Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 16
Использование груза в качестве топлива
Цели
Обеспечение безопасного использования груза в качестве топлива.
16.1 Общие положения
За исключением предусмотренного в 16.9, метан (СПГ) является единственным грузом, пары которого или испарившийся газ могут использоваться в машинных помещениях категории А, и в таких помещениях они могут применяться только в таких системах, как котлы, генераторы инертного газа, двигатели внутреннего сгорания, установки для сжигания газа и газовые турбины.
16.2 Использование паров газа в качестве топлива
В настоящем разделе рассматривается использование паров груза в качестве топлива в таких системах, как котлы, генераторы инертного газа, двигатели внутреннего сгорания, установки для сжигания газа и газовые турбины.
16.2.1 Для СПГ в газообразном виде система подачи топлива должна отвечать требованиям 16.4.1, 16.4.2 и 16.4.3.
16.2.2 Для СПГ в газообразном виде потребители газа не должны иметь видимого пламени и должны поддерживать температуру выходящих газов на выходном отверстии канала ниже 535°С.
16.3 Устройство помещений, где расположены потребители газа
16.3.1 Помещения, где расположены потребители газа, должны быть оборудованы системой принудительной вентиляции и устроены таким образом, чтобы не создавать зон скопления газа с учетом плотности паров и потенциальных источников воспламенения. Система вентиляции должна быть отделена от систем, обслуживающих другие помещения.
16.3.2 В таких помещениях должны быть установлены датчики обнаружения газа, в особенности там, где циркуляция воздуха понижена. Система обнаружения газа должна отвечать требованиям главы 13.
16.3.3 Электрическое оборудование, размещенное в трубах с двойными стенками или каналах, как указано в 16.4.3, должно отвечать требованиям главы 10.
16.3.4 Все газоотводы и линии стравливания давления, которые могут содержать газообразное топливо или куда такое топливо может проникнуть, должны быть выведены в безопасное место, расположенное вне машинного помещения, и быть оборудованы пламегасителями.
16.4 Подача газообразного топлива
16.4.1 Общие положения
16.4.1.1 Требования настоящего раздела должны применяться к трубопроводам подачи газообразного топлива, располагающимся вне грузовой зоны. Трубопроводы подачи газообразного топлива не должны проходить через жилые, служебные помещения, помещения, в которых содержится электрооборудование, и посты управления. При прокладке трубопроводов должна учитываться потенциальная опасность вследствие получения повреждений механического характера в таких районах, как кладовые или места работы с механизмами.
16.4.1.2 Для участков трубопроводов подачи газообразного топлива, находящихся в машинных помещениях, должна быть предусмотрена возможность их инертизации и дегазации.
16.4.2 Обнаружение утечек
Для обнаружения утечки газа из трубопровода в замкнутых помещениях и для прекращения подачи газообразного топлива должны быть предусмотрены устройства непрерывного слежения и аварийно-предупредительной сигнализации.
16.4.3 Прокладка труб для подачи газообразного топлива
Топливные трубопроводы могут проходить через замкнутые помещения или быть продолжены в такие помещения, кроме помещений, упомянутых в 16.4.1, при условии что они удовлетворяют одному из следующих условий:
.1 они имеют двустенную конструкцию с зазором между концентрическими трубами, заполненным инертным газом под давлением, превышающим давление газообразного топлива. Главный газовый клапан, требуемый 16.4.6, должен закрываться автоматически при падении давления инертного газа; либо
.2 они установлены в трубе или канале, оборудованными принудительной вентиляцией, обеспечивающей по меньшей мере 30 воздухообменов в час и поддерживающей давление ниже атмосферного. Принудительная вентиляция должна отвечать главе 12, насколько это применимо. Вентиляция должна находиться в рабочем состоянии всегда, когда топливо находится в трубопроводе, а главный газовый клапан, требуемый 16.4.6, должен закрываться автоматически в случае, если требуемое движение воздуха не установилось и не поддерживается системой вытяжной вентиляции. Входное отверстие или канал могут располагаться в газобезопасном машинном помещении, а выпускное отверстие вентиляции должно располагаться в газобезопасном месте.
16.4.4 Требования к газообразному топливу с давлением выше 1 МПа
16.4.4.1 Линии подачи топлива между топливными насосами/компрессорами высокого давления и потребителями должны быть защищены при помощи системы двустенных трубопроводов, позволяющей локализовать повреждение линии высокого давления с учетом влияния как давления, так и низкой температуры. Приемлемым решением является применение одностенных труб в грузовой зоне, идущих до отсечного(ых) кла-пана(ов), требуемого(ых) в 16.4.6.
16.4.4.2 Устройство, описанное в 16.4.3.2, также может быть приемлемым при условии, что труба или канал будут способны удержать давление в случае повреждения линии высокого давления, в соответствии с требованиями 16.4.7 и с учетом влияния давления и возможной низкой температуры, а также при условии, что как впускное, так и выпускное отверстия внешней трубы или канала находятся в грузовой зоне.
16.4.5 Отсечение потребителей газа
Трубопровод подачи к каждой из установок - потребителей газа должен быть оборудован средствами прекращения подачи газообразного топлива с двойной автоматической блокировкой и стравливанием давления в газобезопасное место, как для обычной эксплуатации, так и для аварийных условий. Автоматические клапаны должны иметь конструкцию, обеспечивающую их закрытие в случае прекращения подачи энергии, приводящей их в действие. В помещении, где размещаются несколько потребителей, прекращение подачи топлива к одному из них не должно нарушать подачи газообразного топлива к другим.
16.4.6 Помещения, в которых содержатся потребители газа
16.4.6.1 Должна быть предусмотрена возможность отсечения подачи газообразного топлива в каждое отдельное помещение, где находит(ят)ся потребитель(ли) газа, или через которое проходит линия подачи топлива, при помощи отдельного главного клапана, расположенного в грузовой зоне. Отсечение подачи газообразного топлива от помещения не должно влиять на подачу газообразного топлива в другие помещения, где находятся потребители газа, если они находятся в двух или более помещениях, и не должно вызывать потери хода или прекращения подачи электроэнергии.
16.4.6.2 Если двойной барьер системы подачи газообразного топлива не является непрерывным из-за необходимости наличия входных отверстий для воздуха или из-за иных отверстий, либо если имеются места, где одиночное повреждение может вызвать утечку в помещения, отдельный главный клапан для помещения должен работать при следующих обстоятельствах:
.1 автоматически:
.1 при обнаружении газа внутри помещения;
.2 при обнаружении утечки в кольцеобразный зазор между трубами с двойными стенками;
.3 при обнаружении утечек в других отсеках в пределах помещения, где размещены одностенные газовые трубопроводы;
.4 при остановке вентиляции в кольцеобразном зазоре между трубами с двойными стенками; и
.5 при остановке вентиляции в других отсеках в пределах помещения, где размещены одностенные газовые трубопроводы; и
.2 вручную изнутри помещения, а также по меньшей мере из одного удаленного поста.
16.4.6.3 Если двойной барьер системы подачи газообразного топлива является непрерывным, для каждого из потребителей внутри помещения может быть предусмотрен отдельный главный клапан, расположенный в помещении. Отдельный главный клапан должен работать при следующих обстоятельствах:
.1 автоматически:
.1 при обнаружении утечки в кольцеобразный зазор между трубами с двойными стенками, обслуживаемыми этим отдельным главным клапаном;
.2 при обнаружении утечек в других отсеках, где размещены одностенные газовые трубопроводы, являющиеся частью системы подачи, обслуживаемой отдельным главным клапаном; и
.3 при остановке вентиляции или падении давления в кольцеобразном зазоре между трубами с двойными стенками; и
.2 вручную внутри помещения, а также по меньшей мере из одного удаленного поста.
16.4.7 Изготовление трубопроводов и каналов
Трубопроводы подачи газообразного топлива в машинных помещениях должны отвечать 5.1 - 5.9, насколько это применимо. Трубопроводы должны, насколько это практически осуществимо, иметь сварные соединения. Части трубопроводов подачи газообразного топлива, которые не заключены в вентилируемые трубу или канал в соответствии с 16.4.3 и расположены на открытых палубах за пределами грузовой зоны, должны иметь стыковые соединения с полным проваром и пройти полную проверку рентгенографированием.
16.4.8 Обнаружение газа
Системы обнаружения газа, предусмотренные в соответствии с требованиями настоящей главы, должны приводить в действие аварийно-предупредительную сигнализацию при 30% НПВ и перекрывать главный клапан подачи газообразного топлива, требуемый 16.4.6, при не более чем 60% НПВ (см. 13.6.17).
16.5 Установка для подготовки газа и соответствующие расходные танки
16.5.1 Подача газообразного топлива
Все оборудование (подогреватели, компрессоры, испарители, фильтры и т.п.) для подготовки груза и/или его паров для использования их в качестве топлива, также как и любые соответствующие расходные танки, должны располагаться в грузовой зоне. Если оборудование размещено в замкнутом помещении, это помещение должно быть обеспечено вентиляцией согласно 12.1 и оборудовано стационарной системой тушения пожара в соответствии с 11.5, а также системой обнаружения газа в соответствии с 13.6, в зависимости от того, что применимо.
16.5.2 Дистанционные отключатели
16.5.2.1 У всех вращающихся установок для подготовки груза для использования его в качестве топлива должна иметься возможность дистанционного ручного отключения из машинного отделения. Дополнительные дистанционные отключатели должны располагаться в местах, которые всегда легкодоступны, как правило это помещения для управления грузовыми операциями, ходовой мостик и пост управления пожаротушением.
16.5.2.2 Оборудование подачи газообразного топлива должно останавливаться автоматически в случае низкого давления на входном патрубке или в случае обнаружения пожара. Если явным образом не указано иное, нет необходимости применения требований 18.10 к компрессорам газообразного топлива и насосам, когда они используются для подачи топлива потребителям газа.
16.5.3 Тепло- и хладоносители
Если тепло- или хладоноситель для системы подготовки газообразного топлива возвращается в помещения, находящиеся за пределами грузовой зоны, должны быть предусмотрены средства обнаружения груза и/или его паров в тепло- или хладоносителе и подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации. Любое выпускное отверстие должно располагаться в газобезопасном месте и быть оборудовано эффективным пламегасителем одобренного типа.
16.5.4 Трубопроводы и сосуды под давлением
Трубопроводы и сосуды под давлением, которыми оборудована система подачи газообразного топлива, должны отвечать главе 5.
16.6 Особые требования для главных котлов
16.6.1 Устройство
16.6.1.1 Каждый из котлов должен иметь отдельный газоотводный канал.
16.6.1.2 Каждый из котлов должен иметь свою систему создания принудительной тяги. Для использования в аварийной ситуации может быть предусмотрена перемычка между системами создания принудительной тяги при условии, что выполняются любые соответствующие функции безопасности.
16.6.1.3 Топочные камеры и газоотводные каналы котлов должны иметь конструкцию, предотвращающую любое скопление газообразного топлива.
16.6.2 Оборудование для розжига
16.6.2.1 Системы форсунок должны быть двойного действия, пригодными для сжигания либо только жидкого топлива или газообразного топлива, либо жидкого и газообразного топлива одновременно.
16.6.2.2 Форсунки должны иметь конструкцию, поддерживающую устойчивое сгорание при всех условиях разжигания.
16.6.2.3 Должна быть предусмотрена автоматическая система переключения с газообразного топлива на жидкое топливо без перерыва работы котла в случае прекращения подачи газообразного топлива.
16.6.2.4 Газовые головки и система управления работой форсунок должны иметь такое устройство, которое позволяло бы осуществлять воспламенение газообразного топлива только посредством пламени жидкого топлива, если котел и оборудование для розжига не сконструированы для воспламенения при помощи газообразного топлива и не одобрены признанной организацией.
16.6.3 Безопасность
16.6.3.1 Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие автоматическое перекрытие подачи газообразного топлива к горелкам, если надлежащее зажигание не осуществляется и не поддерживается.
16.6.3.2 На трубке каждой из газовых горелок должен быть установлен управляемый вручную запорный клапан.
16.6.3.3 Должны быть предусмотрены средства автоматической продувки трубок подачи газообразного топлива к горелкам при помощи инертного газа после того, как эти горелки будут погашены.
16.6.3.4 За работой системы автоматической смены топлива, требуемой в 16.6.2.3, должен проводиться мониторинг с использованием аварийно-предупредительной сигнализации с тем, чтобы обеспечить ее непрерывное функционирование.
16.6.3.5 Для случая утери пламени всеми работающими форсунками должны быть предусмотрены средства автоматической продувки топочных камер котлов до повторного розжига.
16.6.3.6 Должны быть предусмотрены средства для продувки котлов вручную.
16.7 Особые требования к двигателям внутреннего сгорания, работающим на газообразном топливе
Двухтопливными двигателями являются такие двигатели, которые используют газообразное топливо (с воспламенением жидким топливом) и жидкое топливо. Жидкие виды топлива могут объединять дистиллированные и остаточные топлива. Газовыми двигателями являются двигатели, использующие только газообразное топливо.
16.7.1 Устройство
16.7.1.1 Если газ подается в виде смеси с воздухом через общий манифольд, перед каждой из головок цилиндров должен быть установлен пламезадерживающий клапан.
16.7.1.2 Каждый двигатель должен иметь отдельный канал для выхлопа.
16.7.1.3 Форма каналов для выхлопа должна препятствовать любому скоплению несго-ревшего газообразного топлива.
16.7.1.4 Коллекторы впускных отверстий для воздуха, продуваемые камеры и картеры должны быть оборудованы соответствующими системами сброса давления, если двигатели не сконструированы для выдерживания наибольшего давления, возникающего вследствие воспламенения утечек газа. Выходные отверстия систем сброса давления должны быть выведены в безопасное место с тем, чтобы не причинить вреда персоналу.
16.7.1.5 Каждый двигатель должен быть оборудован системами газоотвода, независимыми от других двигателей, для картеров, поддонов и систем охлаждения.
16.7.2 Оборудование зажигания
16.7.2.1 До подачи газообразного топлива должно быть проверено надлежащее функционирование системы впрыска жидкого топлива для каждого двигателя.
16.7.2.2 Для двигателей с воспламенением искрообразованием в случае, если система мониторинга работы двигателя не обнаружила зажигания за характерный для двигателя период времени после открывания клапана подачи газообразного топлива, подача должна быть автоматически прервана, а действия по запуску двигателя прекращены. Необходимо убедиться в том, что любая смесь несгоревшего газа удалена из системы выпуска.
16.7.2.3 Для двухтопливных двигателей, оборудованных системой впрыска жидкого топлива для зажигания, должна быть предусмотрена система автоматического переключения с газа на жидкое топливо, обеспечивающая минимальное изменение мощности двигателя при переключении.
16.7.2.4 В случае неустойчивой работы двигателей, оборудованных, как указано в 16.7.2.3, при сжигании газообразного топлива, двигатель должен автоматически переключиться на режим работы на жидком топливе.
16.7.3 Безопасность
16.7.3.1 В процессе остановки двигателя подача газообразного топлива должна быть автоматически прекращена до прекращения работы источника зажигания.
16.7.3.2 Должны быть предусмотрены средства для того, чтобы до начала процесса зажигания в системе выхлопных газов было обеспечено отсутствие несгоревшего газообразного топлива.
16.7.3.3 Газоотводы из картеров, поддонов, продуваемых камер и систем охлаждения должны быть оборудованы средствами обнаружения газа (см. 13.6.17).
16.7.3.4 Конструкцией двигателя должна быть предусмотрена возможность непрерывного слежения за возможными источниками воспламенения внутри картера. Приборы, установленные внутри картера, должны отвечать требованиям главы 10.
16.7.3.5 Должно быть предусмотрено средство слежения и обнаружения неполного сгорания или пропуска зажигания, результатом которых может стать попадание несгоревшего газообразного топлива в выпускную систему в ходе эксплуатации. В случае обнаружения этого подача газообразного топлива должна быть прекращена. Приборы, устанавливаемые в системе выпуска, должны отвечать требованиям главы 10.
16.8 Особые требования для газовых турбин
16.8.1 Устройство
16.8.1.1 Каждая турбина должна иметь отдельный газовыпускной канал.
16.8.1.2 Газовыпускные каналы должны иметь надлежащую форму с тем, чтобы предотвратить любое скопление несгоревшего газообразного топлива.
16.8.1.3 Системы газовыпуска должны быть оборудованы соответствующим образом сконструированными системами сброса давления с учетом возможности взрывов вследствие утечек газа, если они не спроектированы с запасом прочности, позволяющим выдержать наибольшее избыточное давление вследствие воспламенения этих утечек. Системы сброса давления в газовыпускных каналах должны быть выведены в безопасное место с тем, чтобы не причинить вреда персоналу.
16.8.2 Оборудование зажигания
Должна быть предусмотрена автоматическая система для незатрудненного и быстрого переключения с режима использования газообразного топлива на жидкое топливо, обеспечивающая минимальное изменение мощности при переключении.
16.8.3 Безопасность
16.8.3.1 Должно быть предусмотрено средство мониторинга и обнаружения неполного сгорания, результатом которого может стать попадание несгоревшего газообразного топлива в выпускную систему в ходе эксплуатации. В случае обнаружения этого подача газообразного топлива должна быть прекращена.
16.8.3.2 Каждая турбина должна быть оборудована автоматическим устройством останова при высоких температурах выхлопных газов.
16.9 Альтернативные виды топлива и технологии
16.9.1 Если это приемлемо для Администрации, в качестве топлива могут использоваться иные газы перевозимых грузов при условии обеспечения такого же уровня безопасности, какой предусмотрен настоящим Кодексом для природного газа.
16.9.2 Использование грузов, определенных в качестве токсичных продуктов, не допускается.
16.9.3 Для грузов иных, чем СПГ, система подачи топлива должна отвечать требованиям 16.4.1, 16.4.2, 16.4.3 и 16.5, в зависимости от того, что применимо, и должна включать средства предотвращения конденсации паров в системе.
16.9.4 Системы подачи топлива в виде сжиженного газа должны отвечать 16.4.5.
16.9.5 В дополнение к требованиям 16.4.3.2 как входное, так и выходное отверстия вентиляционной системы должны располагаться в газобезопасном районе вне машинного помещения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.