Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Юган" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Военный санаторий "Крым" Министерства обороны российской федерации (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по санитарному содержанию внутренних помещений и прилегающей территории военных городков для нужд федерального государственного бюджетного учреждения "Военный санаторий "Крым" Министерства обороны Российской Федерации (номер извещения 0375100002915000062) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Техническом задании документации об Аукционе Заказчиком неправомерно установлено требование о соблюдении недействующего ГОСТ Р 51870-2002 "Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 51870-2002).
2. В пункте 5.3 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены неправомерные требования к трудовым ресурсам исполнителя.
3. В Приложении N 1 документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, ограничивающие количество участников закупки, и соответствующие продукции только одного производителя.
4. В Приложении N 1 документации об Аукционе установлено ненадлежащее требование к товарам, подлежащих поставке в рамках исполнения контракта, что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 27.08.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 13 855 486,77 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 12 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 01.10.2015.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлено требование о соблюдении недействующего ГОСТа Р 51870-2002.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 4.8 Технического задания документации об Аукционе установлено, что Исполнитель должен соблюдать следующее требование при исполнении контракта:
"4.8 ГОСТ Р 51870-2002 "Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия".
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 1 приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 г. N 1554-ст ГОСТ Р 51870-2002 является не действующим.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ГОСТ Р 51870-2002, утративший силу, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в пункте 5.3 Технического задания документации об Аукционе установлено неправомерное требование к трудовым ресурсам:
"5.3 При наборе персонала при прочих равных условиях Исполнитель отдает приоритет персоналу, уже работавшему в ФГБУ "Военный санаторий "Крым" Минобороны России".
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлено требование к трудовым ресурсам, что нарушает часть 6 статьи 31, часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 документации об Аукционе, установлены требования к характеристикам товара, которые ограничивают количество участников закупки, и соответствуют продукции только одного производителя, а именно цвет товара.
Согласно пункту 1 "Средство для очистки стеклянных поверхностей в зимнее время" Приложения N 1 документации об Аукционе установлен следующий цвет: "Должна быть прозрачная жидкость синего или зеленого цвета".
Аналогичная потребность установлена в пунктах 15, 17, 20, 23, 25 Приложения N 1 документации об Аукционе.
Представители Заказчика пояснили, что данное требование установлено исходя из потребностей Заказчика, вышеуказанное требование не ограничивает количество участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель не явился на заседание Комиссии и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, в пунктах 2, 9, 15, 20 Приложения N 1 документации об Аукционе, установлено ненадлежащее требование к размеру товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения контракта, что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 документации об Аукционе установлено следующее:
"Средство для поддержания чистоты офисной техники:
Размер 140 - 150 х 200 - 230".
Аналогичное требование установлено в пунктах 2, 9, 15, 20 Приложения N 1 документации об Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что поля "Размер" в Приложения N 1 документации об Аукционе заполняются в соответствии с Приложением N 3 "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме":
"Если Заказчиком при указании значений показателей используется знак "х" т.е. умножить (при обозначении габаритных размеров), следует понимать включая указанную величину, то участник должен указать в своей заявке конкретную величину используя общепринятые обозначения габаритных размеров".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно части 6 статьи 67 Закона о контактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Учитывая изложенное, Аукционной комиссией при составлении протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе необходимо при отказе в допуске к участию в Аукционе указывать обоснование решения, в том числе, с указанием положений документации об Аукционе, которым не соответствует заявка на участие в Аукционе, а также положения заявки на участие в Аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией.
Комиссия, изучив протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 28.09.2015 N 964839 (далее - Протокол рассмотрения заявок), установила, что Протокол рассмотрения заявок не содержит ссылку на положения документации об Аукционе, которым не соответствуют заявки участников закупки, которым отказано в допуске на участие в Аукционе, а также положений заявки на участие в Аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии нарушают часть 6 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 8.2, 8.2.1, 8.6, 8.6.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:
"8.2. За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе взыскать с Заказчика штраф в размере:
8.2.1. 2% от цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей ________________________(руб.);
8.6. За ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств (в том числе за несоответствие требований к качеству услуг), предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель выплачивает Заказчику штраф в размере:
8.6.1. 5% от цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей __________________ руб".
Вместе с тем, как следует из извещения о Аукционе, документации об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет
13 855 486,77 рубля. При этом Заказчиком не предусмотрен размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных при цене заключенного контракта ниже 3 млн. рублей.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит положений о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требование, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Юган" обоснованной в части установления требования о соблюдении недействующего ГОСТ Р 51870-2002, в части установления требований к трудовым ресурсам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 3 статьи 33, частей 5, 8 статьи 34, пункта 1 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 01.10.2015 N К-1241/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 октября 2015 г. N К-1241/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был