Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5
Технологические сосуды под давлением, системы трубопроводов для жидкостей, паров и системы трубопроводов под давлением
Цели
Обеспечить безопасное обращение с грузом и технологическими жидкостями и парами при всех условиях эксплуатации с целью сведения к минимуму риска для судна, экипажа и окружающей среды с учетом вида соответствующих продуктов. Это позволит:
.1 обеспечить целостность технологических сосудов под давлением, трубопроводов и грузовых шлангов;
.2 предотвратить неуправляемую передачу груза;
.3 предоставить надежные средства заполнения и опорожнения систем удержания; и
.4 предотвратить в ходе операций по передаче груза отклонения в работе систем удержания груза в виде избыточных давления или разрежения, выходящих за пределы расчетных параметров.
5.1 Общие положения
5.1.1 Требования настоящей главы применяются к трубопроводам для передачи продуктов и технологическим трубопроводам, включая трубопроводы для паров, газообразного топлива и газовыпускные трубы предохранительных клапанов и подобные трубопроводы. Общие требования настоящей главы не распространяются на вспомогательные системы трубопроводов, в которых не содержится груз.
5.1.2 Требования к автономным танкам типа С, приведенные в главе 4, могут также применяться к технологическим сосудам под давлением. Если это требуется, термин "сосуды под давлением", используемый в главе 4, будет распространяться как на автономные танки типа С, так и на технологические сосуды под давлением.
5.1.3 Технологические сосуды под давлением включают уравнительные танки, теплообменники и накопители для хранения или обработки жидкого или газообразного груза.
5.2 Требования к системам
5.2.1 Системы обработки груза и управления грузом должны быть спроектированы с учетом следующего:
.1 предотвращение нештатных ситуаций, которые могут развиться до выхода жидкого или газообразного груза;
.2 безопасный сбор и удаление вышедших жидких грузов;
.3 предотвращение образования воспламеняющихся смесей;
.4 предотвращение вспышки вышедших воспламеняющихся жидкостей или газов; и
.5 ограничение опасности пожара и иных видов опасностей для персонала.
5.2.2 Устройство: общие сведения
5.2.2.1 Любой трубопровод, который может заключать груз в жидком или газообразном состоянии, должен:
.1 быть отделен от других трубопроводов, за исключением случаев, когда для связанных с грузом операций, таких как продувка, газоотвод или инертизация, требуется наличие соединений. Для предотвращения противотока груза должны быть приняты в расчет требования 9.4.4. В таких случаях должны быть приняты меры предосторожности с тем, чтобы гарантировать, что груз или его пары не перейдут в другие системы трубопроводов через соединения;
.2 не проходить через какое-либо жилое, служебное помещение или пост управления, либо машинное помещение иное, нежели грузовое машинное помещение, за исключением предусмотренного главой 16;
.3 быть соединен с системой удержания груза непосредственно с открытых палуб, за исключением случаев, когда трубы установлены в вертикальной шахте или подобной конструкции для прохода через пустые пространства над системой удержания груза, а также за исключением случаев, когда трубы для осушения, газоотвода или продувки проходят через коффердамы;
.4 располагаться в грузовой зоне над открытой палубой, за исключением случаев носовых или кормовых устройств погрузки и разгрузки в соответствии с 3.8, систем аварийного сброса груза в соответствии с 5.3.1, систем турельных отсеков в соответствии с 5.3.3 и за исключением случаев, указанных в главе 16; и
.5 располагаться в направлении внутрь корпуса, считая от расстояний, требуемых 2.4.1, для расположения танков в поперечном направлении, за исключением трубопроводов бортового берегового соединения, не подвергающегося действию внутреннего давления в море, а также систем трубопроводов аварийного сброса груза.
5.2.2.2 Должны быть предусмотрены соответствующие средства сброса давления и удаления жидкого груза из перепускных коллекторов погрузки и разгрузки; аналогичным образом, такие средства должны быть предусмотрены для любых трубопроводов между самыми удаленными клапанами манифольдов и шланговыми кранами или грузовыми шлангами, ведущими к грузовым танкам, или иными соответствующими позициями, до разъединения.
5.2.2.3 Системы трубопроводов, переносящих жидкости для прямого подогрева или охлаждения грузов, не должны выводиться за пределы грузовой зоны, если не предусмотрено надлежащих средств предотвращения поступления паров груза за пределы грузовой зоны или средств обнаружения такого поступления (см. 13.6.2.6).
5.2.2.4 Предохранительные клапаны для выхода жидкого груза из системы трубопроводов должны осуществлять слив в грузовые танки. В качестве альтернативы, они могут осуществлять слив в газовыпускной стояк в том случае, если предусмотрены средства обнаружения и удаления любого жидкого груза, который может оказаться в системе газоотвода. Если требуется предотвращение развития избыточного давления в выпускном трубопроводе, предохранительные клапаны грузовых насосов должны осуществлять слив в приемный патрубок насоса.
5.3 Устройство грузовых трубопроводов вне грузовой зоны
5.3.1 Аварийный сброс груза
Система трубопроводов аварийного сброса груза, если она установлена, должна необходимым образом соответствовать 5.2.2, может быть проведена в корму вне пределов жилых, служебных помещений и постов управления или машинных помещений и не должна проходить через эти помещения. Если предусмотрена стационарная система трубопроводов аварийного сброса груза, в пределах грузовой зоны должны быть предусмотрены соответствующие средства ее отсечки от грузовых трубопроводов.
5.3.2 Устройства носовой и кормовой погрузки
5.3.2.1 При условии выполнения требований 3.8, настоящего раздела и 5.10.1 грузовые трубопроводы могут быть устроены таким образом, чтобы сделать возможной погрузку и разгрузку с носа или кормы.
5.3.2.2 Должны быть предусмотрены устройства продувки и дегазации таких трубопроводов после использования. Когда они не используются, соединительные участки должны быть удалены, а концы труб заглушены. Газоотводные трубы, соединенные с устройствами продувки, должны располагаться в грузовой зоне.
5.3.3 Системы передачи турельных отсеков
Для передачи жидкого груза или паров груза через внутреннее турельное устройство, расположенное за пределами грузовой зоны, предназначенные для этой цели трубопроводы должны отвечать применимым требованиям 5.10.2, а также следующему:
.1 трубопроводы должны располагаться над открытой палубой, за исключением соединения с турелью;
.2 использование переносных устройств не допускается; и
.3 должны быть предусмотрены устройства для продувки и дегазации таких трубопроводов после использования. Съемные участки для отсечения от грузового трубопровода, когда они не используются, должны быть удалены, а концы труб заглушены. Газоотводные трубы, соединенные с устройствами продувки, должны располагаться в грузовой зоне.
5.3.4 Трубопроводы газообразного топлива
Трубопроводы для газообразного топлива в машинных помещениях должны отвечать всем применимым разделам настоящей главы в дополнение к требованиям главы 16.
5.4 Расчетное давление
5.4.1 Расчетное давление , используемое для определения минимальных толщин труб и элементов систем трубопроводов, должно быть не менее максимального манометрического давления, которому может быть подвержена система в процессе эксплуатации. Используемое минимальное расчетное давление не должно приниматься менее 1 МПа манометрического давления, за исключением открытых линий трубопроводов или для труб сброса давления предохранительных клапанов, для которых оно не должно приниматься менее 0,5 МПа манометрического давления либо 10-кратного установочного давления предохранительного клапана.
5.4.2 Для трубопроводов, систем трубопроводов и их участков должно использоваться наиболее жесткое из следующих проектных условий, основанное на виде перевозимых грузов:
.1 для систем трубопроводов, предназначенных для паров, или участков, которые могут быть отсечены от своих предохранительных клапанов и которые могут содержать некоторое количество жидкости, - давление насыщенных паров при расчетной температуре 45°С. Могут быть использованы большие или меньшие значения (см. 4.13.2.2); или
.2 для систем или участков, которые могут быть отсечены от своих предохранительных клапанов и которые в любое время содержат только пары, - давление перегретого пара при 45°С. Могут быть использованы большие или меньшие значения (см. 4.13.2.2) при допущении о том, что при эксплуатационных значениях давления и температуры в системе будет иметь место начальная фаза насыщенных паров; или
.3 MARVS грузовых танков и систем обработки груза; или
.4 установочное давление соответствующего насоса или предохранительного клапана компрессора; или
.5 максимальный общий напор в системе грузового трубопровода при выгрузке или погрузке с учетом всех возможных режимов нагнетания либо установочное давление предохранительного клапана системы трубопроводов.
5.4.3 Части систем для передачи жидкостей, которые могут быть подвержены скачкам давления, должны быть рассчитаны на действие такого давления.
5.4.4 Расчетное давление для внешних труб или каналов систем газообразного топлива не должно быть менее максимального рабочего давления внутренней трубы для передачи газа. В качестве альтернативы для систем трубопроводов газообразного топлива с рабочим давлением, превышающим 1 МПа, расчетное давление внешнего канала должно составлять не менее максимального роста давления, возникающего в окружающем кольцеобразном пространстве, с учетом мгновенного пикового давления в месте любого разрушения и устройств газоотвода.
5.5 Требования к клапанам грузовой системы
5.5.1.1 Каждый грузовой танк и каждая система трубопроводов должны быть оборудованы управляемыми вручную клапанами для отсечения, как указано в настоящем разделе.
5.5.1.2 Кроме того, должны быть также надлежащим образом предусмотрены дистанционно управляемые клапаны как часть системы аварийного отключения (ESD), задачей которой является остановка потока или утечки груза в чрезвычайной ситуации, когда осуществляется передача жидкого груза или паров. Система ESD предназначена для возврата грузовой системы в безопасное статическое состояние с тем, чтобы было возможно предпринять все необходимые действия по устранению неисправностей. В процессе разработки системы ESD надлежащее внимание должно быть уделено предотвращению возникновения скачков давления (удара) в трубах для передачи груза. Оборудование, которое должно быть отключено при активации системы ESD, включает клапаны манифольда в ходе погрузки или разгрузки, любые насос или компрессор и т.п., передающие груз внутри судна или за его пределы (например, на берег или иное судно/баржу), и клапаны грузовых танков в случае, если MARVS превышает 0,07 МПа.
5.5.2 Патрубки грузовых танков
5.5.2.1 Все патрубки для жидкости и пара, за исключением предохранительных клапанов и устройств измерения уровня жидкости, должны иметь запорные клапаны, размещенные настолько близко к танку, насколько это практически осуществимо. Эти клапаны должны обеспечивать полное перекрытие и должны иметь возможность управления вручную. Они могут также иметь возможность дистанционного управления.
5.5.2.2 Для грузовых танков с MARVS, превышающим 0,07 МПа манометрического давления, упомянутые выше патрубки должны быть также оборудованы дистанционно управляемыми клапанами ESD. Эти клапаны должны быть размещены настолько близко к танку, насколько это практически осуществимо. Вместо двух отдельных клапанов может быть использован один клапан, при условии что он удовлетворяет требованиям 18.10.2 и обеспечивает полное перекрытие линии.
5.5.3 Патрубки грузового манифольда
5.5.3.1 Для каждого из используемых патрубков передачи груза должен быть предусмотрен один дистанционно управляемый клапан ESD для остановки передачи жидкости и паров на судно или с судна. Неиспользуемые патрубки для передачи должны быть перекрыты соответствующими глухими фланцами.
5.5.3.2 Если MARVS грузового танка превышает 0,07 МПа, для каждого из используемых патрубков должен дополнительно предусматриваться управляемый вручную клапан, который может располагаться в направлении внутрь или наружу корпуса судна по отношению к клапану ESD, в зависимости от конструкции судна.
5.5.4 Вместо клапанов ESD могут использоваться переливные клапаны в случае, если диаметр защищаемой трубы не превышает 50 мм. Переливные клапаны должны автоматически закрываться по достижении расходом потока жидкости или пара номинального порогового значения, соответствующего закрытию, указанного изготовителем. Трубопроводы, включая арматуру, клапаны и принадлежности, защищаемые переливным клапаном, должны обеспечивать производительность, превышающую номинальное пороговое значение расхода, соответствующее закрытию. Переливные клапаны могут быть спроектированы с перепускным каналом площадью поперечного сечения, не превышающей площади круглого отверстия диаметром 1 мм, для уравнивания давления после срабатывания закрытия.
5.5.5 Нет необходимости в оборудовании патрубков грузовых танков, служащих для установки мерных или измерительных устройств, переливными клапанами или клапанами ESD, при условии что эти устройства сконструированы таким образом, что расход выходящего из танка содержимого не может превысить расхода, эквивалентного проходящему через круглое отверстие диаметром 1,5 мм.
5.5.6 Все трубопроводы или участки, которые могут быть отсечены в полностью заполненном жидкостью состоянии, должны быть защищены предохранительными клапанами для термического расширения и испарения.
5.5.7 Все трубопроводы или участки, которые могут быть отсечены автоматически вследствие пожара, содержащие объем остающейся в них жидкости, превышающий 0,05 , должны быть оборудованы клапанами для сброса давления с размерами, отвечающими условиям пожара.
5.6 Устройства передачи груза
5.6.1 Если передача груза осуществляется при помощи грузовых насосов, доступ к которым для ремонта отсутствует, когда танки находятся в рабочем состоянии, должны быть предусмотрены по меньшей мере два отдельных средства для передачи груза из каждого из грузовых танков, а их конструкция должна быть такой, чтобы выход из строя одного грузового насоса или средства передачи не приводил к прекращению передачи груза другим насосом или другими насосами либо другими средствами передачи груза.
5.6.2 Процесс передачи груза, осуществляемый путем повышения давления газа, должен исключать срабатывание предохранительных клапанов в ходе такой передачи. Повышение давления газа может быть принято в качестве средства передачи груза для танков, у которых расчетный коэффициент безопасности не снижен в условиях, преобладающих в ходе операции по передаче груза. Если для этих целей предохранительные клапаны грузового танка или установочное давление меняются, как это разрешено в соответствии с 8.2.7 и 8.2.8, новое установочное давление не должно превышать значения , определенного в 4.13.2.
5.6.3 Патрубки возврата паров
Должны быть предусмотрены патрубки для возврата паров на береговые установки.
5.6.4 Трубопроводы газоотвода грузовых танков
Система сброса давления должна быть соединена с системой газоотвода, предназначенной для сведения к минимуму возможности скопления паров груза на палубах или попадания в жилые помещения помещения, посты управления и машинные помещения или в иные помещения, где эти пары могут создать опасные условия.
5.6.5 Патрубки для забора проб груза
5.6.5.1 Патрубки, соединенные с системами грузовых трубопроводов для отбора жидких проб груза, должны иметь четкую маркировку и должны иметь конструкцию, сводящую к минимуму выход паров груза. Для судов, на которых разрешено перевозить токсичные продукты, система отбора проб должна быть в виде замкнутого контура с тем, чтобы обеспечить, чтобы жидкий груз и пары не попадали в воздух.
5.6.5.2 Системы забора проб жидкого груза должны быть снабжены двумя клапанами на входном отверстии для забора проб. Один из этих клапанов должен предусматривать многооборотное открывание с тем, чтобы избежать непреднамеренного открывания; клапаны должны быть разнесены на достаточное расстояние для того, чтобы гарантировать, что они могут отсечь линию в случае, например, ее блокирования льдом или гидратами.
5.6.5.3 В системах с замкнутым контуром клапаны на трубе возврата должны также отвечать 5.6.5.2.
5.6.5.4 Патрубок, ведущий к контейнеру для проб, должен отвечать признанным стандартам и должен поддерживаться таким образом, чтобы выдерживать вес контейнера для проб. Резьбовые соединения должны быть прихвачены сваркой или быть зафиксированы иным образом с целью предотвращения отдачи резьбового соединения в ходе обычных подсоединения и отсоединения контейнеров для забора проб. Узел соединения для забора проб должен быть оборудован пробкой или фланцем с тем, чтобы предотвратить любую течь, когда этот узел не используется.
5.6.5.5 Узлы соединения для забора проб, используемые только для проб паров, могут быть оборудованы одним клапаном в соответствии с 5.5, 5.8 и 5.13 и должны также иметь пробку или фланец для их закрывания.
5.6.5.6 Операции по забору проб должны выполняться, как предписано в 18.9.
5.6.6 Фильтры для груза
Системы для жидкого груза и паров должны иметь возможность установки на них фильтров для защиты от повреждений, вызванных посторонними предметами. Такие фильтры могут быть стационарными или съемными, а качество очистки должно соответствовать опасности попадания в грузовую систему инородных предметов и т.п. Должны быть предусмотрены средства индикации засорения фильтров, а также средства для отсечения, сброса давления и безопасной очистки фильтров.
5.7 Требования к установке
5.7.1 Учет расширения и сжатия
Должны быть предусмотрены средства защиты труб, систем трубопроводов, их участков и грузовых танков от чрезмерных напряжений вследствие термического расширения и сжатия, смещения танка и конструкций корпуса. Предпочтительными мерами, используемыми вне грузовых танков, являются ответвления, колена либо петлевые компенсаторы, однако там, где установка ответвления, колена либо петлевого компенсатора не является практически осуществимой, могут использоваться многослойные сильфонные компенсаторы.
5.7.2 Меры предосторожности против низких температур
Трубопроводы с низкими температурами должны быть термически изолированы от смежных конструкций корпуса, где необходимо, для предотвращения падения температуры корпуса ниже расчетной температуры материала корпуса. Когда трубопроводы для жидкости являются предметом регулярного демонтажа или если утечка жидкости представляется вероятной - например, в районе береговых соединений и уплотнений насосов, под такими местами должна быть предусмотрена защита корпуса.
5.7.3 Водяная завеса
Для температур груза ниже -110°С, для участков корпуса под береговыми соединениями должна быть предусмотрена водораспределительная система для создания, под низким давлением, водяной завесы для дополнительной защиты стального материала корпуса и конструкций борта. Эта система является дополнительной к требованиям 11.3.1.4 и должна использоваться в процессе операции по передаче груза.
5.7.4 Заземление
Если танки или грузовые трубопроводы и оборудование трубопроводов отделены от конструкций корпуса термической изоляцией, как для трубопроводов, так и для танков должно быть предусмотрено электрическое заземление. Все имеющие уплотнения сочленения труб и соединения шлангов должны быть электрически заземлены. За исключением случая использования заземляющих проводящих скоб необходимо продемонстрировать, что электрическое сопротивление каждого из сочленений или соединений составляет менее 1 .
5.8 Изготовление трубопроводов и сочленения
5.8.1 Общие положения
Требования настоящего раздела применяются к трубопроводам, расположенным внутри и снаружи грузовых танков. Может быть принято смягчение этих требований в соответствии с признанными стандартами для трубопроводов внутри грузовых танков и открытых трубопроводов.
5.8.2 Прямое соединение
Могут рассматриваться следующие случаи прямого (без фланцев) соединения участков труб:
.1 для всех случаев могут применяться стыковые соединения с полным проваром корня шва. Для расчетных температур ниже -10°С стыковые швы должны быть выполнены в два прохода или быть равноценными стыковому соединению со сваркой в два прохода. Это может быть достигнуто использованием кольцевой подкладки, помещением плавкого расходного материала либо использованием инертного газа при первом проходе. Для значений расчетного давления, превышающих 1 МПа, и расчетной температуры -10°С и ниже кольцевые подкладки должны быть удалены;
.2 сварные соединения со свободной посадкой и скользящими рукавами и соответствующие сварные швы с размерами, отвечающими признанным стандартам, должны использоваться только для линий, обслуживающих измерительные приборы, и открытых линий с внешним диаметром 50 мм и менее и для расчетных температур не ниже -55°С; и
.3 резьбовые соединения, отвечающие признанным стандартам, должны использоваться только для вспомогательных линий и линий, обслуживающих измерительные приборы, внешний диаметр которых составляет 25 мм и менее.
5.8.3 Фланцевые соединения
5.8.3.1 Фланцы во фланцевых соединениях должны быть воротникового типа со свободной посадкой или раструбного типа.
5.8.3.2 Фланцы должны отвечать признанным стандартам для своего типа, способа изготовления и испытаний. Для всех трубопроводов, за исключением открытых, применяются следующие ограничения:
.1 для расчетных температур ниже -55°С должны использоваться фланцы только воротникового типа; и
.2 для расчетных температур ниже -10°С фланцы со свободной посадкой не должны использоваться для номинальных размеров свыше 100 мм, а фланцы раструбного типа не должны использоваться для номинальных размеров свыше 50 мм.
5.8.4 Расширительные соединения
Если предусмотрены сильфонные компенсаторы и расширительные соединения в соответствии с 5.7.1, применяются следующие требования:
.1 если необходимо, сильфонные компенсаторы должны быть защищены от обледенения; и
.2 соединения со свободной посадкой не должны использоваться, за исключением соединений внутри грузовых танков.
5.8.5 Иные соединения
Узлы соединения труб должны осуществляться в соответствии с 5.8.2 - 5.8.4, однако для иных исключительных случаев Администрация может рассмотреть альтернативные устройства.
5.9 Сварка, тепловая обработка после сварки и неразрушающие испытания
5.9.2 Тепловая обработка после сварки
Для всех стыковых сварных соединений труб, изготовленных из углеродистых, марганцево-углеродистых и низколегированных сталей, требуется тепловая обработка после сварки. Администрация или признанная организация, действующая от ее имени, может отменить требования о термическом снятии напряжений для труб с толщиной стенок менее 10 мм с учетом значений расчетной температуры и давления конкретной системы трубопроводов.
5.9.3 Неразрушающие испытания
В дополнение к обычным необходимым средствам контроля до сварки и в процессе сварки и к визуальной проверке законченных швов с целью доказательства того, что сварочные работы были выполнены должным образом и в соответствии с требованиями настоящего пункта, требуется проведение следующих испытаний:
.1 100%-ая рентгенографическая или ультразвуковая проверка стыковых сварных соединений трубопроводов для расчетных температур ниже -10°С, или с внутренним диаметром труб более 75 мм, или с толщиной стенок более 10 мм;
.2 в случае, когда такие стыковые сварные соединения участков трубопроводов выполняются с использованием автоматических сварочных процессов, одобренных Администрацией или признанной организацией, действующей от ее имени, может быть согласовано прогрессирующее снижение объема рентгенографической или ультразвуковой проверки, однако во всех случаях этот объем не должен составлять менее 10% для каждого из соединений. При обнаружении дефектов объем проверки должен быть увеличен до 100%, и в нее должна быть включена проверка ранее принятых швов. Такое одобрение может быть предоставлено только в том случае, когда будут предъявлены надлежащим образом задокументированные процедуры обеспечения качества и записи для оценки способности изготовителя систематически выполнять сварочные работы с удовлетворительным качеством; и
.3 для иных стыковых сварных соединений труб, не охваченных 5.9.3.1 и 5.9.3.2, должна выполняться выборочная рентгенографическая или ультразвуковая проверка или применяться иные неразрушающие средства контроля, в зависимости от назначения, места расположения и материалов. В общем случае, рентгенографической или ультразвуковой проверке должны подвергаться по меньшей мере 10% стыковых сварных соединений труб.
5.10 Требования к установке грузовых трубопроводов за пределами грузовой зоны
5.10.1 Устройства носовой и кормовой погрузки
Для грузовых трубопроводов и связанного с ними оборудования трубопроводов, расположенных за пределами грузовой зоны, должны применяться следующие требования:
.1 грузовые трубопроводы и связанное с ними оборудование трубопроводов, расположенные за пределами грузовой зоны, должны иметь только сварные соединения. Трубопроводы вне грузовой зоны должны располагаться на открытых палубах и размещаться на расстоянии по меньшей мере 0,8 м в направлении от борта, за исключением бортовых трубопроводов берегового соединения. Такие трубопроводы должны быть четко различимы и оборудованы отсечным клапаном в месте их соединения с системой грузовых трубопроводов в грузовой зоне. В этом месте они должны также иметь возможность отсоединения посредством съемного концевого участка и глухих фланцев, когда они не находятся в эксплуатации; и
.2 участки труб должны быть сварены встык с полным проваром и подвергнуты полной рентгенографической или ультразвуковой проверке вне зависимости от диаметра труб и расчетной температуры. Фланцевые соединения участков трубопроводов должны допускаться только в пределах грузовой зоны и для берегового соединения.
5.10.2 Системы передачи груза турельного отсека
К трубопроводам для жидкого и газообразного груза, расположенным вне грузовой зоны, должны применяться следующие требования:
.1 грузовые трубопроводы и связанное с ними оборудование трубопроводов за пределами грузовой зоны должны иметь только сварные соединения; и
.2 участки труб должны быть сварены встык с полным проваром и подвергнуты полной рентгенографической или ультразвуковой проверке вне зависимости от диаметра труб и расчетной температуры. Фланцевые соединения участков трубопроводов должны допускаться только в пределах грузовой зоны и в узлах соединения грузовых шлангов и соединения с турелью.
5.10.3 Трубопроводы для газообразного топлива
Трубопроводы для газообразного топлива должны, насколько это практически осуществимо, иметь сварные соединения. Участки трубопроводов для газообразного топлива, не заключенные в вентилируемые трубы или каналы в соответствии с 16.4.3 и находящиеся на открытых палубах вне грузовой зоны, должны иметь стыковые соединения с полным проваром и быть подвергнуты полной рентгенографической или ультразвуковой проверке.
5.11 Требования к компонентам трубопроводов
5.11.1 Размеры труб. Системы трубопроводов должны быть спроектированы в соответствии с признанными стандартами.
5.11.2.1 Для определения толщины стенок труб должны использоваться следующие критерии.
5.11.2.2 Толщина стенок труб должна составлять не менее:
(мм),
где:
- теоретическая толщина, определяемая по следующей формуле:
(мм),
причем:
Р = расчетное давление (МПа), указанное в 5.4;
D = внешний диаметр (мм);
K= допускаемые напряжения (), указанное в 5.11.3;
e = показатель эффективности, равный 1 для бесшовных труб и для продольношовных и спиральношовных сварных труб, которые поставлены одобренными изготовителями сварных труб и рассматриваются в качестве эквивалентных бесшовным трубам при выполнении неразрушающего контроля сварных швов в соответствии с признанными стандартами. В других случаях может потребоваться показатель эффективности менее 1, в соответствии с признанными стандартами, в зависимости от процесса изготовления;
b = допуск на изгиб (мм). Величина b должна выбираться таким образом, чтобы рассчитанные значения напряжений в районе изгиба вследствие только внутреннего давления не превышали допускаемых напряжений. Если такого обоснования не делается, величина b должна быть:
(мм),
причем:
r= средний радиус изгиба (мм);
c = надбавка на коррозию (мм). Если предусматриваются коррозия или эрозия, толщина стенок труб должна быть увеличена сверх требуемой иными расчетными требованиями. Эта надбавка должна быть сообразной с плановым сроком службы трубопровода; и
a = отрицательный производственный допуск на толщину (%).
5.11.2.3 Минимальная толщина стенок должна соответствовать признанным стандартам.
5.11.2.4 Если, с позиций обеспечения механической прочности, необходимо предотвратить повреждение, разрушение, чрезмерный прогиб или потерю устойчивости труб вследствие наложения нагрузок, толщина стенок должна быть увеличена по сравнению с требуемой 5.11.2.2 или, если это не осуществимо практически или может вызвать чрезмерные местные напряжения, можно снизить эти нагрузки, предусмотреть защиту от их действия или исключить их иными проектными методами. Возникновение таких наложенных нагрузок может быть вызвано опорными конструкциями, деформациями корпуса судна, скачками давления жидкости в ходе операций по передаче груза, весом подвешенных клапанов, реакцией на соединения грузовых стрел или иными факторами.
5.11.3 Допускаемые напряжения
5.11.3.1 Допускаемое напряжение К для труб, входящее в формулу в 5.11.2, принимается как наименьшее из следующих значений:
или ,
где:
= минимальный нормируемый предел прочности при растяжении при комнатной температуре (); и
= минимальный нормируемый предел текучести при комнатной температуре . Если кривая "напряжение/деформация" не показывает выраженной области напряжений текучести, принимается условный предел текучести, соответствующий 0,2% остаточной деформации.
Значения А и В должны указываться в Международном свидетельстве о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом, требуемом в 1.4.4, и составлять по меньшей мере А = 2,7 и В = 1,8.
5.11.4 Размеры внешних труб высокого давления или каналов для газообразного топлива
Для трубопроводов газообразного топлива с расчетным давлением, превышающим критическое давление, касательные мембранные напряжения прямых участков трубы или канала не должны превышать предела прочности при растяжении, деленного на 1,5 , при действии расчетного давления, указанного в 5.4. Значения номинального давления для всех других участков трубопроводов должны соответствовать такому же уровню прочности, что и для прямых участков.
5.11.5 Анализ напряжений
Если расчетная температура составляет -110°С или ниже, Администрации должен предоставляться полный анализ напряжений, в котором приняты в расчет все напряжения вследствие веса труб, включая усилия вследствие действия ускорений, если они являются значительными, внутреннее давление, термическое сжатие и нагрузки, обусловленные прогибом и перегибом корпуса судна, для каждого из ответвлений системы трубопроводов. Для температур выше -110°С Администрация может потребовать анализ напряжений в отношении таких аспектов, как устройство или жесткость системы трубопроводов и выбор материалов. В любом случае, должны рассматриваться термические напряжения даже в том случае, когда результаты расчетов не предоставляются. Анализ может быть выполнен в соответствии с кодексом практики, приемлемым для Администрации.
5.11.6 Фланцы, клапаны и арматура
5.11.6.1 Фланцы, клапаны и иная арматура должны отвечать признанным стандартам с учетом выбранного материала и расчетного давления, определенного в 5.4. Для расширительных соединений в виде сильфонов, используемых для газов, может приниматься более низкое минимальное значение расчетного давления.
5.11.6.2 Для фланцев, не отвечающих признанному стандарту, размеры фланцев и соответствующего крепежа должны быть к удовлетворению Администрации или признанной организации, действующей от ее имени.
5.11.6.3 Все клапаны системы аварийного отключения должны быть типа, предотвращающего распространение пламени (см. 5.13.1.1 и 18.10.2).
5.11.6.4 Расчет и установка сильфонных компенсаторов должны осуществляться в соответствии с признанными стандартами, а компенсаторы должны быть оборудованы средствами предотвращения повреждений вследствие их чрезмерного расширения или сжатия.
5.11.7 Судовые грузовые шланги
5.11.7.1 Шланги для жидкости и пара, используемые для передачи груза, должны быть совместимыми с грузом и соответствовать температуре груза.
5.11.7.2 Шланги, подверженные давлению в танках или давлению, развиваемому насосами или газовыми компрессорами при разгрузке, должны быть рассчитаны на действие давления разрыва, составляющего не менее пятикратного максимального давления, которому будет подвержен шланг в ходе передачи груза.
5.11.7.3 Каждый новый тип грузового шланга в полной комплектации и с концевыми устройствами должен пройти испытания прототипа в условиях нормальной окружающей температуры при действии 200 циклов давления от нулевого до по меньшей мере двукратного установленного максимального рабочего давления. По завершении этого испытания циклическим давлением испытываемый прототип должен быть подвергнут действию разрывного давления, равного по меньшей мере пятикратному установленному максимальному рабочему давлению, при наивысшей и самой низшей температурах эксплуатации. Шланги, использованные в испытании прототипа, не должны использоваться для обработки груза. Затем, до пуска в эксплуатацию, каждый из изготовленных участков грузового шланга должен пройти, при температуре окружающего воздуха, гидростатическое испытание давлением, равным по меньшей мере 1,5-кратному его установленному максимальному рабочему давлению, однако не более чем двум пятым его разрывного давления. На шланг должна быть нанесена надпись или иная маркировка, указывающая дату испытания, величину установленного максимального рабочего давления и, если изделие используется при иных, нежели температура окружающего воздуха, температурах, максимальную и минимальную температуры эксплуатации, в зависимости от случая. Величина установленного максимального рабочего давления должна составлять не менее 1 МПа манометрического давления.
5.12 Материалы
5.12.1 Выбор и испытания материалов, используемых в системах трубопроводов, должны отвечать требованиям главы 6 с учетом минимальной расчетной температуры. Вместе с тем, может быть допущено определенное ослабление требований к качеству материала для открытых трубопроводов газоотвода, при условии что температура груза на клапане сброса давления при его установочном значении не ниже -55°С и что в трубопровод для газоотвода не может поступить жидкость. Подобные же ослабления могут быть разрешены при таких же температурных условиях для открытых трубопроводов внутри грузовых танков, за исключением трубопроводов разгрузки и всех трубопроводов внутри мембранных и полумембранных танков.
5.12.2 Материалы с температурой плавления ниже 925°С не должны использоваться для трубопроводов вне грузовых танков, за исключением коротких участков труб, соединенных с грузовыми танками, и в этом случае должна быть предусмотрена пожаростой-кая изоляция.
5.12.3 Система изоляции грузовых трубопроводов
5.12.3.1 Системы грузовых трубопроводов должны быть надлежащим образом оборудованы системой термической изоляции с целью сведения к минимуму проникновения в груз тепла в ходе производства грузовых операций и защиты персонала от прямого контакта с холодными поверхностями.
5.12.3.2 Если это применимо, по причине места расположения или окружающих условий изолирующие материалы должны обладать соответствующими качествами стойкости к пожару и распространению пламени и быть в достаточной мере защищены от проникновения водяного пара и против механических повреждений.
5.12.4 Если система грузовых трубопроводов изготовлена из материала, склонного к коррозионному растрескиванию под действием напряжений в условиях насыщенной солью воздушной среды, должны быть приняты надлежащие меры для предотвращения этого путем рассмотрения вопросов о выборе материала, защите от воздействия соленой воды и/или доступности для проверки.
5.13 Требования к испытаниям
5.13.1 Типовые испытания компонентов трубопроводов
5.13.1.1 Клапаны
Каждый из типов клапанов, предназначенных для использования при рабочей температуре ниже -55°С, должен быть подвергнут следующим типовым испытаниям:
.1 каждый из типоразмеров клапанов должен быть подвергнут испытаниям на непроницаемость седла во всем диапазоне значений рабочего давления и при разнонаправленном потоке и разных температурах, изменяющегося через интервалы, вплоть до номинального расчетного давления клапана. Допускаемые показатели утечки должны отвечать требованиям Администрации или признанной организации, действующей от ее имени. В ходе испытаний должно проверяться удовлетворительное функционирование клапана;
.2 расход или производительность должны быть сертифицированы в соответствии с признанным стандартом для каждого из типоразмеров клапанов;
.3 подвергаемые действию давления компоненты должны быть испытаны давлением, составляющим по меньшей мере 1,5 номинального; и
.4 для клапанов аварийного отключения из материалов с температурой плавления ниже 925°С типовое испытание должно включать испытание на огнестойкость в соответствии со стандартом, приемлемым для Администрации.
5.13.1.2 Сильфонные компенсаторы
Для каждого из типов сильфонных компенсаторов, предназначенных для использования в составе грузовых трубопроводов вне грузовых танков и, если требуется Администрацией или признанной организацией, действующей от ее имени, в составе трубопроводов внутри грузовых танков, должны быть выполнены следующие типовые испытания:
.1 элементы сильфонных компенсаторов, без предварительного создания давления, должны быть испытаны давлением, не менее чем в пять раз превышающим расчетное давление, без разрыва. Продолжительность испытания должна составлять не менее 5 мин;
.2 испытание давлением должно проводиться на типовом расширительном соединении в полной сборке со всеми деталями, такими как фланцы, стойки и шарниры, при минимальной расчетной температуре и двукратном расчетном давлении при максимальных условиях расширения, рекомендованных изготовителем, причем не должно иметь места остаточных деформаций;
.3 циклическое испытание (термические деформации) должно проводиться на расширительном соединении в полной сборке, которое должно выдержать по меньшей мере такое количество циклов в условиях давления, температуры, осевого, вращательного и поперечного движений, которому оно будет подвергнуто в ходе фактической эксплуатации. Испытания при окружающей температуре могут быть допущены в случае, если эти испытания являются по меньшей мере такими же жесткими, как и испытания при температуре эксплуатации; и
.4 циклическое испытание на усталость (вследствие деформации корпуса судна) должно проводиться на расширительном соединении в полной сборке, без внутреннего давления, путем имитации смещения сильфонных компенсаторов на расстояние, соответствующее компенсируемому смещению трубы в ходе по меньшей мере 2 000 000 циклов при частоте не выше 5 Гц. Такое испытание требуется проводить только тогда, когда вследствие особенности расположения трубопровода он практически подвергается нагрузкам, обусловленным деформированием корпуса судна.
5.13.2 Требования к испытаниям системы
5.13.2.1 Требования настоящего раздела применяются к трубопроводам, расположенным как внутри, так и снаружи грузовых танков.
5.13.2.2 После сборки все грузовые и технологические трубопроводы должны быть подвергнуты испытанию на прочность с использованием подходящей жидкости. Испытательное давление должно по меньшей мере в 1,5 раза превышать расчетное (в 1,25 раза в случае, когда испытательная жидкость является сжимаемой) для линий, передающих жидкости, и в 1,5 раза превышать максимальное рабочее давление системы (в 1,25 раза, если испытательная жидкость является сжимаемой) для линий, передающих пары. Когда системы трубопроводов или части систем изготовлены полностью и оборудованы всей арматурой, испытание может быть проведено до их установки на судно. Соединения, собранные путем сварки на судне, должны быть испытаны давлением, по меньшей мере в 1,5 раза превышающим расчетное давление.
5.13.2.3 После сборки на судне каждая из грузовых и технологических систем должна, при помощи воздуха или иного пригодного средства, быть испытана на утечки давлением, величина которого зависит от применяемого метода определения утечки.
5.13.2.4 В системах трубопроводов для газообразного топлива с двойными стенками внешняя труба или канал должны быть также испытаны давлением для демонстрации того, что они могут выдержать ожидаемое максимальное давление при разрушении газовой трубы.
5.13.2.5 Все системы трубопроводов, включая клапаны, арматуру и связанное с ними оборудование для передачи груза или паров, должны быть испытаны в обычных условиях эксплуатации не позднее, чем в ходе первой операции по погрузке, в соответствии с признанными стандартами.
5.13.3 Клапаны аварийного отключения
Характеристики закрывания клапанов аварийного отключения, используемых в системах трубопроводов для жидкостей, должны быть подтверждены испытаниями для демонстрации соответствия 18.10.2.1.3. Такие испытания могут быть проведены на судне после установки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.