Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Положение
"Об организации разработки стратегического плана устойчивого развития
города Новосибирска"
(утв. постановлением мэра от 9 марта 2000 г. N 410 )
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует порядок организации разработки стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска (далее - стратегический план), создания и функции организационных структур стратегического планирования, определяет структуру и содержание стратегического плана.
1.2. Стратегический план представляет собой систему документов, обеспечивающих регулирование развития города, позволяет создать условия для перспективного развития города, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей.
Для системы муниципального управления стратегический план является эффективным инструментом, способным консолидировать усилия мэрии и городского сообщества в решении проблем города.
Наличие стратегического плана - обязательное условие при реализации крупных инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов.
2. Структура и содержание стратегического плана
2.1. Стратегический план должен концентрироваться на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных на этапе разработки концепции социально-экономического развития города в начале XXI века, с учетом возможных вариантов развития российской и мировой экономики, государственной социальной политики и международных отношений.
2.2. В процессе стратегического планирования определяются:
- главная цель развития города на дальнесрочную и среднесрочную перспективу;
- основные стратегические направления (программы или частные стратегии) достижения главной цели;
- конкретные цели, задачи, выделяемые в каждом стратегическом направлении;
- меры и средства реализации выбранных стратегий;
- финансовые, материальные, трудовые и информационные ресурсы, необходимые и имеющиеся для осуществления намеченных мер, и использование имеющихся средств;
- показатели (индикаторы) и критерии оценки намеченных мер.
2.3. Стратегический план предусматривает следующие разделы:
- стратегические цели и приоритеты устойчивого развития города Новосибирска;
- стратегии социально-экономического развития (в раздел включаются:
анализ сильных и слабых сторон города, определение целевых секторов экономики и основных показателей повышения уровня жизни, программы социальной и экономической политики мэрии);
- стратегии развития территории в соответствии с генеральным планом города (в том числе стратегия реконструкции и развития инженерной инфраструктуры города);
- разработка стратегических программ по отдельным направлениям развития города.
2.4. Конкретные мероприятия, связанные с реализацией различных частных стратегий, осуществляемые структурными подразделениями мэрии с использованием ресурсов города, сводятся в план мероприятий мэрии по реализации стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска. Таким образом согласуются стратегические цели и текущая деятельность мэрии.
3. Стратегическое партнерство
3.1. Содержание стратегического плана, его ориентиры, мероприятия и оценки вырабатываются в результате совместной работы всех участников, влияющих на устойчивое развитие города, с учетом интересов населения и при активной роли муниципальной власти. Мэрия берет на себя инициативу по организации работ и, наряду с другими участниками, обязательства по реализации плана. Такой общегородской план представляет собой выражение общественного согласия по поводу основных направлений и приоритетов развития города. Стратегический план формирует механизм стратегического партнерства в городе, то есть механизм поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению.
3.2. Стратегическое партнерство эффективно для всех участвующих сторон. Стратегический план необходим как мэрии для согласования действий структурных подразделений мэрии при принятии управленческих решений и выборе приоритетных направлений по распределению средств, так и хозяйствующим субъектам города и внешним инвесторам, принимающим решения о своем развитии на перспективу и выдвигающим долгосрочные проекты.
3.3. Организации, включившиеся в процесс разработки и реализации стратегического плана, получают возможность добиться признания приоритетности для развития города представляемых ими сфер деятельности и, соответственно, рассчитывать на поддержку муниципалитета. Стратегический план для организаций это средство диалога не только с властью, но также и со своими ближайшими деловыми партнерами и конкурентами, работающими в Новосибирске. Создаваемые и постоянно действующие тематические комиссии по разработке стратегического плана дают каждому из участников возможность вместе с партнерами не только выработать, но и корректно реализовать совместные действия, способствующие развитию тех направлений, в которых участники тематических комиссий заинтересованы.
3.4. Мэрия в стратегическом плане устойчивого развития города получает механизм открытого взаимодействия с учеными и специалистами, производственными предприятиями, сферой производства услуг и общественностью, а также механизм обратной связи, позволяющий ориентировать действия властей в интересах общественно признанных целей и приоритетных направлений.
3.5. Население получает возможность повлиять на стратегический выбор через систему общественного обсуждения и участия в разработке, а, кроме того, уверенность в правильности выбора общегородских приоритетов, понимание направленности происходящих изменений. Важнейшей в стратегическом планировании является политическая составляющая, так как процесс стратегического планирования направлен на поиск общественного согласия, на вовлечение в принятие решений, а значит и в их реализацию, широкого круга активных лиц.
3.6. Публикация и обсуждение в средствах массовой информации стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска может стать мощным средством для маркетинга как города в целом, так и отдельных организаций. Широкая общественность должна получить представление об идеях и принципах, реализация которых позволит осуществить положительные тенденции развития города Новосибирска, что позволит предпринимателям, потенциальным инвесторам, властям и населению города осознанно принимать решения, ориентируясь на общепризнанную перспективу.
4. Организационные структуры стратегического планирования
устойчивого развития города Новосибирска
Для проведения работ по стратегическому планированию устойчивого развития города Новосибирска формируется организационная структура, включающая:
- общественный совет по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска;
- программный комитет общественного совета по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска;
- тематические комиссии по стратегическим направлениям и отдельным проблемам устойчивого развития города Новосибирска;
- постоянно действующий научно-методический семинар при программном комитете общественного совета по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска;
- постоянно действующий научно-практический семинар мэрии для молодежи "Перспективы развития города Новосибирска: проблемы и решения";
- научно-аналитический и программно-проектный центр стратегического планирования устойчивого развития города.
4.1. Общественный совет по стратегическим проблемам
устойчивого развития города Новосибирска
4.1.1. Общественный совет по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска (далее - общественный совет) создан с целью обсуждения и утверждения стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска.
Основная задача общественного совета - принятие ключевых решений, связанных с разработкой, утверждением и реализацией стратегического плана.
4.1.2. Общественный совет создается постановлением мэра из заинтересованных в разработке и реализации стратегического плана представителей (как правило, руководителей) организаций, а также структурных подразделений мэрии. Общественный совет работает на общественных началах и имеет полномочия в рамках процесса стратегического планирования в соответствии с настоящим Положением.
4.1.3. Основные функции общественного совета:
- рассматривать и утверждать (по представлению программного комитета) основную цель и главные стратегические направления стратегического плана;
- рассматривать и утверждать (по представлению программного комитета) стратегический план;
- принимать решения о необходимости корректировки или разработки нового стратегического плана;
- поручать программному комитету и тематическим комиссиям разработку вопросов стратегического планирования.
4.1.4. Решения общественного совета принимаются большинством голосов от числа членов совета, присутствующих на заседании. Заседание считается правомочным при участии более двух третей списочного состава общественного совета.
Вопросы, выносимые на общественный совет, готовятся программным комитетом и тематическими комиссиями.
4.1.5. Руководят работой общественного совета председатель общественного совета - мэр Новосибирска и сопредседатели общественного совета, которыми являются:
- председатель Сибирского отделения Российской академии наук;
- председатель Сибирского отделения Российской академии медицинских наук;
- председатель Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук;
- президент межрегиональной ассоциации руководителей предприятий.
Ответственным секретарем общественного совета является директор научно-аналитического и программно-проектного центра стратегического планирования устойчивого развития города.
4.1.6. Общественный совет утверждает план своей деятельности. Заседания общественного совета проводятся по мере необходимости.
4.2. Программный комитет общественного совета по стратегическим
проблемам устойчивого развития города Новосибирска
4.2.1. Программный комитет общественного совета по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска (далее - программный комитет) образуется для обеспечения руководства работой по формированию и реализации стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска. Основная задача программного комитета - обеспечить разработку и реализацию стратегического плана.
4.2.2. Программный комитет формируется из ведущих ученых и экспертов, глубоко знающих проблемы развития города и региона, руководителей вузов и научно-исследовательских учреждений, имеющих возможность привлекать к экспертизе по отдельным узким проблемам сотрудников своих организаций, руководителей структурных подразделений мэрии, курирующих основные направления, включенные в стратегический план, и представителей общественных организаций и ассоциаций. Членство в программном комитете является персональным. В работе программного комитета могут принимать участие только его члены.
4.2.3. Основные функции программного комитета:
Программный комитет готовит:
- обоснования основных целей стратегического плана и главных стратегических направлений устойчивого развития города для утверждения общественным советом;
- сводный текст стратегического плана для утверждения общественным советом;
- оценку содержания частных стратегий разработанными тематическими комиссиями и отдельных предложений, поступающих в адрес разработчиков стратегического плана;
- предложения о корректировке или разработке нового стратегического плана для общественного совета.
4.2.4. Решения программного комитета принимаются на заседаниях квалифицированным большинством от числа членов программного комитета, присутствующих на заседании. Заседание считается правомочным при участии более двух третей списочного состава программного комитета.
4.2.5. Руководит работой программного комитета председатель общественного совета.
Руководитель программного комитета назначает своего заместителя из числа членов комитета.
4.2.6. Программный комитет разрабатывает и утверждает план своей деятельности. Заседания программного комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Не позднее, чем за пять дней до очередного заседания, члены программного комитета получают уточненную повестку дня и материалы по выносимым на обсуждение вопросам. По каждому вопросу, выносимому на обсуждение, назначаются два члена программного комитета, которые предварительно готовят заключение по обсуждаемому вопросу. Для рассмотрения отдельных проблем на заседания программного комитета могут приглашаться эксперты, не являющиеся его членами.
На рассмотрение программного комитета выносятся вопросы и материалы, подготовленные его членами или приглашенными экспертами, предложения тематических комиссий, а также материалы, раскрывающие состояние и перспективы стратегических направлений устойчивого развития города по результатам исследований и разработок научно-аналитического и программно-проектного центра стратегического планирования устойчивого развития города.
При необходимости программным комитетом рассматриваются вопросы, предусматривающие защиту авторских прав исследователей и разработчиков, предоставляющих свои материалы комитету.
4.3. Тематические комиссии по стратегическим направлениям и
отдельным проблемам устойчивого развития города Новосибирска
4.3.1. Тематические комиссии по стратегическим направлениям и отдельным проблемам устойчивого развития города Новосибирска (далее - тематические комиссии) создаются с целью глубокой проработки основных стратегических направлений и отдельных проблем устойчивого развития города Новосибирска.
В задачи тематической комиссии входят:
- подготовка аналитических материалов для выявления основных проблем и приоритетов развития города по тематике комиссии;
- непосредственная разработка, обсуждение и согласование целей, задач и мероприятий стратегического плана;
- представление подготовленного раздела стратегического плана (частной стратегии) на обсуждение программному комитету, а затем общественному совету.
4.3.2. Тематические комиссии образуются из представителей заинтересованных организаций. Рекомендуемая численность тематической комиссии - от 10 до 30 человек. Формированием состава тематических комиссий занимаются ее руководители.
Тематическую комиссию возглавляет председатель - руководитель одной из заинтересованных организаций города и, как правило, член общественного совета. За каждой тематической комиссией закреплено структурное подразделение мэрии, оказывающее содействие председателю тематической комиссии. Руководитель этого подразделения несет ответственность за обеспечение нормальных условий работы тематической комиссии. По решению председателя тематической комиссии может быть назначен секретарь комиссии, обеспечивающий информирование, размножение материалов, техническую подготовку заседаний.
4.3.3. Рекомендации по организации работы тематической комиссии.
Тематические комиссии организуют свою работу самостоятельно.
В тематических комиссиях могут быть сформированы подкомиссии по отдельным темам.
На первом или втором заседании тематической комиссии определяется состав редакционной группы (1-3 человека). Задача группы - готовить проекты и окончательные версии текстов для стратегического плана на основе предшествующих наработок, представленных членами тематических комиссий, дополнительных исследований и результатов обсуждений на заседаниях тематических комиссий.
Редакционная группа работает с отдельными членами тематической комиссии, собирая и анализируя поступающие предложения.
Общие заседания тематической комиссии проводятся для обсуждения и утверждения подготовленных редакционной группой текстов.
4.4. Постоянно действующий научно-методический семинар при
программном комитете общественного совета по стратегическим проблемам
устойчивого развития города Новосибирска
4.4.1. Постоянно действующий научно-методический семинар при программном комитете общественного совета по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска (далее - научно-методический семинар) создается в целях повышения обоснованности и методологического единства разработки стратегического плана.
Задачами научно-методического семинара являются:
- предварительное научное обсуждение основных материалов, выносимых на рассмотрение программного комитета и общественного совета;
- обмен идеями и выработка методических подходов к разработке стратегического плана и его отдельных частей.
4.4.2. Постоянными членами научно-методического семинара являются члены программного комитета, председатели и члены тематических комиссий, руководители структурных подразделений мэрии, участвующие в разработке стратегического плана, сотрудники стратегического центра.
Приглашенными членами научно-методического семинара являются ведущие ученые и специалисты города по проблемам, выносимым на обсуждение текущего заседания научно-методического семинара, а также слушатели постоянно действующего научно-практического семинара мэрии для молодежи "Перспективы развития города Новосибирска: проблемы и решения". Список приглашаемых на заседание определяется методическим бюро семинара.
Руководство работой научно-методического семинара обеспечивает председатель семинара. Председателем научно-методического семинара является директор департамента перспективного развития города и инвестиционной политики.
Председатель научно-методического семинара формирует методическое бюро и назначает ученого секретаря семинара.
4.4.3. Заседания научно-методического семинара проходят в мэрии (Красный проспект,34), как правило, раз в две недели, по четвергам в 15.00 час.
Заседания являются открытыми.
4.5. Постоянно действующий научно-практический семинар мэрии
для молодежи "Перспективы развития города Новосибирска:
проблемы и решения"
4.5.1. Постоянно действующий научно-практический семинар мэрии для молодежи "Перспективы развития города Новосибирска: проблемы и решения" (далее - семинар для молодежи) организуется с целью привлечения творчески активной молодежи города Новосибирска к обсуждению и решению текущих проблем и перспектив устойчивого развития города и его отдельных комплексов.
4.5.2. В качестве докладчиков на семинаре для молодежи по определенным темам выступают ученые и специалисты, деятели культуры и искусства, руководители предприятий и организаций, департаментов, управлений и комитетов мэрии, а также слушатели и участники семинара.
4.5.3. Постоянную аудиторию семинара для молодежи составляют студенты вузов города, молодые специалисты, проявляющие интерес к решению творческих задач и общественной деятельности во благо жителей города. Набор слушателей семинара для молодежи производится на основе рекомендаций ректоров вузов, руководителей организаций.
Слушатели участвуют в работе семинара для молодежи в течение всего периода его работы в 2000 году. Аудитория семинара для молодежи разбивается на группы, в которых выбираются координаторы, ведущие журналы учета посещений и помогающие организовать работу слушателей при использовании активных форм рассмотрения проблем. Среди слушателей семинара для молодежи организуются конкурсы на лучшую идею, лучший реферат, лучшую разработку проблемы, проводятся деловые игры. Слушатели, проявившие в процессе работы семинара для молодежи творческие и лидерские способности, высокую деловую активность, могут быть привлечены к разработке стратегического плана и им может быть оказано содействие в их дальнейшем трудоустройстве.
4.5.4. На семинаре для молодежи рассматриваются проблемы устойчивого развития города в следующих направлениях:
- социальная сфера города (демографическая ситуация, здоровье жителей, физическая культура и спорт, занятость, образование, молодежная политика, жилье в городе Новосибирске, социальная защита населения, программа повышения качества жизни в городе);
- экономика города (градообразующие и градообслуживающие функции города, недвижимость, земельные отношения, инвестиционная политика, промышленное производство, оптовая и розничная торговля, транспортный узел, внешнеэкономическая деятельность, финансовая инфраструктура, маркетинг города);
- городское хозяйство (развитие территории города Новосибирска, градостроительный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетический комплекс города, водоснабжение и канализация, дорожно-мостовое хозяйство, городской пассажирский транспорт, телекоммуникационный комплекс, экологическая инфраструктура города);
- наука, культура и искусство города Новосибирска (научно-исследовательский потенциал города, инновационная политика, архитектурный облик города, театрально-концертная деятельность, музыкальная культура, изобразительное искусство, духовная жизнь в городе, мифология города Новосибирска);
- город Новосибирск в системе межрегиональных и международных связей;
- исторический опыт города Новосибирска в прошлом и перспективы развития города в ХХI веке.
4.5.5. Руководство работой семинара для молодежи осуществляет общественный совет. Для повышения эффективности обучения, работа семинара для молодежи сопровождается поддержкой психолога.
4.6. Научно-аналитический и программно-проектный центр
стратегического планирования устойчивого развития города
(стратегический центр)
4.6.1. Научно-аналитический и программно-проектный центр стратегического планирования устойчивого развития города (далее - стратегический центр) создается для общей координации, анализа и обобщения материалов, научного, методического, технологического и организационного обеспечения разработки стратегического плана.
4.6.2. Задачами стратегического центра являются:
- общее научно-методическое руководство разработкой стратегического плана;
- привлечение к работе над стратегическим планом ведущих ученых и специалистов города и области;
- аналитические исследования проблем города;
- разработка на основе современных системных технологий стратегических планов и программ развития города и городских комплексов;
- обеспечение координации разработки стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска и других планов и программ мэрии;
- организация информационных процессов, связанных со стратегическим планированием и управлением развития города;
- организация взаимодействия со средствами массовой информации при освещении работы над стратегическим планом;
- разработка и ведение сайтов стратегического плана в сети "Интернет";
- подготовка к изданию материалов по стратегическому планированию устойчивого развития города.
4.6.3. Стратегический центр создается для разработки стратегического плана из специалистов по системному анализу научного коллектива Новосибирского института информатики и регионального управления (НИИРУ) с привлечением ведущих ученых и специалистов города для решения задач по проблематике стратегического плана. Стратегический центр взаимодействует со всеми департаментами, управлениями и комитетами мэрии, которые оказывают ему содействие в выполнении основных функций.
Начальник отдела
распорядительных документов |
М.Б.Барбышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.