Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2015 г. N 4-АПГ15-37
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Горячева А.А., Поповой Л.Г., Бабуцака А.В., Горбуновой В.В., Ильина А.С., Осиповой Н.В. на решение Московского областного суда от 8 июля 2015 года об отказе Горячеву А.А., Поповой Л.Г., Бабуцаку А.В., Горбуновой В.В., Ильину А.С., Осиповой Н.В. в удовлетворении заявлений о признании недействующим Закона Московской области от 30 декабря 2014 года N 208/2014-ОЗ "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" и Закона Московской области от 30 декабря 2014 года N 209/2014-ОЗ "Об объединении городов областного подчинения Московской области Балашиха и Железнодорожный и внесении изменения в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Горячева А.А., Бабуцака А.В., Ильина А.С., Горбуновой В.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, объяснения представителей Московской областной Думы Мерцаловой Т.С. и Губернатора Московской области Горячевой Ю.И., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
25 декабря 2014 года Московской областной Думой приняты и 30 декабря 2014 года подписаны Губернатором Московской области Законы Московской области N 208/2014-ОЗ "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" и N 209/2014-ОЗ "Об объединении городов областного подчинения Московской области Балашиха и Железнодорожный и внесении изменения в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области".
В соответствии со статьёй 1 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года N 208/2014-ОЗ городской округ Балашиха и городской округ Железнодорожный преобразованы путём объединения во вновь образованное муниципальное образование. Вновь образованное муниципальное образование наделено статусом городского округа.
Статьёй 2 того же закона предусмотрено, что в состав городского округа Балашиха входит населённый пункт - город Балашиха Московской области.
Этим же законом Московской области установлена граница городского округа Балашиха, определены представительный орган, его численность, а также высшее должностное лицо, сроки и порядок их избрания (статьи 4 и 5).
Согласно статьям 1 и 2 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года N 209/2014-ОЗ административно-территориальные единицы Московской области - город областного подчинения Московской области Балашиха и город областного подчинения Московской области Железнодорожный объединены в административно-территориальную единицу Московской области - город областного подчинения Московской области с сохранением наименования "Балашиха", а также внесены изменения в Закон Московской области N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области".
Горячев А.А., Попова Л.Г., Бабуцак А.В., Горбунова В.В., Ильин А.С., Осипова Н.В. обратились в Московский областной суд с заявлениями о признании недействующими со дня принятия Закона Московской области от 30 декабря 2014 года N 208/2014-ОЗ "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" и Закона Московской области от 30 декабря 2014 года N 209/2014-ОЗ "Об объединении городов областного подчинения Московской области Балашиха и Железнодорожный и внесении изменения в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области", ссылаясь на противоречие данного правового регулирования положениям частей 1 и 2 статьи 15, части 2 статьи 131, статьи 133 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления, части 3 статьи 12, части 2 статьи 13, части 3 статьи 17, статей 24, 28, 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 3 статьи 9 Закона Московской области от 31 января 2013 года N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области" статей 10, 14 и 26 Устава городского округа Железнодорожный.
Дела по заявлениям Горячева А.А., Поповой Л.Г., Ильина А.С., Осиповой Н.В., Бабуцак А.В., Горбуновой В.В. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Заявления мотивированы тем, что преобразование городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный муниципальных образований нарушает права заявителей на осуществление местного самоуправления в городах, в которых они родились. Объединение городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный муниципальных образований снижает шансы реализовать пассивное избирательное право.
Считали, что органы местного самоуправления не выражали самостоятельной инициативы по преобразованию городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, публичные слушания по этому вопросу подготовлены и проведены с нарушением норм, регулирующих порядок их организации, мнение населения указанных городских округов на изменение административно-территориального устройства не выявлялось.
Решением Московского областного суда от 8 июля 2015 года Горячеву А.А., Поповой Л.Г., Бабуцаку А.В, Горбуновой В.В., Ильину А.С., Осиповой Н.В. в удовлетворении заявлений отказано.
В апелляционных жалобах административные истцы просят решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В представленных возражениях на апелляционные жалобы прокурор, участвующий в деле, ссылаясь на несостоятельность доводов апелляционных жалоб, полагал решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.
Выводы суда о законности оспариваемого правового регулирования соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, полно и всесторонне проверенными и оценёнными судом, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий (статья 131 Конституции Российской Федерации).
В силу предписаний Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающих общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления, гарантии его осуществления, городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (часть 1 статьи 2).
По мысли федерального законодателя, под преобразованием муниципальных образований понимается в том числе объединение муниципальных образований. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с названным выше федеральным законом. Инициатива населения относительно преобразования муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (части 1, 2 и 3 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
При этом вопросы о преобразовании муниципального образовании должны выноситься на публичные слушания (пункт 4 части 3 статьи 28 этого же федерального закона).
В силу подпункта "л" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации и порядка его изменения - прерогатива законодателя субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Закона Московской области от 31 января 2013 года N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области" объединение городов областного подчинения относится к ведению Московской областной Думы.
В соответствии с частью 2 статьи 9 указанного закона Московской области изменение административно-территориального устройства может осуществляться по инициативе губернатора Московской области, комитетов Московской областной Думы, органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также на основании вступившего в силу закона Московской области об изменении статуса и границ муниципального образования либо о преобразовании муниципального образования.
Принятие решений по вопросам изменения административно-территориального устройства производится с учётом мнения населения, проживающего на соответствующей территории, интересы которого непосредственно затрагивают указанные решения. В случае, когда изменение административно-территориального устройства проводится на основании вступившего в силу закона Московской области об изменении статуса и границ муниципального образования либо о преобразовании муниципального образования, мнение населения выражается решением Совета депутатов муниципального образования, принятым с учётом выявленного ранее мнения населения по соответствующему изменению территориальной организации местного самоуправления (части 3 и 3.1 этой же статьи).
Частями 4 и 5 статьи 9 приведённого закона Московской области установлено, что глава соответствующего муниципального образования в целях решения вопросов изменения административно-территориального устройства представляет вместе с сопроводительным письмом необходимые документы губернатору Московской области, который вносит законодательную инициативу по вопросу изменения административно-территориального устройства в Московскую областную Думу.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд справедливо исходил из того, что преобразование муниципальных образований права заявителей на осуществление местного самоуправления не нарушает и не противоречит требованиям, предъявляемым к порядку принятия такого рода правовых актов.
Так, судом достоверно установлено, что объединение городских округов не повлекло за собой изменение границ иных муниципальных образований.
Следовательно, выражения согласия населения на объединение городских округов Балашиха и Железнодорожный путём голосования (референдума), на чём настаивают податели апелляционных жалоб, не требовалось.
При этом обращает на себя внимание и тот факт, что мнение населения городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный выражено в решениях указанных Советов депутатов о поддержке инициативы главы городского округа Балашиха на преобразование городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный путём их объединения.
В период с октября 2014 года по 17 декабря 2014 года проведена процедура обсуждения и поддержания Советом депутатов городского округа Балашиха и Советом депутатов городского округа Железнодорожный инициативы главы городского округа Балашиха на преобразование городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный путём их объединения.
Кроме того, соответствующие решения о преобразовании этих городских округов путём их объединения были приняты с учётом результатов публичных слушаний. Публичные слушания в городском округе Балашиха проведены 28 октября 2014 года, в городском округе Железнодорожный - 5 ноября 2014 года.
Доводы подателей апелляционных жалоб о том, что публичные слушания в городских округах были проведены с нарушением норм законодательства, не могут повлиять на отмену решения.
Как видно из доказательств по делу, вопрос о законности проведённых публичных слушаний являлся предметом разбирательства Железнодорожного городского суда Московской области и отражён в решении от 5 марта 2015 года, вступившем в законную силу 1 июня 2015 года.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что иных доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, у Судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по существу решения.
Руководствуясь статьями 177, 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 8 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Горячева А.А., Поповой Л.Г., Бабуцака А.В., Горбуновой В.В., Ильина А.С., Осиповой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2015 г. N 4-АПГ15-37
Текст определения официально опубликован не был