Определение Верховного Суда РФ от 26 ноября 2015 г. N 310-КГ15-13228
Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вист-Сервис" (г. Брянск) на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.12.2014 по делу N А09-7805/2014, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.06.2015 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вист-Сервис" (далее - общество, налогоплательщик, заявитель) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (г. Брянск, далее - инспекция, налоговый орган) о признании частично недействительным решения от 22.04.2014 N 14, установила:
общество обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения инспекции от 22.04.2014 N 14, принятого по результатам выездной налоговой проверки в части привлечения заявителя к налоговой ответственности в виде штрафа на общую сумму 129 082 рублей, доначисления 2 517 121 рублей налогов, в том числе 1 204 363 рублей налога на добавленную стоимость, 1 312 758 рублей налога на прибыль, а также начисления соответствующих сумм пеней.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.12.2014 в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015 решение суда оставлено без изменения.
Арбитражный суд Центрального округа постановлением от 25.06.2015 принятые судебные акты оставил без изменения.
В кассационной жалобе общество ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в связи с допущенным нарушением судами норм материального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении доводов общества по материалам истребованного дела установлены основания для передачи кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Основанием для доначисления обществу налога на добавленную стоимость в сумме 22 881 рублей, начисления 4 916 рублей пеней и взыскания 2 287 рублей штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) послужил вывод налогового органа о нарушении заявителем положений подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса в связи с тем, что общество при получении в 2011 году субсидии из бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенного по договору лизинга имущества, не восстановило налог, ранее принятый заявителем к вычету. При этом налоговым органом сделан вывод, что указанные субсидии предоставлены налогоплательщику из федерального бюджета.
Как установлено судами, в рамках ведомственной целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области" (2010 - 2012 годы) и на основании постановления администрации Брянской области от 28.09.2011 N 866 обществу была предоставлена субсидия в размере 150 000 рублей на возмещение затрат по уплате авансового платежа по договору лизинга (финансовой аренды) от 08.11.2011 N 11-1 на приобретение автомобиля ГАЗ-66 стоимостью 600 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении требования в указанной части, суды трех инстанций, проанализировав положения подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса, статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также сославшись на постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства", пришли к выводу о наличии у общества обязанности по восстановлению 22 881 рублей налога на добавленную стоимость, ранее предъявленного к вычету, поскольку субсидия в сумме 150 000 рублей на возмещение затрат, связанных с приобретением автомобиля ГАЗ-66 по договору лизинга, по мнению судов, выделена обществу из федерального бюджета.
При этом суды отклонили довод заявителя о том, что указанные средства были зачислены в бюджет субъекта Российской Федерации и выделены обществу из областного бюджета, указав, что независимо от механизма распределения денежных средств и источника финансирования указанных мероприятий, правовая природа происхождения средств в целях учета при налогообложении НДС не изменяется.
Не соглашаясь с названными выводами судов по указанному эпизоду, общество в кассационной жалобе ссылается на допущенные судами нарушения норм материального права и приводит следующее правовое обоснование своей позиции.
Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса установлено, что субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, предоставляются - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти.
Субсидия на компенсацию расходов по договору лизинга получена обществом на основании постановления субъекта Российской Федерации, в связи с чем ее нельзя отнести к субсидиям, выделяемым из федерального бюджета ввиду несоответствия критериям, установленным подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса и подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса.
Кроме того, по мнению заявителя, судами трех инстанций не учтено, что в соответствии с Соглашением от 20.10.2011 N 136-14Б-11, заключенным м
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 26 ноября 2015 г. N 310-КГ15-13228 по делу N А09-7805/2014
Текст определения официально опубликован не был