Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение Администрации города Губкинского по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.
Согласно части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (при этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей). А также путем осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Необходимо учитывать, что согласно пункту 16 статьи 3 Закона N 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
Таким образом, для определения объема закупок, которые заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, необходимо от совокупного годового объема закупок (определенного в соответствии с пунктом 16 статьи 3 Закона N 44-ФЗ) вычесть закупки, указанные в части 1.1 статьи 30 и части 30 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, от полученной разности необходимо определить пятнадцать процентов. Полученное значение будет являться минимальной суммой закупок, которые заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В связи с изложенным стоимость контрактов на поставку энергетических ресурсов, заключенных как с единственным поставщиком на основании части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, при определении объема закупок, которые заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, не учитывается.
Следует также отметить, что контракты на поставку энергетических ресурсов могут быть заключены как с единственным поставщиком на основании части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, так и по результатам проведенных конкурентных процедур (стоимость таких контрактов учитывается при определении соответствующего объема закупок).
Вместе с тем согласно части 2 статьи 108 Закона N 44-ФЗ энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставку энергетических ресурсов.
Статьей 108 Закона N 44-ФЗ также установлено, что заключение энергосервисного контракта может быть осуществлено путем проведения конкурса, электронного аукциона или запроса котировок.
Таким образом, размер денежных средств, уплачиваемых по энергосервисному контракту, при определении объема закупок, которые заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций учитывается.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок.
При этом в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки для обеспечения обороны и безопасности государства; услуг по предоставлению кредитов; у единственного поставщика; работ в области использования атомной энергии; закупки, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков.
Таким образом, для определения объема закупок, которые заказчик обязан осуществить у СМП, необходимо от совокупного годового объема закупок вычесть названные неучитываемые закупки. От полученной разности необходимо определить 15%. Это значение будет являться минимальной суммой закупок, которые заказчик обязан осуществить у СМП.
Разъяснено, что стоимость контрактов на поставку энергетических ресурсов, заключенных с единственным поставщиком, при определении объема закупок, которые заказчик обязан осуществить у СМП, не учитывается.
Контракты на поставку энергетических ресурсов могут быть заключены как с единственным поставщиком, так и по результатам проведенных конкурентных процедур (стоимость таких контрактов учитывается при определении соответствующего объема закупок).
Вместе с тем энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставку энергетических ресурсов.
При этом энергосервисный контракт может быть заключен путем проведения конкурса, электронного аукциона или запроса котировок.
Таким образом, размер денежных средств, уплачиваемых по энергосервисному контракту, при определении объема закупок, которые заказчик обязан осуществить у СМП, учитывается.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 15 октября 2015 г. N Д28и-3023 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был