Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Евро-Стандарт" (далее - Заявитель) на действия Областного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Правительства Сахалинской области" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ выше отм. 0,000 по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске" (номер извещения 0361200006415000118) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в информационной карте Конкурсной документации установлено требование о предоставлении обеспечения заявки на участие в Конкурсе, а также обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем размер, установленный в соответствии с Законом о контрактной системе.
2. Заказчиком в Конкурсной документации установлен случай, при котором возврат обеспечения заявки на участие в Конкурсе не производится в нарушение положений Закона о контрактной системе.
3. В Конкурсной документации неправомерно установлено право Заказчика на отстранение участника закупки на любом этапе по причине "обнаружения несоответствия участника конкурса, указанным в статье 2 Инструкции Конкурсной документации единым требованиям к участникам закупки".
4. В Конкурсной документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе в нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 18.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 473 152 212 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 16.10.2015.
1. Согласно доводу Заявителя, изложенному в жалобе "Заказчик установил требование об обеспечении заявки в размере превышающем 5% от НМЦК, а именно 73 976 690,85 рублей (п. 20 информационной карты) что составляет 5,021% от начальной (максимальной) цены контракта".
Также, согласно доводу жалобы Заявителя "заказчик установил требование об обеспечении исполнения контракта в размере превышающем 30% от НМЦК, а именно 443 860 145,10 рублей (п. 21 информационной карты) что составляет 5,021%".
В соответствии с частью 14 статьи 44 Закона о контрактной системе размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктами 9, 10 изменений, внесенных в Конкурсную документацию 24.09.2015, установлено следующее:
"По тексту извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе читать в следующей редакции: 73 657 610,60 руб. (5% начальной (максимальной) цены контракта).
По тексту извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации обеспечение исполнения контракта читать в следующей редакции: 441 945 663,60 руб. (30% начальной (максимальной) цены контракта)".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком требования в Конкурсной документации в отношении размера обеспечения заявки на участие в Конкурсе, а также обеспечения исполнения контракта, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется в следующих случаях:
1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
Согласно пункту 5.5.9 Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие случаи возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок:
"Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях:
а) уклонение или отказ победителя конкурса, или иного участника конкурса с которым заключается контракта при уклонении победителя конкурса от заключения контракта, заключить контракт;
б) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящей конкурсной документаций или Федеральным законом о контрактной системе, до заключения контракта Заказчику обеспечения исполнения контракта;
в) изменение или отзыв участником конкурса заявки на участие в конкурсе после истечения срока окончания подачи таких заявок".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего случай, при котором возврат обеспечения заявки на участие в Конкурсе не производится, а именно: "изменение или отзыв участником конкурса заявки на участие в конкурсе после истечения срока окончания подачи таких заявок", нарушают часть 13 статьи 44 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Согласно пункту 6.2.6 Конкурсной документации Заказчиком установлено следующее:
"Комиссия отстраняет участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения в случае:
- установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с пунктом 4.4.2 - 4.4.13 части 4.4 статьи 4 Инструкции конкурсной документации;
- обнаружения несоответствия участника конкурса, указанным в статье 2 Инструкции Конкурсной документации единым требованиям к участникам закупки".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленное в Конкурсной документации право Заказчика на отстранение участника закупки на любом этапе по причине "обнаружения несоответствия участника конкурса, указанным в статье 2 Инструкции Конкурсной документации единым требованиям к участникам закупки", соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки по критерию оценки "Квалификация участников закупки"
N п/п Наименование критерия, показателя (подкритерия) Шкала предельных величин значимости показателей Баллы
2 Квалификация участника закупки 100
2.1 Количество инженерно-технических работников (ИТР), имеющих высшее или среднее инженерно-техническое образование в области строительства, и осуществляющие организацию или руководство производственными процессами на предприятии, чел.
(подтверждается копиями дипломов о высшем или среднем инженерно-техническом образовании и копиями трудовых книжек с первого листа и до листа, следующего после последней записи) до 14 (включительно) 0
от 15 до 21 (включительно) 2,5
от 22 и более 5
2.2 Количество рабочих, профессионально занимающихся производительным трудом и принадлежащих к рабочему классу и имеющих высшее или среднее инженерно-техническое образование в области строительства
(подтверждается копиями дипломов о высшем или среднем инженерно-техническом образовании) до 116 (включительно) 0
от 117 до 166 (включительно) 2,5
от 167 и выше 5
2.3 Количество успешно построенных объектов капитального строительства по исполненным за последние пять лет до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе контрактам/договорам с ценой каждого такого контракта/договора в пределах указанных ниже величин значимости, а также характер которых сопоставим с объектом настоящего конкурса.
Примечание: под сопоставимым характером строящегося объекта понимаются ранее построенные объекты, требующие наличия допуска на организацию строительства СРО и которые соответствуют требованиям к допуску СРО, установленному настоящей конкурсной документацией.
(подтверждается копиями контрактов/договоров и актами приемки законченного строительством объекта (формы КС-11 или КС-14) либо в случае, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, вместо акта приемки законченного строительством объекта предоставляется копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию), в том числе:
до 100 млн. руб. (включительно) не установлено 0
от 100 млн. руб. (не включительно) до 300 млн. руб. (включительно) от 6 и выше 20
от 300 млн. руб. (не включительно) до 500 млн. руб. (включительно) от 4 и выше 35
от 500 млн. руб. (не включительно) до начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса (включительно) от 3 и выше 60
от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса (не включительно) и выше от 2 и выше 65
2.4 Контрактная/договорная совокупная стоимость успешно построенных объектов капитального строительства за последние пять лет до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе
(подтверждается копиями контрактов/договоров и актами приемки законченного строительством объекта (формы КС-11 или КС-14) либо в случае, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, вместо акта приемки законченного строительством объекта предоставляется копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) до 500 млн. руб. (включительно) 0
от 500 млн. руб. (не включительно) до 800 млн. руб. (включительно) 2,5
от 800 млн. руб. (не включительно) до
1 млрд. руб. (включительно) 5
от 1 млрд. руб. (не включительно) до начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса (включительно) 7,5
от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса (не включительно) и выше 15
2.5 Количество положительных отзывов от заказчиков о построенных объектах капитального строительства сопоставимого характера
(подтверждается копиями отзывов) до 2 (включительно) 0
от 3 до 5 (включительно) 0,5
от 6 до 10 (включительно) 1
от 11 до 15 (включительно) 3
от 16 до 21 (включительно) 6
от 22 и выше 10
Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком в Конкурсной документации порядке оценки заявок на участие в Конкурсе отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями представленными участниками закупки к оценке.
Кроме того, в Конкурсной документации отсутствует значимость показателей критерия оценки "Квалификация участников закупки" в нарушение пункта 11 Правил.
Таким образом, действия Заявителя, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Евро-Стандарт" обоснованной в части установления в Конкурсной документации случая, при котором возврат обеспечения заявки на участие в Конкурсе не производится, а также в части установления порядка оценки заявок на участие в Конкурсе в нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 44, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано от 15.10.2015 по делу N К-1343-1/15 предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы от 15.10.2015 по делу N К-1343-1/15 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоявшему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 октября 2015 г. N К-1344-1/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был