Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2015 г. N 50-АПГ15-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" о признании недействующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 г. N 660/78 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2015 год" по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Омского областного суда от 24 июля 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Дубовой Е.В., Кобылянского С.Н., Левинского А.И., Якименко С.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири", общество) обратилось в Омский областной суд с заявлением о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 26 декабря 2014 г. N 660/78 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2015 год" в части одноставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии на первое и второе полугодия 2015 года для прочих потребителей, установленных в пункте 1.1 приложения N 1 к приказу, по диапазонам напряжения ВН, CH-I, СН-II, НН; двухставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных в пункте 1.2 приложения N 1 к приказу на первое полугодие 2015 года для прочих потребителей в части ставок на содержание электрических сетей и на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях, по диапазонам напряжения ВН, CH-I, СН-II, НН (пункт 1.2.1, графы 4-7); двухставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных в пункте 1.2 приложения N 1 к приказу на второе полугодие 2015 года для прочих потребителей, в части ставок на содержание электрических сетей и на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях, по диапазонам напряжения ВН, CH-I, СН-II, НН (пункт 1.2.2, графы 8-11); одноставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям субъекта Российской Федерации, установленных в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4 приложения N 3 к приказу; необходимой валовой выручки общества, установленной в пункте 44 приложения N 1 к приказу.
Решением Омского областного суда от 24 июля 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "МРСК Сибири" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей заявителя, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).
Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, на основании долгосрочных параметров регулирования, которые включают в себя базовый уровень подконтрольных расходов; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (начиная с 2014 года для первого и (или) последующих долгосрочных периодов регулирования - уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям); уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Как следует из материалов дела, ОАО "МРСК Сибири" оказывает услуги по передаче электрической энергии через технические устройства электрических сетей.
В отношении филиала заявителя - ОАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" с 2012 г. до 2017 г. РЭК Омской области применяет метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В РЭК Омской области поступило заявление общества о корректировке долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии сторонним потребителям по сетям филиала общества на 2015 год с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Оспариваемым приказом установлены и введены в действие с календарной разбивкой единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области согласно приложению N 1 к данному приказу.
При этом по результатам экспертизы представленных материалов орган регулирования уменьшил расходы на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии. Из экспертного заключения РЭК Омской области следует, что принятые расходы в сумме 867 412,91 тыс. руб. определены из расчета объема нормативных потерь 348,065 млн. кВт.ч., прогнозного тарифа покупки 1 272,55 руб./тыс. кВт.ч. на первое полугодие 2015 года и объема нормативных потерь 341,445 млн. кВт.ч., прогнозного тарифа покупки 1 243,19 руб./тыс. кВт.ч. на второе полугодие 2015 года. Тариф покупки потерь определен с учетом предельных уровней тарифов, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 9 декабря 2014 г. N 296-э/2 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2015 год". Корректировка по данной статье в сторону уменьшения составила 416 275,8 тыс. руб.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что указанные расходы органом регулирования определены правильно, в том числе указав, что тариф покупки потерь определен с учетом предельных уровней тарифов, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 9 декабря 2014 г. N 296-э/2.
Вместе с тем согласно пункту 81 Основ ценообразования стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, - на основании индикативных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую в неценовых зонах оптового рынка, установленных Федеральной антимонопольной службой для соответствующего субъекта Российской Федерации, и на основании цен на электрическую энергию (мощность), установленных для производителей (поставщиков) электрической энергии - субъектов розничных рынков; для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях ценовых зон оптового рынка, на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования; с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.
Омская область включена в перечень территорий, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности, согласно приложению N 1 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172.
Прогноз свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию и мощность на 2015 год по субъектам Российской Федерации опубликован на сайте некоммерческого партнерства "Совет рынка". Прогнозные цены на электрическую энергию и на мощность для Омской области указаны в строках 76 таблицы 3 и таблиц 5, 6 соответственно и отличаются от показателей, использованных РЭК Омской области при расчете названных расходов.
Таким образом, органом регулирования не применены официальные данные о прогнозных рыночных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию в ценовой зоне оптового рынка, что привело к занижению необходимой валовой выручки в указанной части на 414 235 тыс. руб.
В случае превышения предельных уровней тарифов органу регулирования надлежало направить в Федеральную службу по тарифам (в настоящее время - Федеральная антимонопольная служба) заявление о согласовании решения об установлении тарифов на уровне выше максимального в соответствии с Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 7 декабря 2004 г. N 236-э. Однако доказательств соблюдения указанного порядка в материалы дела не представлено.
Кроме того, согласно дополнительным пояснениям РЭК Омской области от 3 июля 2015 г. N ИСХ-15/РЭК-3540, представленным при рассмотрении дела в суде первой инстанции (т. 2, л.д. 160-163), орган регулирования признал обоснованными требования ОАО "МРСК Сибири" в части учета расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии в сумме 355 136,21 тыс. руб.
С учетом изменений, внесенных в оспариваемый нормативный правовой акт приказом РЭК Омской области от 26 июня 2015 г. N 121/36 в соответствии с пунктом 4 и пунктом 1 постановлений Правительства Российской Федерации от 11 мая 2015 г. N 458 и от 28 мая 2015 г. N 50, расходы по данной статье учтены в размере 27 569,7 тыс. руб.
Между тем суд первой инстанции не принял во внимание указанное обстоятельство и отклонил доводы общества о допущенных нарушениях при определении расходов на покупку потерь электрической энергии.
Из материалов дела также следует, что корректировка необходимой валовой выручки общества выполнена органом регулирования в порядке, определенном пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э, а именно по формуле 2. Размер необходимой валовой выручки составил 4 521 246,85 тыс. руб.
При этом РЭК Омской области установила, что плановый объем необходимой валовой выручки заявителя на 2013 год в размере 5 799 053,36 содержал подконтрольные расходы в размере 1 663 308,1 тыс. руб.
Однако по данным бухгалтерского учета фактические подконтрольные расходы составили 1 579 439 тыс. руб. Данная величина откорректирована органом регулирования и уменьшена на 9 286,16 тыс. руб.
Обществом также заявлена недополученная товарная выручка за 2013 год в размере 22 830,79 тыс. руб. Значение фактической выручки откорректировано РЭК Омской области до 5 759 233,04 тыс. руб. Отклонение по недополученной товарной выручке составило 39 820,32 тыс. руб., которое органом регулирования не учтено.
Суд первой инстанции указал, что сложившаяся экономия по подконтрольным расходам достаточна для покрытия всех расходов, в том числе по недополученной товарной выручке.
Вместе с тем Судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы о несоблюдении РЭК Омской области пункта 6 упомянутых методических указаний, согласно которому уровень подконтрольных расходов как долгосрочный параметр регулирования не меняется, за исключением предусмотренной формулой 2 ежегодной индексации расходов на индекс потребительских цен.
Таких оснований для "зачета" недополученной товарной выручки в счет экономии подконтрольных расходов действующие нормативные акты в сфере электроэнергетики не содержат.
С учетом изложенного у органа регулирования отсутствовали правовые основания для зачета недополученной товарной выручки в счет экономии подконтрольных расходов.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления ОАО "МРСК Сибири".
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 24 июля 2015 г. отменить, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2015 г. приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 г. N 660/78 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2015 год" в части одноставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии на первое и второе полугодия 2015 года для прочих потребителей, установленных в пункте 1.1 приложения N 1 к приказу, по диапазонам напряжения ВН, CH-I, СН-II, НН; двухставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных в пункте 1.2 приложения N 1 к приказу на первое полугодие 2015 года для прочих потребителей в части ставок на содержание электрических сетей и на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях, по диапазонам напряжения ВН, CH-I, СН-II, НН (пункт 1.2.1, графы 4-7); двухставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных в пункте 1.2 приложения N 1 к приказу на второе полугодие 2015 года для прочих потребителей, в части ставок на содержание электрических сетей и на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях, по диапазонам напряжения ВН, CH-I, СН-II, НН (пункт 1.2.2, графы 8-11); одноставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям субъекта Российской Федерации, установленных в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4 приложения N 3 к приказу; необходимой валовой выручки общества, установленной в пункте 44 приложения N 1 к приказу.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2015 г. N 50-АПГ15-11
Текст определения официально опубликован не был