Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 11
Противопожарная защита и тушение пожара
Цели
Обеспечение того, чтобы для защиты судна и экипажа от пожара в грузовой зоне были предусмотрены надлежащие системы.
11.1 Требования к пожарной безопасности
11.1.1 К судам, являющимся предметом Кодекса, применяются требования главы II-2 Конвенции СОЛАС для танкеров независимо от валовой вместимости, включая суда валовой вместимостью менее 500, за исключением следующего:
.1 правила 4.5.1.6 и 4.5.10 не применяются;
.2 правила 10.4 и 10.5 применяются таким образом, каким они должны применяться к танкерам валовой вместимостью 2000 и более;
.3 правило 10.5.6 применяется к судам валовой вместимостью 20000 и более;
.4 следующие правила главы II-2 Конвенции СОЛАС, относящиеся к танкерам, не применяются и заменены главами и разделами Кодекса, как указано ниже:
Правило: Заменено на:
10.10 11.6
4.5.1.1 и 4.5.1.2 Глава 3
4.5.5 Соответствующие разделы Кодекса
10.8 11.3 и 11.4
10.9 11.5
10.2 11.2.1-11.2.4;
.5 правила 13.3.4 и 13.4.3 применяются к судам валовой вместимостью 500 и более.
11.1.2 Из помещений, где могут присутствовать воспламеняющиеся пары, должны быть исключены все источники воспламенения, за исключением предусмотренного главами 10 и 16.
11.1.3 Положения настоящего раздела применяются совместно с положениями главы 3.
11.1.4 Для целей борьбы с пожаром любые участки открытых палуб над коффердамами, помещениями для балласта и пустыми пространствами в корму от кормовой переборки последнего кормового трюмного помещения и в нос от носовой переборки первого носового трюмного помещения должны быть включены в грузовую зону.
11.2 Пожарные магистрали и краны
11.2.1 Независимо от размера суда, перевозящие продукты, являющиеся предметом Кодекса, должны отвечать требованиям правила II-2/10.2 Конвенции СОЛАС, применимым к грузовым судам, за исключением того, что требуемая подача пожарного насоса и диаметр пожарной магистрали и трубы системы забортной воды не должны быть ограничены положениями правил II-2/10.2.2.4.1 и II-2/10.2.1.3, когда пожарный насос используется для запитывания системы водораспыления, как это разрешено 11.3.3 Кодекса. Производительность пожарного насоса в этом случае должна быть такой, чтобы эти районы могли быть защищены при одновременной подаче двух струй воды из пожарных шлангов с 19-миллиметровыми насадками при давлении по меньшей мере 0,5 МПа.
11.2.2 Размещение оборудования должно быть таким, чтобы по меньшей мере две струи воды могли достичь любой части палубы в грузовой зоне и тех частей системы удержания груза и верхних частей танков, которые выступают над палубой. Для удовлетворения указанным требованиям к размещению и соответствия требованиям правил II-2/10.2.1.5.1 и II-2/10.2.3.3 Конвенции СОЛАС должно быть размещено достаточное количество кранов при длине шлангов, указанной в правиле II-2/10.2.3.1.1. Кроме того, требования правила II-2/10.2.1.6 должны быть удовлетворены при манометрическом давлении по меньшей мере 0,5 МПа.
11.2.3 Любой из установленных перепускных участков трубопроводов и защищенные участки пожарной магистрали или магистралей за пределами грузовой зоны должны быть оборудованы запорными клапанами, установленными через интервалы, обеспечивающие отсечение любого поврежденного участка пожарной магистрали, с тем чтобы требования 11.2.2 могли быть удовлетворены при помощи не более двух длин пожарных рукавов от ближайшего крана. Подача воды в пожарную магистраль, обслуживающую грузовую зону, должна осуществляться через кольцевую магистраль, запитываемую главными пожарными насосами, или через одиночную магистраль, запитываемую пожарными насосами, расположенными в нос и в корму от грузовой зоны, причем один из них должен иметь независимый привод.
11.2.4 Насадки должны быть одобренного двухцелевого типа, способного подавать воду как в распыленном виде, так и в виде компактной струи, и должны быть снабжены закрытием.
11.2.5 Трубы, клапаны, арматура и система в сборке после монтажа должны быть испытаны на непроницаемость и работоспособность.
11.3 Система водораспыления
11.3.1 На судах, перевозящих воспламеняющиеся и/или токсичные продукты, должна быть установлена система водораспыления для охлаждения, предотвращения распространения пожара и защиты экипажа; система предназначена для защиты:
.1 незащищенных куполов грузовых танков, любых открытых частей грузовых танков и любых частей покрытий грузовых танков, которые могут подвергаться тепловому воздействию в результате пожара, происходящего на близкорасположенном оборудовании, содержащем груз, таком как открытые подкачивающие насосы/разогреватели/установки повторного преобразования в газ или обратного сжижения, упоминаемые ниже как установки для обработки газа, расположенные на открытых палубах;
.2 открытых сосудов для хранения воспламеняющихся или токсичных продуктов на открытой палубе;
.3 установок для обработки газа, расположенных на палубе;
.4 соединений для разгрузки и погрузки жидкого груза и паров груза, включая наружный фланец и район расположения клапанов управления ими, площадь которого должна быть по меньшей мере равна площади поддона для сбора утечек;
.5 всех открытых клапанов системы аварийного отключения (ESD) в трубопроводах для жидкого груза и паров груза, включая главный распределительный клапан направления газа потребителям;
.6 открытых поверхностей, обращенных к грузовой зоне, таких как переборки надстроек и рубок, где обычно присутствуют люди, грузовых машинных помещений, кладовых, содержащих предметы с высокой пожа-роопасностью, и постов управления грузовыми операциями. Открытые горизонтальные границы этих помещений не требуют защиты, за исключением случая, когда сверху или снизу этих границ находятся съемные соединения трубопроводов. Границы конструкций бака, где нет персонала и где не имеется предметов или оборудования, обладающих высокой пожароопасностью, не требуют защиты при помощи водораспыления;
.7 незащищенных спасательных шлюпок, плотов и мест сбора, обращенных к грузовой зоне, независимо от расстояния до нее; и
.8 любых полузамкнутых грузовых машинных помещений и полузамкнутых грузовых помещений для электроприводов.
Суда, предназначенные для эксплуатации, как указано в 1.1.10, должны быть предметом специального рассмотрения (см. 11.3.3.2).
11.3.2.1 Система должна быть способной защитить все районы, упомянутые в 11.3.1.1 - 11.3.1.8, со скоростью равномерного распределения воды по меньшей мере 10 для поверхностей наибольшего размера, проецируемых на горизонтальную плоскость, и 4 для вертикальных поверхностей. Для конструкций, не имеющих четко выраженных горизонтальных или вертикальных поверхностей, производительность системы водораспыления не должна быть ниже площади их проекции на горизонтальную плоскость, умноженной на 10 .
11.3.2.2 Расстояние между распылителями, защищающими нижние участки вертикальных поверхностей, может быть определено с учетом ожидаемого стока с верхних участков. На магистрали(ях) системы водораспыления для отсечения поврежденных участков должны устанавливаться запорные клапаны через интервалы, не превышающие 40 м. В качестве альтернативы, система может быть разделена на две или более секций, которые могут работать независимо друг от друга при условии, что необходимые средства управления сгруппированы вместе на легкодоступном посту вне грузовой зоны. Секция, защищающая любой из районов, включенных в 11.3.1.1 и .2, должна обслуживать по меньшей мере всю группу расположенных в поперечном направлении танков в этом районе. Любая(ые) установка(и) для обработки газа, включенная(ые) в 11.3.1.3, может обслуживаться независимой секцией.
11.3.3 Дополнительно к поверхностям, указанным в 11.3.1.4 - 11.3.1.8, производительность насосов для подачи воды должна быть достаточной для одновременной защиты наибольшего из указанного ниже:
.1 любых двух полных групп расположенных в поперечном направлении танков, включая любые установки для обработки газа в этом районе; или
.2 для судов, предназначенных для эксплуатации, как описано в 1.1.10, необходимая степень защиты, являющаяся предметом специального рассмотрения любой дополнительной угрозы пожара в соответствии с 11.3.1, и примыкающая группа танков, расположенных в поперечном направлении,
в дополнение к поверхностям, указанным в 11.3.1.4 - 11.3.1.8. В качестве альтернативы для этой цели могут использоваться главные пожарные насосы при условии, что их общая производительность повышена на величину, необходимую для использования во-дораспылительной системы. В любом случае между главной пожарной магистралью и магистралью системы водораспыления должно быть предусмотрено соединение через запорный клапан, располагающееся вне грузовой зоны.
11.3.4 Ограничивающие переборки надстроек и рубок, в которых обычно находится персонал, а также спасательные шлюпки, плоты и места сбора, обращенные к грузовой зоне, также должны иметь возможность защиты при помощи одного из пожарных насосов либо аварийного пожарного насоса в случае, если пожар в одном из отсеков может вывести из строя оба пожарных насоса.
11.3.5 Водяные насосы, обычно используемые для других целей, могут быть применены для подачи воды в магистраль системы водораспыления.
11.3.6 Все трубы, клапаны, стволы и иная арматура в системах водораспыления должны быть коррозионностойкими к морской воде. Трубопроводы, арматура и относящиеся к ним компоненты в грузовой зоне (за исключением уплотнений) должны иметь такую конструкцию, чтобы выдерживать действие температуры 925°С. Система водораспыления должна быть оборудована путевыми фильтрами для предотвращения засорения труб и стволов. Кроме того, должны быть предусмотрены средства для промывки системы в обратном направлении пресной водой.
11.3.7 В подходящих местах вне грузовой зоны, которые близко расположены к жилым помещениям, легкодоступны и могут использоваться в случае пожара в защищаемом районе, должны быть предусмотрены средства дистанционного запуска насосов, подающих воду в систему водораспыления, и дистанционного управления клапанами системы, находящимися обычно в закрытом состоянии.
11.3.8 Трубы, клапаны, арматура и система в сборке после монтажа должны быть испытаны на непроницаемость и работоспособность.
11.4 Химические порошковые системы тушения пожара
11.4.1 Суда, на которых предусматривается перевозка воспламеняющихся продуктов, должны быть оборудованы стационарными химическими порошковыми системами тушения пожара, одобренными Администрацией на основе руководства, разработанного Организацией, с целью борьбы с пожаром на палубе в грузовой зоне, включая любые соединения для погрузки и выгрузки жидкого и газообразного груза на палубе и в носовом и кормовом районах обработки груза, в зависимости от того, что применимо.
11.4.2 Система должна иметь возможность подавать порошок из по меньшей мере двух ручных линий в виде рукавов или линий, сочетающих лафетный ствол и ручные рукава, к любой части незащищенных грузовых трубопроводов для жидкого груза или паров, соединений для погрузки/разгрузки и незащищенных установок для обработки газа.
11.4.3 Химическая порошковая система тушения пожара должна быть сконструирована в виде не менее двух независимых установок. Должна иметься возможность достижения любого из объектов, требующих защиты согласно 11.4.2, не менее чем двумя независимыми установками, включая их органы управления, стационарные трубопроводы для сжатия агента, лафетные стволы или ручные линии в виде рукавов. Для судов с емкостью для перевозки груза менее 1000 досточточно только одной такой установки. Для защиты любого района, где находится соединение погрузки/разгрузки, должен быть предусмотрен лафетный ствол, способный к приведению в действие и работе как с места, так и в дистанционном режиме. От лафетного ствола не требуется дистанционное управление наведением, если он может подать необходимое количество порошка на всю требуемую область защиты из одного положения. По одной линии в виде рукава должно быть предусмотрено на правом и левом бортах в конце грузовой зоны, обращенной к жилым помещениям, и эти линии должны быть легкодоступны из жилых помещений.
11.4.4 Подача лафетного ствола должна составлять не менее 10 кг/с. Ручные рукава не должны скручиваться и должны быть оборудованы стволами, имеющими функцию включения/отключения подачи, которая должна составлять не менее 3,5 кг/с. При максимальной производительности должно быть возможным осуществлять работу с рукавом одним человеком. Длина ручного рукава не должна превышать 33 м. Если между контейнером для порошка и линией в виде рукавов или лафетным стволом имеется участок стационарного трубопровода, длина трубопровода не должна превышать длину, обеспечивающую поддержание порошка в текучем состоянии в ходе длительного или эпизодического использования, и при которой трубопровод может быть продут для освобождения его от порошка, когда система не используется. Ручные рукава и стволы должны иметь конструкцию, стойкую к воздействиям внешней среды, или должны храниться в стойком к воздействиям внешней среды боксе, или быть защищены стойкими к воздействиям внешней среды устройствами и быть легкодоступными.
11.4.5 Должно считаться, что линии в виде ручных рукавов обеспечивают максимальную эффективность действия в пределах, равных длине рукава. Если защищаемые районы расположены значительно выше, чем лафетный ствол или вьюшка ручного рукава, такие случаи должны быть предметом специального рассмотрения.
11.4.6 Суда, оборудованные носовыми/кормовыми соединениями для погрузки/разгрузки, должны быть оборудованы независимыми установками порошкового тушения, расположенными в корму или в нос от грузовой зоны и защищающими трубопроводы жидкого груза и паров посредством рукавов и лафетного ствола, обслуживающих зоны носовой/кормовой погрузки/разгрузки и отвечающих требованиям 11.4.1 - 11.4.5.
11.4.7 Суда, предназначенные для эксплуатации, как указано в 1.1.10, должны быть предметом специального рассмотрения.
11.4.8 После монтажа трубы, клапаны, арматура и системы в сборке должны подвергаться испытаниям на непроницаемость и работоспособность станций дистанционной и местной подачи. Первоначальные испытания должны также включать выпуск достаточного количества сухого химического порошка для проверки надлежащего работоспособного состояния системы. Все распределительные трубопроводы должны быть продуты сухим воздухом с тем, чтобы убедиться в отсутствии посторонних предметов в трубах.
11.5 Замкнутые помещения, содержащие оборудование обработки груза
11.5.1 Замкнутые помещения, отвечающие критериям грузовых машинных помещений, приведенным в 1.2.10, а также помещение для грузовых приводов любого судна в грузовой зоне должны быть оборудованы стационарной системой тушения пожара, отвечающей положениям Кодекса СПБ и учитывающей необходимые концентрации/расход на единицу площади, требуемые для тушения пожаров газовой среды.
11.5.2 Замкнутые помещения, отвечающие критериям грузовых машинных помещений в главе 3.3, находящиеся в пределах грузовой зоны судов, предназначенных для перевозки ограниченного числа грузов, должны быть оборудованы системой тушения пожара, соответствующей виду перевозимого груза.
11.5.3 Турельные отсеки любого судна должны быть защищены внутренним водорас-пылением с расходом не менее 10 для поверхностей наибольшего размера, проецируемых на горизонтальную плоскость. Если величина давления в потоке газа через турель превышает 4 МПа, расход должен быть увеличен до 20 . Система должна быть рассчитана на защиту всех внутренних поверхностей.
11.6 Снаряжение пожарных
11.6.1 Каждое судно, перевозящее воспламеняющиеся продукты, должно иметь на борту снаряжение пожарных, отвечающее требованиям правила II-2/10.10 Конвенции СОЛАС, как указано ниже:
Общая грузовместимость судна |
Количество комплектов |
5000 и менее |
4 |
Свыше 5000 |
5 |
11.6.2 Дополнительные требования к оборудованию безопасности приведены в главе 14.
11.6.3 Любой дыхательный аппарат, требуемый как часть снаряжения пожарного, должен представлять собой автономный дыхательный аппарат, в котором используется сжатый воздух и емкость которого составляет по меньшей мере 1200 л воздуха в расчете на атмосферное давление.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.