Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 октября 2015 г. N А40-122343/2015
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 20 октября 2015 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
председательствующего - судьи Корогодова И.В. (139-1011),
при ведении протокола секретарем судебного заседания Асадовым Б.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга к ФАС России
третьи лица: Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга, ООО Комплект сервис"
о признании недействительными решения и предписания от 19.03.2015 г. N К-200/15
в заседании приняли участие:
от заявителя - не явился, извещен
от ответчика - Куликова А.Е., дов. от 02.06.2015 г. N ИА/27109/15
от третьих лиц - не явились, извещены
установил:
Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе о признании незаконными решения и предписания от 19.03.2015 г. N К-200/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Заявление мотивировано нарушением антимонопольным органом требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заинтересованное лицо просит отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, ссылается на то, что оспариваемый акт полностью соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.
Представители заявителя, третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Спор возник из административных правоотношений о признании недействительными актов органа, принятых в сфере действия антимонопольного законодательства, который подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.ст. 197 - 201 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 13.03.2015 в ФАС России поступила жалоба ООО "Комплект сервис" (далее - Общество) на действия Заявителя (Заказчик), который, по мнению Общества, при проведении Конкурса нарушил положения Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения указанной жалобы по существу и осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией ФАС России 04.08.2014 принято решение по делу N К-200/15 о признании жалобы Общества необоснованной.
Вместе с тем, в действиях заказчика выявлено нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
19.03.2015 г. Комитету по строительству Правительства Санкт-Петербурга выдано предписание N К-200/15 об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Не согласившись с указанным решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте 02.02.2015.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) вступил в силу 01.01.2014 в соответствии с частью 1 статьи 114 названного закона. Следовательно, проведение Конкурса осуществляется в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728, пунктом 5.3.1.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 331, ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Из содержания частей 1, 3, 4, 5, 6 и 7 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в случае получения обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок установлен статьей 99 и главой 6 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе.
Приказом ФАС России от 31.12.2013 N 893/13 создана Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России), на которую возложены функции, в том числе, по рассмотрению жалоб участников закупок на действия заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок.
Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - Административный регламент). В настоящее время указанный Административный регламент применяется в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия ФАС России при принятии решения выполняла свои функции и осуществляла возложенные на нее законодательством полномочия по контролю в сфере закупок в рамках своей компетенции и в установленном процессуальном порядке.
Суд считает необоснованным довод Заявителя, об отсутствии в его действиях нарушения части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 2.6 проекта государственного контракта установлено: "Подрядчик обязан: Не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией Подрядчик обязуется привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом объем работ, к выполнению которых будут привлечены такие субподрядчики, соисполнители должен составлять не менее 15% (пятнадцать процентов) от цены контракта".
Следовательно, проект государственного контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства. Таким образом, действиями Заказчика, не установившего объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, нарушена часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые решение и предписание от 19.03.2015 по делу N К-200/15 является законными, обоснованными, принятыми в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и не нарушают прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отсутствуют основания для признания судом указанных ненормативных правовых актов недействительными.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Для признания недействительным обжалуемого решения ФАС России необходимо наличие двух обязательных условий, а именно: несоответствие его закону и наличие нарушения прав Заявителя.
Вместе с тем, 27 апреля 2015 г. заказчиком по результатам конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству многофункционального спортивного комплекса для лиц с ограниченными возможностями по адресу: Санкт-Петербург, Яхтенная улица, участок 1 (северо-восточнее пересечения с Камышовой улицей), включая разработку проектной документации стадии РД для нужд Санкт-Петербурга (номер извещения 0172200002515000045) (далее - Конкурс) заключен государственный контракт N 34/ОК-15 с ООО "Строй-Терминал" по начальной (максимальной) цене 1 568 340 353, 31 рубля (далее - Контракт). Таким образом, проведение Конкурса завершено, Контракт в настоящее время находится в стадии исполнения. Данные факты подтверждаются сведениями, размещенными на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) в реестре контрактов.
Таким образом, в настоящее время, оспариваемые решение и предписание никоим образом не ограничивает Заявителя в осуществлении им экономической деятельности.
Суд приходит к выводу, что совокупность условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания их незаконным оспариваемого решения отсутствуют, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).
Судом проверены все доводы заявителя, однако, они не опровергают установленные обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Госпошлина распределяется по правилам ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71, 110, 167 - 170, 176, 197 - 201 АПК РФ, суд решил:
В удовлетворении требований Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга о признании недействительными решения и предписания ФАС России от 19.03.2015 г. по делу N К-200/15 отказать (проверено на соответствие Федеральному закону от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья |
И.В. Корогодов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 октября 2015 г. N А40-122343/2015
Текст решения официально опубликован не был