Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Филиала N 2 ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России" (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по диспансеризации государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (номер извещения 0173100009515000180) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Требование к месту оказания услуг, установленное в Конкурсной документации, приводит к ограничению числа участников закупки.
2. В конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям оценки.
3. Разъяснение положений Конкурсной документации размещено с нарушением положений Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 08.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 4 участников закупки;
6) дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 29.09.2015;
7) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 02.10.2015;
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, требование к месту оказания услуг, установленное в Конкурсной документации, приводит к ограничению числа участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом, согласно части 4 пункта 1 статьи 50 не допускается установление Заказчиком в конкурсной документации требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В пункте 6 раздела III Конкурсной документации установлено место оказания услуг: "Российская Федерация, г. Москва, Центральный административный округ".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в соответствии с пунктом 5 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 984н "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения" диспансеризация гражданских и муниципальных служащих проводится в служебное время, в связи с чем, оптимальная приближенность к местонахождению Заказчика является обоснованно необходимым условием оказания услуг, являющихся предметом Конкурса.
В соответствии с Протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 29.09.2015 N ПВК2 на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки. Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 02.10.2015 N ПРО1, к участию в Конкурсе допущено 4 участника.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств о том, что требование Заказчика к месту оказания услуг влечет ограничение количества участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям оценки, а именно по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики услуги".
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 57 раздела II Конкурсной документации, оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется в соответствии с Правилами оценки заявок.
Согласно пункту 56 раздела II Конкурсной документации, для оценки заявок на участие в Конкурсе устанавливаются следующие критерии:
1) цена Контракта;
2) качественные, функциональные и экологические характеристики услуги;
Величины значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе:
Цена Контракта - 40%;
Качественные, функциональные и экологические характеристики услуги - 60%.
В соответствии с пунктом 57 раздела II Конкурсной документации оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В части 2 пункта 57 раздела II Конкурсной документации указано в том числе, что для оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики услуги" устанавливается следующий показатель: "Качество услуг" (по данным форм 4.2 и 4.5) (КЦБi) в части выполнения пункта 3 Раздела III "Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам оказываемых услуг" Конкурсной документации.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что часть 2 пункта 57 раздела II Конкурсной документации содержит следующий порядок оценки заявок по показателю "Качество услуг":
"Каждый член Конкурсной комиссии анализирует заявку на участие в конкурсе на соответствие Требованиям к качественным, функциональным и техническим характеристикам оказываемых услуг (Раздел III конкурсной документации), а также на наличие дополнительных предложений, улучшающих качество оказания услуг и повышающих эффективность оказания услуг.
Заявке, в которой в описании качества оказываемых услуг содержится максимальное количество дополнительных предложений, улучшающих качество оказания услуг и повышающих эффективность оказания услуг, принятых членом Конкурсной комиссии - присваивается максимальное количество баллов - 100;
Заявке, в которой отсутствуют дополнительные предложения, улучшающие качество оказания услуг и повышающих эффективность оказания услуг, принятых членом Конкурсной комиссии и лишь полностью повторяется текст Раздела III настоящей конкурсной документации "Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам оказываемых услуг" или членом Конкурсной комиссии не принято ни одно поданное дополнительное предложение ввиду несоответствия заданной тематике - присваивается минимальное количество баллов - 0"
Комиссия установила, что по показателю "Качество услуг" Заказчиком оценивается только наличие дополнительных предложений, улучшающих качество оказания услуг и повышающих эффективность оказания услуг, принятых членом конкурсной комиссии Заказчика (далее - дополнительные предложения). Однако Конкурсная документация не содержит критериев, согласно которым конкурсная комиссия Заказчика принимает дополнительные предложения участника закупки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, исходя из представленных материалов, не представляется возможным сделать вывод о том, что указанное нарушение повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, разъяснение положений Конкурсной документации размещено Заказчиком с нарушением положений Закона о контрактной системе, а именно содержит указание на лицо, от которого поступил запрос.
В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии, установлено, что 23.09.2015 Заказчиком на Официальном сайте размещено разъяснение положений Конкурсной документации, содержащее в том числе: "В соответствии с запросом о разъяснении положений конкурсной документации на право заключения государственного контракта на оказание услуг по диспансеризации государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, полученным 18 сентября 2015 года от Филиала N 2 ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России".
Таким образом, разъяснение положений Конкурсной документации, размещенное Заказчиком на Официальном сайте содержит указание на лицо, от которого поступил запрос.
Кроме того, Комиссия установила, что разъяснение положений Конкурсной документации, размещенное Заказчиком на Официальном сайте, не содержит предмета запроса о разъяснении положений Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего ненадлежащим образом разъяснения положений Конкурсной документации нарушают часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Филиал N 2 ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России" обоснованной в части установления в Конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки заявок, а также размещения ненадлежащего разъяснения положений Конкурсной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1, части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 02.10.2015 по делу N К-1250/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 октября 2015 г. N К-1250/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был