Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 49-АПГ15-62
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Савостиной О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению открытого акционерного общества "Монтажно-технологическое управление "Кристалл" о признании недействующим в части приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 г. N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" по апелляционной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан приказом от 30 апреля 2014 г. N 557 (далее - Приказ N 557) утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год (далее - Перечень).
В пункт 1698 Перечня включено принадлежащее открытому акционерному обществу "Монтажно-технологическое управление "Кристалл" (далее - ООО "МТУ "Кристалл", общество) на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером 02:55:020606:102 общей площадью 1288,3 кв.м, находящееся по адресу: г. Уфа, Октябрьский р-н, ул. Комсомольская, д. 122 б. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020606:27 с разрешенным видом использования "для размещения и эксплуатации административного здания".
Общество обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 1698 Перечня. В обоснование заявленных требований ООО "МТУ "Кристалл" указало, что здание, включенное в Перечень, расположено на двух земельных участках, вид разрешенного использования которых не предполагает размещение офисных зданий, следовательно, не может быть отнесен к объектам, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости, согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Включение названного здания в Перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "МТУ "Кристалл", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, здание не соответствует признакам административно-делового центра, понятие которого дано в статье 378.2 НК РФ, так как является административным зданием, обеспечивающим производственную деятельность общества. Разрешенное использование земельных участков, на которых расположено здание, не предусматривает размещение на них офисов, акт обследования названного здания составлен с нарушениями действующего порядка.
Относительно апелляционной жалобы Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан представило возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Статьей 2.1. Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 43-з) на территории Республики Башкортостан в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации введен налог на имущество организаций, а статьей 2.1 названного закона предусмотрены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ (в редакции поименованного федерального закона), установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" определение перечня и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, отнесено к компетенции Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Таким образом, Приказ N 557 принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликован в установленном законом порядке.
Суд первой инстанции, признавая правомерным включение здания с кадастровым номером 02:55:020606:102 в Перечень, принял во внимание акты от 10 июля 2015 г. и от 21 июля 2015 г., составленные сотрудником Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по результатам обследований фактического использования названного здания, согласно которым оно предназначено и фактически используется для размещения административно-управленческого персонала ОАО "МТУ "Кристалл" и сопутствующей офисной инфраструктуры. Кроме того, суд первой инстанции указал, что здание размещено на земельном участке с видом разрешенного использования "для размещения и эксплуатации административного здания" и пришел к выводу, что объект с кадастровым номером 02:55:020606:102 является административно-деловым центром.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда ошибочным ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 2.1 Закона N 43-з к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).
В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, и (или) предназначенное для использования или фактически используемое в целях делового, административного или коммерческого назначения. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 6 Порядка перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан определяет по результатам обследования зданий (строений, сооружений) в целях выявления вида фактического использования.
В данном случае документы, послужившие основанием и подтверждающие обоснованность включения спорного здания в Перечень, как фактически используемого для размещения офисов, в материалах дела отсутствуют.
Акты обследования названного здания от 10 июля 2015 г. и от 21 июля 2015 г., составлены сотрудником Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан существенно позже включения здания с кадастровым номером 02:55:020606:102 в Перечень.
По смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, соответствуют предусмотренному пунктом 1.2.7 приказа Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Вид разрешенного использования земельного участка "для размещения и эксплуатации административного здания" не является однозначно определенным, может быть отнесен к группе видов разрешенного использования, содержащейся как в пункте 1.2.7, так и к группе, указанной в пункте 1.2.9 названного приказа. Содержание вида разрешенного использования земельного участка должно выясняться с учетом фактического использования такого объекта недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности общества является деятельность в области электросвязи, в том числе производство строительных металлических изделий и электромонтажных работ. Здание с кадастровым номером 02:55:020606:102 располагается на территории производственной базы, которая огорожена заграждениями и оборудована камерами видеонаблюдения. В указанном здании расположены кабинеты руководства организации, бухгалтерии, планового отдела, административно-управленческого персонала, а также комнаты конструкторского отдела департамента проектно-конструкторских работ ОАО "МТУ "Кристалл". Данное обстоятельство подтверждается и актом обследования от 21 июля 2015 г., в котором указано, что 80,5% от общей площади здания используется для ведения административной деятельности. На территории производственной базы действует пропускной и внутриобъектовый режим, направленный на обеспечение режима секретности и предполагающий ограничение свободного доступа посетителей.
Таким образом, здание с кадастровым номером 02:55:020606:102 составляет инфраструктуру промышленного предприятия, включающего в себя также здания производственного и складского назначения, функционально неотделимо от единого производственного комплекса и является объектом обслуживающего назначения, обеспечивающее производственный процесс на территории производственной базы.
Исходя из указанных обстоятельств, Судебная коллегия полагает, что указанный объект недвижимого имущества не отвечает признакам административно-делового центра по смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ и пункта 1 статьи 2.1 Закона N 43-з.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции неправильно истолковал нормы материального права, что в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения об удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2015 г. отменить и принять по административному делу новое решение.
Признать недействующим пункт 1698 "Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год", утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 г. N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" с момента вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 49-АПГ15-62
Текст определения официально опубликован не был