Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 47-АПГ15-24
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Абакумовой И.Д.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Ерпылёва И.В. о признании не соответствующим закону постановления Правительства Оренбургской области от 25 марта 2015 года N 185-п "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 21 октября 2008 года N 377-п"
по апелляционной жалобе Ерпылёва И.В. на решение Оренбургского областного суда от 25 мая 2015 г., которым в удовлетворении его заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения Ерпылёва И.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Губернатора Оренбургской области Курманбаева Ж.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
25 марта 2015 г. Правительством Оренбургской области принято постановление N 185-п "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 21 октября 2008 г. N 377-п" (далее - Постановление N 185-п), которое было опубликовано 25 марта 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном издании - газете "Оренбуржье" от 26 марта 2015 г., N 39.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 21 октября 2008 г. N 377-п утверждено Положение о микропроцессорной пластиковой карте "Социальная транспортная карта", которое регулирует порядок выдачи и использования указанной социальной карты в целях улучшения транспортного обслуживания граждан льготных категорий, имеющих право проезда на пассажирском автомобильном и наземном электрическом транспорте общего пользования на всех муниципальных регулярных маршрутах, включая садовые маршруты, на территории Оренбургской области.
Оспариваемым заявителем постановлением Правительства Оренбургской области от 25 марта 2015 г. N 185-п в постановление Правительства Оренбургской области от 21 октября 2008 г. N 377-п внесены изменения, в соответствии с которыми количество поездок по социальной транспортной карте в течение месяца с даты активации не может превышать шестидесяти (пункт 15 приложения к Постановлению). Предусмотрено, что указанный пункт вступает в силу с 1 апреля 2015 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
Ерпылёв И.В. обратился в Оренбургский областной суд с заявлением (с учётом уточнения) о признании противоречащим законодательству и недействующим Постановления N 185-п от 25 марта 2015 года, ссылаясь на то, что он является инвалидом 3 группы, в связи с чем ему выдана социальная транспортная карта для проезда на общественном транспорте на территории Оренбургской области.
По мнению заявителя, оспариваемый нормативный правовой акт, которым ограничено количество поездок по социальной транспортной карте в течение месяца до шестидесяти, ухудшает уровень социальной защиты льготных категорий граждан в сравнении с ранее достигнутым, нарушает его права, поскольку ранее в Оренбургской области было установлено право безлимитного проезда по социальной транспортной карте в течение месяца.
Считал, что данный нормативный правовой акт противоречит требованиям положения преамбулы и статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" и "Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которыми установлено, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Также полагал, что нарушен порядок принятия названного Постановления от 25 марта 2015 г. N 185-п, в частности правила введения его в действие и опубликования, поскольку оспариваемое постановление неправомерно введено в действие с 1 апреля 2015 года, то есть через пять дней после его официального опубликования, что противоречит части 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которой законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Решением Оренбургского областного суда от 25 мая 2015 г. в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе Ерпылёвым И.В. ставится вопрос об отмене судебного постановления, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель заинтересованного лица Правительства Оренбургской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим оспариваемого постановления, суд первой инстанции исходил из того, что оно принято в пределах полномочий Правительства Оренбургской области, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, при этом не установлено противоречий оспариваемого постановления федеральному законодательству или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалов дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты граждан, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу части 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Меры социальной поддержки отдельных категорий жителей Оренбургской области определены Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 марта 2009 г. N 118-п "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта на территории Оренбургской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Оренбургской области".
В соответствии с названным постановлением Правительства Оренбургской области от 27 марта 2009 г. N 118-п и утвержденным им Порядком обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории Оренбургской области, определяется механизм предоставления отдельным категориям граждан права проезда на пассажирском автомобильном и электротранспорте общего пользования городского (внутрипоселкового), пригородного сообщений, включая маршруты, по которым обеспечивается проезд граждан до садовых, огородных и дачных земельных участков и обратно, по единому льготному проездному билету или микропроцессорной пластиковой карте "Социальная транспортная карта", действующим на территории Оренбургской области.
Предусмотрено, что право приобретения единого льготного проездного билета или получения социальной транспортной карты имеют проживающие на территории Оренбургской области лица, из числа указанных в документе категорий, в том числе предусмотренные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Оренбургской области от 21 октября 2008 г. N 377-п утверждено Положение о микропроцессорной пластиковой карте "Социальная транспортная карта", которым регулируется порядок выдачи и использования микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта".
Пункт 15 раздела IV "Порядок использования социальной транспортной карты" данного Положения в первоначальной редакции предусматривал, что количество поездок по социальной транспортной карте в течение месяца с даты активации не ограничено.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 марта 2015 г. N 185-п в постановление Правительства Оренбургской области от 21 октября 2008 г. N 377-п (в редакции постановлений правительства Оренбургской области от 10 сентября 2009 г. N 482-п, от 10 ноября 2010 г. N 810-п, от 20 августа 2014 г. N 598-п) внесены изменения, согласно которым в пункте 15 приложения к Постановлению слово "не ограничено" заменено словами "не может превышать 60 (шестидесяти)".
Разрешая заявленные требования, с учетом анализа приведенного законодательства, суд первый инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, поскольку бесплатный проезд отдельной категории граждан на общественном транспорте не предусмотрен ни федеральным законодательством, ни постановлением субъекта, действовавшим до принятия оспариваемого постановления.
Поскольку предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, о которых идет речь в данном случае, является расходным обязательством Оренбургской области, с учетом предоставленных ему полномочий Правительство Оренбургской области вправе было определять порядок предоставления таких мер социальной поддержки, а также принять постановление о внесении в него изменений.
Кроме того, оспариваемое постановление не изменяет порядок реализации льгот, а устанавливает определенное количество поездок по социальной карте, что не свидетельствует об уменьшении объема социальных гарантий, в том числе для категории инвалидов, к которой относится заявитель.
Правильным является также вывод суда о том, что порядок принятия оспариваемого постановления не нарушен, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" порядок обнародования закона субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлен специальный срок вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина. Такие акты вступают в силу не ранее, чем через десять дней после их официального опубликования.
Не соглашаясь с доводом заявителя о том, что оспариваемое постановление вступает в силу через десять дней после официального опубликования, суд правильно указал в решении, что специальный порядок вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации применим к тем законам и нормативным правовым актам, которые приняты непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, названных в пункте "б" части 1 статьи 72 Конституции РФ, тогда как оспариваемое постановление регулирует вопросы дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Как следует из материалов дела (л.д. 9) и установлено судом, оспариваемое постановление Правительства Оренбургской области от 25 марта 2015 года N 185-п опубликовано 25 марта 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании - газете "Оренбуржье" от 26 марта 2015 г., N 39. Согласно пункту 3 данного постановления оно вступает в силу после его официального опубликования, за исключением подпункта 1.2. пункта 1, который вступает в силу с 1 апреля 2015 года. Данное указание на срок вступления в силу оспариваемого постановления соответствует пункту 1 статьи 55 Закона Оренбургской области от 14 марта 2002 года N 455/380-11-ОЗ "О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области", в соответствии с которым постановления Правительства Оренбургской области нормативного характера вступают в силу одновременно на всей территории Оренбургской области после их официального опубликования, если в самих актах не указан иной срок вступления их в силу.
Таким образом, оспариваемый правовой акт принят и вступил в силу в установленном вышеназванным законом субъекта Российской Федерации порядке.
Поскольку при рассмотрении дела судом не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, Судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Оренбургского областного суда от 25 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ерпылёва И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 47-АПГ15-24
Текст определения официально опубликован не был