Методические рекомендации по порядку проведения инспекционного контроля (инспекционных проверок) эксплуатантов и работы с автоматизированной системой электронных контрольных карт
(утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 17 апреля 2015 г.)
Настоящие методические рекомендации фактически прекратили действие
См. Методические рекомендации по порядку проведения проверок (инспекционных проверок) эксплуатантов и работы с автоматизированной системой электронных контрольных карт, утвержденные Росавиацией 22 декабря 2015 г.
1. Общие положения
Автоматизированная система электронных контрольных карт (далее - АСЭКК или Система) предназначена для ведения и обработки данных по инспекционным проверкам и инспекционному контролю эксплуатантов, осуществляемых в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации", утвержденными приказом Минтранса России от 04.02.2003 N 11 (далее - ФАП-11).
АСЭКК вводится в эксплуатацию приказом Росавиации от 29.09.2014 N 578 "О Федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная система электронных контрольных карт, применяемых для проведения инспекционного контроля эксплуатантов".
АСЭКК применяется уполномоченными специалистами центрального аппарата Росавиации и межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта (далее - МТУ ВТ).
АСЭКК обеспечивает:
- планирование инспекционного контроля на год и формирование поручений на проведение инспекционного контроля на месяц;
- ведение и хранение данных об утвержденных Программах и Заданиях на проведение инспекционного контроля (инспекционной проверки);
- ведение, хранение и обработку результатов инспекционного контроля и инспекционных проверок;
- хранение отчётов эксплуатантов об устранении выявленных при проведении инспекционных проверок или инспекционного контроля несоответствий или недостатков (замечаний);
- формирование произвольных выборок и автоматизированных отчётов в электронном виде и в печатной форме.
В АСЭКК обеспечивается хранение следующих документов:
- планов инспекционного контроля на год;
- поручений на проведение инспекционного контроля на месяц;
- программ инспекционных проверок (инспекционного контроля базовых объектов) эксплуатанта;
- заданий на проведение инспекционного контроля (инспекционных проверок) на маршруте, на перроне, в салоне воздушного судна;
- актов инспекционного контроля базовых объектов (инспекционных проверок эксплуатанта);
- отчётов о проведении инспекционного контроля (инспекционных проверок) на маршруте, на перроне, в салоне воздушного судна;
- отчётов эксплуатантов об устранении нарушений (замечаний) и несоответствий, выявленных при проведении инспекционного контроля (инспекционных проверок).
При проведении инспекционного контроля (инспекционных проверок) применяются контрольные карты, приведённые в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Для учёта результатов инспекционного контроля (инспекционных проверок) контрольные карты введены (загружены) в Систему.
2. План инспекционного контроля на год. Поручение на проведение инспекционного контроля на месяц
План инспекционного контроля эксплуатантов на очередной год разрабатывается Управлением летной эксплуатации Росавиации и утверждается заместителем руководителя Росавиации в декабре текущего года. Подготовка плана инспекционного контроля эксплуатантов на год осуществляется с использованием Системы.
Утвержденный план инспекционного контроля сохраняется в Системе как в виде записи в базе данных, так и в виде файла (PDF).
Подготовка поручений на проведение инспекционного контроля на очередной месяц осуществляется Управлением летной эксплуатации Росавиации с использованием Системы на основе годового плана инспекционного контроля. Утвержденные поручения на проведение инспекционного контроля на очередной месяц сохраняются в Системе как в виде записи в базе данных, так и в виде файла (PDF). Утвержденное поручение на проведение инспекционного контроля на очередной месяц через территориальные органы Росавиации доводится до подконтрольных эксплуатантов в конце месяца, предшествующего месяцу планирования.
Утвержденный годовой план и поручения на проведение инспекционного контроля на месяц доступны для просмотра специалистам центрального аппарата Росавиации и МТУ ВТ.
3. Использование Системы при подготовке к проведению инспекционного контроля
3.1. Подготовка к проведению инспекционного контроля базовых объектов
При подготовке к проведению инспекционного контроля базовых объектов эксплуатанта разрабатывается Программа инспекционного контроля.
Программа инспекционного контроля оформляется с использованием АСЭКК.
Для подготовки Программы инспекционного контроля базовых объектов назначенный специалист, участвующий в проведении инспекционного контроля, по указанию председателя комиссии вводит в Систему следующие сведения:
- период проведения инспекционного контроля;
- место (места) проведения инспекционного контроля (город, аэропорт и/или адрес места производственной деятельности эксплуатанта, где планируется проведение инспекционного контроля);
- председатель комиссии (ФИО, должность, орган);
- члены комиссии (ФИО, должность, орган);
- объем инспекционного контроля (перечень разделов/подразделов контрольных карт, по которым планируется проведение инспекционного контроля) с указанием членов комиссии, ответственных за проведение контроля по соответствующим разделам/подразделам контрольных карт;
- срок представления акта инспекционного контроля на утверждение.
Образец Программы инспекционного контроля базовых объектов эксплуатанта приведен в приложении N 3.
Файл (PDF) с утвержденной Программой инспекционного контроля сохраняется в Системе.
Учитывая требования пункта 102 ФАП-11, инспекционный контроль базовых объектов проводится по следующим разделам контрольных карт:
1-ОРГ "Организация и управление";
2-ОЛР "Организация лётной работы. Подготовка и выполнение полётов";
3-ДСП "Оперативный контроль и диспетчерское обеспечение полетов";
4-ИАО "Инженерно-авиационное обеспечение полетов";
5-КАБ "Организация лётной работы (кабинный экипаж). Эксплуатационные процедуры в салоне воздушного судна";
6-ОНО "Организация наземного обслуживания";
7-ОП "Организация пассажирских и грузовых перевозок";
8-АБ "Обеспечение авиационной безопасности";
9-ФЭС "Финансово-экономическое состояние".
Допускается проведение инспекционного контроля базовых объектов по разделам 7-ОП и 8-АБ по планам инспекционного контроля, формируемым соответствующими подразделениями Росавиации.
Инспекционный контроль по разделу 9-ФЭС "Финансово-экономическое состояние" осуществляется в порядке, установленном приказом Росавиации от 03.08.2012 N 498.
Перед проведением инспекционного контроля членам комиссии целесообразно изучить имеющуюся в подразделениях Росавиации (территориальных органах Росавиации) информацию по эксплуатанту, в том числе руководства эксплуатанта (РПП, РОТО, РУБП, РК), а также информацию, содержащуюся в ФГИС "РЭВС", ФГИС "РАП" и "Реестре электронных заявок на сертификацию".
Утвержденную Программу инспекционного контроля базовых объектов рекомендуется направлять эксплуатанту не позднее трех рабочих дней до начала проведения.
3.2. Подготовка к проведению инспекционного контроля на маршруте, на перроне, в салоне ВС
Инспекционный контроль на маршруте, на перроне, в салоне ВС осуществляется в соответствии с Заданием на проведение инспекционного контроля.
Задание на проведение инспекционного контроля содержит следующую информацию:
- период проведения;
- проверяющий (ФИО, должность, орган);
- срок представления на утверждение результатов инспекционного контроля.
Инспекционный контроль на маршруте, на перроне, в салоне ВС осуществляется по всем пунктам контрольных карт.
Подготовка Задания на проведение инспекционного контроля на маршруте, на перроне, в салоне ВС осуществляется с использованием Системы специалистом, которому поручено проведение инспекционного контроля.
Образец Задания на проведение инспекционного контроля приведён в приложении N 2.
Файл (PDF) с утвержденным Заданием на проведение инспекционного контроля сохраняется в Системе.
4. Подготовка к проведению инспекционной проверки эксплуатанта
В АСЭКК учитываются сведения об инспекционных проверках эксплуатанта, предусмотренных пунктами 79, 80, 114 ФАП-11 (инспекционные проверки проводимые при выдаче сертификата эксплуатанта, внесении изменений в условия эксплуатации воздушных судов, связанных с освоением новых типов воздушных судов, допуске к выполнению международных полетов, изменении аэропорта базирования, возобновлении действия сертификата эксплуатанта, приостановленного на срок более одного месяца, но не более трёх месяцев).
Кроме того, в АСЭКК учитываются сведения о внеплановых инспекционных проверках, предусмотренных пунктом 83 ФАП-11.
При подготовке к проведению инспекционной проверки эксплуатанта разрабатывается Программа инспекционной проверки.
При подготовке к проведению внеплановой инспекционной проверки на маршруте, на перроне, в салоне ВС или инспекционной проверке на маршруте при выдаче сертификата эксплуатанта или освоении нового типа воздушного судна, разрабатывается Задание на проведение инспекционной проверки.
Программа инспекционной проверки эксплуатанта и Задание на проведение инспекционной проверки оформляется с использованием АСЭКК.
Для подготовки Программы инспекционной проверки эксплуатанта назначенный специалист, участвующий в проведении инспекционной проверки, по указанию председателя комиссии вводит в Систему следующие сведения:
- период проведения инспекционной проверки;
- место (места) проведения инспекционной проверки (город, аэропорт, адрес места производственной деятельности эксплуатанта, где планируется проведение инспекционной проверки);
- председатель комиссии (ФИО, должность, орган);
- члены комиссии (ФИО, должность, орган);
- объем инспекционной проверки (перечень разделов/подразделов контрольных карт, по которым планируется проведение инспекционной проверки) с указанием членов комиссии, ответственных за проведение проверки по соответствующим разделам/подразделам контрольных карт;
- срок представления акта инспекционной проверки на утверждение.
Образец Программы инспекционной проверки эксплуатанта приведен в приложении N 3.
Подготовка Задания на проведение инспекционной проверки на маршруте, на перроне, в салоне ВС осуществляется с использованием Системы специалистом, которому поручено проведение инспекционной проверки.
Задание на проведение инспекционной проверки на маршруте, на перроне, в салоне ВС содержит информацию, аналогичную Заданию на проведение инспекционного контроля на маршруте, на перроне, в салоне ВС (см. пункт 3.2). Образец Задания на проведение инспекционного контроля на маршруте, на перроне, в салоне ВС приведён в приложении N 2.
При выдаче сертификата эксплуатанта инспекционная проверка эксплуатанта осуществляется в полном объеме, т.е. по всем разделам контрольных карт.
При освоении эксплуатантом новых типов воздушных судов инспекционная проверка эксплуатанта проводится по следующим разделам:
1-ОРГ "Организация и управление";
2-ОЛР "Организация лётной работы. Подготовка и выполнение полётов";
4-ИАО "Инженерно-авиационное обеспечение полетов";
5-КАБ "Организация лётной работы (кабинный экипаж). Эксплуатационные процедуры в салоне воздушного судна";
6-ОНО "Организация наземного обслуживания";
9-ФЭС "Финансово-экономическое состояние".
При допуске эксплуатанта к выполнению международных полетов инспекционная проверка эксплуатанта проводится по следующим разделам:
1-ОРГ "Организация и управление";
2-ОЛР "Организация лётной работы. Подготовка и выполнение полётов";
3-ДСП "Оперативный контроль и диспетчерское обеспечение полетов";
4-ИАО "Инженерно-авиационное обеспечение полетов";
9-ФЭС "Финансово-экономическое состояние".
При изменении (дополнении) аэропорта базирования инспекционная проверка эксплуатанта проводится по следующим разделам:
1-ОРГ "Организация и управление";
2-ОЛР "Организация лётной работы. Подготовка и выполнение полётов";
3-ДСП "Оперативный контроль и диспетчерское обеспечение полетов";
4-ИАО "Инженерно-авиационное обеспечение полетов";
6-ОНО "Организация наземного обслуживания";
7-ОП "Организация пассажирских и грузовых перевозок";
8-АБ "Обеспечение авиационной безопасности";
9-ФЭС "Финансово-экономическое состояние".
При проведении внеплановой инспекционной проверки, а также при возобновлении действия приостановленного сертификата эксплуатанта объем проверки определяется с учётом причин, повлекших приостановление действия сертификата эксплуатанта или проведение внеплановой инспекционной проверки.
Программа инспекционной проверки (Задание на проведение инспекционной проверки на маршруте, на перроне, в салоне ВС) утверждается заместителем руководителя Росавиации или руководителем территориального органа Росавиации. Файл (PDF) с утвержденной Программой инспекционной проверки (Заданием на проведение инспекционной проверки на маршруте, на перроне, в салоне ВС) сохраняется в Системе.
Утвержденную Программу инспекционной проверки эксплуатанта рекомендуется направлять эксплуатанту не позднее трех рабочих дней до начала её проведения.
5. Проведение инспекционного контроля (инспекционной проверки) и оформление результатов
При проведении инспекционного контроля базовых объектов (инспекционной проверки эксплуатанта) проверяется:
- наличие у эксплуатанта разработанных и введенных в действие внутренних нормативных актов, определяющих порядок реализации требований воздушного законодательства, предусмотренных пунктами контрольных карт;
- знание внутренних нормативных актов персоналом эксплуатанта;
- фактическое соблюдение внутренних нормативных актов персоналом эксплуатанта;
- организация контроля соблюдения внутренних нормативных актов персоналом эксплуатанта.
Члены комиссии (или специалисты осуществляющие инспекционный контроль на маршруте, на перроне, в салоне ВС), должны подготовить для себя экземпляр контрольных карт на бумажных носителях или в электронном виде в формате текстового редактора (MS Word). В АСЭКК актуальная версия контрольных карт для скачивания размещена в разделе "Документация".
Эксплуатант при подготовке к проведению инспекционного контроля базовых объектов в своём экземпляре контрольных карт в специальных полях по каждому пункту контрольных карт указывает ссылки на документы (внутренние нормативные акты эксплуатанта), содержащие положения, отвечающие требованиям пункта контрольных карт.
Выявляемые в ходе контроля (проверки) несоответствия, недостатки (замечания) по пунктам контрольных карт фиксируются проверяющим в ходе проведения инспекционного контроля (проверки).
После завершения инспекционного контроля (инспекционной проверки) выявленные несоответствия, недостатки (замечания) по пунктам контрольных карт вносятся в Систему членами комиссии (проверяющим специалистом).
В ходе оформления результатов инспекционной проверки при освоении эксплуатантом новых типов воздушных судов, допуске к выполнению международных полетов, изменении аэропорта базирования в общих сведениях по разделам контрольных карт следует указывать информацию, подтверждающую соблюдение эксплуатантом сертификационных требований по заявленным изменениям условий эксплуатации и обеспечения полётов воздушных судов (например, при освоении эксплуатантом новых типов ВС указываются перечень и краткая характеристика членов подготовленных экипажей ВС, порядок организации ТО и других видов обеспечения осваиваемого типа ВС и другое).
В ходе оформления результатов инспекционной проверки при возобновлении действия приостановленного сертификата эксплуатанта в общих сведениях по разделам контрольных карт следует указывать информацию о проведенных мероприятиях по устранению эксплуатантом недостатков, послуживших основанием приостановления действия сертификата эксплуатанта.
В ходе оформления результатов инспекционного контроля базовых объектов общие сведения по разделам указываются по усмотрению проверяющего.
Акт инспекционного контроля базовых объектов (инспекционной проверки) эксплуатанта (см. приложение N 4), а также отчёт о проведении инспекционного контроля на маршруте, на перроне, в салоне ВС (см. приложение N 5) формируется в Системе автоматически после ввода информации о выявленных несоответствиях или недостатках (замечаниях) по пунктам контрольных карт, а также общих выводов.
Утвержденный акт инспекционного контроля (инспекционной проверки) и подписанный отчет о проведении инспекционного контроля (инспекционной проверки) на маршруте, на перроне, в салоне ВС сканируется и сохраняется в Системе в виде файла (PDF).
Если эксплуатант имеет обособленные подразделения (филиалы, линейные станции), инспекционный контроль (инспекционные проверки) базовых объектов которых поручено проводить МТУ ВТ по месту расположения обособленных подразделений, то результаты проверки данных обособленных подразделений вводятся в систему непосредственно органом, выполнившим проверку.
Сводный акт, оформляется территориальным органом (центральным аппаратом Росавиации), контролирующим эксплуатанта с учётом результатов инспекционного контроля (инспекционных проверок) обособленных подразделений.
Утвержденный сводный акт инспекционного контроля (инспекционной проверки) сохраняется в Системе в виде файла (PDF).
Приложения:
Приложение N 1 - Карты инспекционного контроля (инспекционной проверки), включающие:
I. Карты инспекционного контроля базовых объектов (инспекционной проверки) эксплуатанта по 9 разделам.
II. Карта инспекционного контроля (инспекционной проверки) на маршруте.
III. Карта инспекционного контроля (инспекционной проверки) на перроне.
IV. Карта инспекционного контроля (инспекционной проверки) пассажирского салона и работы бортпроводников.
V. Карта инспекционного контроля (инспекционной проверки) грузового салона и работы бортоператоров.
Приложение N 2 - Образец Задания на проведение инспекционного контроля (инспекционной проверки) на маршруте, на перроне, в салоне ВС.
Приложение N 3 - Образец Программы инспекционного контроля базовых объектов (инспекционной проверки) эксплуатанта.
Приложение N 4 - Образец Акта инспекционного контроля базовых объектов (инспекционной проверки) эксплуатанта.
Приложение N 5 - Образец отчета по инспекционному контролю (инспекционной проверки) на маршруте, на перроне, в салоне ВС.
Заместитель руководителя Росавиации |
О.Г. Сторчевой |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по порядку проведения инспекционного контроля (инспекционных проверок) эксплуатантов и работы с автоматизированной системой электронных контрольных карт (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 17 апреля 2015 г.)
Текст документа официально опубликован не был
Настоящие методические рекомендации фактически прекратили действие
См. Методические рекомендации по порядку проведения проверок (инспекционных проверок) эксплуатантов и работы с автоматизированной системой электронных контрольных карт, утвержденные Росавиацией 22 декабря 2015 г.