Решение Верховного Суда РФ от 5 ноября 2015 г. N АКПИ15-1059
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Полагаевой К.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Любашенко С.М.
о признании частично не действующим пункта 2.3 санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 сентября 2001 г., установил:
главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 сентября 2001 г. утверждены санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01" (далее - Санитарные правила), которые введены в действие с 1 января 2002 г. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 г. N 23.
Пунктом 2.3 Санитарных правил предусмотрено, что в помещениях, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения, не допускается размещать специализированные рыбные и овощные магазины, а также магазины площадью более 1000 кв.м.
Любашенко С.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2.3 Санитарных правил в части слов "а также магазины, площадью более 1000 ", ссылаясь на то, что он является собственником встроенно-пристроенного блока магазина общей площадью 4393,6 кв.м, расположенного в многоквартирном доме, и оспариваемая им норма ограничивает его право на открытие в этом нежилом помещении магазина площадью более 1000 кв.м, а также права, закреплённые в части 1 статьи 34, части 2 статьи 35, части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации. По мнению административного истца с учётом его дополнительного письменного объяснения, оспариваемое нормативное положение противоречит пунктам 3.1, 3.3 "ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли", утверждённого и введённого в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 771-ст, строительным нормам и правилам "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные", принятым постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23 июня 2003 г. N 109, статье 8, пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и его целям, статьям 41 и 42 Конституции Российской Федерации и законодательству о градостроительной деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) и Минюст России в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что оспариваемый в части нормативный правовой акт утверждён Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, соответствует законодательству Российской Федерации, прав и охраняемых законом интересов административного истца не нарушает.
Любашенко С.М. не принимал участие в судебном заседании, о котором был извещён надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя административного истца Анисимова А.А., возражения представителя Роспотребнадзора Минеевой О.Н. и представителя Минюста России Ольшанской С.М., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
В соответствии с абзацем десятым статьи 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов её производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, является Роспотребнадзор, руководитель которого главный государственный санитарный врач Российской Федерации (пункт 1, абзац второй пункта 8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322).
Исходя из пункта 1, абзацев первого и четвёртого пункта 5 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания, - это основная задача государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, которое, в свою очередь, осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации и включает в себя, кроме прочего, разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил.
Согласно данному Положению нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые подлежат государственной регистрации.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт утверждён Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий. Санитарные правила зарегистрированы 28 сентября 2001 г. в Минюсте России, регистрационный номер 2956, и опубликованы 8 октября 2001 г. в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 41, 10 октября 2001 г. в "Российской газете".
Пунктами 1.1, 1.2 Санитарных правил предусмотрено, что они разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации, определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьём и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приёмки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда и распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.
С учётом области применения и предмета правового регулирования Санитарных правил, который в том числе указан и в их наименовании, в оспариваемой части пункта 2.3 определены санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, в соответствии с которыми в помещениях, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения, не допускается размещать магазины площадью более 1000 кв.м соответствующего вида и типа организации торговли, реализующей продовольственное сырьё и пищевые продукты. В силу положений пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ их соблюдение является обязательным.
Действие Санитарных правил не распространяется на организации торговли и оборот в них непродовольственного сырья и непищевых продуктов. Их нормы не регулируют соответствующие отношения с участием граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, поэтому оспариваемое нормативное положение, вопреки утверждениям административного истца, не может нарушать прав граждан на владение и пользование недвижимым имуществом в указанных им аспектах.
Имея своей целью предотвращение возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации, Санитарные правила в оспариваемой части не содержат предписаний, которые по своему правовому регулированию нарушают права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 41 и часть 1 статьи 42 соответственно).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "часть 1 статьи 42" имеется в виду "статья 42"
Осуществлённое Роспотребнадзором государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование в рассматриваемой части соответствует целям Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, определённым в его статье 1.
Лишены правовых оснований и доводы административного истца о противоречии пункта 2.3 Санитарных правил положениям ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли, утверждённого и введённого в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 771-ст, строительным нормам и правилам "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные", принятым постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23 июня 2003 г. N 109, которые по своей правовой природе не относятся к числу нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу относительно Санитарных правил.
Более того, согласно пункту 4 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
Пунктом 2 статьи 12 этого же Федерального закона предписано, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Приведёнными законоположениями установлена большая юридическая сила санитарных правил относительно упоминаемых в них нормативных правовых актов, а также актов технического регулирования и иных актов.
По аналогичным мотивам отсутствуют и основания для признания оспариваемого нормативного положения не соответствующим законодательству о градостроительной деятельности, в том числе нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, административным истцом не подтверждены и обстоятельства применения в отношении его оспариваемого предписания или то, что он является субъектом правоотношений, регулируемых Санитарными правилами.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Любашенко С.М. о признании частично не действующим пункта 2.3 Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 сентября 2001 г., отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались некоторые нормы, касающиеся требований к организациям торговли и обороту в них продсырья и пищевых продуктов.
Эти нормы включены в отдельные санитарные правила, которые были введены в действие с 1 января 2002 г.
Данные нормы предусматривают ограничение на размещение специализированных рыбных и овощных магазинов, а также тех, которые имеют площадь более 1000 кв. м.
Подобные магазины не допускается размещать в помещениях, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения.
Отклоняя доводы о незаконности таких норм, ВС РФ подчеркнул следующее.
Данные санитарные правила разработаны с целью предотвратить возникновение и распространение инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения.
Такие правила определяют санитарно-эпидемиологические требования в т. ч. к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продсырьем и пищевыми продуктами.
Они распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, продсклады независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих с/х продукцию непромышленного изготовления), а также ИП.
При этом действие данных правил не распространяется на организации торговли (и на оборот в них) непродовольственным сырьем и непищевыми продуктами.
Данные нормы не регулируют соответствующие отношения с участием граждан, не являющихся ИП.
Поэтому оспариваемые положения, вопреки мнению заявителя, не могут нарушать прав граждан-собственников помещений магазина в жилом доме на владение и пользование этой недвижимостью.
Оспариваемые нормы также не содержат предписаний, которые по своему правовому регулированию нарушают права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
По Закону о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, ИП и юрлиц.
Доводы о том, что оспариваемые нормы противоречат требованиям некоторых ГОСТов и СНиПов также несостоятельны, т. к. последние по своей правовой природе не относятся к числу актов, имеющих большую юрсилу относительно санитарных правил.
Решение Верховного Суда РФ от 5 ноября 2015 г. N АКПИ15-1059
Текст решения официально опубликован не был