Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. N 301-ЭС15-10449 по делу N А82-16782/2013 Суд оставил без изменения постановление окружного суда, которым отменены принятые ранее судебные акты о взыскании задолженности по арендной плате, ввиду неправомерного применения при расчете арендной платы за спорный земельный участок установленного нормативным актом Правительства области повышающего коэффициента 5

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Учреждение потребовало взыскать с общества долг по плате за аренду земли и пени.

Общество, в свою очередь, предъявило встречный иск - о взыскании в т. ч. неосновательного обогащения в виде переплаты за аренду этого участка.

Суды двух инстанций сочли, что обоснованными являются лишь часть требований учреждения.

СК по экономическим спорам ВС РФ поддержала вывод о том, что дело нужно пересмотреть, и указала следующее.

Спорный участок (из состава земель, госсобственность на которые не разграничена) был предоставлен обществу для строительства.

Размер арендной платы по договору должен был определяться в соответствии с региональным актом.

При этом упомянутый региональный акт предусматривал, что в отношении платы за аренду подобных участков применяется повышающий коэффициент (при нарушениях срока аренды).

Поводом для разногласий и послужило применение такого повышающего коэффициента.

Вывод о том, что регион вправе устанавливать подобное повышение платы только в случае, когда речь идет о жилищном строительстве (а в данном деле возводились иные объекты), ошибочен.

Исходя из законодательства размер арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за использование участков, госсобственность на которые не разграничена, устанавливают регионы.

Федеральный законодатель предоставил регионам упомянутые полномочия. При этом он не ограничил их в данном вопросе (в спорный период это касается и приведенного коэффициента).

Соответственно, вывод о том, что в данном случае коэффициент был введен незаконно, ошибочен.

В то же время требовалось проверить, был ли соблюден регионом принцип экономической обоснованности при установлении размера арендной платы.

Этот принцип входит в число тех, которые были утверждены для определения платы при аренде государственных или муниципальных участков.

Вместе с тем регионы также обязаны руководствоваться данными принципами при регулировании размера платы за аренду участков, госсобственность на которые не разграничена.

Методика расчета арендной платы, в т. ч. на предмет ее экономической обоснованности, проверяется при оспаривании нормативного правового акта.

При этом надо учитывать, что с 06.08.2014 дела об оспаривании подобных актов регионов относятся к подведомственности судов общей юрисдикции.

В данном деле упомянутый акт региона не оспаривался. Соответственно, он подлежал применению.