Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "КитежГрад" (далее - Заявитель) на действия Областного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Правительства Сахалинской области" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ выше отм. 0,000 по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске" (номер извещения 0361200006415000118) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Конкурсная документация размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) в формате, не обеспечивающем возможности поиска и копирования отдельных фрагментов текста.
2. Техническая часть Конкурсной документации не содержит конкретные характеристики материалов и оборудования, что не позволяет участнику закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Конкурсе.
3. Техническая часть Конкурсной документации в описании объекта закупки содержит наименования производителей, товарные знаки без указания на эквивалентность, что нарушает положения Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте - 18.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 473 152 212 рублей;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 16.10.2015.
1. В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 5.3 статьи 112 Закона о контрактной системе, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы регистрация заказчиков и иных лиц, на которых распространяется действие Закона о контрактной системе, за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста.
На заседании Комиссии установлено, что размещенное Заказчиком на Официальном сайте Техническое задание Конкурсной документации не содержит ограничения для ознакомления с текстом, поскольку Техническая часть Конкурсной документация размещена в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Конкурсная документация размещена на Официальном сайте в формате, не обеспечивающем возможности поиска и копирования отдельных фрагментов текста, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссией установлено, что в Конкурсной документации установлены требования к характеристикам материалов и оборудованию.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Конкурсная документация не содержит требований к материалам и оборудованию, что не позволяет участнику закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Конкурсе, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 4.6.1. "Исключающие положения" Конкурсной документации: "Наличие сведений в Технической части конкурсной документации о производственных мощностях, технологическом оборудовании, трудовых, финансовых и других ресурсов носит информационный характер и не является требованием к участнику закупки о наличии у него соответствующих ресурсов за исключением случаев, когда такие требования установлены Федеральным законом о контрактной системе и настоящей конкурсной документацией.
Наименования товарного знака, модели, знака обслуживания, фирменного наименования, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара по тексту Технической части конкурсной документации не читать".
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель не явился, в составе жалобы не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется в следующих случаях:
1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
Согласно пункту 5.5.9 Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие случаи возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок:
"Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях:
а) уклонение или отказ победителя конкурса, или иного участника конкурса с которым заключается контракта при уклонении победителя конкурса от заключения контракта, заключить контракт;
б) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящей конкурсной документаций или Федеральным законом о контрактной системе, до заключения контракта Заказчику обеспечения исполнения контракта;
в) изменение или отзыв участником конкурса заявки на участие в конкурсе после истечения срока окончания подачи таких заявок".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего случай, при котором возврат обеспечения заявки на участие в Конкурсе не производится, а именно: "изменение или отзыв участником конкурса заявки на участие в конкурсе после истечения срока окончания подачи таких заявок", нарушают часть 13 статьи 44 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки по критерию оценки "Квалификация участников закупки" :
N п/п Наименование критерия, показателя (подкритерия) Шкала предельных величин значимости показателей Баллы
2 Квалификация участника закупки 100
2.1 Количество инженерно-технических работников (ИТР), имеющих высшее или среднее инженерно-техническое образование в области строительства, и осуществляющие организацию или руководство производственными процессами на предприятии, чел.
(подтверждается копиями дипломов о высшем или среднем инженерно-техническом образовании и копиями трудовых книжек с первого листа и до листа, следующего после последней записи) до 14 (включительно) 0
от 15 до 21 (включительно) 2,5
от 22 и более 5
2.2 Количество рабочих, профессионально занимающихся производительным трудом и принадлежащих к рабочему классу и имеющих высшее или среднее инженерно-техническое образование в области строительства
(подтверждается копиями дипломов о высшем или среднем инженерно-техническом образовании) до 116 (включительно) 0
от 117 до 166 (включительно) 2,5
от 167 и выше 5
2.3 Количество успешно построенных объектов капитального строительства по исполненным за последние пять лет до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе контрактам/договорам с ценой каждого такого контракта/договора в пределах указанных ниже величин значимости, а также характер которых сопоставим с объектом настоящего конкурса.
Примечание: под сопоставимым характером строящегося объекта понимаются ранее построенные объекты, требующие наличия допуска на организацию строительства СРО и которые соответствуют требованиям к допуску СРО, установленному настоящей конкурсной документацией.
(подтверждается копиями контрактов/договоров и актами приемки законченного строительством объекта (формы КС-11 или КС-14) либо в случае, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, вместо акта приемки законченного строительством объекта предоставляется копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию), в том числе:
до 100 млн. руб. (включительно) не установлено 0
от 100 млн. руб. (не включительно) до 300 млн. руб. (включительно) от 6 и выше 20
от 300 млн. руб. (не включительно) до 500 млн. руб. (включительно) от 4 и выше 35
от 500 млн. руб. (не включительно) до начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса (включительно) от 3 и выше 60
от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса (не включительно) и выше от 2 и выше 65
2.4 Контрактная/договорная совокупная стоимость успешно построенных объектов капитального строительства за последние пять лет до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе
(подтверждается копиями контрактов/договоров и актами приемки законченного строительством объекта (формы КС-11 или КС-14) либо в случае, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, вместо акта приемки законченного строительством объекта предоставляется копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) до 500 млн. руб. (включительно) 0
от 500 млн. руб. (не включительно) до 800 млн. руб. (включительно) 2,5
от 800 млн. руб. (не включительно) до
1 млрд. руб. (включительно) 5
от 1 млрд. руб. (не включительно) до начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса (включительно) 7,5
от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса (не включительно) и выше 15
2.5 Количество положительных отзывов от заказчиков о построенных объектах капитального строительства сопоставимого характера
(подтверждается копиями отзывов) до 2 (включительно) 0
от 3 до 5 (включительно) 0,5
от 6 до 10 (включительно) 1
от 11 до 15 (включительно) 3
от 16 до 21 (включительно) 6
от 22 и выше 10
Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком в Конкурсной документации порядке оценки заявок на участие в Конкурсе отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями представленными участниками закупки.
Кроме того, в Конкурсной документации отсутствует значимость показателей критерия оценки "Квалификация участников закупки" в нарушение пункта 11 Правил.
Действия Заявителя, установившего ненадлежащий порядок оценки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "КитежГрад" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 44, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 15.10.2015 по делу N К-1343-1/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 октября 2015 г. N К-1343-1/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был