Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "СФЕРА ПРАВА" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг "Разработка концепции договора о гармонизации законодательств государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в части установления ответственности за нарушение требований законодательства ЕАЭС в сфере технического регулирования, санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер" (шифр "Гармонизация-ТР") (номер извещения 0173100009515000175) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссией, принявшей необоснованное решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Конкурсной документации.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 04.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 4 участника закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 30.09.2015;
7) победителем Конкурса признано Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова" с предложением о цене контракта 4 300 000 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе представляется по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации.
Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 30.09.2015 NПРО1 заявка Заявителя отклонена по следующему основанию:
"Заявка не соответствует требованиям извещения\документации
Заявка участника закупки не надлежаще оформлена в соответствии с п. 37 конкурсной документации"
Согласно пункту 37 Информационной карты Конкурсной документации установлено:
"Участник закупки помещает оригинал и копию заявки на участие в конкурсе в отдельные внутренние конверты, должным образом маркированные надписями "ОРИГИНАЛ" и "КОПИЯ". Затем эти конверты опечатываются печатью участника закупки (при наличии печати) и запечатываются в один внешний конверт. При этом на каждом внутреннем и на внешнем конверте указываются:
- наименование и номер конкурса, номер, наименование и шифр лота, на участие в котором подается данная заявка;
- уникальный номер закупки, указанный в извещении о проведении конкурса, размещенном в ЕИС (на официальном сайте);
- наименование и адрес Заказчика.
Кроме того,
- на внутренних конвертах указываются наименование и почтовый адрес участника закупки;
- на внешнем конверте указывается: "На конкурс. Не вскрывать до (время, указанное в извещении о проведении конкурса как время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе).
Кроме того, для ускорения обработки документов Заказчик просит участников закупки по их усмотрению представлять один экземпляр копии заявки на участие в конкурсе, подготовленный аналогично оригиналу и четко помеченный "КОПИЯ".
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации установлено требование о предоставлении в отдельных конвертах оригинала заявки и копии заявки участника Закупки, при этом запечатанной в один общий конверт.
На заседании Комиссии установлено, что оригинал заявки Заявителя, представленный представителями Заказчика запечатан в один конверт.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрено предоставление заявки, запечатанной в двух конвертах на участие в закупке.
Таким образом, действия Заказчика установившего в Конкурсной документации неправомерное требование к оформлению заявки на участие в Конкурсе, на основании которого Конкурсная комиссия приняла решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации, нарушают части 1, 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта" (в денежных единицах) (Значимость критерия: 60%), "Качественные, функциональные и экологические характеристики услуги" (значимость критерия: 20%), "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 20%).
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Оценка предложений участника закупки по методологии оказания услуг" (далее - Показатель N 1) и "Оценка дополнительных предложений участника конкурса" (далее - Показатель N 2) по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики услуги":
"2.1. Оценка предложений участника закупки по методологии оказания услуг (по данным форм 4.2 и 4.5) Мi.
Каждый член Конкурсной комиссии осуществляет оценку участников конкурса на основе представленных в заявках на участие в конкурсе предложений по методологии, ее эффективности и обоснованности для исполнения требований и конкретных предложений по достижению технологических решений, установленных в п. 4 Раздела III "Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам оказываемых услуг" конкурсной документации.
Максимальное количество баллов по Ki - 30 баллов.
2.2. Оценка дополнительных предложений участника конкурса к перечню услуг, содержащихся в п. 4 Раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам оказываемых услуг", конкурсной документации (по данным форм 4.2 и 4.5) - Ki
Каждый член Конкурсной комиссии анализирует заявку на участие в конкурсе в части наличия дополнительных предложений участника конкурса, Раздел III конкурсной документации, которые повышают качество и эффективность услуги.
Максимальное количество баллов по Ki - 60 баллов.
Заявка с наибольшим количеством признанных j-ым членом конкурсной комиссии дополнительных предложений получает Ki = 60 баллов. Баллы других заявок рассчитываются по формуле:
Ki =0,60х100х(Zi/Zmax)
где:
0,60 - коэффициент значимости Ki".
Изучив вышеизложенное, Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку порядок оценки по Показателям N 1 и N 2 критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики услуги" не соответствует требованиям пункта 11 Правил оценки заявок, поскольку заявкам участников закупки, сделавшим предложение, соответствующее предельно необходимому количественному значению качественных, функциональных и экологических характеристик, подлежащих оценке, или лучшее предложение, неправомерно присваивается не 100 баллов, а 90 баллов.
Кроме того, порядок оценки по Показателю N 1 по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики услуги" не содержит коэффициент значимости показателя, в соответствии с которым будет производиться оценка заявок.
При этом, инструкция по подаче заявок не содержит указаний по предоставлению сведений по формам 4.2 и 4.5 Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "СФЕРА ПРАВА" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50, части 1, 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 15.10.2015 N К-1348/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 октября 2015 г. N К-1348/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был