Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
от 12 ноября 2015 г. N 03-03-06/4/65313
Департамент налоговой и таможенно - тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее. Согласно статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу нормы пункта 1 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.
Казенное учреждение, государственная корпорация, получая имущество, соответственно, в оперативное управление, в качестве имущественного взноса Российской Федерации в имущество государственной корпорации, не несут фактических затрат на его приобретение.
При этом стоимость такого имущества в целях налога на прибыль организаций не учитывается в составе налогооблагаемых доходов указанными юридическими лицами на основании норм подпунктов 3.2 и 8 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Таким образом, в налоговом учете первоначальная стоимость амортизируемого имущества, полученного казенным учреждением и государственной корпорацией, соответственно, в оперативное управление и в качестве имущественного взноса Российской Федерации в имущество государственной корпорации, не формируется в связи с отсутствием расходов, осуществленных налогоплательщиком.
Что касается унитарного предприятия, то необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, при определении налоговой базы не учитывается.
Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
При этом пунктом 2 статьи 256 НК РФ установлено, что не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.
В целях налогообложения прибыли организаций средства целевого финансирования, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. В частности, к указанным средствам отнесены средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений. При этом, в силу указанной нормы на получателей средств целевого финансирования возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. То есть расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
Таким образом, если амортизируемое имущество, которое получено унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, было создано, например, казенным учреждением за счет средств целевого бюджетного финансирования, то из совокупности вышеприведенных норм первоначальная стоимость такого имущества, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, в налоговом учете не формируется.
В случае, если амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, то в целях главы 25 НК РФ унитарное предприятие формирует первоначальную стоимость получаемого имущества и устанавливает срок его полезного использования по данным учета этого другого унитарного предприятия, передающего имущество, который обязан предоставить информацию об остаточной стоимости имущества и установленного им срока полезного использования, уменьшенного на период начисления им амортизации, руководствуясь абзацем вторым пункта 1 статьи 257 и абзацем первым пункта 1 статьи 258 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что направляемое письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В налоговом учете первоначальная стоимость амортизируемого имущества, полученного казенным учреждением в оперативное управление и госкорпорацией в качестве имущественного взноса Российской Федерации, не формируется. Это связано с отсутствием расходов, осуществленных налогоплательщиком.
Если амортизируемое имущество, которое получено унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, было создано, например, казенным учреждением за счет средств целевого бюджетного финансирования, то первоначальная стоимость такого имущества, по мнению Минфина России, в налоговом учете не формируется.
Если амортизируемое имущество получено унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведения от другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, то формируется первоначальная стоимость и устанавливается срок полезного использования. При этом используются данные учета передающего унитарного предприятия.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 12 ноября 2015 г. N 03-03-06/4/65313
Текст письма официально опубликован не был