Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей Федерального агентства по туризму Березиной Л.В., Бухтояровой ИВ., ООО "РОЗА ВЕТРОВ" Евтропова А.В., Тапинской Е.В.,
рассмотрев жалобу ООО "РОЗА ВЕТРОВ" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Федерального агентства по туризму (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Федеральным агентством по туризму (далее - Заказчик) открытого конкурса на оказание услуг по организации и проведению пресс-тура "Русская усадьба" по субъектам Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа. (номер извещения 0173100006515000073) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, ненадлежащим образом применившей порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", установленный в Конкурсной документации.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 07.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 000 рублей;
4) дата вскрытия конвертов с заявками - 28.09.2015;
5) дата рассмотрения и оценки заявок - 29.09.2015.
6) победителем Конкурса признано ООО "МЕДИА-КОНСАЛТИНГ" с предложением о цене контракта 1 400 000 рублей.
Согласно части 4 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией необоснованно принято решение о присвоении Заявителю по критерию оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" 50 баллов, поскольку Заявителем представлена информация в заявке в соответствии с требованиями Конкурсной документации.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заявителем не представлена информация, подлежащая оценке Конкурсной комиссией по критерию оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" по п. 2.5, 2.7 Технического задания Конкурсной документации, а именно, Заявителем не представлена информация о содержании информационных материалов о мероприятии, а также не представлена конкретная информация об отелях 4* в городах Тула, Рязань, Тамбов, без указания методов или способов исполнения обязательств, предусмотренных Техническим заданием. В связи с чем, Заявитель получил 50 баллов.
Как следует из заявки Заявителя, по п. 2.5. Технического задания участником закупки указано: "Роза ветров подготовит информационные материалы о мероприятии и передает их участникам при отправлении автобуса по маршруту".
По п. 2.7 Технического задания - "Проживание в отелях 4* в городах Тула, Рязань, Тамбов, содействие в регистрации, координация размещения".
Вместе с тем, согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
Номер критерия оценки заявок Наименование критерия оценки заявок Значимость критерия Коэффициент значимости показателя
1. Стоимостной критерий - цена контракта 60% 0,6
2. Нестоимостной критерий - качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки
40% 0,4
ИТОГО: 100%
При этом, по показателю "Качество Услуг" в Конкурсной документации содержится следующее: "Оценивается с точки зрения достижения наилучшего результата оказания услуг, указанных в технической части (часть III настоящей конкурсной документации).
Участник конкурса представляет Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки по форме I.3.3.настоящей конкурсной документации.
Оценка осуществляется в сравнении с заявками, поданными всеми участниками конкурса.
Участник конкурса может представить свои предложения в отношении объекта закупки по качественным характеристикам.
Комиссия оценивает степень детализации и содержательной проработанности предложения в отношении объекта закупки, в том числе комиссия оценивает предложение в отношении закупки на соответствие содержания предложения участника закупки по предмету закупки:
- требованиям, предъявляемым к объекту закупки;
- полноте, обоснованности, достоверности представленной информации.
Максимальное значение баллов по данному показателю - 100 баллов.
Баллы по показателю "Качество Услуг" выставляются следующим образом:
- 100 баллов - в составе заявки представлено описание порядка оказания услуг (изложение своего видения оказания требуемых услуг, их содержание, объемы и виды, развернутое, детальное предложение о методах и способах решения поставленных задач) в полном объеме, то есть в отношении всех видов услуг, предусмотренных Техническим заданием.
- 50 баллов - в составе заявки представлено частичное описание порядка оказания услуг (изложение своего видения оказания требуемых услуг, их содержание, объемы и виды, развернутое, детальное предложение о методах и способах решения поставленных задач), то есть в отношении не всех видов услуг, предусмотренных Техническим заданием.
- 0 баллов - в составе заявки представлено только полностью скопированное Техническое задание,
или
- представлено только согласие оказать услуги в соответствии с требованиями Технического задания, в том числе в виде указания на то, что Исполнитель окажет услуги надлежащим образом в соответствии с требованиями Технического задания,
или
- представлено предложение о качестве услуг в виде измененного Технического задания без указания методов или способов исполнения обязательств, предусмотренных Техническим заданием.
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по данному показателю".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Кроме того, Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, так же предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявок оформлена ненадлежащим образом, что не позволило участникам Конкурса составить заявку правильно.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также инструкцию нарушают пункты 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия Конкурсной Комиссии, выраженные в осуществлении оценки заявок в отсутствии надлежащего порядка оценки по критерию оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" нарушают часть 2 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Так же, в ходе рассмотрения настоящей жалобы, Комиссия пришла к следующему.
Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно пункту 2.7, Технического задания Конкурсной документации, требовалось при оказании услуг, в том числе использовать отель классом не ниже 4-х звезд.
Вместе с тем, заявка победителя содержала предложения об использовании гостиниц в том числе, классом 3 звезды, что не соответствует пункту 2.7 Технического задания Конкурсной документации.
Учитывая изложенное, заявка победителя содержала предложения о качестве услуг не соответствующая технической части Конкурсной документации, что в соответствии частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе является основанием для отклонения такой заявки.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, принявшей решение о признании заявки победителя соответствующей, нарушают часть 2 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия Конкурсной комиссии содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "РОЗА ВЕТРОВ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурной комиссии нарушение части 2, 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 09.10.2015 N К-1304/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса
о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 октября 2015 г. N К-1304/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был