2. Рекомендовать администрации области разработать долговременную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Новосибирской области, предусматривая ежегодные затраты на ее реализацию в областном бюджете.
3. Настоящее решение вступает в силу с момента его подписания.
Председатель Совета |
В.В.Леонов |
Утверждена
решением 26 сессии
областного Совета депутатов
от 24 февраля 2000 г.
Областная целевая программа
"Государственная поддержка
малого предпринимательства в Новосибирской области
на 2000 год"
1. Паспорт областной целевой программы
Наименование Программы | Областная целевая программа "Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области на 2000 год". |
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке Программы |
Федеральный закон от 14.06.95г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"; Закон Новосибирской области от 19.12.97 г. N 90- ОЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Новосибирской области" |
Наименование, дата и номер нормативного акта об утверждении Программы |
Постановление главы администрации от 06.12.99 N 818 "Об одобрении областной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области на 2000 год" |
Государственный заказчик Программы |
Комитет экономического анализа и областного заказа администрации области, |
Руководитель программы | Заместитель главы администрации области В.Л. Федоров |
Основные разработчики Программы |
Комитет экономического анализа и областного заказа администрации области. |
Цель и задачи Программы, важнейшие целевые показатели |
Цель: обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах экономики. Задачи: создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства; целенаправленное формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства; создание новых рабочих мест, открытие и поддержка малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами; поддержание деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг; инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности, прежде всего за счет собственных возможностей эффективно развивающихся малых предприятий; широкое распространение типовых элементов инфраструктуры. Важнейшие целевые показатели: - общее количество устойчиво работающих предприятий ; - количество занятых в малом бизнесе ; - вклад малого предпринимательства в общий объем продукции ( работ и услуг) произведенных в области; - налоговые поступления в бюджеты всех уровней от малого предпринимательства. |
Сроки (сроки этапов) реализации Программы Ответственные за исполнение |
Срок реализации Программы : 2000 г.; -Комитет экономического анализа и областного заказа ( КЭАОЗ); -Новосибирский областной фонд поддержки малого предпринимательства (НОФПМП); |
Объемы финансирования с расшифровкой по источникам |
Всего (млн.р) | Источники финансирования |
11,5536 в т.ч. | ||
3,23 | возвратные средства НОФПМП | |
8,3236 | областной бюджет , сумма средств, выделяемых из областного бюджета корректируется после принятия закона Новосибирской области "Об областном бюджете Новосибирской области на 2000 год". |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация мероприятий Программы в целом на начало 2001 года позволит: поддержать общее количество устойчиво работающих предприятий на уровне не менее 22 000 малых предприятий; поддержать количество занятых в малом бизнесе на уровне 18 % всех работающих; поддержать вклад малого предпринимательства в общий объем продукции (работ и услуг), произведенных в области на уровне 19,8 %; обеспечить налоговые поступления в бюджеты всех уровней от малого предпринимательства на уровне 13,5 % всех налоговых поступлений. |
2. Общие положения
Областная целевая программа "Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области на 2000 год" (в дальнейшем Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Законом Новосибирской области от 19.12.97 N 90-ОЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Новосибирской области", а также "Положением о порядке разработки и реализации областных целевых программ", утвержденным постановлением главы администрации области от 27.01.99 N 43 .
Объектом регулирования сферы действия Программы являются субъекты малого предпринимательства Новосибирской области. Предметом регулирования Программы является комплекс экономических, правовых и иных отношений, возникающих в процессе развития и поддержки субъектов малого предпринимательства на региональном уровне.
3. Содержание проблемы
Деятельность субъектов малого предпринимательства все больше зависит от целенаправленного содействия и координации со стороны областных органов государственной власти .
Незавершенность законодательной базы, жесткий налоговый прессинг, трудности с получением банковских кредитов, высокая арендная плата за помещения привели к тому, что привлекательность сохраняют только виды деятельности с быстрым оборотом капитала. Как правило, МП являются многопрофильными. Они вынуждены диверсифицировать свою деятельность в силу неустойчивости рынка и нестабильности нормативно-правовой базы. Торгово-посреднические операции, выполняемые в качестве вторичной деятельности, по объему могут перекрывать стоимостной показатель основной деятельности, но они не находят отражения в статистической отчетности, поскольку по ряду очевидных причин МП предпочитают иметь дело с наличным оборотом, который не показывается в бухгалтерской отчетности. В последнее время наблюдается падение платежеспособного спроса населения на наиболее массовые товары и услуги. Общей проблемой для всех МП остаются административные барьеры, которые присутствуют в течение всего периода деятельности МП. Кризис государственных финансов и банковской системы ослабил и без того ограниченные возможности областного бюджета.
Вопросы становления и развития малого предпринимательства рассматриваются администрацией области в качестве одного из важнейших факторов формирования стратегии и тактики социально-экономического развития региона так как по объемам производства и реализации, прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности, выплате налогов МП имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупными производствами.
Несмотря на множество проблем, которые встают перед МП, их количество в 1999 году по сравнению с 1998 годом увеличилось в 5,5 %. По данным областного комитета государственной статистики в Новосибирской области в настоящее время насчитывается 21522 МП, а также 4587 крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). 53,6 % МП занято в сфере торговли и общественного питания, в промышленности - 13,1 % , в сельском хозяйстве - 13,6%.
91,1 % МП имеют частную форму собственности.
За первое полугодие 1999г на МП приходится 19,8 % общего объема продукции (работ и услуг), произведенного в области. К концу 1999 года налоговые поступления в бюджеты всех уровней от МП составят 13,5% от общего объема налоговых поступлений.
Доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике области, с учетом совместителей и работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско- правового характера, а также индивидуальных предпринимателей , составила 18 % ( увеличение по сравнению с 1998 годом на 1 %).
Если учесть, что к концу 1999 года в Новосибирской области насчитывалось более 21 тыс. безработных, то очевидно, что дальнейшее развитие сети малого предпринимательства в области может снять социальную напряженность путем создания новых рабочих мест.
Действующая инфраструктура государственной поддержки и развития малого предпринимательства на областном уровне еще недостаточно работоспособна и требует совершенствования. В условиях недостатка бюджетных средств государственная поддержка малого предпринимательства требует максимального задействования механизмов внебюджетного финансирования через привлечение к этой работе кредитно-финансовых институтов, лизинговых, инжиниринговых, консалтинговых, страховых и иных компаний на условиях совместной работы на конкурсной основе. Система государственной поддержки малого предпринимательства должна обеспечивать создание конкурентной среды функционирования различных элементов инфраструктуры адресной поддержки малого предпринимательства.
На современном этапе приоритетными направлениями государственной поддержки малого бизнеса в Новосибирской области остаются:
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство лекарственных препаратов и медицинской техники;
- оказание социально-бытовых услуг населению;
- производство товаров народного потребления;
- строительство объектов жилищного назначения;
- инновационная деятельность;
- производство средств производства;
- торгово-выставочная деятельность.
4. Основная цель и задачи программы
Цель:- обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах экономики.
Задачи:
- создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства;
- целенаправленное формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства;
- создание новых рабочих мест, открытие и поддержка МП в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами;
- активизация финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности, прежде всего за счет собственных возможностей эффективно развивающихся МП;
- широкое распространение типовых элементов инфраструктуры.
5. Основные мероприятия программы
В Программе выделяются следующие мероприятия:
- нормативно-правовое обеспечение МП;
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства:
а) производственная и финансовая инфраструктура;
б) информационно-консультационное обеспечение МП;
в) обучение и подготовка кадров для МП;
- международное сотрудничество;
- формирование благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве.
Основные мероприятия по реализации областной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области на 2000 год" приводятся в приложении 1 . Реестр проектов, представленных на рассмотрение и финансирование в 2000 году приводится в приложении 2.
Реестр предпринимательских проектов с изменениями и дополнениями одобрен постановлением Главы администрации Новосибирской области от 16 ноября 2000 г. N 1028
6. Ресурсное обеспечение программы
Основными источниками финансирования Программы остаются:
- областной бюджет;
- возвратные средства НОФПМП.
Реализация программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области на 2000 год" потребует 11,5536 млн. рублей:
- 8,3236 млн. руб. из областного бюджета , предполагается на конкурсной основе предоставление в аренду на льготных условиях основных фондов предприятий-должников в областной бюджет;
- 3,23 млн. руб возвратных средств НОФПМП( сумма определенная исходя из графиков погашения задолженности СМП по профинансированным из областного бюджета предпринимательским проектам).
Получение инвестиций из федерального бюджета не запланировано.
Ресурсное обеспечение из НОФПМП предусматривает использование прямого финансирования предпринимательских проектов ( из бюджетных и возвратных средств), предоставление гарантий (за счет гарантийного фонда) по кредитам финансовых учреждений, микрокредитование.
7. Механизм реализации программы
Определение исполнителей конкретных мероприятий Программы, финансируемых за счет средств областного бюджета осуществляется на конкурсной основе.
Организацию проведения конкурсов осуществляет государственный заказчик, который на основании результатов конкурсов заключает договоры и другие необходимые соглашения с исполнителями мероприятий Программы.
Государственный заказчик с учетом реально выделенных средств определяет первоочередные мероприятия. При реализации мероприятий программы государственный заказчик взаимодействует со структурными подразделениями администрации области и другими организациями по вопросам:
- обеспечения формирования целостной системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- разработок законодательных и нормативно-правовых актов;
развития системы:
- подготовки кадров, оказания консультативной и информационной поддержки;
организации выставочно-ярмарочной деятельности и других направлений поддержки малого предпринимательства.
8. Оценка эффективности реализации программы
Результаты реализации Программы будут определяться итогами развития экономики Новосибирской области. В условиях предполагаемой экономической стабилизации, снижения инфляции, активизации инвестиционных процессов Программа позволит:
- поддержать общее количество устойчиво работающих МП на уровне не менее 22000;
- поддержать вклад МП в общий объем продукции ( работ и услуг)области на уровне не менее 19,8 %;
- поддержать количество занятых в малом предпринимательстве на уровне не менее 18 % всех работающих;
- обеспечить налоговые поступления в бюджеты всех уровней от малого предпринимательства на уровне не менее 13.5 % всех налоговых поступлений.
Эффективность оказания финансовой и имущественной поддержки предпринимательских проектов, включенных в "Реестр проектов, представленных на рассмотрение и финансирование в 2000 году", определяется как сумма эффективности конкретных проектов в 2000 г. (увеличение налогооблагаемой базы, создание новых рабочих мест, проценты за кредит).
9. Контроль за ходом реализации программы
Государственный заказчик осуществляет текущий контроль за ходом реализации Программы, использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы и докладывает результаты. Ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за окончанием квартала предоставляет ГлавЭУ информацию о ходе исполнения Программы.
Комитет экономического анализа и областного заказа администрации области и НОФПМП, как ответственные заказчик и исполнитель мероприятий Программы, информируют общественные объединения предпринимателей и средства массовой информации о ходе выполнения мероприятий Программы и использовании средств, направленных на их финансирование.
10. Список принятых сокращений
КЭА и ОЗ АО - комитет экономического анализа и областного заказа администрации области;
КММС и Т АО - комитет международных, межрегиональных связей и торговли администрации области;
МАРП - межрегиональная ассоциация руководителей предприятий;
МП - малое предприятие;
НОФПМП - Новосибирский областной фонд поддержки малого предпринимательства;
СМП - субъект малого предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документом утверждена областная целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Новосибирской области.
Основной целью принятой программы является обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах экономики.
Документ содержит сведения о сроках действия программы, заказчике программы, исполнителях основных мероприятий.
Реализация программы осуществляется поэтапно.
Для достижения каждой поставленной цели перед исполнителем программы ставятся конкретные задачи.
Финансирование мероприятий, предусмотренных областной целевой программой, осуществляется преимущественно за счет средств областного бюджета.
Документом предусмотрены основные критерии оценки эффективности реализации мероприятий программы, ожидаемые конечные результаты.
За реализацией мероприятий областной целевой программы осуществляется непрерывный контроль.
Решение двадцать шестой сессии Областного Совета депутатов от 24 февраля 2000 г. "Об областной целевой программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области на 2000 год"
Текст решения официально опубликован не был