1. По вопросу применения положения о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией при запросе котировок.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в действиях Заказчика при проведении запрос котировок на право заключения государственного контракта на оказание переводческих услуг.
Комиссией проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно части 3.1 статьи 73 Закона о контрактной системе участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе информации и документов, не допускается.
На основании изложенного, действия Заказчика, не установившего в извещении о проведении Запроса котировок требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией, соответствует Закону о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что пунктом 2.3 раздела I "Общие положения" извещения о проведении Запроса котировок Заказчиком установлены требования к составу заявки на участие в запросе котировок.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно извещению о проведении Запроса котировок предоставление копии лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации в составе заявки на участие в Запросе котировок не требуется. Указанная лицензия предоставляется исполнителем при оказании услуг, являющихся предметом контракта, в соответствии с пунктом 7 "Особые условия оказания услуг" Приложения N 3 "Техническое задание" к извещению о проведении Запроса котировок: "В связи с тем, что в ходе оказания Услуг Исполнителю могут быть предоставлены для перевода документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" и постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333. Исполнитель обязан представить Заказчику копию лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации, подтверждающую право на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну".
На основании изложенного, требование Заказчика о предоставлении исполнителем при оказании услуг, являющихся предметом контракта, копии лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации, подтверждающей право на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не противоречит Закону о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 13.10.2015 N ВП-99/15)
2. По вопросу продления сроков подачи заявок на участие в конкурсе.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при проведении конкурсов на право заключения контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции участков автомобильной дороги.
Проведя внеплановую проверку действий заказчика, комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, или, если в извещение о проведении открытого конкурса такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в отношении конкретного лота должен быть продлен.
На заседании Комиссии установлено, что 18.08.2015 в извещение о проведении Конкурса внесены изменения, при этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе - 01.09.2015 в 10:00, то есть на десятый рабочий день.
Таким образом, действия Заказчика, не продлившего срок подачи заявок на участие в Конкурсе, нарушают часть 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 22.10.2015 N П-583/15).
3. По вопросу установления требований к участникам закупок, а также начисления штрафов, пеней.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обслуживанию, ремонту эксплуатационных систем зданий и санитарному содержанию служебных помещений и территории.
Проведя внеплановую проверку действий заказчика, комиссия установила следующее.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о наличии у исполнителя трудовых ресурсов.
3. В документации об Аукционе установлено ненадлежащее требование к товарам, подлежащим поставке в рамках исполнения контракта, что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
4. В документации об Аукционе установлены излишние требование к товарам, используемые для оказания услуг.
В части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит положений о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требование, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 6 Технического задания документации об Аукционе:
"Состав эксплуатационного персонала и порядок оказания услуг
Количество сотрудников (не менее) Сроки проведения услуг
Начальник участка (менеджер объекта) - 1,
уборщик административных зданий - 9,
уборщик служебной территории - 2,
тракторист (в зимнее время) - 1,
слесарь (маляр-штукатур) по мелким заявкам - 1,
слесарь-сантехник - 4,
слесарь-электрик - 4. 7-30 до 16-30
Уборка кабинетов, санитарных узлов, уборка коридоров, переходов, лестничных маршей, мест общего пользования с:
7-30 до 10-30 ч - 8 человек;
7-30 до 16-30 ч - 1 человек.
Уборка служебной территории, с:
7-00 до 16-00 - 2 человека (в летний период);
7-00 до 16-00 - 3 человека (в зимний период).
Работы по мелким заявкам
8-00 до 17-00
Круглосуточное дежурство слесаря-электрика и слесаря-сантехника с 9.00 до 9.00 следующих суток.
Регламент работы сотрудников в нерабочее время обусловленный необходимостью (устранение аварийных ситуаций, выпадение снега, работы которые в иное время выполнить невозможно) устанавливает начальник участка (менеджер объекта) по согласованию с Заказчиком.
Изучив вышеизложенное, Комиссией установлено, что Техническое задание документация об Аукционе содержит требование к трудовым ресурсам.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование к трудовым ресурсам нарушают часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено ненадлежащее требование к товарам подлежащим использованию в рамках исполнения контракта в подпунктах 68, 64, 69, 90 пункта 7 Технического Задания документации об Аукционе, а именно не установлены надлежащим образом показатели аромата и запаха, в отношении которых участнику закупки следует сделать свое предложение.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе е установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Комиссия, рассмотрев положения подпунктов 64, 68, 69, 90 пункта 7 Технического задания документации об Аукционе, установила, что Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе надлежащим образом не установлены показатели аромата, запаха товаров, используемых при выполнении работ, в отношении которых участнику закупки следует сделать предложение в своей заявке на участие в закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 6.3, 6.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:
"6.3. В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Исполнитель вправе потребовать уплаты штрафа в размере 2 (двух) процентов цены Контракта, что составляет _______(___) руб.
6.5. В случаях ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом (в том числе гарантийного обязательства), за исключением просрочки исполнения обязательства, Заказчик вправе потребовать уплаты штрафа в размере 5 (пяти) процентов от цены Контракта, что составляет _______(___) руб".
Вместе с тем, как следует из извещения о Аукционе, документации об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет
10 500 000 рубля. При это Заказчиком не предусмотрен размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных при цене заключенного контракта ниже 3 млн. рублей.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 02.10.2015 N ВП-73/15).
4. По вопросу осуществления закупок для субъектов малого предпринимательства.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при проведении закупок для субъектов малого предпринимательства.
Проведя внеплановую проверку действий заказчика, комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Пункт 16 статьи 3 Закона о контрактной системе устанавливает, что совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
Согласно части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении совокупного годового объема закупок, в расчет такого объема закупок не включаются закупки: 1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2) услуг по предоставлению кредитов; 3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе; 4) работ в области использования атомной энергии; 5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 30 статьи 112 Закона о контрактной системе при определении совокупного годового объема закупок в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.
Часть 3 статьи 30 Закона о контрактной системе устанавливает, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
Часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе устанавливает, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе и включается в отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчик разместил на Официальном сайте отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за период 2014 года (далее - Отчет). Согласно Отчету, размещенному Заказчиком на Официальном сайте:
1. Совокупный годовой объем закупок (тыс. руб.) составляет - 65 517,76;
2. Совокупный объем закупок, рассчитанный с учетом требований части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе (тыс. руб.) - 16 670;
3. Стоимость заключенных контрактов с СМП/СОНКО (тыс. руб.) - 2 505;
4. Процент закупок, осуществлённых заказчиком для СМП/СОНКО, от общего годового объема закупок (с учетом положений части 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе) - 15,03 процента.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что в 2014 году при проведении аукциона на выполнение работ по ремонту с элементами приспособления помещения N 1 объекта культурного наследия (далее - Аукцион), запроса котировок на закупку канцелярских товаров (далее - Запрос котировок) Заказчиком в документации об Аукционе, извещении о проведении Запроса котировок не установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Также проект контракта документации об Аукционе, извещения о проведении Запроса котировок не содержит требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что исполнили требование, установленное частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем заключения дополнительных соглашений о привлечении к исполнению контракта, субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе не предусматривают исполнение обязательств об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках закупок, не содержащих в документации ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации или требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации.
Таким образом, действия Заказчика, не осуществившего закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме, установленном Законом о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 27.10.2015 N П-587/15).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.