Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 ноября 2015 г. N 35-АПГ15-36
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Меркулова В.П.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению открытого акционерного общества "Тверской вагоностроительный завод" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Тверской вагоностроительный завод" на решение Тверского областного суда от 19 марта 2015 года, которым в удовлетворении заявления ОАО "Тверской вагоностроительный завод" отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя администрации г. Твери Репиной О.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
ОАО "Тверской вагоностроительный завод" (далее - Общество) обратилось в Тверской областной суд с заявлением о пересмотре и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100216:12, общей площадью 6 466,3 кв.м, расположенного по адресу: г. Тверь, Петербургское шоссе, д. 39, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - дворец культуры, в размере его рыночной стоимости, равной 16 741 000 руб.
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на то, что является арендатором указанного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности г. Твери. Размер арендной платы за использование указанного земельного участка определяется по формуле, учитывающей, среди прочего, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка, определенная на основании постановления администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" по состоянию на 1 января 2007 г. составила 78 575 567,76 руб. Тогда как согласно отчету об оценке, выполненному ООО "Капитал Оценка", рыночная стоимость данного земельного участка на 1 января 2007 г. составляла 16 741 000 руб.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что влияет на размер уплачиваемой арендной платы, заявитель просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Судом к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра по Тверской области), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений по Тверской области, администрация МО Тверской области "город Тверь".
Решением Тверского областного суда от 19 марта 2015 г. в удовлетворении заявления Общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
От представителя Управления Росреестра по Тверской области поступили возражения на апелляционную жалобу.
Представители Общества, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений по Тверской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании ч. 2 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, приняв во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела приказом министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2014 г. N 13-нп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2013 года, подлежащие применению с 1 января 2015 года, пришел к выводу о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100216:12, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2007 года, то есть на прежнюю дату кадастровой оценки, правового значения не имеет, в связи с чем защита прав заявителя путем установления неактуальной кадастровой стоимости невозможна.
С данным выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является арендная плата, для определения которой за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическим лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Следовательно, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд у заявителя существовало право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, то дело об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены результаты очередной кадастровой оценки.
Суд первой инстанции в качестве основания для отказа в удовлетворении заявления указал, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов на территории Тверской области утверждены по состоянию на 1 января 2013 года, в связи с чем установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100216:12 по состоянию на 1 января 2007 года не затрагивает права заявителя, так как ранее утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земельных участков утрачивают силу, становятся неактуальными и не подлежат применению, однако суд не учел, что согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьёй 24.18 названного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
В данном случае Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка 12 декабря 2014 года, в связи с чем вправе ставить вопрос об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные приказом министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2014 г. N 13-нп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области, применяются с 1 января 2015 года.
Дата формирования перечня объектов недвижимости, подлежащей государственной кадастровой оценке (в данном случае 1 января 2013 г.), является датой, по состоянию на которую произведена оценка, а не датой, с которой эту оценку следует применять.
Таким образом, установленная судом рыночная стоимость подлежит применению с 1 января 2014 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
В подтверждение доводов о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100216:12 его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года заявителем был представлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 24 октября 2014 г. N 459/14, подготовленный по заказу ОАО "Тверской вагоностроительный завод" оценщиком ООО "Капитал Оценка", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года составляет 16 741 000 рублей.
Полагая, что названный отчет не соответствует требованиям Федеральных стандартов оценки и не может являться надлежащим доказательством по делу, представитель администрации г. Твери в судебном заседании суда апелляционной инстанции 5 августа 2015 г. заявил ходатайство о проведении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 августа 2015 года ходатайство представителя администрации г. Твери Репиной О.Ю. было удовлетворено, и по делу назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года, а производство по делу приостановлено до истечения срока проведения экспертизы и получения экспертного заключения. Проведение экспертизы поручено эксперту-оценщику ООО "Андреев Капиталь" Чайкину А.С. На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100216:12, общей площадью 6 466,3 кв.м, расположенного по адресу: город Тверь, Петербургское шоссе, дом 39, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - дворец культуры, по состоянию на 1 января 2007 года.
Судебная экспертиза названным экспертом проведена, представлено заключение, в соответствии с которым определена рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2015 года производство по данному делу возобновлено.
Из материалов дела следует, что ОАО "Тверской вагоностроительный завод" на основании договора аренды от 4 мая 2009 года N 44-1 является арендатором находящегося в муниципальной собственности земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:40:0100216:12, общей площадью 6466,3 кв.м, расположенного по адресу: г. Тверь, Петербургское шоссе, 39, предоставленного администрацией города Твери названному Обществу, для использования под нежилое строение на срок с 4 мая 2009 года по 15 марта 2021 года.
В соответствии с приложением N 1 к договору аренды от 4 мая 2009 года N 44-1 размер арендной платы за использование указанного земельного участка определяется по формуле, учитывающей, среди прочего, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 13 июля 2003 года.
Постановлением администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тверской области по состоянию на 1 января 2007 года.
На основании указанного постановления в государственный кадастр недвижимости внесена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100216:12 в размере 78 575 567 рублей 76 копеек.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 1 октября 2015 года N 15-377э, проведенной экспертом-оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Андреев Капиталь", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100216:12, общей площадью 6 466,3 кв.м, расположенного по адресу: город Тверь, Петербургское шоссе, дом 39, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - дворец культуры, по состоянию на 1 января 2007 года составляет 27 447 000 (Двадцать семь миллионов четыреста сорок семь тысяч) рублей.
Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством и соответствует требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, у него имеется специальное высшее образование, стаж экспертной работы; само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования дан ответ на поставленный вопрос.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100216:12 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года согласно указанному заключению эксперта.
Поскольку судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, повлекшие невозможность принятия законного и обоснованного решения, то принятое им решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявления и установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости в размере 27 447 000 (Двадцать семь миллионов четыреста сорок семь тысяч) рублей.
Доказательств того, что рыночная стоимость земельного участка является иной, чем отражено в судебном экспертном заключении, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы не просили.
На основании положений статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации расходы на проведение экспертом- оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Андреев Капиталь" Чайкиным А.С. экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка надлежит возложить на администрацию города Твери.
Руководствуясь статьями 82, 111, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тверского областного суда от 19 марта 2015 года отменить. Принять по делу новое решение, которым заявление открытого акционерного общества "Тверской вагоностроительный завод" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100216:12, общей площадью 6 466,3 кв.м, расположенного по адресу: город Тверь, Петербургское шоссе, дом 39, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - дворец культуры, по состоянию на 1 января 2007 года в размере 27 447 000 (Двадцать семь миллионов четыреста сорок семь тысяч) рублей, на период с 1 января 2014 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления открытого акционерного общества "Тверской вагоностроительный завод" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, считать 12 декабря 2014 года.
Расходы на проведение экспертом-оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Андреев Капиталь" Чайкиным А.С. экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка возложить на администрацию города Твери.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 ноября 2015 г. N 35-АПГ15-36
Текст определения официально опубликован не был