |
|сердечно-сосудистых заболеваний, в | |
|т.ч. инфарктов миокарда | |
|-----------------------------------+------------------------|
|3. Создать Центр метеопрофилактики | |
|-----------------------------------+------------------------|
|4. Открыть на базе поликлиники |НИИ терапии |
|Института терапии городской | |
|кардиологический | |
|консультативно-методический центр | |
|-----------------------------------+------------------------|
|5. Организовать на базе поликлиники| |
|Института терапии городской | |
|гепатологический центр | |
|-----------------------------------+------------------------|
|6. Утвердить функционирование | |
|городского липидного центра на базе| |
|поликлиники Института терапии | |
|-----------------------------------+------------------------|
|7. Утвердить функционирование | |
|кабинета профилактики и лечения | |
|остеопороза на базе поликлиники | |
|Института терапии | |
|-----------------------------------+------------------------|
|8. Организовать кабинет |НИИ физиологии |
|профилактики эмоционального стресса| |
|на базе лечебно-профилактических и | |
|учебных учреждений г. Новосибирска | |
|-----------------------------------+------------------------|
|9. Открыть межведомственный центр |НИИ региональной |
|"Лечение псориаза" |патологии и |
| |патоморфологии |
|-----------------------------------+------------------------|
|10. Организовать межведомственный | |
|центр "Диагностика и лечение | |
|гепатитов" | |
|-----------------------------------+------------------------|
|11. Организовать городской |НИИ клинической |
|иммунологический диспансер |иммунологии |
|-----------------------------------+------------------------|
|12. Открыть городской центр | |
|остеопороза | |
\------------------------------------------------------------/
4.2.7.9. Разработка, реализация и оценка целевых программ.
/------------------------------------------------------------\
| Наименование мероприятия | Исполнители |
|------------------------------------+-----------------------|
|1. Разработка стратегии сохранения |Отдел социально - |
|и развития здоровья населения |гигиенического |
|г. Новосибирска с установлением |планирования и |
|приоритетности оздоровительных |прогнозирования |
|программ |здоровья населения |
| |Сибири |
|------------------------------------+-----------------------|
|2. Реализация программы ВОЗ "МОНИКА"|НИИ терапии |
|по мониторированию в г. Новосибирске| |
|сердечно-сосудистых заболеваний, | |
|новообразований, диабета | |
|------------------------------------+-----------------------|
|3. Реализация программы ВОЗ "СИНДИ" | |
|по профилактике неинфекционных | |
|заболеваний с проведением | |
|скриннинговых исследований | |
|------------------------------------+-----------------------|
|4. Разработка программы |НИИ клинической и |
|эндоэкологической реабилитации |экспериментальной |
|населения в учреждениях |лимфологии |
|здравоохранения, образования и | |
|социального обеспечения города, | |
|городских профилакториев и | |
|санаториев | |
|------------------------------------+-----------------------|
|5. Реализация программы развития |НИИ общей патологии и |
|иммунологической службы |экологии человека |
|г. Новосибирска: педиатрическая | |
|иммунология | |
|------------------------------------+-----------------------|
|6. Разработка и реализация программы| |
|реабилитационно-восстановительных | |
|работ с инвалидами г. Новосибирска | |
|на базе городского центра | |
|реабилитации инвалидов | |
\------------------------------------------------------------/
4.2.7.10. Медико-социальная экспертиза основных проектов жизнеобеспечения города
/--------------------------------------------------------------\
| Наименование мероприятия | Исполнители |
|---------------------------------------+----------------------|
|1. Разработка технологии и проведение |Отдел социально - |
|медико-социальной экспертизы |гигиенического |
|оздоровительных программ, планов, |планирования и |
|комплекса мероприятий |прогнозирования |
| |здоровья населения |
| |Сибири |
\--------------------------------------------------------------/
4.2.8. Подготовка и внесение предложений по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования:
изменение механизма формирования консолидированного бюджета города по здравоохранению на основе расчета предполагаемого дохода от сбора платежей за работающее население по системе ОМС и финансовых отчислений страхователя (мэрия Новосибирска) за неработающее население, а также бюджетного финансирования статей расходов, не включенных в оплату медицинской помощи по системе ОМС;
изменение механизма финансирования ЛПУ здравоохранения на основе определения предельного гарантированного бюджета учреждения в соответствии с муниципальным заказом;
изменение системы оплаты медицинской помощи путем установления тарифов медицинских услуг, реально возмещающих затраты ЛПУ на оказываемую медицинскую помощь;
совершенствование медико-экономических стандартов в соответствии с категориями ЛПУ;
разработка и внедрение системы учета застрахованного населения.
4.2.9. Обеспечение ведомственного контроля качества медицинской помощи.
Целью осуществления ведомственного контроля качества медицинской помощи является обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения и применения совершенных медицинских технологий.
Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенной технологии с целью достижения конкретных результатов.
Система ведомственного контроля качества медицинской помощи включает следующие элементы:
оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов ЛПУ;
экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;
изучение удовлетворенности пациентов медицинской помощью в системе здравоохранения;
анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;
выявление и изучение дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;
подготовка рекомендаций, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;
выбор наиболее рациональных управленческих решений и проведение оперативных корригирующих воздействий;
контроль за реализацией управленческих решений.
4.2.10. Более рациональное использование кадрового потенциала, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.
Основными направлениями кадровой политики являются:
реорганизация системы подготовки и переподготовки кадров (руководителей ЛПУ, врачей, медико-социальных работников, среднего медицинского персонала);
изменение системы аттестации медицинских работников на основе внедрения квалификационных требований для различных категорий медицинского персонала;
определение приоритетности основных направлений подготовки специалистов для здравоохранения;
подготовка и переподготовка медицинских специалистов по основным приоритетным направлениям, в том числе и на базе ведущих медицинских центров России и за рубежом.
4.2.11. Укрепление и развитие материально-технической базы муниципальных ЛПУ, планирование, строительство и реконструкция ЛПУ с учетом градостроительных норм.
В настоящее время состояние материально-технической базы муниципальных ЛПУ не соответствует норме, только треть их мощности отвечает нормативным требованиям.
Исходя из оценки существующей материально-технической базы учреждений здравоохранения на территории, строительство новых амбулаторно-поликлинических учреждений для оказания медицинской помощи взрослому населению не требуется.
Существует недостаток учреждений по оказанию скорой и неотложной помощи детскому населению.
Основные направления вложения финансовых средств в реконструкцию и капитальное строительство в 1998-2000 годах:
реконструкция:
приемных отделений стационаров;
отделений реанимации и интенсивной терапии;
операционных;
системы жизнеобеспечения;
окончание строительства:
детской больницы N 4 на 120 коек в 1998 году;
терапевтического корпуса больницы скорой медицинской помощи N 2 в 2000-2005 гг.;
хирургического корпуса для детей на 240 коек на территории муниципальной больницы N 25 до 2003 г.;
женской консультации на 250 посещений в смену в Советском районе;
проектирование и строительство детского корпуса на 200 коек в детской больнице N 1 в 1999-2003 гг.;
строительство гинекологического корпуса на 60 коек в больнице N 11 в 1999-2003 гг.;
строительство поликлиники на Гусинобродском жилмассиве на 250 посещений в 2000-2005 гг.
Структура управления здравоохранением на уровне
города (проект)
/---------------------------\
| Начальник управления |
\---------------------------/
/-------------------------------------------------\
/-----------------\/--------------\/--------------\/-------------\
|Заместитель по ||Заместитель по||Заместитель по||Бухгалтерия, |
|организации и ||экономике и ||материально - ||отдел кадров,|
|контролю качества||медицинскому ||техническому ||юридическая |
|лечебно - ||страхованию ||обеспечению ||служба и |
|профилактической || ||ЛПУ ||гражданская |
|помощи || || ||оборона |
\-----------------/\--------------/\--------------/\-------------/
| \----------\ \------------\ \----------\
/-----------------\|/--------------\|/-------------\|/---------------\
|Отдел по |||Организационно|||Планово - |||Отдел по |
|организациии |||-методический |||экономический|||контролю за |
|контролю качества|||отдел |||отдел |||реконструкцией,|
|лечебно - ||| ||| |||капитальным |
|профилактической ||| ||| |||ремонтам и |
|помощи взрослому ||| ||| |||строительству |
|населению ||| ||| |||объектов |
| ||| ||| |||здравоохранения|
\-----------------/|\--------------/|\-------------/|\---------------/
| \\ |
/-----------------------------------\|-------------\\----------------\
|Отдел по | |Отдел ||Отдел \-\|Отдел по |
|организации и | |статистического||экономического ||обеспечению |
|контролю качества| |анализа и ||анализа и ||лекарственными|
|лечебно - | |прогнозирования||прогнозирования||средствами и |
|профилактической | | || ||медицинским |
|помощи женщинам и| | || ||оборудованием |
|детям | | || || |
\-----------------/ \---------------/\------------- -/\--------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Мэра г. Новосибирска от 14 апреля 1998 г. N 338 "Об утверждении "Основных направлений реформирования и развития муниципальной системы здравоохранения г.Новосибирска на 1998-2000 гг."
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Мэра г. Новосибирска от 21 ноября 2003 г. N 2441 настоящий документ признан утратившим силу