1. Комиссия заказчика должно отбирать победителя закупки по тому порядку оценки заявок, который установлен в документации о закупке заказчиком.
В Московское УФАС России поступила на действия заказчика при проведении открытого запроса котировок на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
При рассмотрении жалобы комиссия Московского УФАС России установила следующие обстоятельства.
В соответствии c Извещением о проведении Закупки установлены характеристики оказываемых услуг: в соответствии с Правилами страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 916.
Согласно Извещению котировочная заявка должна содержать:
1 - заполненную форму котировочной заявки в соответствии с требованиями извещения о проведении запроса котировок (оригинал);
2 - выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП) подлинник, либо нотариально заверенную копию;
3 - оформленный проект договора в 2-х экземплярах.
Пунктом 15 Извещения к участникам закупки установлены следующие требования:
- участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в том числе:
- быть правомочным заключать договор;
- обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора;
- обладать необходимыми сертификатами на товары в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, являющиеся предметом заключаемого договора;
- не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица) или быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом);
- не являться организацией, на имущество которой наложен арест по решению суда, административного органа и (или) экономическая деятельность, которой приостановлена;
- не иметь задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника процедуры закупки, определяемой по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник процедуры закупки считается соответствующим установленному
требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в процедуре закупки не принято;
- участник процедур закупки должен обладать профессиональной компетентностью, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом и репутацией, а также людскими ресурсами, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, системой управления охраной труда, если указанные требования содержатся в документации процедуры закупки.
- не состоять в Реестре недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пунктом 4.7 Положения о закупках комиссия обязана отстранить участника закупочной процедуры на любом этапе его проведения вплоть до заключения договора в следующих случаях:
- установления недостоверности сведении, содержащихся в документах, представленных участником закупки в составе заявки;
- установление факта проведения в отношении участника закупки ликвидации или наличия решения суда о признании участника закупочной процедуры банкротом и об открытии конкурсного производства;
- установление факта приостановления деятельности участника закупки, участника юридического лица, индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- несоответствие заявки требованиям закупочной документации;
- наличия задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды на дату подачи заявки;
- не внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, на момент рассмотрения заявок, если требование об обеспечении заявки указано Заказчиком;
- наличия сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- о наличия в заявке участника закупки, предложения о цене договора, превышающую начальную максимальную) цену договора.
Закон об обязательном страховании регулирует отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Закона об обязательном страховании для опасных объектов, в отношении которых законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов или законодательством о безопасности гидротехнических сооружений не предусматривается обязательная разработка декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения страховая сумма по договору обязательного страхования составляет: 50 миллионов рублей - для опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
В соответствии с частью 9 статьи 7 Закона об обязательном страховании при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.
Согласно части 11 статьи 7 Закона об обязательном страховании порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, понижающий коэффициент принимается исходя из уровня безопасности, который устанавливается профессиональным объединением страховщиков.
Президиумом Национального союза страховщиков ответственности протоколом от 13.04.2011 N 27 утвержден "Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2011 N 808 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуру и порядок применения страховщиками при расчете страховой премии" утверждены страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуру и порядок применения страховщиками при расчете страховой премии (далее - Страховые тарифы).
Базовая ставка страхового тарифа для опасного производственного объекта химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, спецхимии, а также других взрывопожароопасных и вредных производств составляет 0,41% от страховой суммы.
Изучив документацию о Закупке, Комиссия установила, что в составе документации отсутствуют сведения, позволяющие участникам Закупки применять при расчете страховой премии дополнительный понижающий коэффициент, в связи с чем участникам Закупки необходимо руководствоваться нормами действующего законодательства, устанавливающими базовые страховые тарифы по типам опасных объектов. Применительно к объекту, являющимся предметом Закупки, подлежит применению базовая ставка 0,41 от страховой суммы.
Таким образом, страховая премия по каждому объекту обязательного страхования должна составлять 205 000 руб., в отношении двух объектов - 410 000 руб.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что ценовые предложения участников, не соответствующие ранее названной сумме, не могут оцениваться Закупочной комиссией в качестве надлежащих в силу норм действующего законодательства.
Таким образом, оценка заявок на соответствие требованиям документации о Закупке Закупочной комиссией была проведена неправомерно. Отклонение заявок участников, в связи с непредставлением в составе заявке документов, не предусмотренных пунктом 13 Извещении о проведении закупки противоречит Положению о закупке Заказчика, а также Закону о закупках.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу об обоснованности довода Заявителя о нарушении порядка определения победителя Закупки.
Заказчик, не согласившись с решением комиссии, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Вместе с тем, в настоящем случае такие сведения в извещении о проведении закупки отсутствовали, ввиду чего антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о необходимости применения базовых ставок страховых тарифов.
В этой связи, определив победителем лицо, предложившее цену контракта, рассчитанную иным способом, заявитель нарушил порядок определения исполнителя, что в свою очередь, повлекло за собой ущемление прав и законных интересов ЗАО "МАКС", рассчитывавшего страховую премию в соответствии с требованиями действующего законодательства."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2015 г. по делу N А40-60293/2015)
2. Заказчик, устанавливая порядок оценки заявок в документации, должен раскрыть содержание всех критериев.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения договора на выполнение подрядных работ и разработку рабочей документации по капитальному ремонту автомобильной дороги.
В ФАС России поступила на действия (бездействие) заказчика при проведении соответствующей закупки.
Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно статье 7.9 Положения о закупке критерии Конкурса подразделяются на количественные критерии, предусматривающие формализованный алгоритм расчета и сопоставления предложенных Конкурсных Заявок Участниками Конкурса, условий по таким критериям, и качественные критерии, связанные с оценкой полноты, обоснованности и эффективности, технических, инновационных, стоимостных, финансовых, организационно-правовых и иных предложений Конкурсной Заявки Участника Конкурса, не поддающихся прямой количественной оценке. Каждый из Критериев Конкурса может включать подкритерии.
Согласно пункту 5 раздела VI Документации Победителем Конкурса признается Участник Конкурса, который предложил лучшие условия исполнения Договора и Конкурсной Заявке которого присвоен первый номер.
Пунктом 2 Приложения 2 Документации предусмотрено, что оценка и сопоставления заявок осуществляется, в том числе по критерию "Качество выполняемых работ". Значимость критерия "Качество выполняемых работ" составляет 40 (сорок) процентов.
Согласно пункту 3.7 раздела VI Документации закупочная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в Конкурсе в соответствии с критерием "Качество выполняемых работ" оценивает заявки на участие в Конкурсе по следующим подкритериям:
- "Наличие у Участника Конкурса сертифицированной системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2011";
- "Наличие у участника конкурса компетентной лаборатории";
- "Применение новых (инновационных) технологий при выполнении работ, являющихся предметом Договора".
Максимальное количество баллов по подкритерию "Применение новых (инновационных) технологий при выполнении работ, являющихся предметом Договора" критерия "Качество выполняемых работ" составляет 30:
- Участник Конкурса получает 0 баллов при неприменении новых (инновационных) технологий;
- Участник Конкурса получает до 30 баллов за применение новых (инновационных) технологий.
Оценка данного подкритерия производится экспертами заказчика.
По мнению Заявителя оценка участников по указанному подкритерию проводилась в нарушение пункта 3.7 раздела VI Документации, поскольку члены в закупочной комиссии, осуществляющие рассмотрение заявок, не являются экспертами.
Законодательством Российской Федерации не установлены конкретные требования к деятельности экспертов при проведении оценки заявок, порядку их привлечения.
Доказательств, свидетельствующих о том, что члены закупочной комиссии не являются экспертами, Заявителем не представлено.
Таким образом, довод Заявителя в части отсутствия в соответствии с пунктом 3.7 раздела VI Документации у членов закупочной комиссии и правовых оснований оценки заявок на участие в Конкурсе, не нашел своего подтверждения.
Также по мнению Заявителя, предусмотренный Заказчиком по подкритерию "Применение новых (инновационных) технологий при выполнении работ, являющихся предметом Договора" критерия "Качество выполняемых работ" ограничивает количество участников Конкурса.
Из Документации не представляется возможным однозначно определить, какие технологии относятся к новым (инновационным). Установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшие условия исполнения договора, содержащиеся в заявках на участие в Конкурсе, поскольку не установлено, содержание подкритерию "Применение новых (инновационных) технологий при выполнении работ, являющихся предметом Договора" критерия "Качество выполняемых работ", отсутствует порядок присвоения баллов от 0 до 30.
Таким образом, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Предметом проведения Конкурса является выполнение подрядных работ и разработку рабочей документации по капитальному ремонту автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 740+000 - км 777+050 (обратное направление) в Воронежской области"
Согласно пункту 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства.
Таким образом, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.
Главой 2 Документации предусмотрено, что участнику необходимо разработать рабочую документацию по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 740+000 - км 777+050 (обратное направление) в Воронежской области" в соответствии в том числе с проектной Документацией.
Статьей 7.4 Положения о закупке предусмотрен порядок предоставления Конкурсной Документации: "_Извещение о проведении Конкурса, Конкурсная Документация размещаются Государственной Компанией на Официальном Сайте, на Интернет-сайте Государственной Компании, а также могут быть размещены на ЭТП и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы_".
При этом, Комиссией ФАС России установлено, что проектная Документация не размещена на официальном сайте в составе Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика подтвердили отсутствие проектной Документации на официальном сайте.
Отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, требований к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ приводит к невозможности формирования участником Конкурса заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неразмещении на официальном сайте Проектной Документации в полном объеме в составе Документации, нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Из пункта 5.5 Приложения 6 "Проект договора" Документации следует, что: "_ в случае необходимости Заказчик вправе выплачивать Подрядчику аванс в размере до 30% от стоимости работ на каждый год (в соответствии с п.3.1 настоящего Договора, но не более размера, указанного в п. 1.4. настоящего Договора) после получения от Подрядчика обеспечения исполнения обязательств по настоящему Договору. Погашение аванса осуществляется путем удержания из стоимости работ, выполненных Подрядчиком, сумм пропорциональных доле выплаченного аванса в текущем году к стоимости работ в текущем году. Сумма удержания включается в справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3. Сумма аванса, предусмотренная на текущий год, должна быть погашена в текущем году в полном объеме_".
Таким образом, в подпункте 5.5 Приложения 6 "Проект договора" Документации в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлен надлежащим образом порядок оплаты закупаемых работ.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Подпунктом 21 пункта 1 Документации предусмотрено, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участники Закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с закупочной деятельностью, как непосредственно, так и через своих представителей.
Таким образом, Документацией не предусмотрена возможность участия в Конкурсе нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки либо нескольких физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, что является нарушением части 5 статьи 3 Закона о закупках.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Таким образом, отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Заявителем в данных критериях, и что в целом подразумевается под "новыми (инновационными) технологиями" при выполнении работ, а также какое количество "новых (инновационных) технологий" необходимо указать для того, чтобы получить максимальное количество баллов (30) по данному критерию, не позволяет участнику закупки, сформулировать либо конкретизировать свое предложение в указанной части.
Заявителем не установлен порядок оценки, определяющий зависимость выставления количества баллов (от 0 до 30) от объема представляемых участником сведений в составе заявок по подкритерию "Применение новых (инновационных) технологий при выполнении работ, являющихся предметом Договора".
Таким образом, суд соглашается с выводами ФАС России о том, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшие условия исполнения договора, содержащиеся в заявках на участие в Конкурсе, поскольку не установлено, содержание подкритерию "Применение новых (инновационных) технологий при выполнении работ, являющихся предметом Договора" критерия "Качество выполняемых работ", отсутствует порядок присвоения баллов от 0 до 30.
При этом, суд учитывает, что в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.02.2014 N 3323/13 указано, что отсутствие в действующем законодательстве требования установления в конкурсной документации порядка расчетов баллов и значимости критериев оценки заявок участников, на которое ссылается общество, не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Отсутствие названных критериев и порядка расчетов баллов может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов (его конкурсной или аукционной комиссии).
Кроме того, критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников квалификационного отбора, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2015 г. по делу N А40-75574/2015)
3. В документации о закупке заказчик должен установить исчерпывающий перечень требований к участникам закупки.
Заказчик проводил квалифицированный отбор на право заключения договора на изготовление, поставку и монтаж фасадных вывесок и световых панелей.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении соответствующей закупки.
Руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Согласно пункту 10 Критерии оценки участников основанием для отклонения заявки являются наличие негативной информации в отношении деловой репутации участника и неудовлетворительное финансовое состояние участника, влекущее за собой риски невыполнения обязательств по договору.
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным сделать однозначный вывод, какая информация о деловой репутации признается негативной и какие показатели финансового состояния участника Отбора признаются Заказчиком как неудовлетворительное финансовое состояние участника, влекущее за собой риски невыполнения обязательств по договору.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 9 части 10 статьи 4, пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Вместе с тем, из Документации не представляется возможным сделать вывод, какая информация о деловой репутации признается негативной и какие показатели финансового состояния участника Отбора признаются Заказчиком как неудовлетворительное финансовое состояние участника, влекущее за собой риски невыполнения обязательств по договору.
Таким образом, положение Документации фактически означает лишь констатацию того факта, что Заказчик совершит определенные действия, а именно - оценит заявки, проведет их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика. При этом Документация не содержит никаких положений и перечня документов, негативную деловую репутацию позволяющих установить: как, в каком порядке Заказчик оценит, сопоставит и ранжирует заявки, какой алгоритм действий при этом будет применяться, как будет выявляться предпочтительность той или иной заявки для Заказчика.
Учитывая изложенное, данные действия Заказчика нарушают требования пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение N 223ФЗ-31/15 от 20.02.2015 ФАС России принято ответчиком в рамках его компетенции с соблюдением норм закона, не препятствует осуществлению деятельности заявителя и не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2015 г. по делу N А40-90133/2015)
4. Должностные лица заказчика должны соблюдать сроки размещения информации на официальном сайте.
Заказчик проводил редукцион на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий к зданию Заказчика.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении соответствующей закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе разъяснения документации о закупке.
Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках разъяснения положений Документации размещаются Заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня предоставления указанных разъяснений.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно с пункту 4.2.3 Положения о закупке в ходе проведения закупки Заказчик размещает на официальном сайте разъяснения документации о закупке - не позднее чем в течение трех дней со дня поступления запроса о предоставлении разъяснений, при условии, что такой запрос поступил к Заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Также в соответствии с пунктами 2.2.2 - 2.2.3 Документации:
"...В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос Заказчику. В случае поступления от оператора электронной площадки запроса Заказчик размещает разъяснение положений документации об открытом редукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос, в единой информационной системе в срок, не позднее чем в течение 3 (трех) дней со дня поступления запроса о предоставлении разъяснений, при условии, что такой запрос поступил к Заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном редукционе".
Согласно Извещению:
Дата и время окончания подачи заявок - 10.04.2015 в 10:00.
Согласно документам, представленным на заседании Комиссии ФАС России представителем Оператора, 06.04.2015 на ЭТП подан запрос на разъяснение Заказчиком Документации. 06.04.2015 Заказчику Оператором отправлено автоматическое извещение о поступлении запроса на разъяснение Документации.
Таким образом, разъяснения Документации подлежали размещению на официальном сайте не позднее 09.04.2015.
Согласно документам, представленным на заседании Комиссии ФАС России представителем Оператора, 13.04.2015, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Редукционе, на ЭТП поступил и был размещен ответ на запрос разъяснений Документации.
Оператор пояснил, что ответ на запрос разъяснений Документации автоматически отправлен на официальный сайт (www.zakupki.gov.ru), но не был размещен на нем по причине того, что истек срок окончания подачи заявок.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в неразмещении разъяснения Документации на официальном сайте нарушают требования части 5 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что Документацией не установлена обязанность по размещению разъяснения Документации на ЭТП, довод Заявителя о нарушении сроков размещения разъяснения Документации на ЭТП не нашел своего подтверждения.
Из дополнений Заявителя к жалобе, представленных на заседании Комиссии ФАС России следует, что Заказчиком установлены требования к участникам Редукциона, не относящиеся к предмету закупки.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 2.3.4 Положения о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно разделу 22 Информационной карты Документации в составе заявки на участие в Редукционе необходимо представить дополнительно копии документов, подтверждающих наличие сертифицированных работников, допущенных к сбору отходов 4 класса опасности.
При этом согласно перечню услуг и периодичности их оказания, установленному в техническом задании Документации и приложении к проекту договора, в разделе "Прочие услуги" способом уборки отходов является сортировка (полиэтиленовой пленки картона, макулатуры) для утилизации. Также в техническом задании установлено, что сбор отходов 4 класса осуществляется персоналом, допущенным к выполнению данного вида деятельности и имеющим соответствующие сертификаты.
Представитель Заказчика пояснил, что наличие у участников Редукциона сертифицированных работников, допущенных к сбору отходов 4 класса опасности, необходимо для осуществления услуг по сортировке отходов (полиэтиленовой пленки картона, макулатуры) для утилизации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления": "сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов".
Таким образом, сбор отходов не включает в себя услуги по сортировке для утилизации.
Наличие или отсутствие у участника Редукциона сертифицированных работников, допущенных к сбору отходов 4 класса опасности, не влияет на возможность исполнения обязательств по договору, заключаемому по итогам Редукциона.
Учитывая изложенное, установление требований, указанных в разделе 22 Информационной карты Документации, противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 2.3.4 Положения о закупке, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Таким образом, разъяснения положений Документации подлежали размещению на официальном сайте не позднее 09.04.2015 г.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что такой ответ был дан лишь 13.04.2015, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Редукционе, в связи с чем, как пояснил Оператор ЭТП на заседании Комиссии ФАС России, не был размещен на официальном сайте.
Доводы же Заявителя о нарушении Оператором ЭТП п.п. 19.4.2, 19.4.3 Положения о закупке, раздела 2 Документации, выразившиеся в ненаправления указанного в пункте 2.2.1 Документации запроса, об обратном не свидетельствуют и подлежат отклонению.
Вместе с тем, суд соглашается с доводами антимонопольного органа о том, что работы по уборке помещений и прилегающих территорий к зданию Предприятия не образуют деятельность по сбору опасных отходов, которая в соответствии с действующим законодательством подлежит лицензированию.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что установление требований, указанных в разделе 22 Информационной карты Документации, противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 2.3.4 Положения о закупке, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2015 г. по делу N А40-124784/2015)
5. В соответствии с Законом о закупках в обязанности заказчика входит разъяснение положений документации в случае поступления запроса участника закупки.
Заказчик проводил открытый запрос предложений в электронном виде на право заключения договора на оказание услуг по уборке производственных и служебных помещений зданий и сооружений, уборке территории, очистке кровель от снега и мусора, вывозу твердых бытовых отходов, услуг по содержанию и обслуживанию спортивного инвентаря и оборудования, обеспечению качества воды в бассейнах, контролю и регулировке температурного режима, системы водо- и теплоснабжения на объекте заказчика.
В Московское УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении соответствующей закупки.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 4.2.1 Закупочной документации любой участник запроса предложений вправе направить организатору запроса предложений запрос о разъяснении положений документации по запросу предложений в срок, обеспечивающий получение организатором запроса предложений такого запроса не позднее 3 (трех) рабочих дней до дня окончания подачи заявок на участие в запросе предложений, через ЭТП в порядке, предусмотренном регламентом работы данной ЭТП, или в письменном виде на бланке участника или с печатью участника) за подписью руководителя участника запроса предложений или уполномоченного лица участника запроса предложений по контактным реквизитам организатора запроса предложений для соответствующего вида корреспонденции, указанным в извещении о проведении запроса предложений и в пункте 5 раздела 5 Информационная карта запроса предложений".
Согласно пункту 4.2.2 Закупочной документации Организатор запроса предложений в течение 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем поступления запроса, сделанного в порядке, определенном пунктом 4.2, размещает на официальном сайте и на ЭТП соответствующий ответ с указанием предмета запроса, без ссылки на участника запроса предложений, от которого поступил запрос. Если ответ на указанный запрос требует ответа заказчика, не являющего организатором запроса предложений, то такой ответ размещается на официальном сайте и на ЭТП в течение 1 одного) рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего ответа от заказчика. Если организатор запроса предложений не успел разместить ответ на запрос за 2 (два) рабочих дня до истечения срока подачи заявок на участие в запросе предложений, то организатор запроса предложений переносит окончательный срок подачи заявок на участие в запросе предложений на количество дней задержки, чтобы срок подачи заявок на участие в запросе предложений составлял не менее чем за 2 (два) рабочих дня. Разъяснение положений документации по запросу предложений не изменяет ее сути.
В соответствии с пунктом 13.1.3 Информационной карты Закупочной документации установлено требование к участникам запроса предложений о наличии соответствующих разрешающих документов на осуществление видов деятельности, видов работ, связанные с выполнением договора, право на заключение которого является предметом настоящего запроса предложений, действующими на момент открытия доступа к заявкам (если срок действия истек в связи с переносом срока окончания подачи заявок - действующими на момент изначально установленного в извещении о проведении запроса предложений и настоящей документации срока окончания подачи заявок), в объеме выполняемых работ Указываемых услуг согласно плану распределения видов и объемов выполнения работ /оказания услуг, в том числе:
- лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на проведение микробиологических исследований;
- аттестат аккредитации лаборатории в системе государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно пункту 16.1.3 Информационной карты Закупочной документации участникам необходимо представить следующие документы:
- лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на проведение микробиологических исследований;
- аттестат аккредитации лаборатории в системе государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Пунктом 13.2.2 Информационной карты Закупочной документацииустановлены требования к субподрядчикам/соисполнителям в объеме выполняемых работ оказываемых услуг, а именно о наличии соответствующих разрешающих документов на осуществление видов деятельности, видов работ, связанные с выполнением договора, право на заключение которого является предметом настоящего запроса предложений, действующими на момент открытия доступа к заявкам (если срок действия истек в связи с переносом срока окончания подачи заявок -действующими на момент изначально установленного в извещении о проведении запроса предложений и настоящей документации срока окончания подачи заявок), в объеме выполняемых работ Указываемых услуг согласно плану распределения видов и объемов выполнения работ /оказания услуг, в том числе:
- лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на проведение микробиологических исследований;
- аттестат аккредитации лаборатории в системе государственного санитарно-эпидемиологического надзора
В соответствии с пунктом 16.2.2 Информационной карты Закупочной документации субподрядчикам/соисполнителям в объеме выполняемых работ Указываемых услуг согласно плану распределения видов и объемов выполнения работ Оказания услуг необходимо представить следующие документы:
- лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на проведение микробиологических исследований;
- аттестат аккредитации лаборатории в системе государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно пункту 18 Информационной карты Закупочной документации минимальный объем работ, выше которого требуется предоставление документов субподрядчиком/соисполнителей 5%.
Виды работ и объем привлечения определяется участником самостоятельно если установлено требование о наличии у привлекаемых субподрядчиков/соисполнителей соответствующих разрешающих документов на осуществление видов деятельности, связанных с выполнением договора, право на заключение которого, является предметом настоящего запроса предложений, в объеме выполняемых работ/оказываемых услуг согласно плану распределения видов и объемов выполнения работ/оказания услуг, то каждый привлекаемый субподрядчик/соисполнитель должен отвечать данному требованию независимо от выполняемого/оказываемого таким субподрядчиком/ соисполнителем объема работ/услуг по отношению к общей цене заявки участника запроса предложений.
Комиссия, изучив ответ, данный Заказчиком на представленный Заявителем запрос на разъяснение документации, пришла к выводу, что Заказчиком не были даны ответы, на запрашиваемые Заявителем вопросы. В ответе, представленном Заказчиком представлены ссылки на требования Закупочной документации, не поясняющие Заявителю порядок и случаи, при которых необходимо включать в состав заявки те или иные документы.
При этом пояснения Заказчика, данные в рамках заседания Комиссии, относительно возможности непредоставления участниками Закупки документов требуемых пунктом 16.1.3 Информационной карты Закупочной документации, а именно лицензию и аттестат аккредитации лаборатории, в случае привлечения субподрядчиков/соисполнителей, имеющих соответствующие разрешительные документы, не находит отражения в требованиях, утвержденных в Закупочной документации.
Пунктом 16 Информационной карты Закупочной документации установлено требование о наличии как у самого участника Закупки, так и у привлекаемых субподрядчиков/соисполнителей соответствующих разрешающих документов на осуществление видов деятельности, связанных с выполнением договора, в частности о наличии лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на проведение микробиологических исследований, а также аттестата аккредитации лаборатории в системе государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком не был в надлежащим образом представлен ответ на направленный Заявителем запрос на разъяснения документации.
При этом, озвученный Заказчиком в рамках заседания Комиссии ответ на запрос на разъяснение положений Закупочной документации, изменяет ее суть, что в свою очередь противоречит пункту 4.2.2 Закупочной документации.
На основании изложенного, Комиссия приняла решение о признании довода Заявителя о непредоставлении ответа на запрос на разъяснение положений документации обоснованным.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией было установлено следующее.
Комиссия, изучив заявку ООО "К", установила, что в соответствии с формой 8 представленной в составе заявки участника, для исполнения договора привлекаются следующие субподрядчики /соисполнители: ФГБУЗ "Ц", МУП "У".
Одновременно в заявке ООО "К" представлена Лицензия выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития ФГБУЗ;
Аттестат аккредитации испытательной лаборатории БЮСС.
Разрешительные документы и сведения, требуемые пунктами 13.1.3 и 16.1.3 Информационной карты Закупочной документации, предоставленные ООО "К", в составе заявке участника отсутствуют.
Согласно подпункту "б" пункту 4.14.2.4 Закупочной документации по итогам отборочной стадии закупочная комиссия на своем заседании в отношении каждого участника запроса предложений принимает решение об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора и в порядке, которые установлены в документации по запросу предложений, в связи с несоответствием участника запроса предложений и заявленных участником запроса предложений субподрядчиков/соисполнителей, изготовителей в (случае установления требований), требованиям, установленным в пункте 13 раздела 5 Информационная карта запроса предложений".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о несоответствии заявки ООО "К" требованиям Закупочной документации.
Ранее установленное Комиссией обстоятельство подтверждает факт наличия в Закупочной документации разночтений и двусмысленности толкований требований, как к самим участникам, так и к субподрядчикам/соисполнителям.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, требования пунктов 13.1.3, 13.2.2 Информационной карты Закупочной документации не позволяют однозначно установить требования к участникам Закупки и субподрядчикам/соисполнителям.
Заказчик, не согласившись с решением комиссии, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Основными целями Закона о закупках являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).
При этом, в силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 названного закона заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.
Однако действия заявителя в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствовали.
Так, фактическое отсутствие запрашиваемых разъяснений объективно приводит к нарушению принципа информационной открытости закупки, поскольку лишает ее участников существенной информации о порядке проведения такой закупки, что, в свою очередь, ведет к нарушению принципа равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ).
Кроме того, антимонопольным органом также было установлено, что заявка единственного, принявшего участие в запросе предложений участника - ООО "Калининская АЭС-Сервис" - не соответствует требованиям закупочной документации ввиду отсутствия у данного участника разрешительных документов. Вместе с тем, данное лицо было допущено до участия в процедуре.
Вышеизложенные нарушения заявителем в рамках данного спора не оспариваются и считаются им признанными.
На основании изложенного оспариваемые решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 18.03.2015 по делу N 1-00-388/77-15 антимонопольного органа вынесены в пределах предоставленных законодательством полномочий.
В свою очередь, выданное на основании оспариваемого решения предписание об устранении выявленных нарушений направлено на скорейшее восстановление прав такого участника в административном порядке (ст. 11 ГК РФ), а также недопущение злоупотребления правом со стороны заявителя и ущемления прав и законных интересов участника закупки.
В связи с изложенным, оспариваемые решение и предписание являются законными и обоснованными, заявитель не доказал факта нарушения оспариваемыми актами своих прав в сфере предпринимательской деятельности."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2015 г. по делу N А40-76686/2015)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.