Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Монолит" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на период с 01.01.2016 г. до 01.07.2018 г. Автомобильная дорога А-340 Улан-Удэ-Кяхта-граница с Монголией, км 0+000 - км 219+000; Автомобильная дорога Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита, км 239+851 - км 719+000 (номер извещения 0302100003015000077) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно выбрал способ определения подрядчика путем проведения Запроса предложений.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений, Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)- 28.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 505 010 121 рубль;
4) на участие в Запросе предложений подана 1 заявка от участника закупки;
5) к участию в Запросе предложений допущен 1 участников закупки;
6) Запрос предложений признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 18 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 83 Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе. При этом в случае, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта на основании настоящего пункта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгаемому контракту, а цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На заседании Комиссии установлено, что 04.10.2012 Заказчиком на Официальном сайте было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0302100003012000115 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на период с 01.01.2013 г. до 01.07.2018 г. Автомобильная дорога А-340 Улан-Удэ-Кяхта-граница с Монголией, км 0+000 - км 219+000; Автомобильная дорога Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита, км 239+851 - км 719+000.
11.01.2013 Заказчиком на Официальном сайте были опубликованы сведения о контракте от 09.01.2013 N 166-12-ф.
27.08.2014 Заказчиком на Официальном сайте была опубликована информация о расторжении контракта от 09.01.2013 N 166-12-ф.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили что государственный контракт от 09.01.2013 N 166-12-ф расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке в связи с тем, что обязательства по исполнению контракта выполнялись подрядчиком ненадлежащим образом.
Изучив конкурсную документацию, а также государственный контракт от 09.01.2013 N 166-12-ф, представленный представителями Заказчика, Комиссия установила, что государственным контрактом не предусмотрена возможность одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
Вместе с тем, 28.09.2015 Заказчиком на Официальном сайте было опубликовано извещение о проведении запроса предложений от 28.09.2015 N0302100003015000077 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на период с 01.01.2016 г. до 01.07.2018 г. Автомобильная дорога А-340 Улан-Удэ-Кяхта-граница с Монголией, км 0+000 - км 219+000; Автомобильная дорога Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита, км 239+851 - км 719+000.
В соответствии с итоговым протоколом от 08.10.2015 N ИП1 по окончанию срока подачи заявок подана только одна заявка. Такая заявка признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении Запроса предложений. Запрос предложений признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 18 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Учитывая положения пункта 6 части 2 статьи 83 и части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что осуществление закупки путем проведения запроса предложений на основании пункта 6 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе возможно в случаях если контрактом предусмотрена возможность одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
Вместе с тем, контрактом от 09.01.2013 N 166-12-ф не предусмотрена возможность одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, в связи с чем проведение Заказчиком Запроса предложений на основании пункта 6 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе является неправомерным.
Таким образом, действия Заказчика, принявшего решение о выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на период с 01.01.2016 г. до 01.07.2018 г. Автомобильная дорога А-340 Улан-Удэ-Кяхта-граница с Монголией, км 0+000 - км 219+000; Автомобильная дорога Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита, км 239+851 - км 719+000 путем проведения запроса предложений, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Монолит" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 12.10.2015 N К-1315/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 октября 2015 г. N К-1315/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был