Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "МосСтройПодряд" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск на участке км 1180+000 - км 1203+000 в Архангельской области (1 этап)(номер извещения 0330100010515000090) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Качество работ" нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 25.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 497 532 970 рублей;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 05.11.2015.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки: Цена контракта (значимость критерия 60%); Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия 20%); Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия 20%).
Согласно пункту 15.15 Конкурсной документации по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качество работ" со следующими характеристиками:
Строительный генеральный план
При отсутствии, либо при несоответствии представленных сведений требованиям п. 15.15 настоящей документации 0 баллов
При наличии следующей информации: расположение постоянных и временных транспортных путей в т.ч. доставки строительных материалов, складов, временных инвентарных зданий, сооружений и устройств, используемых для обеспечения строительства 10 баллов
Календарный план производства работ по объекту
При отсутствии, либо при несоответствии представленных сведений требованиям п. 15.15 настоящей документации 0 баллов
При наличии следующей информации: последовательность и сроки выполнения работ на объекте, объемов и технологий работ, составляется в единицах: объем работ - время 10 баллов
График поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования При отсутствии, либо при несоответствии представленных сведений требованиям п. 15.15 настоящей документации 0 баллов
При наличии следующей информации: наименование материала, единица измерения, количество, график поступления по месяцам 10 баллов
График движения рабочих кадров по объекту
При отсутствии, либо при несоответствии представленных сведений требованиям п. 15.15 настоящей документации 0 баллов
При наличии следующей информации: наименование профессий работников, численность работников 5 баллов
График движения основных строительных машин по объекту
При отсутствии, либо при несоответствии представленных сведений требованиям п. 15.15 настоящей документации 0 баллов
При наличии следующей информации: помесячная потребность в технике на весь срок производства работ 5 баллов
Технологические карты на выполнение видов работ
При отсутствии, либо при несоответствии представленных сведений требованиям п. 15.15 настоящей документации 0 баллов
При наличии следующей информации: решения по выбору технологии (состава и последовательности технологических процессов) строительного производства, по определению состава и количества строительных машин и оборудования, технологической оснастки, инструмента и приспособлений, требования к качеству и приемке работ с учетом технологических возможностей подрядчика, особенностей данного объекта и местных условий 40 баллов
Пояснительная записка с информацией о процессе выполнения работ с привязкой к Объекту, а также иные сведения, предлагаемые участником При отсутствии, либо при несоответствии представленных сведений требованиям п. 15.15 настоящей документации 0 баллов
При наличии следующей информации: решения по производству геодезических работ; режимы труда и отдыха; решения по производству работ, включая зимнее время; потребность в энергоресурсах; потребность и привязка городков строителей и мобильных (инвентарных) зданий; мероприятия по обеспечению сохранности материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке; природоохранные мероприятия; мероприятия по охране труда и безопасности в строительстве; технико-экономические показатели. 20 баллов
Таким образом, в соответствии с приведенным порядком оценки заявок на участие в Конкурсе, предложение участника закупки оценивается Конкурсной комиссией в 0 баллов при отсутствии или не соответствии сведений требованиям, указанным в данном пункте, при этом вышеизложенное содержание пункта порядка оценки не устанавливает перечень требований, в соответствии с которыми должны быть указаны сведения в заявке участника закупки.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 10.1.2, 10.1.3 Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе:
"-предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, включая:
- конкурсное предложение, составленное по форме Приложения N 1 к документации;
- описание выполняемых работ (предложение по качеству);
Требования к описанию выполняемых работ участниками конкурса изложены в разделе 10.2 настоящей документации.
- сведения, информация и документы или копии документов, подтверждающие опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
- документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия)".
Согласно пункту 10.2.1 "Требования к описанию участниками конкурса предложения о качестве работ" Конкурсной документации "участник конкурса описывает выполняемые работы в соответствии с требованиями ведомости объемов и стоимости работ (Приложение N 1 к проекту государственного контракта, являющегося Приложением N 3 к конкурсной документации), проектно-сметной документацией (Приложение N 4 к конкурсной документации) и требованиями нормативно-технической документации (Приложение N 6 к проекту контракта)".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в Конкурсной документации, не содержит исчерпывающий перечень сведений в отношении работ, подлежащих описанию участниками закупки в заявках на участие в Конкурсе, а также не позволяет установить, где именно в проектной документации, входящей в состав Конкурсной документации, содержится указанная информация. Вместе с тем, полнота описания указанных работ подлежит оценке конкурсной комиссией Заказчика.
Учитывая изложенное, порядок оценки, установленный Заказчиком в Конкурсной документации, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поскольку указанный порядок оценки не позволяет надлежащим образом установить соответствие сведений, указываемых в заявке на участие в Конкурсе, требованиям пункта 15.15 Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункты 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением документов и информации, предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не допускается.
Вместе с тем, пункт 1.1. Стоимость работ и условия финансирования конкурсного предложения Конкурсной документации содержит требования о предоставлении участником Конкурса общей стоимости выполнения всех работ по Контракту с учетом всех налогов (обязательных платежей), в ценах на дату подачи Конкурсных заявок, в том числе по годам: - 2015 год - ______(__) рублей (не более 87 286 000 рублей), в т.ч. НДС; - 2016 год - _____ (___) рублей (не более 1 410 246 970 рублей), в т.ч. НДС
Также согласно пункту 1.7 конкурсного предложения Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки: "настоящей заявкой подтверждаем, что против _____________________________ (наименование Участника закупки) не проводится процедура ликвидации, отсутствует решение арбитражного суда о признании ________________________ (наименование участника закупки) банкротом и об открытии конкурсного производства, что наша деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях, а также, что размер задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год не превышает _______% балансовой стоимости наших активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период / либо отсутствует".
Комиссия приходит к выводу, что установленные в Конкурсной документации требования о наличии в конкурсном предложении участника Конкурса стоимости работ с детализацией предложений участников закупки по годам, а также балансовой стоимости активов участников закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период являются излишними требованиями к оформлению заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "МосСтройПодряд" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 15.10.2015 по делу N К-1343/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 октября 2015 г. N К-1343/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был