Письмо Минфина России от 10 августа 2015 г. N 06-04-03/01/46109
В настоящее время в Министерстве финансов Российской Федерации в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева прорабатывается инициатива Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова по вопросу расширения источников доходов бюджетов муниципальных образований в целях повышения уровня их вовлечения в деятельность по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет установления дополнительных отчислений в бюджеты муниципальных образований по всем налоговым поступлениям, уплачиваемым субъектами малого и среднего предпринимательства, в размере 75% прироста объема таких платежей в отчетном периоде.
Учитывая, что реализация указанной инициативы предлагается к внедрению на всей территории Российской Федерации, начиная с 4-х пилотных регионов, и затрагивает интересы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, просим в срок до 19 августа 2015 г. направить в Министерство финансов Российской Федерации обоснованную позицию по данному вопросу, подписанную руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, включающую оценку предлагаемой методики расчета прироста налоговых отчислений, целесообразности использования ее для повышения вовлеченности органов местного самоуправления в деятельность по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства, а также оценку влияния инициативы на сбалансированность региональных и местных бюджетов.
Приложение: на 8 л.
|
Л.В. Горнин |
Предложения Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова по вопросу о расширения источников дохода бюджетов муниципальных образований в целях повышения уровня их вовлеченности в деятельность по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет установления дополнительных отчислений в бюджеты муниципальных образований по всем налоговым поступлениям, уплачиваемым субъектами малого и среднего предпринимательства, в размере 75% прироста объема таких платежей в отчетном периоде
I. Методология расчета
Внедрение системы мотивации муниципалитетов в зависимости от темпов развития сектора МСП
Наличие и реализация региональных и муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса, на практике не всегда предопределяет устойчивое развитие сектора МСП в регионах. Одной из причин сложившейся ситуации является незаинтересованность местных властей в адекватной отдаче от вложения бюджетных средств, а так же низкое качество муниципальных услуг оказываемых субъектам МСП.
Решением данной проблемы может стать разработка и внедрение системы мотивации муниципалитетов в зависимости от темпов социально-экономического развития муниципального образования. Система мотивации предполагает расширение источников дохода бюджетов муниципальных образований за счет установления дополнительных отчислений в бюджеты муниципальных образований по всем налоговым поступлениям, уплачиваемым субъектами малого и среднего предпринимательства, в размере 75% от прироста объема таких платежей в отчетном периоде по отношению к прошлому году.
Результатом внедрения системы мотивации муниципалитетов станет:
- пополнение муниципальных бюджетов с помощью экономически обоснованной и прозрачной системы мотивации;
- повышение уровня вовлеченности муниципальных образований в деятельность по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса, уровня заинтересованности в развитии МСП.
Алгоритм расчета объема прироста налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства
В настоящее время Экспертным центром при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, совместно с ФНС России и Минэкономразвития России, разработаны предложения по методике расчета.
Алгоритм расчета объема прироста налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства предполагает:
А. Формирование перечня субъектов МСП по категориям
1. Разделение субъектов МСП на категории осуществляется на основании двух критериев - объем доходов и среднесписочная численность работников:
- микропредприятия (доход до 120 млн. руб.; численность до 15 чел.);
- малые предприятия (доход до 800 млн. руб.; численность 16-100 чел.);
- средние предприятия (доход до 2 млрд. руб.; численность от 101 до 250 чел.).
2. Объем доходов определяется на основе данных налоговой отчетности, предоставляемой налогоплательщиками (юридическими лицами и ИП на общем режиме налогообложения и УСН) в налоговые органы.
3. Численность занятых определяется на основе сведений о среднесписочной численности работников (при наличии представленной в налоговый орган информации).
4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению критерием.
5. Перечень субъектов МСП формируется по данным налоговых деклараций за соответствующий налоговый период (за 2011, 2012, 2013 годы).
6. Обязательные реквизиты перечня субъектов МСП по категориям: ИНН, наименование организации/ИП, доход за год (в млн. руб.), среднесписочная численность (чел.). При этом среднесписочная численность заполняется при наличии информации.
7. Общее количество субъектов МСП определяется (в целом по субъекту РФ и в разрезе муниципальных районов и городских округов):
- без учета неотчитывающихся организаций и ИП;
- без учета налогоплательщиков, предоставляющих нулевые декларации;
- без учета участников КГН;
- без учета плательщиков ЕНВД, ЕСХН и патентной системы налогообложения.
В. Формирование информации о поступлении налогов
1. Объем поступлений в бюджетную систему (с учетом пени, штрафов, погашения задолженности, поступлений по контрольной работе, уточненных деклараций за предшествующие периоды и возвратов) определяется по субъекту РФ в целом и в разрезе ОКТМО с разбивкой по категориям МСП за 2012, 2013 и 2014 годы по налогам, в разрезе отдельных КБК:
- по налогу на прибыль;
- по акцизам на бензин и дизтопливо;
- УСН;
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог организаций;
- налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых;
- налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых);
- сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.
2. Информация об объемах поступлений по видам налогов за 2012-2014 годы агрегируется по перечню субъектов МСП, сформированному по данным налоговых деклараций за предшествующий налоговый период.
С. Формирование информации об объеме прироста налоговых поступлений от субъектов МСП
1. Объем прироста налоговых поступлений от субъектов МСП определяется на основе данных об объемах поступлений по видам налогов за расчетный и предшествующий расчетному годы.
2. Информация об объемах прироста налоговых поступлений от субъектов МСП в 2013 и 2014 гг. формируется по субъекту РФ в целом и в разрезе ОКТМО с разбивкой по категориям МСП.
3. Информация об объемах прироста налоговых поступлений от субъектов МСП в разрезе муниципальных районов и городских округов формируется ФНС.
Цикл процесса получения муниципалитетом премии за прирост налоговых поступлений в бюджетную систему:
В рамках отработки методики на примере пилотных регионов и в дальнейшем расчетные данные, полученные от ФНС, будут дополняться:
- качественным анализом причин, вследствие которых, сформировался прирост/сокращение налоговых поступлений (проводит сам субъект РФ);
- оценкой эффективности работы муниципалитетов в соответствии с методикой АСИ;
- данными по налоговым поступлениям от патентов и специальных режимов налогообложения.
Решение о начислении муниципалитету премии от прироста налоговых поступлений от субъектов МСП будет принимать субъект РФ (исходя из полученных данных ФНС, а так же качественного анализа).
II. Основные результаты работы, проведенной ФНС России
К настоящему времени выполнены расчеты по пилотным регионам на основе предоставленных ФНС России данных об объеме налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты в 2011-2013 гг.
Также проработана правовая схема, содержащая сведения об изменениях, которые необходимо внести в систему межбюджетных отношений.
Расчет прироста налоговых поступлений за период 2012-2013 гг., а также величины премии за прирост (в размере 75% от прироста налоговых поступлений) был проведен по Республике Саха (Якутия) (36 муниципальных районов), Самарской, Калужской и Ульяновской областям (37, 26 и 24 муниципальных районов соответственно). Расчет произведен в целом по региону и в разрезе муниципальных районов и городских округов, по категориям субъектов МСП: средним, малым и микропредприятиям.
Основные показатели по пилотным регионам за 2013 год
млн. руб. | ||||||||
Наименование, субъекта РФ |
Налоговые поступления за 2013 год |
Изменение (прирост/снижение) объема налоговых поступлений в 2013 году по отношению к 2012 году |
||||||
Всего по МСП |
|
в том числе |
|
Всего по МСП |
в том числе |
|||
Микропредприятия |
Малые предприятия |
Средние предприятия |
Микро предприятия |
Малые предприятия |
Средние предприятия |
|||
Самарская область |
12 366 |
4 329 |
5 191 |
2 845 |
914 |
319 |
243 |
351 |
Республика Саха (Якутия) |
5 247 |
1 704 |
1 879 |
1 664 |
655 |
-71 |
37 |
689 |
Калужская область |
4 468 |
1 806 |
1 822 |
841 |
-244 |
212 |
-165 |
-291 |
Ульяновская область |
2 852 |
1 205 |
1 269 |
378 |
247 |
77 |
188 |
-18 |
Рейтинг муниципальных образований пилотных регионов по объему налоговых поступлений за 2013 год
Самарская область
млн. руб. | |||||
Наименование муниципального образования субъекта РФ |
Объем налоговых поступлений в 2013 году |
Премия за прирост в 2012 году по МСП в целом |
Премия за прирост в 2012 году по категориям МСП |
Премия за прирост в 2013 году по МСП в целом |
Премия за прирост в 2013 году по категориям МСП |
Самара |
7 010,4 |
802,1 |
802,1 |
253,3 |
253,3 |
Тольятти |
2 570,3 |
128,5 |
144,4 |
97,4 |
97,4 |
Сызрань |
482,6 |
38,7 |
38,7 |
82,2 |
82,2 |
Волжский муниципальный район |
445,7 |
24,3 |
51,7 |
30,6 |
53,2 |
Новокуйбышевск |
322,1 |
16,7 |
25,3 |
10,5 |
14,5 |
Красноярский муниципальный район |
307,7 |
41,6 |
65,9 |
68,1 |
68,2 |
Ставропольский муниципальный район |
201,4 |
20,9 |
23,2 |
40,3 |
45,7 |
Кинель |
118,0 |
47,6 |
47,6 |
0,0 |
8,1 |
Чапаевск |
97,7 |
0,0 |
23,1 |
0,0 |
6,9 |
Сергиевский муниципальный район |
94,6 |
4,1 |
15,1 |
23,2 |
23,2 |
Кинельский муниципальный район |
90,8 |
0,0 |
34,3 |
16,1 |
20,4 |
Отрадный |
86,1 |
12,7 |
12,7 |
8,1 |
8,1 |
Жигулевск |
80,1 |
0,3 |
5,6 |
7,7 |
16,1 |
Кошкинский муниципальный район |
51,2 |
4,9 |
6,0 |
11,3 |
12,1 |
Нефтегорский муниципальный район |
45,6 |
3,4 |
3,4 |
10,9 |
12,6 |
Безенчукский муниципальный район |
43,1 |
7,9 |
7,9 |
2,2 |
4,1 |
Большечерниговский муниципальный район |
37,4 |
0,4 |
7,7 |
5,6 |
5,7 |
Похвистнево |
33,3 |
0,0 |
0,0 |
7,5 |
7,5 |
Кинель-Черкасский муниципальный район |
32,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4,1 |
Сызранский муниципальный район |
31,6 |
52,3 |
63,9 |
26,9 |
26,9 |
Пестравский муниципальный район |
30,8 |
2,4 |
3,8 |
3,6 |
3,9 |
Большеглушицкий муниципальный район |
18,9 |
0,0 |
1,3 |
4,6 |
5,7 |
Октябрьск |
15,8 |
0,0 |
0,4 |
3,9 |
3,9 |
Борский муниципальный район |
12,8 |
0,0 |
0,1 |
1,5 |
1,5 |
Богатовский муниципальный район |
10,1 |
2,1 |
2,1 |
0,1 |
1,7 |
Красноармейский муниципальный район |
9,6 |
4,5 |
4,5 |
0,0 |
1,6 |
Клявлинский муниципальный район |
9,2 |
22,2 |
23,3 |
0,0 |
2,9 |
Камышлинский муниципальный район |
8,8 |
0,0 |
0,0 |
4,1 |
4,4 |
Похвистневский муниципальный район |
8,6 |
0,0 |
0,9 |
0,0 |
0,0 |
Елховский муниципальный район |
8,3 |
0,0 |
1,9 |
3,9 |
3,9 |
Шигонский муниципальный район |
8,3 |
0,3 |
1,0 |
од# |
0,9 |
Исаклинский муниципальный район |
7,9 |
0,0 |
0,0 |
1,0 |
2,3 |
Шенталинский муниципальный район |
7,7 |
0,0 |
0,5 |
0,0 |
0,0 |
Алексеевский муниципальный район |
7,5 |
0,0 |
од# |
1,6 |
1,8 |
Приволжский муниципальный район |
7,4 |
2,8 |
2,8 |
0,0 |
0,3 |
Челно-Вершинский муниципальный район |
6,2 |
0,0 |
0,0 |
0,9 |
0,9 |
Хворостянский муниципальный район |
6,0 |
0,0 |
0,5 |
0,2 |
0,5 |
ИТОГО |
12 366,2 |
1 240,8 |
1 422,0 |
727,4 |
806,4 |
Республика Саха (Якутия)
млн. руб. | |||||
Наименование муниципального образования субъекта РФ |
Объем налоговых поступлений в 2013 году |
Премия за прирост в 2012 году по МСП в целом |
Премия за прирост в 2012 году по категориям МСП |
Премия за прирост в 2013 году по МСП в целом |
Премия за прирост в 2013 году по категориям МСП |
город Якутск |
2 492,2 |
135,3 |
207,0 |
83,2 |
211,5 |
Оймяконский муниципальный район |
974,2 |
124,9 |
164,4 |
360,2 |
378,5 |
Алданский муниципальный район |
348,0 |
13,6 |
34,4 |
114,6 |
118,5 |
Нерюнгринский муниципальный район |
310,3 |
0,0 |
7,6 |
0,0 |
31,4 |
Мирнинский муниципальный район |
249,8 |
18,8 |
39,0 |
0,0 |
7,1 |
Усть-Майский муниципальный район |
215,9 |
0,0 |
0,0 |
79,2 |
93,8 |
Ленский муниципальный район |
109,0 |
11,5 |
12,0 |
2,1 |
11,2 |
Хангаласский муниципальный район |
58,5 |
4,4 |
15,7 |
0,0 |
2,5 |
Олекминский муниципальный район |
49,9 |
2,5 |
3,0 |
12,5 |
12,5 |
Сунтарский муниципальный район |
41,8 |
зд# |
3,2 |
5,3 |
5,3 |
Нюрбинский муниципальный район |
41,8 |
0,0 |
2,9 |
6,9 |
6,9 |
Мегино-Кангаласский муниципальный район |
36,8 |
3,3 |
3,4 |
1,9 |
9,4 |
Томпонский муниципальный район |
36,3 |
115,0 |
115,0 |
0,0 |
0,6 |
Верхоянский муниципальный район |
34,1 |
0,0 |
1,0 |
7,8 |
7,8 |
Вилюйский муниципальный район |
26,3 |
3,0 |
3,4 |
1,0 |
2,5 |
Амгинский муниципальный район |
22,8 |
9,4 |
9,4 |
0,0 |
6,1 |
Горный муниципальный район |
20,3 |
0,0 |
1,2 |
1,3 |
2,6 |
Таттинский муниципальный район |
20,0 |
0,0 |
3,6 |
0,3 |
0,6 |
Чурапчинский муниципальный район |
17,2 |
3,8 |
7,7 |
0,0 |
0,0 |
Намский муниципальный район |
17,1 |
4,8 |
6,7 |
0,0 |
1,1 |
Момский муниципальный район |
16,1 |
7,2 |
7,2 |
0,0 |
0,0 |
Кобяйский муниципальный район |
16,0 |
4,8 |
4,8 |
1,2 |
1,7 |
Усть-Янский муниципальный район |
15,8 |
0,0 |
1,3 |
0,0 |
1,5 |
Верхневилюйский муниципальный район |
13,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1,6 |
Усть- Алданский муниципальный район |
10,5 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,2 |
Среднеколымский муниципальный район |
9,2 |
1,9 |
1,9 |
0,1 |
3,2 |
Верхнеколымский муниципальный район |
8,2 |
0,0 |
3,7 |
0,0 |
0,0 |
Нижнеколымский муниципальный район |
7,5 |
0,0 |
0,2 |
3,2 |
3,2 |
Жатай |
6,7 |
2,2 |
2,2 |
0,0 |
0,0 |
Булунский муниципальный район |
6,6 |
1,4 |
1,5 |
0,0 |
0,2 |
Оленёкский муниципальный район |
5,8 |
4,2 |
4,2 |
0,0 |
1,1 |
Абыйский муниципальный район |
2,7 |
0,8 |
0,8 |
0,0 |
0,2 |
Аллаиховский муниципальный район |
2,3 |
0,2 |
0,2 |
1,3 |
1,3 |
Жиганский муниципальный район |
2,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,6 |
Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) муниципальный район |
1,0 |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Эвено-Бытантайский национальный муниципальный район |
0,6 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
ИТОГО |
5 246,9 |
476,3 |
668,9 |
682,2 |
924,7 |
Калужская область
млн. руб. | |||||
Наименование муниципального образования субъекта РФ |
Объем налоговых поступлений в 2013 году |
Премия за прирост в 2012 году по МСП в целом |
Премия за прирост в 2012 году по категориям МСП |
Премия за прирост в 2013 году по МСП в целом |
Премия за прирост в 2013 году по категориям МСП |
город Калуга |
1 848,3 |
90,5 |
112,3 |
37,2 |
70,4 |
город Обнинск |
1 065,1 |
52,8 |
74,3 |
0,0 |
26,5 |
Боровский муниципальный район |
528,6 |
93,9 |
93,9 |
0,0 |
98,7 |
Малоярославецкий муниципальный район |
292,6 |
15,8 |
17,8 |
0,0 |
14,7 |
Дзержинский муниципальный район |
171,2 |
0,0 |
59,4 |
0,0 |
1,4 |
Жуковский муниципальный район |
126,5 |
0,0 |
0,0 |
3,6 |
7,5 |
Бабынинский муниципальный район |
62,8 |
13,0 |
18,9 |
0,0 |
6,3 |
Людиновский муниципальный район |
60,9 |
0,0 |
0,3 |
11,4 |
11,4 |
Кировский муниципальный район |
53,4 |
10,0 |
10,0 |
3,0 |
3,3 |
Козельский муниципальный район |
52,1 |
9,5 |
9,5 |
0,0 |
8,5 |
Думиничский муниципальный район |
33,2 |
3,8 |
8,8 |
0,0 |
3,7 |
Сухиничский муниципальный район |
27,3 |
0,0 |
1,1 |
3,3 |
3,3 |
Тарусский муниципальный район |
22,8 |
0,0 |
0,8 |
0,0 |
2,1 |
Перемышльский муниципальный район |
19,0 |
0,0 |
1,0 |
7,0 |
7,3 |
Мосальский муниципальный район |
14,6 |
1,5 |
1,5 |
4,3 |
4,3 |
Хвастовичский муниципальный район |
14,2 |
2,1 |
4,5 |
0,0 |
1,4 |
Медынский муниципальный район |
13,6 |
1,6 |
1,9 |
0,6 |
0,6 |
Юхновский муниципальный район |
10,3 |
0,0 |
0,4 |
1,2 |
1,2 |
Спас-Деменский муниципальный район |
10,2 |
1,0 |
1,0 |
0,0 |
1,6 |
Ферзиковский муниципальный район |
8,5 |
0,4 |
0,8 |
0,0 |
0,0 |
Жиздринский муниципальный район |
7,2 |
0,0 |
0,2 |
0,9 |
0,9 |
Износковский муниципальный район |
7,2 |
1,7 |
2,1 |
1,1 |
2,8 |
Барятинский муниципальный район |
6,9 |
0,0 |
0,8 |
0,4 |
1,4 |
Мещовский муниципальный район |
6,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Ульяновский муниципальный район |
3,2 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
1,2 |
Куйбышевский муниципальный район |
2,1 |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
ИТОГО |
4 468,5 |
297,9 |
421,6 |
74,2 |
280,8 |
Ульяновская область
млн. руб. | |||||
Наименование муниципального образования субъекта РФ |
Объем налоговых поступлений в 2013 году |
Премия за прирост в 2012 году по МСП в целом |
Премия за прирост в 2012 году по категориям МСП |
Премия за прирост в 2013 году по МСП в целом |
Премия за прирост в 2013 году по категориям МСП |
город Ульяновск |
2 058,7 |
146,4 |
162,7 |
113,7 |
143,1 |
город Димитровград |
330,4 |
44,8 |
54,9 |
40,5 |
40,5 |
Новоспасский муниципальный район |
47,6 |
9,0 |
9,0 |
7,6 |
12,6 |
Сенгилеевский муниципальный район |
45,4 |
0,3 |
5,9 |
17,1 |
17,6 |
город Новоульяновск |
41,7 |
0,0 |
0,5 |
2,5 |
2,7 |
Инзенский муниципальный район |
40,1 |
0,7 |
0,7 |
13,7 |
13,7 |
Барышский муниципальный район |
35,6 |
1,6 |
1,9 |
1,3 |
2,2 |
Ульяновский муниципальный район |
33,7 |
6,7 |
14,4 |
0,0 |
од# |
Чердаклинский муниципальный район |
32,7 |
0,0 |
0,6 |
3,7 |
5,5 |
Кузоватовский муниципальный район |
27,2 |
1,1 |
2,0 |
7,5 |
7,5 |
Майнский муниципальный район |
19,5 |
3,1 |
3,3 |
0,0 |
0,8 |
Сурский муниципальный район |
17,7 |
6,9 |
8,0 |
0,0 |
0,7 |
Мелекесский муниципальный район |
17,7 |
0,0 |
3,1 |
0,0 |
1,3 |
Цильнинский муниципальный район |
17,6 |
6,2 |
7,0 |
0,0 |
3,1 |
Старомайнский муниципальный район |
14,9 |
0,7 |
0,9 |
0,0 |
0,8 |
Вешкаймский муниципальный район |
13,0 |
0,0 |
2,6 |
0,0 |
0,5 |
Тереньгульский муниципальный район |
11,1 |
0,0 |
0,0 |
0,4 |
1,2 |
Карсунский муниципальный район |
10,8 |
0,0 |
0,2 |
1,5 |
1,6 |
Николаевский муниципальный район |
10,5 |
0,0 |
0,0 |
0,6 |
0,6 |
Новомалыклинский муниципальный район |
9,2 |
1,0 |
1,1 |
0,2 |
0,8 |
Павловский муниципальный район |
6,1 |
0,0 |
0,0 |
0,7 |
1,0 |
Радищевский муниципальный район |
4,4 |
0,0 |
0,4 |
0,0 |
0,4 |
Старокулаткинский муниципальный район |
3,8 |
2,3 |
2,7 |
0,0 |
1,5 |
Базарносызганский муниципальный район |
2,5 |
0,0 |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
ИТОГО |
2 851,9 |
230,9 |
282,5 |
211,1 |
259,5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 10 августа 2015 г. N 06-04-03/01/46109
Текст письма официально опубликован не был