Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ЭГЛЕТ" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский университет дружбы народов" (далее - Уполномоченный орган), действующего на основании соглашения от 18.05.2015 N 10.S48.24.0061 о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от имени Министерства образования и науки Российской Федерации при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку оборудования для учебно-исследовательского центра промышленных технологий: для создания 3-х мерных моделей (номер извещения 0373100004615000002) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Документация об Аукционе содержит неправомерное требование об организации поставщиком обучения персонала, по результатам которого должны быть выданы именные сертификаты завода-изготовителя предлагаемого к поставке товара.
2. Документация об Аукционе содержит значения показателей к вакууму рабочей зоны "не более 7-10 минут", что не позволяет участникам закупки сформировать свое предложение на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 18.08.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 71 000 000 рублей;дата окончания подачи заявок - 28.09.2015;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 02.10.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно подпункту 3 "Требования по объему гарантий качества товара" таблицы части III "Описание объекта закупки" документации об Аукционе установлено, что "поставщик должен организовать обучение не менее двух сотрудников РУДН по программам завода-изготовителя поставляемого оборудования. По факту обучения таким сотрудникам РУДН должны быть выданы именные сертификаты от завода-изготовителя, которые должны позволять им работать на поставляемом оборудовании в рамках технологий завода-изготовителя и с учетом всех требований безопасности, которые предъявляются при работах на данном оборудовании".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что организация обучения персонала установлена в целях надлежащей эксплуатации поставляемого оборудования, а так же, что гарантия для поставляемого оборудования действует исключительно при соответствующем обучении персонала.
При этом в подтверждение вышеуказанного, представители Заказчика представили письмо завода-изготовителя (ООО "Компания Renishaw") от 30.09.2015, согласно которому для эксплуатации оборудования требуется полное обучение пользователей оборудования лазерной безопасности, безопасного использования машин и обработки порошка.
Вместе с тем, на заседание Комиссии, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих что установленное требование об организации поставщиком обучения персонала с соответствующими именными сертификатами, выдаваемыми заводом-изготовителем, не позволяет участнику закупки сформировать свое предложение в отношении поставляемого оборудования.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 1 таблицы приложения N 1 "К описанию объекта закупки" документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования к "оборудованию для создания 3-х мерных моделей": "создание вакуума в рабочей зоне - не более 7-10 минут, стандартная чистота операционная атмосферы - меньше 1000 ppm O2, температура рабочей зоны - не ниже 170°C".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено, что "заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона, получившим аккредитацию на электронной площадке, оператору данной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки: первая часть заявки и вторая часть заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно. С перечнем документов и сведений, которые содержатся в первой и второй частях заявки можно ознакомиться в ст. 66 Закона о контрактной системе. Заявка на участие в электронном аукционе заполняется участником закупки в соответствии с инструкцией оператора электронной площадки, размещенной на его сайте".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что время по созданию вакуума в рабочей зоне определяется в диапазонном значении, а именно - не более 7-10 минут.
Вместе с тем, изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет однозначно определить порядок указания параметров - в виде диапазонного или конкретного значения показателей поставляемого товара.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭГЛЕТ" обоснованной в части отсутствия в документации об Аукционе надлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 01.10.2015 N К-1232/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 октября 2015 г. N К-1232/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был